Проект программы «Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной ориентации учащихся в условиях компетентностного подхода» Ряснянская Наталья Ивановна
Актуальность: В условиях быстро меняющейся структуры российской экономики, а следовательно, и профессионально-квалификационной структуры рабочей силы стремительно меняются требования рынка труда к объему и содержанию знаний, навыков и профессиональных компетенций выпускников образовательных учреждений. Поэтому решение проблемы целенаправленной профориентационной работы среди школьников, является одной из основных в современной школе.
Состав участников проблемной группы: 1. Голуб Н.А. 2. Майлибаева Н.К. 3. Набиулина И.З. 4. Фарважева О.Г.
1 этап – начальная школа : пропедевтический курс профориентационной работы Формирование положительного отношения к труду Формирование общих представлений о современных профессиях Развитие базовых общетрудовых компетентностей (потребность в творчестве, самоконтроль, ответственность, работа в коллективе, социальная полезность)
Методы и формы работы: Включение профориентационной информации в содержание предметов В рамках образовательной области «Технология» (в т.ч. ИКТ) Экскурсии Игровые и тренинговые занятия Детско-родительские творческие проекты Внеурочная деятельность Создание коллективного портфолио (портфолио профессий), Профильные смены пришкольных лагерей
2 этап – 5-7 классы- формирование информационной и операциональной основы профессионального самоопределения
Профориентационная работа находит свое продолжение через : деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия, проектную деятельность, портфолио личностного роста ученика
3 этап классы предпрофильная подготовка Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии
Формы и методы: включение модуля «Моя профессиональная карьера» в предмете «Технология» профориентационные творческие конкурсы информирование о группах профессий, в которых используются ЗУН, приобретаемые в образовательном процессе профориентационная диагностика и тренинги портфолио компетентности
4 этап – классы В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей
Формы и методы: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда, создание профессиограммы,, в которых отражены психофизические особенности профессий, расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях.
Структура деятельности членов педагогического коллектива по реализации задач профориентации Координатор профориентационной работы в школе Классный руководитель Учителя-предметники Педагог-библиотекарь Социальный педагог Педагог-психолог Медицинский работник
Спасибо за внимание