Работа с одаренными детьми Психолого-педагогический семинар Часть 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цели: Определить общие методологические и психолого- педагогические позиции коллектива школы в работе с одаренными детьми. Выработать систему работы с.
Advertisements

Содержание, методы и формы работы с одарёнными детьми Открытия начинаются там, где кончается знание учителя и начинается знание ученика. К.А. Федин.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Методы и приёмы развития познавательной мотивации обучающихся В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие- нибудь.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Выполнила: Горбунова В. А., учитель русского языка и литературы.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОДАРЁННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
« Выявление одарённых детей и особенности работы с ними» Подготовила Вахитова М.И
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Одарённость детей: реалии, проблемы, перспективы. Закрытый талант не становится кладом! Валерий Афонченко.
Готовность учителя к работе с одаренными детьми Дьяконова Г.Н.,заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 14 г.Яровое Алтайского края 20 Февраля 2012года Школьный.
Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
Семинар заместителей директоров по учебной работе Тема: «Развитие ведущих учебных умений в условиях личностно- ориентированного обучения через использование.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Основная проблема, решаемая учителем Воспитание не «эрудита»,а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца» Инновационный процесс обучения включает:
Транксрипт:

Работа с одаренными детьми Психолого-педагогический семинар Часть 2.

План проведения 1. Подходы к работе с одаренными детьми. 2. Рекомендации по работе с одаренными детьми. 3. Типология трудностей обучения одаренного ребенка в школе. 4. Стратегии обучения одаренных детей. 5. Формы и методы работы.

Одаренный ребенок Все дети разные от природы. Один и тот же ребенок по-разному ведет себя в разной обстановке, с разными людьми, у разных учителей. Индивидуальность проявляется в темпераменте, характере, проявлении эмоций, в интересах, склонностях и т.п. Гении в природе рождаются редко. Но талантливых детей достаточно. Бесталанных людей не бывает. Все дети рождаются со своими природными задатками и возможностями. Перед педагогом стоит задача раскрыть природные способности ребенка, помочь ему познать мир своим путем.

« В человеке заключено много задатков и наша задача – развивать природные способности и раскрыть свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения». И. Кант

Подходы к работе с одаренными детьми Первый учитель способен вовремя заметить и поддержать одаренного ребенка, помочь родителям в выборе правильной позиции, чтобы ребенок не утратил способность и мотивацию к развитию и совершенствованию своего дара. Этому может служить проблемно- ориентированное обучение, поскольку проблема является началом развития. Какие формы обучения приемлемы для работы с одаренными детьми ? Технология деятельностного подхода Технология деятельностного подхода – формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

умение преодолевать трудности Родители и учителя радуются, когда одаренные дети не испытывают серьезных проблем во время учебы. Но часто именно в этом и кроется причина их будущих неудач во взрослой жизни, так как познавательная деятельность таких ребят чаще всего происходит в достаточно комфортных условиях. У ребенка развивается ум, способности, но при этом недостаточно формируется умение преодолевать трудности. Одаренные дети испытывают, как правило, огромную радость от самого процесса познания, школьного обучения. Однако замечено, что все они испытывают дискомфорт, когда им предлагают найти оригинальное решение какой-либо задачи. Именно в условиях познавательного стресса, спроектированного учителем на уроке, «работают» познавательные интересы, могут совершенствоваться умственные и любые другие способности человека. С другой стороны, для развития одаренных детей характерен и дистресс.

Дистресс – стресс, возникший от переживания самого стресса: подчас пассивное переживание, обида на себя (другой смог выполнить задание, а я – нет) создает стремление быстрее разрешить кризисную ситуацию или «уйти» от нее. ситуациях повышенной трудности и (или) временной неудачи Создание условий, которые предполагают формирование и развитие у школьников способностей активно действовать в ситуациях повышенной трудности и (или) временной неудачи приводит к тому, что у них возникает потребность в преодолении трудностей. И в этом немаловажную роль играет технология деятельного подхода, применяемая учителями не только на уроках, но и на внеурочных занятиях при подготовке к олимпиадам и конференциям. Поставленная перед ребенком проблема вызывает у него стресс: состояние высокой напряженности, тревоги, иногда даже паники и стимулирует активные действия для достижения положительного результата. Удачное преодоление таких кризисов, превратившееся в систему, со временем приводит к формированию определенных личностных качеств, особой жизненной идеологии человека, ведущей к его успешности.

В применении технологии деятельностного подхода, включающего в себя проблемный метод, лежит микрокризис. Выделяют три стадии этого кризиса: 1. Тревога, напряженность состояние дискомфорта. У школьника возникает ситуация дискомфорта, осознание им тех трудностей, на которые надо как-то реагировать, то есть преодолевать. Учитель, имеющий достаточный опыт работы, может увидеть, какой характер (конструктивный или реконструктивный) носит тревога ученика. 2. Реакция на стрессовую ситуацию дискомфорта. Именно на этой стадии школьник либо активно и эффективно реагирует на дискомфортную ситуацию, либо испытывает дистресс, занимая пассивную, пессимистическую позицию, либо, используя защитные реакции «уходит» из ситуации. Тогда кризис становится шагом на пути к разрушению личности. 3. Последствия микро кризиса. Накопление ситуаций позитивного разрушения стресса в жизни одаренного ребенка ведет к появлению и усилению ситуации успеха, у него возникает потребность в постоянном поиске и решении трудных задач. Происходит самоактуализация, как естественное проявление личности, как радость творчества.

Рекомендации по работе с одаренными детьми Прежде всего необходимо психологически настроиться на работу с одаренным учеником, ориентируясь на следующие пожелания: изучите и примите все индивидуальные особенности поведения одаренного ребенка; в одаренного ученика, как правило, высокая самооценка, и иногда может показаться, что она у него неоправданно завышена. Важно осознать, что этому ребенку дано понять и совершить то, что вам, возможно покажется непостижимым.

Уважайте и обсуждайте любую его, даже самую «бредовую» идею; Очень важно спокойное отношение к одаренному ребенку, которое проявляется в действительно заслуженной похвале за успехи и критике за недостатки. Требования к одаренным детям должны соответствовать их умственному интеллекту. Готовясь к занятиям с одаренными детьми, учитель всегда должен помнить о норме нагрузки. Если обучение будет легким, пусть даже информационно интересным, ученик хоть это и странно звучит – быстро устает. Его мозг должен быть в постоянной работе. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе – обязательные составные успешных уроков.

Следите за здоровьем и психологическим состоянием одаренного ученика; не переживайте и не обижайтесь на то, что для некоторых учащихся несмотря на все приложенные усилия, ваш предмет и вы сами не самые любимые. Не ожидайте особой благодарности от одаренного ученика за то, что на него затрачено гораздо больше времени и труда, чем на обычного ребенка. Ведь он принимает это за норму и, скорее всего, не заметит этого. Помните, что жесткие реакции, ощущение внешнего давления – все это не дает полностью раскрыть в творческом процессе эмоциональные возможности и силу воображения одаренных детей.

Типология трудностей обучения одаренного ребенка в школе I тип. Нередко умственно одаренные дети бывают не совсем адекватны. Они с трудом принимают правила школьной жизни. У них своеобразный образ мира, который приводит к неожиданным и подчас неуместным эмоциональным реакциям. Такие дети сложно налаживают контакты со сверстниками. Можно говорить о низком социальном (эмоциональном) интеллекте. Т.е. если где-нибудь прибыло, то в другом месте убыло. Безусловно, обучать таких ребят при классно-урочной системе крайне трудно. Классно-урочная система обучения предполагает некое усреднение темпа работы, достаточно жесткую структуру деятельности. Эта структура задается извне учителем, она должна быть принята учениками. На протяжении всего урока и не только необходим учет всех детей как равноправных соучеников с их индивидуальными особенностями, толерантность в отношении к ним. Для детей с низким социальным интеллектом все это не доступно. Они чаще выучиваются всему сами, по своим таинственным законам, и учебную программу осваивают стихийно. При этом тетради и учебники у них в безобразном состоянии, почерк неразборчивый, строчек и клеточек для них не существует. На уроке своим поведением они создают массу сложностей. Когда их нет в школе, учитель вздыхает с облегчением.

Типология трудностей обучения одаренного ребенка в школе II тип. Дети этого типа встречаются реже. Они обладают не только общими умственными способностями, нормальным социальным интеллектом, т.е. полностью адекватны, но, часто одарены музыкально, имеют высокий творческий потенциал. Они не мешают на уроке, готовы принять школьные правила, искренне стараются быть хорошими учениками. Но творческих людей отличает способность ставить внутренние задачи, т.е. идет активное познание мира, которое увлекает, поглощает. Как только встречается что-либо значимое интересное для ребенка ( а интересно ему очень многое), он увлеченно пытается все глубже и глубже вникнуть в проблему, задает дополнительные уточняющие вопросы, на которые учитель подчас не может ответить без дополнительных справочных материалов. Более того, человечек так увлекается, что не может внутренне перестроиться на реальность урока. Таких «западаний» на уроке происходит несколько. Учитель жалуется родителям на невнимание ребенка как причину возможной неуспешности.

Типология трудностей обучения одаренного ребенка в школе III тип. Умные, способные, вполне адекватные дети, с высоким уровнем произвольности, т.е. умеющие справляться с творческими «западаниями». Они отлично ведут себя на уроке, включены в его содержание, всеми силами пытаются не отвлечься. Но темп работы и интеллектуальная сложность обычного урока не высоки. Для пытливого ума это испытание, как монотонные капли воды из протекающего крана. Против своей воли внимание уплывает, мозг затормаживается, человек «тупеет». Вот механизм, объясняющий феномен снижения интеллектуальных способностей у детей начального школьного возраста. Учитель не может «разорваться», он обязан выучить всех детей, поэтому всегда обеспечивать очень высокую интенсивность урока не имеет права. Поведение одаренного ребенка им воспринимается, как неумение удерживать внимание.

Стратегии обучения одаренных детей 1.«Обогащение» - погружение учащихся в исследовательские проекты, выход за рамки традиционных тем за счет установления связей с другими темами, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей. Так, например, на уроках химии опыты с веществами традиционно рекомендуется проводить в разных пробирках. Но на одном из уроков демонстрируется эксперимент «Семь превращений в одной пробирке», который разрушает все каноны. При чем каждое из превращений сопровождается эффектным признаком химической реакции и множеством вопросов, для ответа на которые приходиться проштудировать не только школьный учебник химии.

Стратегии обучения одаренных детей 2. «Проблематизация» - это стимулирование личностного развития учащихся, при котором фокус учебной деятельности смещается на использование оригинальных объяснений, на пересмотр имеющихся сведений, на поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует росту у школьников интереса к изучению различных областей знаний, а также рефлексивных навыков. При работе с одаренными детьми педагогу важно «подбрасывать» им пищу для дискуссий и не ограничиваться рамками своего предмета. Например предложить обсуждение известной китайской мудрости: «Знание – это пища для готового, приправа для пересыщенного и отрава для неготового.

Стратегии обучения одаренных детей 3. «Ускорение» - изменение скорости обучения, в работе с такими учащимися можно и нужно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета. Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Ускорение Ускорение – основная стратегия обучения детей с высоким умственным потенциалом. Ускорение – наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам. Основные требования: 1. Учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности. 2. Дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане. 3. Необходимо согласие родителей. Формы ускорения: 1. Раннее поступление в школу. 2. Индивидуализация обучения. 3. Занятия в другом классе. 4. Перевод учащихся через класс.

Формы и методы работы Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное продвижение к той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Формы и методы работы Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаются определенным своеобразием. Используются в частности, тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы», во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы или творческих зачетов. Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение получили групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов.

Формы работы с одаренными учащимися: групповые занятия; творческие мастерские; факультативы; кружки по интересам; конкурсы, викторины, проекты; спецкурсы; участие в олимпиадах; занятия в профильных классах; занятия исследовательской деятельностью; научные кружки и общества; ролевые игры; интеллектуальные марафоны.

Основные направления работы I. Диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало. 2. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей. 3. Развитие творческих способностей учащихся. 4. Поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

Методы работы Наиболее предпочтительны: Исследовательский Частично-поисковый Проблемный Проективный А также: Метод свободного выбора Метод развивающего дискомфорта Метод «труднейший первый шаг» Интерактивные методы и др.

1. Проблема Отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия 2. Проблема Недостаток лидерских способностей, настойчивости 3. Проблема Плохие межличностные отношения, недоверие другим 4. Проблема Неумение выполнять рутинные трудоемкие задания 5. Проблема Чувствительность к критике Метод Обучать приемам самостоятельной работы, способам самоконтроля Метод Формировать организаторские умения и постепенно усложнять организаторские задачи Метод Сочетание индивидуальной и групповой работы в классе, создание групп по интересам, временных и постоянных Метод Создание творческой среды, предоставление информации для широкого комплекса ощущений и воображения. Сочетание теоретических и практических заданий, обеспечивающих возможности реализации творческих идей Метод Направленность на развитие критического мышления. Методы педагогической поддержки одаренных детей

На заметку учителю … Современный педагог – это не транслятор знаний, а показывающий дорогу к знаниям, направляющий. В работе с одаренными детьми миссией учителя является необходимость научить видеть парадоксальность суждения, ничего не брать на веру и ничего не отвергать, видеть во всем относительность и критически перерабатывать информацию. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной творческой работе, поэтому важно чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.

Методы психологических воздействий: «Мозговой штурм». 1. «Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются с точки зрения реализации. «Мягкое соревнование» 2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами: групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные; соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.; команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных. Сотрудничество и кооперация 3. Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми. Неоценимая деятельность. 4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А.Сухомлинский

Спасибо за внимание ! Надеюсь, что это было интересно.