Подходы к социально- психологическому анализу бренда и особенностей его восприятия потребителем Н.В.Антонова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка рекламной стратегии Латышева Е.В. доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации.
Advertisements

1 Поведение потребителей: основные подходы Конечная цель всех маркетинговых технологий; «Кто оплачивает ваши счета?» Выбор потребителей обусловлен большим.
Патоша Ольга, Доцент кафедры организационной психологии.
Бренд и Брендинг Бренд и Брендинг. Бренд – это название, термин, символ или дизайн (либо комбинация всех этих понятий), обозначающие определенный вид.
Определение рекламы. Под рекламой понимается целенаправленная оплачиваемая информация о товарах или услугах и об их производителях, распространяемая известным.
1 Психологические факторы иррационального потребительского поведения Ольга Патоша
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ « ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ МИРОВОЙ.
Понятие Бренда Бренд это имя или символ, которые идентифицируют продукт. Успешный бренд идентифицирует продукт, который имеет неоспоримое конкурентное.
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Brand ® Бренд Миссия и индивидуальные атрибуты: название логотип шрифты цветовые схемы символы Образ Имидж репутация компании продукта или услуги в глазах.
Целевой рынок Ориентация на конкурентов Ориентация на потребителей Межфункциональная координация Рис. 1. Рыночно ориентированная организация (Jaworski.
Психосемантические методы исследования. 1. Условия использования ПС методов 2. Метод семантического дифференциала.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Е.В. Яскевич, к.э.н., профессор, заведующая кафедрой маркетинга и коммерции Дисциплина: «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» для студентов специальностей:
Основы маркетинга в сфере сервиса Г.Л.Овсянникова - доцент, к.э.н. кафедра СТЭА ВГУЭС.
РЫНОК: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ. РЫНОК КАК РАЗВИТАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ ТОВАРНОГО ОБМЕНА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СИСТЕМУ ОТДЕЛЬНЫХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ РЫНКОВ, А ЗНАЧИТ,
Сущность и содержание готовности учителя начальных классов к виртуальному взаимодействию в профессиональной деятельности © Зайцева Наталия Владимировна,
Подготовил Голобородько Евгений.
Тема исследования: Сравнительный анализ иррациональных эффектов потребительского поведения.
БРЕНДИНГ 9 лекций 18 семинаров экзамен. Лекция 1 Основные понятия брендинга Значимость брендинга Связь с другими дисциплинами Основные понятия История.
Транксрипт:

Подходы к социально- психологическому анализу бренда и особенностей его восприятия потребителем Н.В.Антонова

Понятие бренда Бренд (англ. brand, марка) символическое воплощение комплекса информации, связанного с определённым продуктом или услугой.

Определения бренда Бренды это образные представления, сохранённые в памяти заинтересованных групп, которые выполняют функции идентификации и дифференциации и определяют поведение потребителей при выборе продуктов и услуг. Франц-Рудольф Эш, профессор кафедры маркетинга университета г. Гиссен, Германия, директор Института исследования брендов и коммуникаций (Institut für Marken- und Kommunikationsforschung), Германия

Диссертации РГБ: из 112 диссертаций только 4 – по специальности – социальная психология (остальные – по экономике, филологии, культурологии, социологии). Из них одна – докторская: Бровкина Ю.Ю. Социальная психология бренд-коммуникации. М.2009, ГУУ

Кандидатские диссертации Андреева М.В. Психологические основы образования и функционирования бренда. М., 2003, ГУУ. Маркова В.М. Социально- психологические характеристики образа торговой марки. М., 2009, ГУУ. Володина А.Н. Влияние рекламы на формирование отношения потребителя к бренду. Тамбов, 2010.

Составляющие бренда Название, имя Логотип, фирменный знак Персонаж Визуальные элементы (шрифт, цветовые схемы и символы)

Подходы к пониманию бренда Правовой подход: рассматривается только товарный знак, обозначающий производителя продукта и подлежащий правовой защите. Психологический подход: бренд понимается как информация, сохраненная в памяти потребителей.

Социально- психологический подход к анализу бренда В социальной психологии бренд рассматривается: 1) как особая разновидность процесса коммуникации (бренд – коммуникации) (Бровкина) 2) Как образ социального объекта, результат социального познания (Бровкина, Маркова, Андреева)

Модель восприятия бренда Бренд как результат социального познания рассматривается с точки зрения аттитюда: 1) Когнитивный компонент – знание о бренде (рациональная аргументация) 2) Аффективный компонент – отношение к бренду (эмоциональная аргументация) 3) Поведенческий (мотивационный) компонент – действия в отношении к бренду, лояльность к бренду

Психологические составляющие бренда ОСНОВНЫЕ (постоянные): Психический образ, который порождает или напрягает потребность Ценности Установки (делятся на установки предрасположенности (эмоциональный компонент) и установки готовности (поведенческий компонент) Переменные составляющие: планы личности – планирование своего будущего (статус, социальное положение), настроение, капризы, кураж. (Андреева, 2003)

Типы потребителей (по включению ценностей в психологическую структуру бренда) 1. Избирательный тип. Ориентированы исключительно на потребительскую направленность (бренд не является ценностью) 2. Социальный тип. Главная ценность – сам бренд (брендоориентированные) 3. Рациональный тип. Использует бренд для рационализации поиска товаров и услуг (ценностью является не сам бренд, а определенные качества товара, которые могут маркироваться брендом)

Социально-психологические характеристики бренда (Маркова, 2009) Социально-психологические характеристики образа торговой марки, определяющие процесс восприятия ее субъектом: история, качество, уникальность, представленность, доверие персонификация

Механизмы функционирования бренда 1. Механизм персонификации 2. Механизм идентификации 3. Механизм социальной категоризации 4. Механизм стереотипизации 5. Формирование установки (аттитюда) (Антонова, Васильева, 2014)

Механизмы социально- психологического воздействия бренда на потребителя Убеждение Внушение Подражание Заражение (Маркова, 2009)

Виды образов торговой марки Согласованный Среднерассогласованный Рассогласованный (Маркова, 2009)

Бренд и личность потребителя

Кто Я?

Индивидуальность бренда Индивидуальность бренда – совокупность характерных черт личности человека, с которыми ассоциируется данный бренд. Механизм формирования индивидуальности бренда - персонификация

Пять характеристик индивидуальности бренда («Большая пятерка» ) искренность, возбуждение, компетентность, утонченность мужественность (Дж. Аакер)

Идентичность бренда и имидж бренда Имидж бренда Идентичность бренда «Идеальный»имидж (разработчики) Сознание реципиента

Индивидуальность бренда и идентичность потребителя Идентификация с брендом Я бренд

Лояльность к бренду «не клиенты» - те, кто покупает бренды конкурентов или не является потребителем данной товарной категории; переключающиеся на цены – те, кто чувствителен к ценам; пассивные приверженцы – те, кто приобретает основном по привычке, чем по осознанной причине; «сидящие у изгороди» - те, кто не имеет выраженных предпочтений при выборе 2-х или большего числа брендов; Безоговорочные приверженцы.

Методы изучения бренда Проективные методы (вечеринка брендов и др.) – часто используются в фокус-группах Ассоциативный эксперимент Семантический дифференциал Дискурс-анализ (Бровкина) Интент-анализ Анкетирование и опрос, тестирование Специальные методики (Дж.Аакер – методика для исследования индивидуальности бренда)

Работы студентов Маник Мкртумян: «Особенности идентичности потребителя как фактор предпочтения бренда» (ВКР, маг.дисс.) Кузьмина Анна «Особенности идентичности потребителя и приверженность к бренду» (ВКР) Кузнецова Ольга «Взаимосвязь идентичности потребителя и индивидуальности предпочитаемого бренда» (ВКР)

Общие выводы Существует связь между идентичностью потребителя и индивидуальностью предпочитаемого бренда: а) шкалы оценки себя и предпочитаемого бренда совпадают; б) индивидуальность предпочитаемых брендов публичного пользования в большей степени связана с идентичностью потребителя, чем брендов личного пользования.

Общие выводы Существуют гендерные различия в восприятии брендов: для девушек важны эстетические характеристики бренда, для юношей – качество, надежность, возможность использования. Основным механизмом восприятия бренда является персонификация

Общие выводы Структура идентичности потребителя: Респонденты, у которых преобладает социальный компонент идентичности, видят себя статусными, яркими, богатыми в любимом бренде, для них важны категории «внешние данные», «мужественность-женственность». Респонденты, у которых преобладает личностный компонент, видят себя в любимом бренде в качестве людей с богатым внутренним миром, «разностороннего и адекватного» человека, у них преобладает категория «персональные качества» в образе бренда.

Общие выводы Приверженность к бренду: а) нелояльные респонденты склонны выбирать в качестве любимых марок одежды бренды класса «масс-маркет» и «люкс», в то время как более лояльные респонденты выбирают марки «люкс» и «спортивный люкс»; б) лояльные покупатели больше подвержены социальному мнению и склонны иметь более зависимое поведение в процессе принятии решений.