Разработка научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС основного общего образования, направленного на обеспечение успешной социализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СОШ 6 ГОРОДА НЯНДОМА»
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Комитет по образованию Администрации МО «Город Майкоп» методическое объединение педагогов-психологов ОУ Психолого-педагогические условия реализации ФГОС.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
LOGO ФГОС как общественный договор: слагаемые успешного внедрения нового Стандарта.
Основные образовательные программы начального общего образования школ: первые результаты анализа Копотева Г.Л.
LOGO ФГОС как общественный договор: слагаемые успешного внедрения нового Стандарта.
Транксрипт:

Разработка научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС основного общего образования, направленного на обеспечение успешной социализации обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением Номер открытого конкурса: N11-Ф Госконтракт 08.N от 12 июля 2012 г.

Цели и задачи реализации проекта: а) цель: Научно-методическое обеспечение деятельности участников образовательного процесса, направленной на успешную социализацию подростков, обучающихся на основной ступени общего образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением б) задачи проекта: 1. Разработка Концепции и модели предусмотренного ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования и других участников образовательного процесса, обеспечивающего успешную социализацию подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением 2. Разработка модельной методики реализации требований ФГОС по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий у обучающихся на основной ступени общего образования, обеспечивающих их успешную социализацию 3. Разработка программно-методического обеспечения социализации обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением) на основной ступени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. 4. Разработка модели, методики и инструментария внутришкольной системы мониторинга социализации обучающихся, предусмотренного ФГОС основного общего образования Цели и задачи реализации проекта: а) цель: Научно-методическое обеспечение деятельности участников образовательного процесса, направленной на успешную социализацию подростков, обучающихся на основной ступени общего образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением б) задачи проекта: 1. Разработка Концепции и модели предусмотренного ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования и других участников образовательного процесса, обеспечивающего успешную социализацию подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением 2. Разработка модельной методики реализации требований ФГОС по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий у обучающихся на основной ступени общего образования, обеспечивающих их успешную социализацию 3. Разработка программно-методического обеспечения социализации обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением) на основной ступени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. 4. Разработка модели, методики и инструментария внутришкольной системы мониторинга социализации обучающихся, предусмотренного ФГОС основного общего образования

I.1. Разработка Концепции и моделей предусмотренного ФГОС психолого- педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования и других участников образовательного процесса, обеспечивающего успешную социализацию подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением Изучены и проанализированы: данные социологических, культурологических и психологических исследований, характеризующих современную ситуацию в России и особенности социально- психологического портрета современного подростка успешные отечественные практики Выявлены и описаны: специфика возрастного психофизического развития современных подростков, в том числе особенностей их перехода из младшего школьного возраста в подростковый особенности, условия и закономерности развития подростка как субъекта образовательной деятельности с учетом особенностей социальной ситуации развития современных подростков особенности становления качественно новых образований по всем главным линиям - физического, социального, умственного, эмоционально-личностного развития ребенка в подростковом возрасте феноменология, причины, содержание и способы разрешения подросткового кризиса, проблемы психологической готовности обучения современного ребенка в основной школе Изучены и проанализированы: данные социологических, культурологических и психологических исследований, характеризующих современную ситуацию в России и особенности социально- психологического портрета современного подростка успешные отечественные практики Выявлены и описаны: специфика возрастного психофизического развития современных подростков, в том числе особенностей их перехода из младшего школьного возраста в подростковый особенности, условия и закономерности развития подростка как субъекта образовательной деятельности с учетом особенностей социальной ситуации развития современных подростков особенности становления качественно новых образований по всем главным линиям - физического, социального, умственного, эмоционально-личностного развития ребенка в подростковом возрасте феноменология, причины, содержание и способы разрешения подросткового кризиса, проблемы психологической готовности обучения современного ребенка в основной школе I.1.1. Выявление и описание специфики возрастного психофизического развития современных подростков, обучающихся на основной ступени общего образования, в том числе особенностей их перехода из младшего школьного возраста в подростковый.

I.1.2. Выявление и описание вариативных направлений психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования, основанного на системно- деятельностном подходе Выявление и описание вариативных направлений ППС участников образовательного процесса осуществлялось на основе анализа готовности образовательных учреждений к реализации требований ФГОС Разработана и использована методика, которая позволила выявить проблемы и вычленить основные вариативные направления ППС всех групп участников образовательного процесса : На уровне образовательного учреждения и класса На индивидуальном уровне учащихся На групповом и индивидуальном уровне сопровождения подростков с девиантным поведением На групповом и индивидуальном уровне сопровождения детей и подростков с ОВЗ На групповом и индивидуальном уровне сопровождения одаренных детей и подростков На индивидуальном уровне сопровождения педагогов На индивидуальном уровне сопровождения родителей: Исследована практическая деятельность 12 ОУ в 8 субъектах Российской Федерации: Республика Адыгея (МБОУ Гимназия 22, г. Майкоп), Архангельская область (Красногорская СОШ, г. Красногорск), Калужская область (СОШ 2, г. Кременки), Оренбургская область (СОШ 6, г. Бузулук), Ростовская область ( СОШ 1, Азовский район), Магаданская область ( МБОУ Лицей ЭБ, СОШ 15, г.Магадан), Хакасия (СОШ 1, МОУ СОШ 4, СОШ 20, МОУ СОШ 7, г.Абакан), ГОУ Гимназия 1531 «Лингвистическая» (г.Москва) Выявление и описание вариативных направлений ППС участников образовательного процесса осуществлялось на основе анализа готовности образовательных учреждений к реализации требований ФГОС Разработана и использована методика, которая позволила выявить проблемы и вычленить основные вариативные направления ППС всех групп участников образовательного процесса : На уровне образовательного учреждения и класса На индивидуальном уровне учащихся На групповом и индивидуальном уровне сопровождения подростков с девиантным поведением На групповом и индивидуальном уровне сопровождения детей и подростков с ОВЗ На групповом и индивидуальном уровне сопровождения одаренных детей и подростков На индивидуальном уровне сопровождения педагогов На индивидуальном уровне сопровождения родителей: Исследована практическая деятельность 12 ОУ в 8 субъектах Российской Федерации: Республика Адыгея (МБОУ Гимназия 22, г. Майкоп), Архангельская область (Красногорская СОШ, г. Красногорск), Калужская область (СОШ 2, г. Кременки), Оренбургская область (СОШ 6, г. Бузулук), Ростовская область ( СОШ 1, Азовский район), Магаданская область ( МБОУ Лицей ЭБ, СОШ 15, г.Магадан), Хакасия (СОШ 1, МОУ СОШ 4, СОШ 20, МОУ СОШ 7, г.Абакан), ГОУ Гимназия 1531 «Лингвистическая» (г.Москва)

I.1.3. Выявление и описание особенностей психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на различных уровнях, обеспечивающего успешную социализацию подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья Описаны особенности ППС участников образовательного процесса: Реализация ППС процесса социализации носит комплексный адресный характер и осуществляется на всех уровнях сопровождения – индивидуальном, уровне группы, класса, уровне образовательного учреждения. Выбор приоритетных задач ППС определяется требованиями ФГОС, особенностями ОУ и социума Задачи ППС специфицированы и конкретизированы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и основной образовательной программой Условиями успешной реализации задач социализации подростков являются: –согласование планов основного и дополнительного образования и полное использование воспитательного потенциала дополнительного образования; –тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей, социальными организациями, создание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями всех уровней, модернизация системы управления ОУ. Значимым ресурсом совершенствования процесса социализации в школе является систематическая работа по повышению уровня психолого- педагогической компетентности участников образовательного процесса. Необходима разработка методических материалов по оценке прогресса социального и личностного развития, психологических и педагогических инновационных технологий. Описаны особенности ППС участников образовательного процесса: Реализация ППС процесса социализации носит комплексный адресный характер и осуществляется на всех уровнях сопровождения – индивидуальном, уровне группы, класса, уровне образовательного учреждения. Выбор приоритетных задач ППС определяется требованиями ФГОС, особенностями ОУ и социума Задачи ППС специфицированы и конкретизированы в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и основной образовательной программой Условиями успешной реализации задач социализации подростков являются: –согласование планов основного и дополнительного образования и полное использование воспитательного потенциала дополнительного образования; –тесное взаимодействие и сотрудничество с семьей, социальными организациями, создание сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями всех уровней, модернизация системы управления ОУ. Значимым ресурсом совершенствования процесса социализации в школе является систематическая работа по повышению уровня психолого- педагогической компетентности участников образовательного процесса. Необходима разработка методических материалов по оценке прогресса социального и личностного развития, психологических и педагогических инновационных технологий.

I.1.4. Выявление и описание вариативных форм психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса Выявлены основные формы ППС участников образовательного процесса, выступающие как определенные виды деятельности: профилактика, диагностика консультирование коррекционная работа развивающая работа просвещение экспертиза организационная, социально-диспетчерская деятельность проектирование образовательных программ (методическая деятельность Описаны характеристики вариативных форм психолого-педагогического сопровождения, особенности ППС детей с ОВЗ Проанализирован опыт реализации вариативных форм ППС в общеобразовательных учреждениях России. Выявлены основные формы ППС участников образовательного процесса, выступающие как определенные виды деятельности: профилактика, диагностика консультирование коррекционная работа развивающая работа просвещение экспертиза организационная, социально-диспетчерская деятельность проектирование образовательных программ (методическая деятельность Описаны характеристики вариативных форм психолого-педагогического сопровождения, особенности ППС детей с ОВЗ Проанализирован опыт реализации вариативных форм ППС в общеобразовательных учреждениях России. Исполнитель рассматривает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса как ключевое условие реализации целей ФГОС общего образования

I.1.5. Создание Концепции предусмотренного ФГОС психолого- педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования, обеспечивающего успешную социализацию подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением На основе анализа различных подходов к организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования (50 научных источников, глубина не менее 5 лет; успешные отечественные практики 10 ОУ в 7 субъектах РФ) определены : принципы психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования, обеспечивающего достижение планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основных образовательных программ, успешную социализацию подростков структура и компоненты понятия «психолого-педагогическое сопровождение Содержание психолого-педагогического сопровождения обучающихся обучающихся» применительно к образовательному процессу на основной ступени общего образования и с учетом требований ФГОС основного общего образования подходы к разработке критериев, сопряженных с требованиями ФГОС основного общего образования и позволяющих осуществлять процедуры мониторингов На основе анализа различных подходов к организации психолого- педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования (50 научных источников, глубина не менее 5 лет; успешные отечественные практики 10 ОУ в 7 субъектах РФ) определены : принципы психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования, обеспечивающего достижение планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основных образовательных программ, успешную социализацию подростков структура и компоненты понятия «психолого-педагогическое сопровождение Содержание психолого-педагогического сопровождения обучающихся обучающихся» применительно к образовательному процессу на основной ступени общего образования и с учетом требований ФГОС основного общего образования подходы к разработке критериев, сопряженных с требованиями ФГОС основного общего образования и позволяющих осуществлять процедуры мониторингов

I.1.6. Разработка модели соответствующего ФГОС психолого- педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования, обеспечивающего успешную социализацию подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением Разработана модель соответствующего ФГОС психолого- педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования, включающая: описание функций, характеристики и взаимосвязи каждого структурного компонента психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования условия, обеспечивающие реализацию соответствующего ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования и успешную социализацию подростков общие рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением критерии и способы оценки организации и эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся Разработана модель соответствующего ФГОС психолого- педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования, включающая: описание функций, характеристики и взаимосвязи каждого структурного компонента психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования условия, обеспечивающие реализацию соответствующего ФГОС психолого-педагогического сопровождения обучающихся на основной ступени общего образования и успешную социализацию подростков общие рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением критерии и способы оценки организации и эффективности психолого-педагогического сопровождения обучающихся Модели: «традиционная», «позиционная», развивающей образовательной среды, модель сопровождения внедрения ФГОС

I.1.7. Разработка модельной методики формирования и развития психолого- педагогической компетентности педагогических и административных работников, а также родительской общественности с целью обеспечения успешной социализации подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением, включающей формы, средства, методы, приемы организации работы, содержание деятельности Выявлены: ценностно-целевые позиции и особенности ФГОС основного общего образования Структура компетентности Структура психолого-педагогической компетентности педагога Определены: Психолого-педагогические компетенции, необходимые для решения проблем ресоциализации подростков с девиантным поведением Психолого-педагогические компетенции, необходимые для решения проблем социализации подростков с ОВЗ Разработаны: Примерное содержание психолого-педагогической подготовки (по целевым группам и по группам подростков) Предметные модули содержания психолого-педагогической подготовки Описаны: Психолого-педагогическая компетентность в реализации программ формирования гражданской российской идентичности Методы, приемы, средства формирования психолого-педагогической компетентности Регламент психолого-педагогической подготовки учителей, административных работников Выявлены: ценностно-целевые позиции и особенности ФГОС основного общего образования Структура компетентности Структура психолого-педагогической компетентности педагога Определены: Психолого-педагогические компетенции, необходимые для решения проблем ресоциализации подростков с девиантным поведением Психолого-педагогические компетенции, необходимые для решения проблем социализации подростков с ОВЗ Разработаны: Примерное содержание психолого-педагогической подготовки (по целевым группам и по группам подростков) Предметные модули содержания психолого-педагогической подготовки Описаны: Психолого-педагогическая компетентность в реализации программ формирования гражданской российской идентичности Методы, приемы, средства формирования психолого-педагогической компетентности Регламент психолого-педагогической подготовки учителей, административных работников

I.2. Разработка модельной методики реализации требований ФГОС по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий у обучающихся на основной ступени общего образования, обеспечивающих их успешную социализацию Выявлены и описаны: условия, обеспечивающие формирование УУД у подростков, в том числе с ограниченными возможностями здоровья ( связи формирования УУД с содержанием отдельных учебных предметов или групп предметов (5-6 классы) связи формирования УУД с конкретными направлениями внеурочной деятельности Определены: планируемые результаты, сопряженные с этапами учебного процесса на основной ступени общего образования Разработаны и описаны: основные критерии сформированности УУД модельные примеры учебных ситуаций, учебно-познавательных и учебно-практических задач для формированияУУД рекомендации по использованию системы задач в образовательном процессе применительно к учебным предметам на конкретных этапах обучения I.2.1. Разработка модельной методики реализации требований ФГОС по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на основной ступени общего образования Создана модельная методика формирования и развития 4 блоков УУД: познавательных, регулятивных коммуникативных и личностных на основной ступени общего образования

I.3. Разработка программно-методического обеспечения социализации обучающихся (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением) на основной ступени общего образования в соответствии с требованиями ФГОС На основе изучения и анализа нормативно-правовых актов и других документов, регламентирующих организацию образовательного процесса на основной ступени общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья Выявлена сущность понятия «индивидуализация обучения», определены следующие формы индивидуализации обучения: дифференциация открытое обучение акселерация или ретардация самообразование (самообучение по личной программе) программированное обучение (организация обучения по заранее заданной программе) Определены компоненты модельной методики (модели механизма) индивидуализации образовательного процесса: 1. Диагностический 2. Аналитико-проектировочный 3. Организационно- управленческий Создана модель управления осуществлением индивидуализацией образовательного процесса с помощью образовательных технологий, выявлены этапы управления, этапность деятельности учителя. В качестве эффективных средств индивидуализированного управления познавательной деятельностью учащихся, как с позиции учителя, так и самого ученика, рассмотрены приемы создания технологических карт и информационных карт уроков В качестве ведущего механизма адаптации обучения к индивидуальным особенностям учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья рассмотрен индивидуальный образовательный маршрут Выявлены особенности проектирования индивидуальных учебных планов в условиях реализации ФГОС общего образования, а также возможности внеурочной деятельности для индивидуализации обучения в условиях реализации ФГОС общего образования I.3.1. Разработка модельной методики индивидуализации образовательного процесса на основной ступени общего образования в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

xi - ситуация выбора: x 1 - темп изучения учебного материала (у 1 -½n; у / 3 n; у 3 -n); x 2 - «глубина» изучения предмета (у 1 - репродуктивный уровень усвоения информации - оценка 3; у 2 - реконструктивный уровень усвоения информации – оценка 4; у 3 - креативный уровень усвоения информации – оценка 5); x 3 - способы изучения учебного материала (у 1 - индивидуально (самостоятельно), у 2 – в группе, у 3 - с учителем ); х 4 – вид контроля (у 1 - тест, у 2 - контрольная работа, у 3 - зачет); х 5 – источники информации; х 6 – творческие задания. Y 3 Y 2 Y 1 Y 3 Y 2 Y 1 Индивидуальный образовательный маршрут X1X1 X2X2 X3X3 Y X Ситуация выбора различные варианты в ситуациях выбора X4X4

Разработана теоретическая и методологическая основы создания модельной методики социализации обучающихся Разработана модельная методика социализации обучающихся направленная на: - освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения - формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и потребностями - формирование ценности социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности - обеспечение целостности процесса социализации в единстве учебной и внеучебной, урочной и внеурочной деятельности включающая: 1) цели и задачи 2) планируемые результаты,, формируемые социальные компетенции, описание основных социальных ролей, критерии готовности обучающихся к организованному сотрудничеству, диалогу, взаимодействию, целеполаганию в системе общественных отношений 3) основные формы работы, отражающие особенности уклада школы и социума 4) организационно-методические подходы 5) комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения 6)рекомендации по социализации обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением, формированию уклада школьной жизни 7) описание примеров конкретных форм работы по отдельным направлениям 8) критерии достижения планируемых результатов социализации обучающихся на основной ступени общего образования В контексте системно-деятельностного подхода процесс социализации рассматривается как процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и ведущие мотивы поведения. I.3.2. Разработка модельной методики социализации обучающихся на основной ступени общего образования, соответствующей требованиям ФГОС основного общего образования.

I.3.3. Разработка Концепции и примерной программы социальной деятельности обучающихся на основной ступени общего образования Разработана Концепция социальной деятельности (СД) обучающихся, определяющая: цели, принципы, теоретические основания, основные подходы, этапы и задачи основные направления СД обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы отражающая: возрастную специфику СД подходы к формированию у подростков социальных компетенций, единство знаний, моральных норм, убеждений и практических действий школьников учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей семьи Установлены : обобщённые и планируемые результаты СД в сфере личностного развития обучающихся, общественных отношений, государственных отношений. Выделены в СД три основных этапа, имеющих свои особенности и свою внутреннюю специфику для организации СДО: - Этап 5-6 классов - Этап 7-8 классов Этап девятого класса Определены формируемые в процессе СДО социальные компетенции: коммуникативные компетенции компетенции в сфере общественных отношений регулятивные компетенции познавательные компетенции мировоззренческие компетенции Разработана Концепция социальной деятельности (СД) обучающихся, определяющая: цели, принципы, теоретические основания, основные подходы, этапы и задачи основные направления СД обучающихся, обеспечивающие достижение планируемых метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы отражающая: возрастную специфику СД подходы к формированию у подростков социальных компетенций, единство знаний, моральных норм, убеждений и практических действий школьников учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей семьи Установлены : обобщённые и планируемые результаты СД в сфере личностного развития обучающихся, общественных отношений, государственных отношений. Выделены в СД три основных этапа, имеющих свои особенности и свою внутреннюю специфику для организации СДО: - Этап 5-6 классов - Этап 7-8 классов Этап девятого класса Определены формируемые в процессе СДО социальные компетенции: коммуникативные компетенции компетенции в сфере общественных отношений регулятивные компетенции познавательные компетенции мировоззренческие компетенции

Определены требования к структуре примерной программы социальной деятельности обучающихся Выявлены и описаны: основные виды социальной деятельности (СД) обучающихся с учетом их значимости в социальном развитии разнообразные формы организации целенаправленной и стихийной СД организационно-методические подходы механизмы интеграции СД в воспитательную систему ОУ, согласованности программ и проектов СД с индивидуальными особенностями обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением планируемые результаты СД обучающихся формы педагогической поддержки СД обучающихся Разработаны: критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения Программа включает: 1) цели, задачи и виды СД обучающихся на ступени основного общего образования; 2) планируемые результаты СД, формируемые социальные компетенции, описание основных социальных ролей, доступных выпускникам основной школы, критерии готовности обучающихся к организованному сотрудничеству, диалогу, взаимодействию, целеполаганию в системе общественных отношений; критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения; 3) основные формы работы по организации различных видов СД обучающихся, отражающие особенности уклада школы и сложившегося социокультурного пространства, реальные потребности обучающихся в социализации; 4) организационно-методические подходы к организации СД обучающихся; 5) комплекс мероприятий психолого-педагогического сопровождения и поддержки СД обучающихся, формирующий психологические установки социальной деятельности 6) модель мониторинга и методику оценки организации СД в образовательном учреждении Разработана примерная программа социальной деятельности обучающихся

I.4. Разработка Концепции, модели, методики и инструментария внутришкольной системы мониторинга социализации обучающихся, предусмотренного ФГОС основного общего образования Разработана Концепция внутришкольной системы мониторинга социализации обучающихся (ВСМСО), включающая: обоснование содержания и принципы исследования ключевые объекты исследования: - индивидуальные достижения обучающихся в области социализации; - индивидуальный прогресс обучающихся в области социализации; - качество управления процессом социализации; - эффективность использования для социализации элементов школьной среды; - адекватность использования для социализации содержания и методов в урочной и внеурочной деятельности; - качество используемых материальных ресурсов, квалификационного ресурса персонала; - качество целеполагания социализации на уровне обучающегося, семьи, учителя, администрации; - качество жизни обучающихся в семье, как важная составляющая социализации; - качество социального и культурного взаимодействия обучающихся. методологические требования к инструментарию Определены критерии, показатели, позволяющих объективно оценивать состояние и развитие социализации обучающихся Разработанаы модель и методика ВСМО, содержащие: организационные, методические, содержательные и квалиметрические принципы, алгоритм его проведения с учетом специфики объектов мониторинга, пошаговую инструкцию по созданию ВСМО Разработаны: программа мониторинга, включающая: - цели, задачи, структуру проводимого мониторинга - функциональные обязанности участников - рекомендации по проведению сбора информации, ее систематизации и анализа - этапы мониторинга - систему мероприятий инструментарий проведения мониторинга Разработана Концепция внутришкольной системы мониторинга социализации обучающихся (ВСМСО), включающая: обоснование содержания и принципы исследования ключевые объекты исследования: - индивидуальные достижения обучающихся в области социализации; - индивидуальный прогресс обучающихся в области социализации; - качество управления процессом социализации; - эффективность использования для социализации элементов школьной среды; - адекватность использования для социализации содержания и методов в урочной и внеурочной деятельности; - качество используемых материальных ресурсов, квалификационного ресурса персонала; - качество целеполагания социализации на уровне обучающегося, семьи, учителя, администрации; - качество жизни обучающихся в семье, как важная составляющая социализации; - качество социального и культурного взаимодействия обучающихся. методологические требования к инструментарию Определены критерии, показатели, позволяющих объективно оценивать состояние и развитие социализации обучающихся Разработанаы модель и методика ВСМО, содержащие: организационные, методические, содержательные и квалиметрические принципы, алгоритм его проведения с учетом специфики объектов мониторинга, пошаговую инструкцию по созданию ВСМО Разработаны: программа мониторинга, включающая: - цели, задачи, структуру проводимого мониторинга - функциональные обязанности участников - рекомендации по проведению сбора информации, ее систематизации и анализа - этапы мониторинга - систему мероприятий инструментарий проведения мониторинга Основная стратегия организации ВСМО реализована в системе, сочетающей принципы внешней независимой оценки и дружественного контроля, внутренней независимой оценки и самоаудита, диалогового формирования путей улучшения.

Представленные в отчете основные результаты свидетельствуют о выполнении в полном объеме запланированных научно- исследовательских работ отвечают требованиям Государственного контракта содержат аргументацию необходимости разработки материалов, обеспечивающих введение ФГОС основного общего образования, успешную социализацию обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением Представленные в отчете основные результаты свидетельствуют о выполнении в полном объеме запланированных научно- исследовательских работ отвечают требованиям Государственного контракта содержат аргументацию необходимости разработки материалов, обеспечивающих введение ФГОС основного общего образования, успешную социализацию обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением

Материалы, являющиеся результатом выполнения научно- исследовательских работ по проекту «Разработка научно- методического сопровождения введения и реализации ФГОС основного общего образования, направленного на обеспечение успешной социализации обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и девиантным поведением», были обсуждены: на заседании Ученого совета Учреждения Российской академии образования «Институт стратегических исследований в образовании» в профессиональном сообществе на семинарах, совещаниях, конференциях с участием представителей регионов РФ (Москва, Ленинградская область, Оренбургская область, Ямало-Ненецкий АО, Челябинская область, Республика Саха (Якутия) и др. )

Разработанные материалы и документы рекомендованы для практического использования: Педагогическими работниками и руководителями ОУ как основа для разработки разделов основной образовательной программы основного общего образования: –Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования –рабочих программ отдельных учебных предметов, курсов, которые должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования –Программы развития УУД у обучающихся на основной ступени общего образования –Системы оценки достижения планируемых результатов (в том числе метапредметных) освоения ООП –Планируемых результатов (в том числе метапредметных) освоения обучающимися ООП ООО, соответствующих тематическому и календарному планированию, а также и конкретным УМК –Программы коррекционной работы, которая должна быть направлена на оказание помощи и поддержки детям данной категории, реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико- педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития –Системы условий реализации основной образовательной программы основного общего образования В учреждениях общего образования: –для повышения психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей обучающихся –организации деятельности педагогических работников по реализации ООП и обеспечению достижения планируемых результатов Специалистами и руководителями органов, осуществляющих управление в сфере образования для контроля и оценки деятельности образовательных учреждений и систем образования, а также в процедурах аттестации педагогических кадров. В системах подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров. В учреждениях дополнительного образования детей. Авторами методических пособий.

Размещение документов на сайтах: Размещение документов на сайтах: