Перспективная модель модернизации региональных систем профессионального образования Предложения 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления развития профессионального образования Российской Федерации (модернизация системы профобразования)
Advertisements

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Развитие системы профессионального образования Ростовской области Министерство общего и профессионального образования Ростовской области Отдел профессионального.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Концепция развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Коломенцев Д.В. Воронеж 2014.
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Деятельность Центра развития профессионального образования и профориентации обучающихся АОУ ВО ДПО « ВИРО »
Департамент образования Тверской области О модернизации системы профессионального образования Тверской области в годах Куликов Д.А., заместитель.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Республиканская программа действий по обеспечению развития системы начального профессионального образования в Чувашской Республике на годы и.
О создании базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров (Совещание 19 марта 2013 г.)
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
LOGO Построение системы взаимодействия работников профобразования Методический семинар ГАОУ РХ ДПО ХакИРОиПК Отдел профессионального.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Заседание координационного совета по поддержке одаренных детей.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
П Л А Н МЕРОПРИЯТИЙ (" ДОРОЖНАЯ КАРТА ") "И ЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ " Распоряжение.
Транксрипт:

Перспективная модель модернизации региональных систем профессионального образования Предложения 1

Содержание 2 Приоритетные задачи развития системы профессионального образования Текущее состояние и проблемы системы профобразования Зарубежные тренды и успешные практики Предложения по перспективной модели модернизации региональных систем профессионального образования

3 Приоритетные задачи развития системы профессионального образования

4 «Объединив интеллектуальные и финансовые ресурсы, можно за короткое время создать новый облик системы профобразования» Д. В. Ливанов «Хорошая система профобразования – в интересах самих регионов, это базовое условие для их социально-экономического развития» В. В. Путин

Согласно подпрограмме 1 Государственной программы развития образования на годы выделены следующие приоритетные задачи: Модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности; Модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения; Формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально конкурентоспособные университеты; Формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу компаний; Внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования конкуренции организаций профессионального образования. 5 Приоритеты модернизации системы профобразования

6 Текущее состояние и проблемы системы профобразования

7 Нормативно-правовое обеспечение модернизации Сформировалась основная законодательная и нормативно-правовая база модернизации профобразования. Утверждены типовые положения для всех основных видов образовательных учреждений, государственные образовательные стандарты начального, среднего и высшего профессионального образования. 1. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2006 г. 256 «Об обеспечении выполнения Комплекса межведомственных мероприятий по развитию начального и среднего профессионального образования»; 2. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»; 3. Постановление правительства РФ от 24 декабря 2008 г «Об утверждении правил участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования»; 4. Соглашение о взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей от 25 июня 2007 г.; 5. Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования (утверждено Минобрнауки России и РСПП 31 июля 2009 г. АФ-318/03); 6. Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утверждено Минобрнауки России и РСПП 31 июля 2009 г. АФ-318/03) и др. Федеральные законодательные документы:

Анализ федеральных проектов по модернизации профессионального образования 8 Итоги модернизации НПО и СПО за 2006 – 2012 годы: Национальный проект «Образование » 1. Опробованы новые модели взаимодействия учреждений НПО и СПО с работодателями; 2. Налажена производственная практика молодых специалистов с применением передового технологического оборудования. 3. Обновлены образовательные программы профессионального образования – более 600 программ; 4. Рразвитие партнерства образовательных учреждений НПО и СПО с работодателями –более 700 организаций; 5. Комплексная модернизация материально-технической базы учреждений НПО и СПО- участников проекта; 6. Проведена переподготовка преподавателей; 7. Сформировано 300 ресурсных центров, где собраны дорогостоящие и уникальные образовательные ресурсы по укрупнённым типам профессий и специальностей; 8. В Вооруженных Силах РФ создана сеть учебных воинских частей (24 учебных центра), в которых военнослужащие получают НПО; 9. Начат эксперимент по созданию прикладного бакалавриата; 10. Завершилась передача сети учреждений НПО и СПО в региональное подчинение.

Анализ федеральных проектов по модернизации профессионального образования 9 Итоги модернизации НПО и СПО за 2011 – 2012 годы: Федеральная целевая программа развития образования на годы (ФЦПРО) 1. Образован комплекс из 12 проектов, который закладывает фундамент развития в России системы независимой оценки качества профессионального образования 2. Осуществлен ряд проектов по формированию и апробации моделей центров сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методических центров в 11 отраслях 3. Созданы программы модернизации системы профессионального образования. Основной вектор программ – развитие благоприятной социально-экономической среды в регионах путем вывода системы профобразования на качественно новый уровень. Один из главных акцентов – тесное взаимодействие с ведущими работодателями регионов. 4. Организован открытый конкурс региональных программ модернизации системы профессионального образования. В рамках конкурса названы 30 регионов-победителей, которые показали ориентацию образовательной системы на социально-экономическое развитие региона и активные контакты с ведущими работодателями. 5. Обеспечивается создание компонентов федеральной информационной системы для обеспечения приема в образовательные учреждения профессионального образования. 6. По основным ключевым индикаторам ФЦПРО в сфере профобразования отмечено достижение запланированных значений.

Примеры региональных программ по модернизации профессионального образования 10 Самарская область Проект оптимизации областной системы НПО/СПО - создание территориальных кластеров (образовательных округов Самарской области) и отраслевых образовательно- производственных кластеров, в которых организуется эффективное взаимодействие производителей и потребителей квалифицированных кадров в соответствии с запросами работодателей данной отрасли. Кемеровская область Подпрограмма «Развитие профессионального образования в Кемеровской области», программа «Подготовка квалифицированных рабочих и специалистов для основных направлений экономической деятельности в Кемеровской области» - произведены масштабные закупки учебного и производственного оборудования, модернизирована материальная инфраструктура региональной системы профессионального образования.

Примеры программ развития на уровне учреждений НПО и СПО 11 Омская область профессиональное училище 58 г. Омска – создание и техническое оснащение Сибирского ресурсного центра металлообработки, центр становится ведущим инновационным образовательным центром по подготовке рабочих кадров для высокотехнологичных предприятий машиностроения Сибирского Федерального округа. Ростовская область ГОУ СПО «Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики» - благодаря сотрудничеству с основными стратегическими партнерами были выработаны основные принципы, цели, задачи и направления социального партнерства, определена нормативно-правовая база сотрудничества. В рамках дополнительного образования эффективно функционирует система повышения квалификации работников предприятий связи. При непосредственном участии и финансовой поддержке работодателей создана система стимулирования и отбора талантливой молодежи (именные стипендии, оплачиваемая производственная практика, участие в IT-олимпиадах, СНО, работа бизнес-инкубатора, конкурсы профессионального мастерства).

Примеры программ развития на уровне учреждений НПО и СПО 12 Татарстан Казанский авиационно-технический колледж - благодаря сотрудничеству с партнёрами оказывается организационная и финансовая поддержка, осуществляется подготовка студентов с использованием дуальной формы обучения. см Нижегородская область ФГОУ СПО «Перевозский строительный колледж» - подготовка, переподготовка и переобучение населения на базе созданных Ресурсного центра и Центра дополнительного профессионального образования. Колледж заключил и заключает договоры о сотрудничестве в организации опережающего обучения с Центрами занятости и социальными партнерами-предприятиями и организациями Нижегородской области и соседних регионов. Калужская область В 2010 году в целях обеспечения подготовки кадров для ООО «Фольксваген Групп Рус» и реализации принципов заложенных в федеральных образовательных стандартах третьего поколения в ГАОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий и управления» были открыты 2 новые адаптированные специальности, разработанные совместно с предприятием по направлениям «мехатроника» и «авто мехатроника», адаптированным к производству с большим количеством практических учебных часов. В рамках дуальной формы обучения в 2011 год прошли подготовку 46 студентов, за первое полугодие 2012 года – 25, в настоящее время проходят обучение – 46 человек.

13 Образовательные кластеры Цель – формирование эффективной территориально-отраслевой организации системы учреждений профессионального образования, соответствующей современным требованиям рынка труда Основные направления: Повышение эффективности и качества образования; Подготовка высококвалифицированных кадров по заказу работодателей и эффективное использование их по назначению; Активизация научных исследований и инновационной деятельности; Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований. - проект, выполняемый Национальным фондом подготовки кадров 35 кластерных проектов по 11 отраслевым направлениям, которые выполняются на базе 22 пилотных вузов страны в 15 субъектах Российской Федерации

14 Образовательные кластеры - проект, выполняемый Национальным фондом подготовки кадров 35 кластерных проектов по 11 отраслевым направлениям, которые выполняются на базе 22 пилотных вузов страны в 15 субъектах Российской Федерации

15 Проблемные зоны развития системы профессионального образования 1. В процессы модернизации вовлечена далеко не вся система образования страны, а только лишь группа лидеров профобразования. 2. Отсутствие масштабной, четко сформулированной государственной программы модернизации учреждений НПО и СПО и стратегии их развития, сокращение количества обучающихся по данному уровню профобразования. 3. Отставание возможностей системы профессионального образования от потребностей развивающейся экономики. 4. Истощение ресурсной базы системы профессионального образования, включая её кадровый состав. 5. Слабо развиты вопросы интеграции в мировую систему образования, международной сопоставимости условий и результатов обучения, развития академической мобильности студентов, преподавателей и исследователей.

Согласно «Стратегии 2020»: Повышение трудовой мобильности Замена ЕТКС на Национальную систему квалификаций и профессиональных стандартов нового поколения Сокращение численности экономически активного населения Отказ от устаревшего механизма государственного задания в профобразовании Увеличение дисбаланса структуры профобразования в сторону ВПО и крайне слабая подготовка рабочих кадров Снижение конкурентноспособности российского профобразования на мировом рынке 16 Завтрашние вызовы процессу модернизации профобразования

17 Зарубежные тренды и успешные практики

Анализ существующей системы начального и среднего профессионального образования за рубежом 18 Германия 1. Обычное обучение в профессиональных учебных заведениях различного вида (как начальных, так и средних) с прохождением производственной практики на предприятиях и в учреждениях в процессе обучения. 2. Дуальное или производственно-профессиональное образование, объединяющее теоретическое обучение в учебном заведении и производственное обучение на производственном предприятии США Осуществляется на базе средней школы после окончания младшей средней школы и включает: 1. Средние школы (коммерческие, индустриальные, профессиональные, сельскохозяйственные, многопрофильные). В них половина учебного времени отводится на практическую работу. 2. Профессиональные курсы. Координируются школами или промышленными концернами. В течение пребывания на курсах ученики совмещают учебу с работой. КНР 1. Профессиональные школы начального уровня. Срок года, является частью 9-летнего обязательного образования. Направлено на подготовку рабочих, крестьян и работников. 2. Профессиональные школы среднего уровня Срок года. Включает: 3. средние профессионально-технические школы (училища) – специальности связанны с промышленностью, полные средние школы профессиональной ориентации - подготовка работников широкого профиля, имеющих полное среднее образование и владеющих определенными профессиональными знаниями и навыками средние техникумы - подготовка рабочих высокой квалификации. 4. Профессиональные учебные заведения высшего уровня - подготовка всесторонне развитых квалифицированных специалистов в своей области, по окончанию могут поступать в ВУЗы. Принимают лиц с полным средним образованием Срок года.

Анализ существующей системы начального и среднего профессионального образования за рубежом Германия 1. Комплекс образовательных мер «Активные образовательные действия», с 2003 года. 2. Модернизация и оптимизация деятельности образовательных структур, в первую очередь, в системе профессионального образования. 3. Программа BQF «Развивать компетенции: профессиональная квалификация целевых групп с особыми возможностями», с ноября 2001 г. по декабрь 2006 г. 4. Поддержка определенных групп лиц, таких, как молодые люди, не имеющие законченного школьного или высшего образования, молодые люди, имеющие социальные проблемы, а также молодые мигранты и предприниматели-иностранцы. 5. Программы «STARegio», «Patenschaftsprogramm» 6. Поддержка отдельных регионов с наиболее слабым соотношением предложение/спрос или с превышающим средний уровень сокращением предложения мест производственного обучения. 7. «Особая программа по повышению квалификации молодёжи», Jobstarter, с 2005 г по 2010 г. 8. Создание большего числа учебных мест для мигрантов, улучшение региональной образовательной структуры за счет более активного вовлечения в образовательный процесс малых и средних предприятий. 9. Программа «Инвестиции в будущее развитие профессиональных школ», с 2005 г. 10. Повышение качества подготовки в профшколе. 19

Анализ существующей системы начального и среднего профессионального образования за рубежом 20 США 1. Федеральная программа, регламентируемая Актом о партнерстве в профессиональной подготовке «The Job Training Partnership Act – JTPA». Для проблемных групп молодежи и неквалифицированных взрослых и направлена на получение базового образования; оказание помощи в поиске работы; повышение профессиональных навыков участников. 2. Программа усиления интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки старшеклассников. Устранение препятствий между образованием и миром труда, между школой и обществом Китайская Народная Республика 1. Программы «21-1», «98-5». Повышение качества обучения в стране в части подготовки элитных специалистов для осуществления национальных проектов развития в экономической и социальной сферах 2. Программа привлечения 1000 высококлассных специалистов из-за рубежа, с 2008 г. Осуществление прорыва в области ключевых технологий, развития производства на базе высокой науки и новой техники и подтягивания зарождающихся научных дисциплин. 3.9 й 5-летний план развития образования в Китае и развития структуры к 2010 году. Вовлечение среднего профессионального образования в единую структуру среднего и высшего профессионального образования. 4. Проект профессионального образования, с 1990 г. Подготовка учителей для профессионального образования и развития обучения в профессионально-технических училищах.

21 Критерии оценки успешности реализации программ и стратегий развития учреждений профессионального образования Критерий 1. Эффективная система управления учреждением: функционирование наблюдательных советов и наличие широких полномочий как органа управления, в составе которого должно быть равное представительство работодателей, профессиональных сообществ, системы образования (1\3 для каждой категории), наличие широких полномочий работодателей в части формирования подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций, в том числе и при разработке образовательных программ. Критерий 3. Эффективная система управления кадрами: организация повышения квалификации преподавательского состава, тьюторского сопровождения молодых преподавателей и студентов, привлечение к преподаванию представителей реального сектора экономики и организация стажировок преподавателей на производстве. Критерий 4. Эффективная система профориентации: реализация программ социализации, развитие системы маркетинга и профориентации молодежи, привлечение ресурсов киноиндустрии, Интернета, социальной рекламы, организация сетевого взаимодействия школьников, студентов, молодых специалистов в Интернете. Критерий 2. Эффективная система управления качеством образования: проведение независимой оценки качества образовательного процесса в учреждении, привлечение объединений работодателей и профессиональных ассоциаций к процедуре присвоения квалификации и экспертизе образовательных программ.

22 Критерии оценки успешности реализации программ и стратегий развития учреждений профессионального образования Критерий 5. Эффективная система социального партнерства открытие на базе учреждения центра прикладных (профессиональных) квалификаций, реализующие сложные с точки зрения практических навыков, ресурсоемкие программы, разработанные на основе профессиональных стандартов и обеспечивающие получение и совершенствование соответствующих им квалификаций. Критерий 7. Высокий уровень развития материально-технической базы образовательного учреждения: привлечение работодателей и социальных партнеров к приобретению лабораторного оборудования, соответствующего современным требованиям и стандартам. Критерий 6. Эффективная система информатизации образовательного процесса в учреждении: внедрение современных моделей ИКТ-среды в рамках обеспечения комплексной информатизации системы подготовки рабочих кадров.

23 Предложения по перспективной модели модернизации региональных систем профессионального образования

Методологический подход к разработке модели Перспективная модель модернизации региональных систем профессионального образования должна базироваться на следующих рамках: Образовательная среда Менеджмент Оценка качества образования Ключевые ориентиры модели: Информатизация профессионального образования региона. Кооперация образовательных кластеров со старшей ступенью общего образования. Совершенствование системы менеджмента учреждений профессионального образования на уровне отдельного учреждения и региона Развитие учреждений профессионального образования как социального института. Реализация принципов непрерывного образования. Открытость и доступность профессионального образования. Прогнозирование социального заказа на образовательные услуги и реализация механизмов соответствия требованиям этого заказа на уровне региона. 24

Рамочная конструкция перспективной модели модернизации Обучающийся Личностная и профессиональная самореализация Доступность образования Соответствие квалификации требованиям рынка труда Мотивация Трудоустройство по специальности Менеджмент TQM кадры коммерциализация результатов Менеджмент TQM кадры коммерциализация результатов Оценка качества образования независимая оценка сертификация квалификаций первичная аттестация работодателями 25

Научная новизна перспективной модели модернизации База - лучшие отечественные и зарубежные практики Механизм модернизации основан на получении синергетического эффекта от комплексного взаимодействия участников модернизации, когда особую роль играют интересы работодателей Параллельная комплексная модернизация всех аспектов системы профобразования, включая исследовательскую деятельность и коммерциализацию научных разработок и инноваций Глубокая перестройка структуры профессионального образования с учетом инновационных подходов к созданию сетевых образовательных кластеров Содержание и структура профобразования, основанные на социальном заказе государства и региона и на регулярном прогнозе этого заказа Создание отраслевых ресурсных центров, выполняющих интегративную функцию в образовательном кластере по обеспечению ресурсами, координации участников, прогнозе социального заказа на образовательные услуги. 26

Цели и рамочная конструкция перспективной модели модернизации 27 Цель - приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда стратегических отраслей экономики страны.

Задачи модернизации 28 Задача 1. Внедрение социально-ориентированных программ непрерывного профессионального образования, соответствующих современным федеральным государственным образовательным стандартам и требованиям экономики и рынка труда. Задача 2. Распространение эффективных моделей (механизмов) территориально-отраслевой организации ресурсов профессионального образования (на базе образовательных кластеров) Задача 4. Повышение эффективности управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно- общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства Задача 3. Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений и комплексная информатизация профессионального образования Задача 5. Создание целостной системы профессиональной ориентации молодежи на обучение по рабочим профессиям. Задача 6. Создание современной системы комплексной оценки качества профессионального образования, в том числе включающей независимые рейтинги учреждений Задача 7. Создание эффективной системы менеджмента кадров профессионального образования и их материального стимулирования.

29 Направления модернизации 1. Модернизация образовательной деятельности 3. Коммерциализация разработок и инноваций 4. Модернизация системы управления учреждениями профессионального образования 5. Развитие кадрового потенциала учреждений профессионального образования 2. Модернизация исследовательской деятельности

Комплекс мероприятий модернизации Направление «Модернизация образовательной деятельности»: Формирование и внедрение образовательных стандартов профессионального образования с учетом новой системы квалификаций, перспективных задач экономического развития региона Внедрение новых моделей образовательной деятельности в условиях сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и образовательных кластеров Комплексная информатизация системы подготовки кадров Направление «Модернизация исследовательской деятельности»: Формирование системы стимулирования исследовательской деятельности учащихся учреждений профессионального образования. Формирование системы стимулирования исследовательской деятельности работников учреждений профессионального образования. Направление «Коммерциализация разработок и инноваций»: Развитие системы софинансирования профессионального образования. Формирование системы продвижения и коммерциализации инновационных разработок учреждений профессионального образования. Направление «Модернизация системы управления учреждениями профессионального образования» : Формирование независимой системы оценки качества профессионального образования. Внедрение эффективной системы управления образовательными учреждениями профессионального образования в рамках сетевого взаимодействия и организации образовательного кластера. Развитие профессионального образования как социального института Формирование системы индивидуальных маршрутов профессионального образования и поддержки трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Формирование инновационной системы развития инфраструктуры учреждений профессионального образования Формирование системы комплексной информатизации управления учреждениями профессионального образования. Направление «Развитие кадрового потенциала учреждений профессионального образования»: Совершенствование системы подготовки и развития кадров учреждений профессионального образования. Совершенствование системы материального стимулирования кадров. 30

Модернизация образовательной деятельности: мероприятия 31 Мероприятие 1 Формирование и внедрение образовательных стандартов профессионального образования с учетом новой системы квалификаций, перспективных задач экономического развития региона Внедрение организационно-правовых механизмов обновления региональных образовательных стандартов, регламентирующих подготовку рабочих кадров и формирование прикладных квалификаций, по мере изменения требований профессиональной деятельности и коррекции профессиональных стандартов Разработка и внедрение системы создания, обновления, экспертизы и обращения примерных образовательных программ подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций 1.3. Разработка, апробация и внедрение механизмов, обеспечивающих создание и систематическое обновление образовательных программ подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на основе профессиональных и образовательных стандартов. Мероприятие 2 Внедрение новых моделей образовательной деятельности в условиях сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и образовательных кластеров 2.1. Формирование нормативно-правовой базы для расширения полномочий наблюдательных советов учреждений профессионального образования Создание региональных координационных советов по взаимодействию системы профобразования с работодателями 2.3. Развитие сетевого взаимодействия в региональных сетях профессионального образования при реализации программ подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций Разработка порядка организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ, включая структуру финансирования сетевых программ и нормативно- правовое обеспечение установления государственного задания образовательным организациям на реализацию частей (модулей) образовательных программ. Мероприятие 3 Комплексная информатизация системы подготовки кадров Разработка и внедрение современных моделей информационно-образовательной среды в учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы, в том числе моделей дистанционного образования 3.2. Разработка и внедрение современных образовательных технологий, в том числе разработка современных образовательных ресурсов при тесном сотрудничестве с работодателями.

Модернизация исследовательской деятельности: мероприятия 32 Мероприятие 1 Формирование системы стимулирования исследовательской деятельности учащихся учреждений профессионального образования 1.1. Развитие сетевых технологий как эффективного инструмента поддержки талантливой молодежи Разработка мотивационных механизмов привлечения учащихся к исследовательской деятельности, в том числе с привлечением работодателей Создание отраслевого ресурсного центра в рамках образовательного кластера на базе региональных ресурсных центров как платформы для организации и методической поддержки научных исследований учащихся. Мероприятие 2 Формирование системы стимулирования исследовательской деятельности работников учреждений профессионального образования 2.1. Разработка мотивационных механизмов привлечения преподавателей к исследовательской деятельности Разработка координационных механизмов перехода от повышения квалификации и обучения к исследовательской деятельности Реализация на базе отраслевого ресурсного центра в рамках образовательного кластера технической и методической поддержки исследовательской деятельности работников учреждений профессионального образования.

33 Мероприятие 1 Развитие системы софинансирования профессионального образования Развитие системы платных образовательных услуг, в том числе дистанционных, через службу занятости по профессиональному обучению (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации) безработных граждан Реализация механизма создания целевых программ по профессиональному обучению (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации, организация производственной практики и трудоустройство выпускников) совместно с предприятиями и привлечение работодателей к софинансированию обучения студентов. Мероприятие 2 Формирование системы продвижения и коммерциализации инновационных разработок учреждений профессионального образования Реализация механизмов опережающей подготовки специалистов 2.2. Реализация на базе отраслевого ресурсного центра модели мониторинга социального заказа на образовательные услуги и его прогнозирования 2.3. Создание на базе отраслевого ресурсного центра структуры по управлению технологическими инновациями на основе привлечения новых прикладных знаний и технологий, организации интегрированного пространства для научно-технологической, образовательной и экспертной деятельности; 2.4. Внедрение эффективной стратегии управления инновациями учреждений профессионального образования при продвижении их на российский и международный рынок Разработка экономических механизмов стимулирования участников процесса создания востребованных на рынке научных разработок и инноваций. Коммерциализация инноваций и разработок: мероприятия

Модернизация системы управления учреждениями профессионального образования: мероприятия 34 Мероприятие 1 Формирование независимой системы оценки качества профессионального образования Разработка и апробация региональных типовых моделей рейтингования и общественно-профессиональной аккредитации программ подготовки рабочих кадров и механизмов учета ее результатов при проведении государственной аккредитации Разработка и внедрение региональных типовых моделей системы оценки и сертификации квалификаций в субъектах Российской федерации (на примере государственно-общественного института профессиональных экзаменов). Мероприятие 2 Внедрение эффективной системы управления образовательными учреждениями профессионального образования в рамках сетевого взаимодействия и организации образовательного кластера Формирование региональной нормативно-правовой базы для расширения полномочий наблюдательных советов учреждений профессионального образования, формирование координационных советов по профессиональному образованию Разработка и апробация моделей управления образовательными кластерами и сетями ОУ на уровне субъекта РФ, базирующихся на менеджменте всеобщего качества и современных подходах к управлению образованием Мероприятие 3 Развитие профессионального образования как социального института Развитие системы профориентации и непрерывной поддержки профессионального выбора на основе вариативных региональных моделей организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения Развитие системы кооперации образовательных кластеров с учреждениями среднего (полного) общего образования для совместной разработки и внедрения программ профильного образования старшеклассников в рамках направления образовательного кластера Повышение престижа рабочих профессий с использованием ресурсов радио и телевидения, киноиндустрии, Интернета, социальной рекламы

Модернизация системы управления учреждениями профессионального образования: мероприятия 35 Мероприятие 4 Формирование системы индивидуальных маршрутов профессионального образования и поддержки трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья Разработка и реализация моделей дистанционного образования для лиц с ОВЗ с индивидуальной тьюторской поддержкой Создание в образовательных учреждениях профессионального образования субъекта РФ, обучающих лиц с ОВЗ, центров психолого- педагогического и медико-социального сопровождения доступной безбарьерной среды. Мероприятие 5 Формирование инновационной системы развития инфраструктуры учреждений профессионального образования Создание на базе отраслевого ресурсного центра в рамках образовательного кластера региональной сети учебных центров профессиональных квалификаций, региональных центров коллективного пользования дорогостоящими технологическими и кадровыми ресурсами Создание на базе отраслевого ресурсного центра в рамках образовательного кластера дистанционного университета Мероприятие 6 Формирование системы комплексной информатизации управления учреждениями профессионального образования Создание на базе образовательного кластера информационной площадки для взаимодействия учреждений профессионального образования промышленных предприятий и холдингов, бизнес-сообщества Обеспечение публичности и открытости информации о деятельности учреждений профессионального образования, информатизация системы контроля и оценки учебных и внеучебных достижений студентов.

36 Мероприятие 1. Совершенствование системы подготовки и развития кадров учреждений профессионального образования Создание механизмов поддержки молодых талантливых преподавателей Привлечение к преподаванию представителей реального сектора экономики и стажировок преподавателей на производстве Разработка региональной нормативно-правовой базы и организационных механизмов, обеспечивающих стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения в профильных организациях (на производстве), включение ведущих специалистов и опытных рабочих этих организаций в процесс реализации профессиональных образовательных программ Расширение числа и организационно-методическая поддержка технических вузов, осуществляющих подготовку инженерно-педагогических кадров профессионального образования. Мероприятие 2 Совершенствование системы материального стимулирования кадров Совершенствование системы оплаты труда в учреждениях профессионального образования, в том числе на основе заключения контракта с преподавателями Внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации преподавателей Формирование и ведение региональных баз данных и депозитария программ ДПО работников профессионального образования, включая работы по экспертизе программ, созданию и ведению базы данных и депозитария, обеспечению свободного доступа к базе данных программ Реализации программ повышения квалификации работников профессионального образования в условиях персонифицированного финансирования Распространение кредитно-модульной системы и сетевых механизмов реализации программ дополнительного профессионального образования в условиях персонифицированного финансирования повышения квалификации работников образования. Развитие кадрового потенциала учреждений профессионального образования: мероприятия

Общеобразовательное учреждение Общеобразовательное учреждение Учреждение ВПО Научная пощадка Учреждения НПО Учреждения СПО Партнерство Внедрение программ профильного обучения Целевая профориентация Дистанционный университет Отраслевой ресурсный центр Органы исполнительной власти региона в сфере труда и занятости, предпринимательства, экономической политики Отраслевое взаимодействие Общественные организации Региональный Координационный совет Органы управления Образованием региона Работодатели 37

Ожидаемые результаты модернизации Результат 1. Соответствие учебных программ и стандартов профессионального образования социальному заказу на образование в регионе. Результат 2. Интеграция в единую систему поставщиков и заказчиков образовательных услуг (работодателей), обеспечение гарантии трудоустройства и успешной профессиональной самореализации выпускников учреждений профобразования. Результат 3. Информатизация системы подготовки кадров. Результат 4. Увеличение доли учащихся и педагогов учреждений профессионального образования, занимающихся исследовательской деятельностью. Результат 5. Комплексная система поддержки профессионального самоопределения в регионе, построенная с учетом социального заказа и прогноза на приоритетные для региона направления подготовки. Результат 6. Усиление начального и среднего уровней профессионального образования, повышение спроса на НПО и СПО, увеличение количества высококвалифицированных рабочих кадров, соответствующих запросам рынка труда региона. Результат 7. Обновление материально-технической базы, лабораторного оборудования учреждений профессионального образования. Результат 8. Четкая региональная система координации и контроля взаимодействия всех участников образовательного кластера. Результат 9. Финансовая самостоятельность учреждений профессионального образования, повышение эффективности управления учреждениями профессионального образования в рамках сетевого взаимодействия и организации образовательного кластера. Результат 10. Комплексная региональная система оценки качества профессионального образования. Результат 11. Возможности для получения полноценного профессионального образования и поддержки трудоустройства лицами с ограниченными возможностями здоровья. Результат 12. Обновленный состав педагогических кадров учреждений профобразования, их высокая квалификация и соответствие новым учебным программам, в т.ч. в использовании ИКТ в образовательном процессе. Участие представителей работодателя, ресурсных центров в обучении студентов. 38

Ожидаемые эффекты модернизации Социальный эффект 1. Повышение доступности качественного профессионального образования и его практикоориентированности. Социальный эффект 2. Повышение удовлетворенности населения качеством образовательных услуг. Социальный эффект 3. Удовлетворение потребности экономики субъектов Российской Федерации в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития. Социальный эффект 4. Возможность получения любым гражданином страны качественного профессионального образования, гарантирующего трудоустройство и успешное профессиональное развитие, на протяжении всей жизни. Социальный эффект 5. Снижение межрегиональной миграции трудовых ресурсов и стабильность образовательно-профессионального маршрута молодых людей. Социальный эффект 6. Активизация бизнес-среды и производства региона как прямых заказчиков образовательных услуг. Социальный эффект 7. Интернационализация российских образовательных услуг и усиление их экспорта. Социальный эффект 8. Усиление проектно-исследовательской деятельности учреждений профобразования в регионе, появление совместных с производством и бизнесом научно- исследовательских разработок по приоритетным направлениям экономической деятельности. 39