ТЕМА 4. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛ- КОЛЛЕКТИВИСТСКОГО ПОДХОДА К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ К.В. Кузьмин, канд. истор. наук, доцент кафедры социальной работы УГМА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пол и гендер Ряд определений. Пол и гендер Пол связан с биологическими различиями: определение, на биологической основе, пола при рождении, как мужской.
Advertisements

Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Экономика труда и социально трудовые отношения Литература: Литература: 1. Есинова -«Экономика труда и СТО» 1. Есинова -«Экономика труда и СТО» 2. Богиня.
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Тема 10. Этика потребительского поведения.. Понятие об этической культуре Культура общения непременно предполагает и высокую потребность в общении, и.
Педагогическая поддержка семьи Выполнил студен 2 курса 3 группы Физико-Математического Факультета Ткачев Игорь.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Политическое сознание и политическое поведение цель урока: ? Д/З §
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Среда - ближайшее окружение субъекта, во взаимодействии с которым он формирует и проявляет свои лучшие качества.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Транксрипт:

ТЕМА 4. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛ- КОЛЛЕКТИВИСТСКОГО ПОДХОДА К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ К.В. Кузьмин, канд. истор. наук, доцент кафедры социальной работы УГМА

В РАМКАХ СОЦИАЛ-КОЛЛЕКТИВИСТСКОГО ПОДХОДА ГЛАВНЫЙ АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ НА СОЦИАЛЬНОМ ПРЕОБРАЗОВАНИИ ОБЩЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ЛЮДЕЙ И ПОВЫШЕНИЯ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ПЛАН: 1. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАДИКАЛЬНЫХ И КРИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 2. ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИСТСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 3. АНТИДИСКРИМИНАЦИОННАЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА 4. ТЕОРИЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ И ПОПЫТКИ СИНТЕЗА ТРЕХ ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ РАДИКАЛЬНЫХ И КРИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Общие принципы социалистической теории, нашедшие отражение в социальной работе: 1. Способ производства материальных благ, необходимых для существования, рассматривается в качестве ключевой детерминанты социальной системы. 2. Причины возникновения социальных проблем рассматриваются с точки зрения социальной структуры, а не с точки зрения индивидуальных факторов. Именно способ организации общества направляет и детерминирует социальные отношения, а индивидуальные взаимоотношения и проблемы являются продуктом социальных отношений, характерных для капиталистического общества. 3. Главной целью активных социальных действий является ликвидация социального неравенства и несправедливости. 4. Кооперация и совместные действия, способствующие установлению равенства, являются наилучшими способами организации общества. 5. В фокусе деятельности должны быть политические действия и социальные изменения, а не индивидуальная поддержка. 6. Теория социальной работы должна заключать в первую очередь результаты практической деятельности, преобразующей действительность.

Основные предметы критики традиционной социальной работы: 1. Используются механизмы социального контроля и манипулирования сознанием трудящихся через систему, регулируемую государством и правящими классами. 2. Профессионализация социальной работы, обеспечиваемая соответствующей системой образования, ведет к ее бюрократизации и регламентации, отражая устремления «власть имущих» и ущемляя интересы низко статусных социальных групп и клиентов. 3. Реальная практика поставлена в зависимость от ограничений, установленных государственными социальными службами и связанных с исключительно индивидуальным характером социальной работы. В результате социальные проблемы «приватизируются», рассматриваются как конфиденциальные, и люди, находящиеся в проблемной ситуации, не имеют возможности разделить свои переживания с другими людьми и не могут решать проблему совместно. В такой ситуации критический подход невозможен, так как социальная работа контролируется правящей элитой через политическую систему и управленческие структуры. 4. Объяснения социальных проблем сводятся к психологическим проблемам индивида. Виновником проблем выступает жертва-клиент, на которого перекладывается ответственность за проблемы, имеющие социальное происхождение. Таким образом, социальные факторы игнорируются и остаются без внимания.

Общие черты радикальной и традиционной социальной работы: общество способствует возникновению личностных проблем, однако в традиционной социальной работе анализу этих проблем уделяется недостаточно внимания отношения между индивидом и обществом носят рефлексивный и взаимный характер, то есть признается, что индивиды способны воздействовать на социальные обстоятельства, и наоборот теории направлены на независимость клиента, однако традиционные теории критикуют радикальный подход за то, что в стремлении к масштабным социальным изменениям социальные работники зачастую игнорируют индивидуальные потребности и свободу личности, а представители радикальной теории критикуют традиционную социальную работу за принуждение клиентов к социальной адаптации большое значение придается пониманию клиентами обстоятельств, в которых они оказались, что необходимо для последующих действий, однако цели, методы и формы работы различны

Подходы к оценке роли социальной работы: Социальная работа является проводником изменений и объединяет лиц наемного труда 1. Прогрессив ный подход 2. Репродукти вный подход 3. Противоре- чивый (интегрированный) подход Социальная работа консервирует буржуазное общество, снимая отдельные очаги напряжения Социальная работа стремится сглаживать классовые противоречия, но одновременно готовит почву для социальных перемен Роль социальных работников заключается в достижении изменений, организации коллективных действий и повышении политической сознательности Социальные работники выступают проводниками классового контроля и способствуют воспроизводству капиталистической системы в последующих поколениях, лишь помогая людям приспособиться к ее требованиям Социальные работники выступают проводниками социального контроля и одновременно «размывают» классовое общество. Они помогают представителям рабочего класса реализовать себя, а такая ситуация ведет к ниспровержению капиталистического общества

Факторы становления теории критической социальной работы: 1. Влияние постмодернистской критики изъянов буржуазного общества и растущего социального неравенства, порождавшего неолиберальную социальную политику 2. Влияние рефлексивно-критических теорий, выходящих за рамки традиционного марксизма и акцентирующих внимание на переосмыслении роли и влияния культурных, политических и нравственных ценностей с целью изменения представлений людей и их восприятия социальных отношений В частности, считается, что существующие властные институты не только являются механизмами подавления, но могут рассматриваться как эффективные средства, способствующие развитию саморефлексии в работе с клиентами и рефлексивного творчества посредством их критического осмысления 3. Влияние теорий социального конструктивизма, уделяющих особое внимание социальной обусловленности поведения и роли социальных институтов и подвергающих сомнению безусловность существующего социального порядка В то же время содержащаяся в них критическая позиция по отношению к «общепринятым истинам» и практической деятельности на благо общества, а также внимание к языковым практикам, противоречит активным социальным действиям

Основные требования к реализации КСР: методы социальной работы должны учитывать значение социальных факторов практические действия должны соответствовать той ситуации, в которой работают специалисты социальные работники должны предполагать возможность противоречия между конкретным результатом (активизацией клиента) и связанным ним ущербом социальная работа основана на принципах гуманизма, поэтому политическая или теоретическая система не может устанавливать монополию на гуманистические ценности критический подход должен реализовываться в соответствующих условиях. Следует основываться на реальных историях и примерах, которые объясняют и подчеркивают проявления несправедливости; обращать особое внимание на те явления, которые в силу общепринятых представлений считаются маргинальными

Основные стратегии политически-ориентированной практики в социальной работе: Консервативная стратегия Протестная стратегия Антиинституцио нальная стратегия Трансформирую щая стратегия Социальная работа осуществляется профессионально, не преследуя политических целей Социальные работники включаются в политическую деятельность, но не стремятся к трансформации социальных Действия социальных работников направлены на снижение контроля и вовлечение клиентов в процесс принятия решений Социальные работники стремятся к трансформации социальных институтов путем оказания поддержки клиентам На практике невозможно применение какой-либо из стратегий в отдельности и их необходимо сочетать в зависимости от социальной ситуации

Практические методы по демократизации социальных институтов: организация программ, направленных на поддержку бедных слоев населения организация социальных движений реформистские мероприятия профессиональных ассоциаций и профсоюзов Основные техники работы с клиентами: вовлечения клиента в «критический диалог» с целью освобождения от «страха свободы» с анализом социальных ситуаций и возможных действий «консайентизации», основанной на развитии критического осознания социальных структур, вовлеченных в подавление угнетенных групп населения, с целью активизации их участия в политических протестных акциях агологии, ориентированной на планирование личностных и социальных изменений посредством организации коллективной деятельности (в частности, художественной и досуговой), направленной на переживание коллективного опыта и повышение уровня образования

I. Концепция структурной социальной работы 1. Социальные проблемы являются продуктами существующего порядка, и изменения должны быть направлены на социальные структуры, а не на отдельных индивидов 2. ССР носит всеобъемлющий характер, поскольку связана со всеми формами подавления, а именно эксплуатация наемного труда и дискриминация по признаку пола, возраста или расы маргинализация и люмпенизация беднейших слоев безвластие (исключение из сферы влияния на политику определенных групп населения) культурный империализм (опыт представителей меньшинств не находит отражения в доминирующих культурных формах) насилие во всех его формах (физическое, психологическое, экономическое, сексуальное и пр.) 3. Личностные проблемы клиента неотделимы от политической ситуации, и практические рекомендации должны быть основаны на критическом понимании социальной структуры и сопоставлении существующего социального порядка с другими возможными вариантами функционирования общества

I. Концепция структурной социальной работы 4. Прогрессивный подход к решению социальных проблем: стремление к гуманитаризму (гуманизму, общности и равенству) поддержка государственного регулирования, утверждающего приоритеты социальных целей над экономическими задачами и осуществляющего справедливое распределение ресурсов демократическое участие социальных работников в деятельности правительственных и неправительственных организаций и их самоопределение отношение к социальной защите как к инструменту обеспечения равенства, солидарности и общности стремление к созданию государства всеобщего благосостояния уважение к людям, признание их достоинства, целостности и стремления к самоопределению, внимание к индивидуальности, реализация принципов социальной справедливости 5. Трансформация общества предполагает переход от отношений социального неравенства, базирующихся на идеологии индивидуализма, к обществу, основанному на равенстве и идеологии коллективизма, совместного участия и солидарности

Традиционная социальная работа не решает, а деформирует проблемы клиентов, вызывая типичные реакции на угнетение: мимесис – подражание угнетателям избегание идентичности – отрицание важных аспектов идентичности, которые указывают на различия психологический уход от проблемы ритуалы искупления вины – саморазрушительное поведение, вызывающее психические заболевания, суицид и пр. магические увлечения (целительство, суеверия, увлеченность азартными играми и пр.) межгрупповая враждебность, когда маргинализированные группы проявляют взаимную враждебность

1. Конструктивистская практика Угнетение и доминирование социально сконструированы Определить механизмы конструирования угнетения и обвинения жертвы Цель – выявление и анализ проблем клиента в связи с существующими формами угнетения и подавления Угнетение воспроизводится в повседневных социальных процессах Провести диагностику проявлений плохой адаптации в целях выявления форм культурного и политического угнетения Существуют разные формы угнетения Угнетение интернализуется (становится частью образа «Я») Работа на макроуровне как часть практики В диалогическом общении определить возможности, необходимые для осознания и нормализации жизненного опыта В диалогическом общении определить альтернативные способы преодоления угнетения Выявить группы и организации, способные к коллективным действиям

2. Гуманитарная практика Личное есть политическое Определить политические цели практической работы и способы достижения трансформаций Цель – активизация личностных ресурсов клиента Активизация ресурсов Усилить контроль потребителей услуг над индивидуальными и физическими ресурсами, направить организационные мероприятия на укрепление активного участия, а не на подчинение, вовлечь в процесс принятия решений Развитие осознания Нормализация Содействовать осознанию дегуманизирующих структур и возможностей, стремиться к изменению социальных отношений, вызывающих угнетение Способствовать формированию понимания у потребителей, что их проблемы не уникальны

2. Гуманитарная практика Коллективизация Формировать группы на основе схожести проблемной ситуации Цель – активизация личностных ресурсов клиента Переопределение Раскрывать взаимосвязи между социальными условиями и индивидуальными реакциями и переживаниями Диалогические отношения «Выживание» на рабочем месте и его трансформация Поддерживать равноправный диалог с потребителями услуг, предоставляя им полную информацию Содействовать радикализации и демократизации методов работы, защищая свою позицию с помощью профсоюзов и других организаций

3. Структурная радикальная практика Альтернативные службы и организации Содействовать созданию альтернативных и более радикальных служб и организаций в целях предоставления потребителям возможности выбора Цель – активизация социальной и политической активности клиента и осознание необходимости коллективных действий Социальные движения и создание коалиций Способствовать созданию и участию в социальных движениях трансформационного характера Профессиональные ассоциации Электоральная политика Сделать личное политическим Привлекать профессиональные ассоциации к участию в коллективных действиях, направленных на достижение социальных изменений Содействовать социальной трансформации посредством участия в электоральной политике Стремиться интегрировать образ трансформированного общества в жизнь

II. Концепция постмодернистской критической социальной работы 1. Доминирование создается социальными структурами, но переживается на личном опыте. Властные группы подвергают эксплуатации другие группы, навязывая и воспроизводя представления, что угнетение и неравенство неизбежны, и в результате формируя послушные формы социального поведения 2. У людей сформировано ложное сознание, так как они не осознают, что социальный порядок создавался исторически и поэтому может быть изменен, и убеждены, что неравенство отражает естественную организацию общества 3. Люди способны выступать в качестве движущей силы социальных изменений, и осознание возможности таких изменений означает, что люди обладают способностью сознательного контроля над социальными обстоятельствами 4. Главными условиями достижения социальных изменений являются коммуникация и рефлексия, дающие возможность сознательно контролировать социальные проблемы 5. Последовательность практических действий социальных работников включает в себя деконструкцию, сопротивление, критику и реконструкцию

Основные требования к профессионализму социальных работников: профессионализм должен рассматриваться как процесс формирования трансформирующегося знания, доступного для применения в различных ситуациях практика должна осуществляться в условиях высокого уровня комплексности и сложных контекстов нацеленность на расширение границ включенности в процесс изменения идей и людей комплексность, предполагающая постоянный пересмотр в процессе критического анализа

1. Критическая реконструкция и деконструкция власти изменить господствующие дискурсы определить возможности сопротивления, критики и изменений создать различные неофициальные интерпретации отказаться от принятия основных положений доминирующего дискурса изобрести новые термины, язык, разговорные обороты, категории смоделировать новые практические техники описать, проанализировать и адаптировать теорию практической работы Основные техники

2. Активизация ресурсов деконструировать власть (властные отношения) оказать сопротивление подвергнуть критике реконструировать (обсудить и переоценить) сконструировать собственные теории власти Основные техники

3. Концептуализа ция и оценка проблемы проблематизировать создать благоприятный климат (процесс) определить исследовательскую ориентацию (стратегию) определить направление политики (контекст) наладить диалог (обмен), ведущий к единым нарративам, подвластным изменению переформулировать основные концепты и языковые конструкции Основные техники

4. Контекстуаль- ные практики определить сущность контекстов подвергнуть критике дихотомии и неправдоподобные дилеммы конструировать противников и союзников, избегая взаимоисключения и противопоставления переопределить навыки Основные техники

5. Постоянное изучение нового осуществлять критический подход в ситуациях неопределенности осуществлять критическую рефлексию (связывать воедино рефлексию, оценку, исследование) проводить действия в рамках контекста, выходя за пределы повседневной практики и объединяя различные маргинальные группы, критикуя враждебную среду и выявляя сложные взаимосвязи Основные техники

Достоинства: 1. Радикальные и критические теории являются трансформационными и предполагают, что социальная работа направлена на изменение условий, порождающих социальные проблемы. Они отвергают капиталистические рациональные подходы к управлению экономикой в связи с отсутствием необходимого уровня социального обеспечения и являются освободительными, направленными на освобождение людей от ограничений, которые несет в себе существующий социальный порядок 2. Для критической практики свойственен особый аналитический взгляд на социальные проблемы, который помогает социальным работникам творчески подходить к практической деятельности и реагировать на проблемы, порожденные угнетением и неравенством 3. В критической теории подчеркиваются определенные аспекты жизни, включая роль власти, идеологической гегемонии, класса и статуса, а также профессионализации, гендера и угнетения. Акцент критической теории на властных отношениях способствует адекватному раскрытию подходов, анализирующих сексизм и расизм 4. Подчеркивается необходимость в достижении людьми нового комплексного понимания и критического анализа собственной ситуации

Недостатки и критика: 1. Критическая теория строится на принципах коллективных действий, но для нее характерно отрицание индивидуальных потребностей клиентов и, в результате, предлагается только частичное объяснение поведения и ситуаций, с которыми сталкиваются социальные работники 2. Практически отсутствует объяснение эмоциональных и личностных проблем клиентов, что ведет к игнорированию частных мнений. Рекомендации остаются теоретическими, несвязанными с конкретными проблемами, с которыми приходят клиенты 3. Критический анализ социального положения различных групп помогает выявить многочисленные проблемы, но аналитические выводы лишены последовательности и четкости, отсутствует единая позиция в отношении необходимых действий 4. Власть рассматривается односторонне и приравнивается к контролю, а социальные работники рассматриваются чрезмерно привязанными к анализу проявлений угнетения и не замечающими существования сложных межличностных отношений, которые также являются отношениями власти 5. Хотя в критической теории утверждается стремление к социальным переменам, невозможно примирить интересы всех социальных групп и добиться справедливого распределения ресурсов, поэтому на практике это превращается в требование увеличить число социальных услуг для угнетенных групп

2. ОСОБЕННОСТИ ФЕМИНИСТСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Неравенство возможностей в реализации прав Законодательное регулирование политики найма рабочей силы, равенства в оплате и условиях труда и поддержки образовательных программ, нацеленных на ликвидацию дискриминации Либеральный феминизм

Неравенство, порождаемое двойной классовой структурой – капитализмом и патриархатом Развитие женской самопомощи, организация кризисных центров, повышение ценности женского труда в сфере воспитания детей и ведения домашнего хозяйства Социалистический феминизм

Неравенство, порождаемое биологическими и психологическими особенностями мужчин, лежащими в основе патриархата Борьба с мужскими привилегиями в семейной сфере, создание изолированных женских структур внутри существующих организаций и собственно женских социальных структур Радикальный феминизм

Влияние комплекса кастрации и Эдипова комплекса на складывание отношений господства и подчинения Реформирование сферы семейных отношений и институализация «двойного родительства» или противопоставление двух миров в целях создания изолированного «женского мира» Постмодернистский феминизм

Неравенство, порождаемое белым расизмом и предвзятым отношением к женщинам с небелым цветом кожи Анализ многообразия и ценности женского опыта применительно к семейному опыту времен рабства и социальным моделям африканской традиционной семьи «Черный» феминизм (Ф. темнокожих)

Общие черты феминистской практики в социальной работе: 1. Сосредоточена на рассмотрении причин угнетенного положения и социальной роли женщин в обществе 2. В основе лежат сотрудничество и групповая работа, направленные на формирование самосознания в вопросах, затрагивающих социальные взаимоотношения женщин внутри общества 3. В основе лежат как стремление к радикальным преобразованиям, равенству и взаимной помощи, так и проблемы, связанные с личностной самореализацией и развитием 4. Феминистские перспективы концентрируют внимание: на анализе властных отношений, порождающих дискриминацию по признаку пола и отрицающих женский опыт и ценности на анализе гендерных стереотипов, связанных с оценкой женского труда, отождествлением женского и домашнего труда и воспроизводством образов женщин как матерей и домохозяек на проблемах понимания и отделения женского жизненного опыта от мужского на вопросах, связанных с проституцией, домашним и сексуальным насилием и эксплуатацией женщин 5. Основывается на разделении отношений между личным опытом и общественными проблемами и на альтернативных методах вмешательства социальных работников в регулирование семейной сферы

Основные сферы (пределы распространения) феминистской социальной работы: 1. Условия, в которых находятся женщины 2. Специфическая практика 3. Женская точка зрения 4. Работа с различиями Женщины разделяют опыт угнетения и дискриминации во многих сферах жизни и поставлены в невыгодные условия при продвижении по службе Решение особых проблем женщин и определение их потребностей Женщины ощущают мир иначе, чем мужчины (особенно это касается социальных и моральных вопросов) Благодаря сложившемуся опыту угнетения женщины способны идентифицировать и оценивать различные формы социальных различий и адекватно на них реагировать

I. Концепция феминистской социальной работы основана на: анализе многообразия женского и мужского опыта характеристике связей между положением женщин и мужчин в обществе и возникающими впоследствии личностными трудностями и проблемами оценке возможностей и умений для стимулирования жизненной активности, обретения уверенности в себе и постепенной трансформации властных структур разграничении личного и политического посредством индивидуализации проблем и лояльного отношения к клиенту борьбе с политикой унификации и единообразия социальных услуг, проводимых государственными социальными службами

Специфика социальной работы с женщинами: признание разнообразия и силы женщин по этическим признакам и социокультурному опыту исключение наделения привилегиями некоторых групп женщин как основы неравноправия определение социального контекста и взаимосвязей женщин предоставление женщинам возможности заявлять о своих нуждах и решениях пересмотр толкования личных проблем как общественных рассмотрение проблем женщин в совокупности, когда каждая сфера жизни связана друг с другом осознание того, что человеческие отношения взаимозависимы, и каждый человек оказывает влияние на тех, с кем взаимодействует анализ общественных и индивидуальных причин проблем женщин выработка коллективных решений личных проблем

Специфика социальной работы с мужчинами: властные отношения, основанные на различиях между полами, имеют скрытый смысл для мужчин мужественность, мужские качества основаны на проявлениях силы по отношению к тем, кто слабее мужчины имеют привилегии по сравнению с женщинами благодаря социальной организации различие в положении мужчин в обществе связано с разными уровнями привилегированности установление взаимосвязи между мужчинами, притесняющими женщин, и теми, кто не выступает против притеснений поощрение толкования «маскулинности» в направлении установленных равноправных отношений признание связи между структурным принуждением, индивидуальным поведением и недостатками эмоционального развития

Мужчины – носители власти и держатели привилегий в публичной и приватной сферах жизни общества определить и проанализировать привилегии мужчин не акцентировать внимания на мужчинах как на кормильцах обсуждать роль мужчин в ситуациях притеснения женщин и детей защищать женщин и детей от проявлений агрессии со стороны мужчин Нон-сексистская социальная работа = борьба со стереотипами

Мужчины представляют потенциальную угрозу женщинам привлекать женщин и мужчин в принятие решений о рождении детей, прерывании беременности и проведении искусственных вмешательств избегать обвинений в адрес женщин в случае возникновения трудностей (например, при рождении детей с ограниченными возможностями) популяризировать идеи равной ответственности и двойного родительства Нон-сексистская социальная работа = борьба со стереотипами

Женщины несут основную ответственность за воспитание детей и ведение домашнего хозяйства привлекать мужчин к социальному уходу рассматривать благополучие детей как цель, а не как защиту избегать толкования альтернативных семейных структур как неадекватных бороться с тем, что профессиональная занятость мужчин вне дома доминирует над выполнением внутрисемейной функции избегать обвинений женщин в возникновении проблем с детьми поддерживать женщин при урегулировании семейных споров Нон-сексистская социальная работа = борьба со стереотипами

Женщины ответственны за полноценную репродукцию и рождение здорового потомства привлекать женщин и мужчин в принятие решений о рождении детей, прерывании беременности и проведении искусственных вмешательств избегать обвинений в адрес женщин в случае возникновения трудностей (например, при рождении детей с ограниченными возможностями) популяризировать идеи равной ответственности и двойного родительства Нон-сексистская социальная работа = борьба со стереотипами

II. Концепция постмодернистской феминистской социальной работы основана на: приоритете межличностного и личного опыта, отражающего притеснения и вносящего вклад в социальные перемены отрицании логоцентризма (единого логического социального порядка, определяемого как объективная реальность) и признании многообразия социальных форм и типов поведения переосмыслении понятий мужской и женской идентичности в целях преодоления традиционной оценки ценностей деконструкции представлений о роли женщин в обществе как матерей и домохозяек и создании альтернативных интерпретаций переоценке культурных характеристик женского тела, существующих на уровне речевых стереотипов и отождествляющих его с сексуальным удовлетворением, материнством, домашним уютом и эмоциональным комфортом

Основные принципы ПФСР: 1. Изучение сложного взаимодействия социальных и культурных факторов, создающих дискурсы, влияющих на поведение людей 2. Пересмотр представлений, основывающихся на линейных моделях объяснения причинно-следственных связей 3. Концентрация на социальной практике, а не на социальной идентичности, и на анализе различных факторов, влияющих на идентичность людей 4. Объединение различных интересов, но не создание коллективной идентичности в целях демонстрации политической солидарности 5. Партнерство открытого диалога вместо доминирования в отношениях социального работника и клиента 6. Концентрация на частных контекстах и истинах, а не на универсальных положениях 7. Деконструкция и реконструкция социального знания

Основные практические подходы ПФСР: пересматривать положение женщины, предписанное ей обществом признавать различия между мужским и женским опытом переосмысливать понятия «норма» и «девиация» уделять внимание динамике власти во взаимоотношениях социальных работников и клиентов признавать, что личное является политическим занимать критическую позицию рассматривать себя и клиента в качестве партнеров противостоять представлениям, согласно которым поведение состоит из простых элементов и не отражает сложных человеческих качеств следовать практике стимулирования собственной активности клиента

Достоинства: 1. Феминистская теория обозначила специфику женских проблем, сформулировав основы критического восприятия традиционной социальной работы, ориентированной на восприятие женщин в роли матерей, домохозяек и «жертв» 2. Феминизм усилил влияние политического контекста социального обеспечения на положение женщин в части воздействия гендерных факторов на оказание помощи и услуг женщинам, пострадавшим от насилия 3. Анализ властных отношений на индивидуальном и социальном уровне способен выявить эффективные технологию оказания помощи притесняемым клиентам и группам

Достоинства: 4. Феминистская практика, предполагающая развитие диалога между равными партнерами, анализ идеологии и причин возникновения социальных проблем, способствует созданию предпосылок для сопоставительного изучения различных взглядов, установления взаимосвязи между личными и общественными проблемами, индивидуальными и классовыми интересами 5. Нон-сексистская социальная работа с мужчинами способна смягчить негативные последствия, возникающие в процессе овладения моделями традиционного мужского поведения, уменьшить стремление мужчин к изоляции, так как существует мнение, что они не нуждаются в помощи или поддержке, и отчасти нейтрализовать склонности к агрессии и насилию

Недостатки и критика: 1. Рассмотрение приоритетности женских вопросов по отношению к другим социальным проблемам не является оправданным, так как способствует развитию идей «женского» шовинизма и противопоставлению мужских и женских интересов в восприятии других социальных проблем 2. Признание многообразия и необходимости постоянной деконструкции и реконструкции мужского и женского жизненного опыта затрудняет выработку эффективных практических мер по социальной работе с клиентами, достижение диалоговых и равноправных отношений и сокращает возможности солидарных действий, направленных на борьбу с дискриминацией по признаку пола 3. Ориентация на женские проблемы исключает из поля зрения социальных работников мужскую клиентуру, что ведет к обратному эффекту: женщины рассматриваются исключительно в роли «жертв» мужского доминирования, а воздействие на мужчин сводится к нулю

3. АНТИДИСКРИМИНАЦИОН- НАЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

I. Антидискриминационный подход Социологическое изучение происхождения социального неравенства и расслоения в обществе II. Этнокультурный подход Изучение психологии и особенностей мышления различных культурных групп общества Социальные объяснения происхождения и существования дискриминации Роль стереотипов в восприятии чужих культур на уровне мировоззрени я Ориентация на радикальные социальные перемены в обществе Сделать существующий социальный порядок более чутким (сензитивным) к социально-культурным отношениям Борьба с дискриминацией и неравенством в обществе, отражающих интересы властных структур

I. Антидискриминационный подход 1. В основе происхождения дискриминации по расовому признаку лежат биологические теории о неполноценности человеческих рас и соответствующие социальные конструкции, провоцирующие дискриминационное поведение 2. Возникла тенденция увязывать расовую принадлежность с тем или иным социальным статусом, особенностями социального поведения и реагирования 3. Дискриминация означает идентификацию индивидов и групп по определенным признакам и менее терпимое к ним отношение, чем к лицам и группам с общепринятыми характеристиками 4. Процессы глобализации привели к массовой миграции населения бедных регионов в относительно благополучные страны, породив скрытый, «институциональный» расизм, когда предпочтение оказывается коренным этническим группам, составляющим большинство населения, а «пришлые» подвергаются стигматизации и геттоизации

Антирасистские подходы в практике социальной работы Мигранты или меньшинства усваивают культуру и стиль жизни большинства Ассимиля- ция Либераль- ный плюра- лизм Культурный плюрализм (мульти- культурность) Все группы должны сосуществовать, их равные возможности должны обеспечиваться законодательными и административными методами Все группы должны сосуществовать, поддерживая и сохраняя уникальные культурные традиции Социальная работа должна обеспечивать социальное врастание и взаимодействие структур меньшинства и большинства Социальная работа должна обеспечивать равный доступ к получению социальных, образовательных и медицинских услуг и специальной помощи для улучшения социальных условий в виде компенсации за лишения, порождаемые дискриминацией в других сферах, в первую очередь на рынке труда Социальная работа должна поощрять развитие разнообразных культурных моделей, распространять знания, опыт и понимание различных культур на основе этнической и культурной чуткости

Нормализация = «антиугнетение» 1. Личностно-психологический (эмоциональный) уровень отражает индивидуальное восприятие окружающего мира 2. Культурный (рациональный) уровень отражает влияние идей и социальных ожиданий конкретной группы на индивидуальное сознание и действие 3. Социально-структурный уровень отражает влияние политических институтов на поведение индивидов и групп при учете плюрализма моделей поведения Задача социальной работы – нахождение точек соприкосновения между тремя уровнями функционирования индивида

II. Этнокультурный подход Основан на: культурном плюрализме, подчеркивающем этнические различия в одежде, обычаях, искусстве, музыке, кухне, воспитании детей, представлениях о жизненном укладе, религии и пр. этнической и культурной компетентности и чуткости социальных работников, позволяющим проводить работу с учетом сохранения многообразия и понимания культур внимании к различным культурным выражениям духовности, стимулирующим активность клиента этносензитивной практике, основанной на активизации ресурсов клиента и партнерстве

Уровни этносензитивной практики: 1. Уровень чувств 2. Уровень идей 3. Уровень действия На основе изучения биографии клиента уменьшить влияние личностного опыта, приводящего к ощущению беспомощности Сосредоточиться на понимании самооценки клиентов и усилить их способность контролировать свою жизнь, чувства и способность к действию Стремиться изменить деятельность социальных служб, системы социального обеспечения или более широких систем, неблагоприятно влияющих на клиентов

Этносензитивный подход включает в себя: четкое определение проблемы и путей ее разрешения расчленение проблемы и целей на промежуточные задачи определение временных рамок достижения цели анализ и оценка достижений в рамках цели и определения задач установление связей с другими лицами, работающими над разрешением тех же или подобных проблемах

Условия проведения этносензитивной социальной работы: 1. Признать важность взаимодействия индивидуальной и групповой истории; концентрировать внимание на существующей в настоящее время проблеме и влиянии прошлое на настоящее 2. Осознать важность уникальности самореализации и равных возможностей 3. Осознать важность детского и семейного опыта и их связи с ситуацией 4. Учитывать этническую реальность при составлении контрактов, работе над проблемой, взаимном использовании информации, идентификации препятствий и завершении работы 5. Идентифицировать всю доступную информацию перед встречей с клиентом; осмыслить ее связь с этнической реальностью

Достоинства: 1. Развивают радикальные подходы, учитывающие различные основания притеснения групп, неравенства и расслоения в обществе и обеспечивающие более эффективный анализ проблем, с которыми сталкиваются социальные работники 2. Привлекают внимание к недостаткам индивидуал-реформистской практики социальной работы, проявляющихся при решении проблем дискриминации меньшинств и женщин в современном обществе, и предлагают путь к осознанию этих проблем, укрепляя тем самым социологическую основу социальной работы 3. Антидискриминационная практика является следствием беспокойства, вызванного расизмом и этническими конфликтами. Мультикультурализм утверждает этническое многообразие и стремится внедрить его в общественную жизнь, оценивая вклад каждой культуры. Культурная и этническая чуткость содействует распространению культурного и этнического многообразия в обществе

Недостатки и критика: 1. Хотя в подходах представлены ценности социальной работы, неясно, смогут ли они создать основу самостоятельного подхода, поскольку для их реализации необходимы четко разработанные терапевтические методы 2. Практика сопротивления угнетению критикуется за предписание ей определенных поведения и отношений, которые считаются правильными 3. Данные подходы стремятся больше влиять на формы социальной работы, чем создавать особые модели практики

4. ТЕОРИЯ АКТИВИЗАЦИИ РЕСУРСОВ И ПОПЫТКИ СИНТЕЗА ТРЕХ ПОДХОДОВ К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Теория активизации ресурсов РТП ИРП СКП Внимание к особенностям индивидуаль- ной психологии и активизации личностных ресурсов Преодоление препятствий в достижении жизненных целей и получение доступа к социальным услугам Поддержка с целью приобретения уверенности в себе и развития способностей отстаивать права перед властными структурами

Основные сферы деятельности Организация самопомощи Защита интересов клиента Стимулирование активности защита прав людей из групп риска на социальное обеспечение создание поддержки, улучшающей функционирование; защита и продвижение требований или просьб поддержка идентичности и контроль теоретический анализ источников социального недовольства классификация процессов воздействия на микросоциальную среду описание движений бедноты за власть осмысление практического опыта организации помощи таким группам предоставление возможностей нести ответственность за решение своих проблем предоставление контроля для определения собственных нужд наделение ресурсами для обеспечения возможности отстаивать права через развитие у них уверенности, самоуважения, устойчивости, знаний и умений достижение социальных изменений, улучшающих положения клиентов, их семей и малых социальных групп

Основные принципы практики защиты и стимулирования активности клиента: контекстуализации: внимание фокусируется на понимании клиентами их «социального бытия», что позволяет вести конструктивный диалог, основываясь на реалиях жизни клиентов активизации ресурсов: определение полного диапазона возможностей по удовлетворению нужд клиентов и помощь в принятии решений, влияющих на их жизнь общности: внимание концентрируется на уменьшении чувства изоляции и на объединении клиентов для повышения собственной значимости В основе активизации ресурсов лежат: Биография: анализируются опыт клиента и его взгляд на мир; она позволяет понять неразрывность и последовательность опыта и помогает определить, что мешает ему действовать; ее изучение повышает возможность изменить способ участия клиента в будущих событиях Понимание власти: как потенциально освобождающей и как притесняющей; ее можно использовать в процессе получения ресурсов и для разрешения возможных конфликтов Политическое понимание административных структур при изучении случаев принуждения и появления благоприятных возможностей Наличие умений активизировать ресурсы клиента как эффективный способ приобретения опыта освобождения Взаимозависимость политики и практики

1. Исторический взгляд Знать историю притесняемых групп I. Мультифокальная (мультифокусная) социальная работа

2. Экологиче- ский взгляд Упорядочить негативные ощущения Определить возможности коллективных действий Оценить человеческие связи и привязанности (семья, ближайшее окружение) Определить уровень самооценки и идентичности I. Мультифокальная (мультифокусная) социальная работа

3. Этноклассо- вый взгляд Оценить взаимоотношения классов, социальных слоев, властных структур и притесняемых групп Оценить возможности и условия жизни I. Мультифокальная (мультифокусная) социальная работа

4. Культурный (мультикуль- турный) взгляд Уделять внимание к культурным нормам, особенностям и ожиданиям клиентов, а также многообразию культур Поддерживать культуру, равенство, уникальность личности I. Мультифокальная (мультифокусная) социальная работа

5. Феминистский взгляд Определить и акцентировать внимание на особенностях «голоса» женщин Рассматривать личное как политическое I. Мультифокальная (мультифокусная) социальная работа

6. Глобальный взгляд Осознать глобальную взаимозависимость и социальное исключение для преодоления локальных границ I. Мультифокальная (мультифокусная) социальная работа

7. Критический взгляд Критиковать притеснения и препятствия, злоупотребления властью и изъятие ресурсов Фокусироваться на социальных переменах и связи между индивидуальными и социальными переменами I. Мультифокальная (мультифокусная) социальная работа

II. Социальная работа с самоуправляемой группой, противодействующей притеснениям Принципы организации работы: 1. Люди обладают умениями, пониманием и способностями 2. Люди имеют право быть услышанными, контролировать свою жизнь, определять проблемы и предпринимать действия 3. Проблемы людей всегда являются следствием притеснений политики, экономики, власти, а также личной некомпетентности 4. Практическую работу следует выстраивать на основе совместных действий 5. Практика социальной работы связана с фасилитацией (налаживанием связей между клиентом и социальными системами), а не с «руководством»; выступая в роли фасилитатора, социальный работник стремится развить у клиента способность самому справляться со сложными ситуациями или стрессом

II. Социальная работа с самоуправляемой группой, противодействующей притеснениям формирование команды для совместной работы, предоставление консультативной поддержки и достижение согласия по принципам активизации ресурсов клиента 1 этап Предварительное планирование

II. Социальная работа с самоуправляемой группой, противодействующей притеснениям работа с пользователями услуг как с партнерами и создание плана работы совместно с группой с использованием «открытого планирования» 2 этап Начало

II. Социальная работа с самоуправляемой группой, противодействующей притеснениям помощь группе в определении и анализе проблем, которыми следует заниматься (почему они существуют и как можно достичь перемен) 3 этап Подготовка группы к действию

II. Социальная работа с самоуправляемой группой, противодействующей притеснениям проведение общественных кампаний, учреждение представительских систем, действия по созданию связей и союзов с другими группами 4 этап Выполнение действия

II. Социальная работа с самоуправляемой группой, противодействующей притеснениям постепенное прекращение действий социальными работниками, анализ группой достигнутого на основе связи между «что, почему и как»; определение новых проблем, связей между ними и выбор дальнейших действий 5 этап Осуществление руководства

Достоинства: 1. ТАР подкрепляется данными об эффективности групповых методов, способствующих солидарности и повышению самосознания 2. Данные стратегии создают возможность для позитивного взгляда на власть, которая может быть доступной для людей 3. Активизация ресурсов клиента и защита его интересов предлагают социальным работникам полезные идеи по включению в практику проблем, связанных с притеснениями, критическим мышлением и совместной работой с клиентами

Недостатки и критика: 1. Рассматриваемые стратегии непоследовательны в оказании помощи клиентам и не дают структурных объяснений притеснениям 2. Эти формы работы неэффективны в тех случаях, когда клиенты не в состоянии достигнуть власти и контроля над своей жизнью или нуждаются в защите. В данной ситуации социальные работники могут разочаровать клиентов или ввести их в заблуждение по поводу их собственных возможностей 3. Неясна роль активизации ресурсов в ситуациях, когда проблемы защиты прав клиентов являются спорными 4. В результате активизации индивиды могут забрать власть и ресурсы у других представителей своей среды, поставив их в невыгодное положение. Там, где социальные и политические ресурсы ограничены, стимулирование активности клиентов может не объединить притесняемые группы, а привести к конфликту между ними