ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛ-РЕФОРМИСТСКОГО ПОДХОДА К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ К.В. Кузьмин, канд. истор. наук, доцент кафедры социальной работы УГМА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?
Advertisements

Усовершенствованная модель здоровья - модель Аллен (Модель Мак Гилла)
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
Г ЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ З ИГМУНДА Ф РЕЙДА. П СИХОАНАЛИЗ. Работу выполнила студентка 21 группы: Цаплина Дарья.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Внутриличностные конфликты - острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
«Я среди других людей» программа по психологии для 7-8 классов.
Психологическое здоровье студента.. Существует более 300 определений здоровья, в которых здоровье определяется: как состояние полного физического, психического.
Модель копинг-поведения (Сирота Н.А., 1994, Ялтонский В.М., 1995). Связанные с наркотизацией проблемы индивида – это одновременно и проблемы среды, общества.
Выполнили студенты группы ЗСР-401 С Трапезникова О. А. Груздева Л. А. Найдина О. А.
Использование арт-терапии в психосоциальной реабилитации ЛЖВ Богачёв О.В. С-Пб 2009 г.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Психологические особенности Группового мнения. Понятие Групповое мнение это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее.
Выполнила: Уланова Ксения, группа 2.2 Преподаватель: Пашков М. В., доцент СПбГУ, 2016.
Транксрипт:

ТЕМА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛ-РЕФОРМИСТСКОГО ПОДХОДА К СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ К.В. Кузьмин, канд. истор. наук, доцент кафедры социальной работы УГМА

В РАМКАХ ИНДИВИДУАЛ-РЕФОРМИСТСКОГО ПОДХОДА ГЛАВНЫЙ АКЦЕНТ ДЕЛАЕТСЯ НА РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ КЛИЕНТОВ В РАМКАХ СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПОРЯДКА И НА ИЗМЕНЕНИЯХ В ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТОВ

ПЛАН: 1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ЧЕРТЫ 2. МОДЕЛЬ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ЗАДАЧЕ-ЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 3. КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ 4. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ СИСТЕМ И ЭКОСИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЕЕ ЧЕРТЫ

Основные вопросы ПТ: 1. Каким образом психика побуждает действие? 2. Как психика и поведение человека влияют на социальное окружение? 3. Как социальное окружение воздействует на психику и поведение?

Психодинамическая теория II. Психология личности и аномального поведения I. Теория человеческого развития III. Теория «лечения»

I. Теория человеческого развития 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ Действия или поведение не просто случаются, а возникают как следствие процесса человеческого мышления Некоторые формы мышления и психической активности являются скрытыми от нашего сознания

II. Психология личности 1. ИД (ОНО) 2. ЭГО неопределенное давление, происходящее из неизвестного источника и заставляющее действовать, чтобы удовлетворить потребности 3. СУПЕР- ЭГО формирует восприятие и действия по отношению к окружающему миру, развивает мышление и память и контролирует ОНО развивает общие моральные принципы, направляет и контролирует деятельность ЭГО и влечения, порождаемые ОНО ТРЕВОГА

Основные механизмы подавления бессознательной тревоги: 1. Репрессия сознательное подавление мыслей и чувств, не совместимых с другими представлениями 2. Расщепление нейтрализация противоречивых мыслей и чувств, воздействие которых может привести к непредсказуемым последствиям 3. Сублимация перенаправление энергии (исходящей из Оно), первоначально направленной на нежелательное поведение, на социально-приемлемые действия 4. Рационализация самоубеждение в обоснованности причин, вызывающих отдельные действия, и эмоциональное подавление необоснованных причин поведения

III. Теория лечения («терапия») 1. «ПЕРЕНОС» НЕОСОЗНАННЫХ ЧУВСТВ 2. ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА Раскрываются и преодолеваются конфликты, возникшие из трудностей раннего жизненного периода во взаимоотношениях с родителями и вызывающие сложности поведения 1. Высвободить скрытые и подавляемые мысли и чувства 2. Раскрыть и понять причины конфликтов 3. Создать условия на возникновения у человека инсайта – «внезапного» осознания своей проблемы, проникновения в ее суть и понимания путей преодоления 4. Развить навыки рационального контроля над своей жизнью и отношения с внешним миром Эмоциональные воспоминания об отношениях в прошлом оказывают существенное воздействие на поведение и на отношения с людьми Неприемлемое социальное поведение и проблемы клиента вызываются подавленными конфликтами

I. Функционально-диагностический метод Личность в социальной ситуации II. Проблемно-ориентированный метод Личность в социальном окружении 1. Объект 2. Задача помощи Снизить влияние «стресса» и «давления» среды на способности личности к благополучному существованию Развить способности к «допингу» (совладанию), способностью справляться с текущими проблемами и преодолевать препятствия без тревожных переживаний 3. Основа Иррациональная и внутренняя мотивация клиента Опыт личности Рациональная и внешняя мотивация клиента Опыт социальной среды

I. ТЕОРИЯ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ (Д. Боулби, М. Эйнсворт)

Процесс социального научения I. Осознание собственного психологического состояния II. Понимание состояния других людей посредством обмена переживаниями III. Обучение социальным навыкам IV. Понимание социальных ожиданий и усвоение социальной роли

Типы привязанностей (М. Эйнсворт): 1. Защищенность Стресс при разлуке и позитивная реакция на воссоединение со значимым взрослым, который всегда предпочтительнее постороннего человека и чутко реагирует на сигналы ребенка Основным средством контакта является безопасная игра, и ребенок уверен в помощи взрослого в сложных ситуациях

Типы привязанностей (М. Эйнсворт): 2. Незащищенность и замкнутость Незначительные признаки стресса при разлуке и игнорирование или избегание взрослого по его возвращении Дети не стремятся к физическому контакту, одинаково реагируя как на близкого, так и на постороннего человека Игровое поведение затруднено, так как взрослые равнодушны или игнорируют сигналы ребенка, что вызывает у него настороженность и беспокойство

Типы привязанностей (М. Эйнсворт): 3. Незащищенность, противоречивость и отвержение Сильный стресс при разлуке с взрослым и продолжающееся беспокойство при воссоединении с ним Дети стремятся к контакту, но нестабильны, требуя к себе внимания и тут же отвергая его, выражая одновременно привязанность и гнев, зависимость и сопротивление, нервничая в новых ситуациях и в присутствии посторонних Взрослые непоследовательны и нечувствительны, но не игнорируют и не отвергают ребенка

Типы привязанностей (М. Эйнсворт): 4. Незащищенность и дезорганизация Замкнутость и противоречивость поведения ребенка: «заторможенность» при разлуке и воссоединении с взрослым, отсутствие каких-либо эмоций при его возвращении Взрослые выглядят испуганными или нагнетают страх, что не способствует снижению тревоги у ребенка

Типы привязанностей (М. Эйнсворт): 5. Отсутствие привязанности Незначительный стресс при разлуке с взрослыми, которые воспринимаются как взаимозаменяемые, пока потребности ребенка удовлетворяются Трудности в контроле за импульсивным и агрессивным поведением и отсутствие возможностей для формирования привязанностей Характерно для детей-сирот или детей, лишенных эмоционального контакта с родителями (например, зависимыми от алкоголя и наркотиков)

Типы характеров и их проявления Легкий характер Способность легко справляться с новыми ситуациями, высокая адаптивность и выражение положительных эмоций Трудный характер Уход в себя, интенсивное выражение эмоций, имеющих негативный оттенок, и низкая адаптация к изменениям Сдержанный характер Избегание незнакомых ситуаций, низкая адаптивность и спокойное эмоциональное состояние

II. Тип характера III. Сопут- ствующие факторы I. Тип привязанности Конструирование устойчивости – способности приспосабливаться к ситуации и находить способы разрешения конфликтов

Терапевтические задачи: 1. Обеспечить защищенность при обсуждении негативных событий 2. Помочь клиенту в анализе событий 3. Признать влияние, которое оказывают привязанности раннего детства на отношения настоящего момента 4. Помочь клиенту в осознании связи между прошлым опытом привязанности и проблемами настоящего 5. Содействовать реконструкции приемлемых моделей мышления и поведения, проявляющихся во взаимоотношениях с социальным окружением

II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ (Эрик Эриксон)

Стадии психосоциального развития и психосоциальные кризисы II. Второй год жизни III. Раннее детство I. Младенческая IV. Позднее детство Доверие/недоверие Автономия против стыда и сомнения Инициатива / вина Старательность / неполноценность

Стадии психосоциального развития и психосоциальные кризисы VI. Средняя взрослость VII. Поздняя взрослость V. Ранняя взрослость Интимность и дистанцирование / самопогруженность Производительность / застой Цельность / отчаяние и отвращение В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ХАРАКТЕРА ПРОТЕКАНИЯ СТАДИЙ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ФОРМИРУЮТСЯ ТЕ ЛИБО ИНЫЕ НАВЫКИ СОЗНАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ СИЛУ ИЛИ СЛАБОСТЬ СФОРМИРОВАННОГО ЭГО

Функции сформированного, «полноценного» Эго: 1. Проверки реальности для определения границ между реальностью, желаниями и фантазиями 2. Суждения о соответствующих реакциях на события в соответствии с социальными и культурными ожиданиями 3. Регулирования и контроля влечений, эмоций и импульсов 4. Регулирования межличностных отношений 5. Планирования желаний и выполнения обязательств в сотрудничестве с другими людьми 6. Психологической защиты от болезненных переживаний и чрезмерной или недостаточной стимуляции 7. Автономии и регулирования последствий неизбежных психологических травм 8. Контроля над происходящим и развития способностей к решению проблем 9. Восприятия собственного образа как целостной личности

Защитные механизмы Вынужденные и жесткие Извлечены из прошлого Искажают реальность настоящего Включают в себя первичные процессы мышления и элементы бессознательного Направлены на изменение разрушительных воздействий Методы: отговорки и обходные действия Механизмы преодоления Гибкие и целенаправленные Привлечены из будущего Отражают реальность настоящего Включают в себя вторичные процессы мышления, сознательные и предсознательные мысли Направлены на решение проблем Методы: открытость, упорядоченность, прозрачность

I. Укрепляющий подход Работа с мыслями и поведением в настоящий момент Развитие навыков сознательного контроля и обучения Директивные и обучающие методы Включает в себя работу с окружением и поиск дополнительных ресурсов для клиентов, работу с психотравмами, жизненно значимыми проблемами, поведенческими нарушениями, повышенной тревожностью и импульсивностью II. Трансформирующий подход Работа с мыслями и поведением в прошлом и настоящем Развитие навыков к инсайту (пониманию и проникновению в суть проблемы) Недирективные методы и рефлексия Нацелен в основном на работу с клиентами, у которых развиты сознание и способности к саморегуляции, однако наблюдаются поведенческие трудности и неадекватность в использовании защитных механизмов

Задачи социального работника: 1. Внушение надежды и формирование мотивировки к изменениям 2. Развитие автономии, навыков решения проблем и адаптации к окружающей среде 3. Формирование ролевой модели и положительного опыта с целью корректировки прошлого негативного опыта 4. Достижение личностных изменений 5. Мобилизация ресурсов для оказания помощи клиентам 6. Изменение окружающей обстановки 7.Посредничество, обучение, сотрудничество и защита прав клиентов во взаимодействии с другими службами

Основные техники: 1. Сочувственное слушание, восприимчивость, принятие и признание достоинств клиента 2. Прямое влияние (убеждение, советы) 3. Изучение, описание и обсуждение (прояснение и оценка восприятия и чувств клиента относительно ситуации) 4. Фокусировка внимания на текущей ситуации и существующих отношениях, развитие способности к пониманию других, прояснение причин поведения клиента и окружающих, а также анализ чувств, связанных с ситуацией и поведением 5. Помощь клиенту в анализе связи между переживаниями настоящего и прошлого 6. Обучение способам установления контактов с другими 7. Детализация проблем, определение приоритетов, установление временных ограничений и организация деятельности

Достоинства психодинамической теории: 1. Вызвала появление в социальной работе терпимого и открытого стиля отношений, в котором большое значение придавалось слушанию клиента в противоположность директивному, контролирующему стилю 2. Способствовала развитию стремления понять личность, а не просто осуществлять какие-то действия с нею 3. Акцент с анализа событий и мыслей переместился на чувства и формы бессознательного, сложность и противоречивость человеческой психики 4. Понимание и изучение ПТ сделало возможным взаимодействие социальных работников с представителями других профессий

Недостатки и критика: 1. В основе лежит биологизаторский объяснительный подход, отрицающий воздействие социальной среды и ценность человеческой самореализации 2. Любые отклонения от принятой нормы считаются проявлениями аномального поведения, которые необходимо лечить. Тенденция к использованию ярлыков провоцирует к обвинению клиента в существовании сложной ситуации 3. Концепция женской личности и ее развития является ограниченной, поскольку в ней утверждается стереотип женщины-домохозяйки, воспитывающей детей, которая социально, интеллектуально и морально представляет собой неполноценного индивида

Недостатки и критика: 4. Опирается на медицинскую модель, предполагающую наличие у клиента болезни, которую лечит «эксперт-терапевт», что отрицает возможность их равноправных взаимоотношений 5. Применение инсайта в качестве терапевтической техники позволяет клиентам осознать свои эмоциональные переживания, но не помогает им что-то изменить в реальной жизни 6. Подразумевается «разговорный» тип терапии, рассчитанный на вербально активных клиентов, способных принять участие в обсуждении и анализе своих проблем. Его эффективность уменьшается при работе с клиентами, которые обращаются с проблемами практического характера и менее способны вербально выразить свои переживания

2. МОДЕЛЬ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ЗАДАЧЕ- ЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Общие черты двух моделей: 1. Использование краткосрочных воздействий, которые могут сопровождаться серией последовательных интервенций 2. Наличие четкой структуры, когда действия заранее планируются и подгоняются под определенный образец 3. Использование контрактов и соглашений между социальным работником и клиентом, в которых четко обозначены обстоятельства, при которых они могут применяться 4. Нацелены на развитие у человека способности к преодолению жизненных трудностей

I. Модель кризисной интервенции Изменение последствий ситуации II. Задаче-центрированная модель Решение определенной проблемы 1. Цель 2. Проблема клиента Порождена особенностями психического развития личности Не имеет четкого происхождения и воспринимается как данность 3. Концентрация На причинах возникновения проблемы На сущности проблемы

I. Модель кризисной интервенции Представляет собой действия, которые прерывают серию событий, приводящих к нарушению нормального функционирования II. Задаче-центрированная модель Мероприятия выходят за рамки непосредственной ситуации, и усилия направлены в большей степени на выявление главных проблемных областей жизни человека и воздействие на них 4. Содержание действий 5. Средство Повышение способности к адаптации и развитие способности разрешать схожие ситуации в будущем Выполнение практических задач, приводящих к решению конкретных проблем и улучшению эмоционального состояния

I. Модель кризисной интервенции Цель МКИ – изменить (смягчить) последствия возникшей ситуации (кризиса)

Стадии кризиса Нормативное функционирование (жизненная активность) индивида Стрессовое событие, которое воспринимается как значимое или несущее угрозу Рост субъективно переживаемого стресса (страх, напряжение, замешательство) Повышенная уязвимость, нарушение равновесия Личностный рост, понимание проблемы и появление навыков ее преодоления Повышенная уязвимость в отношении стрессовых событий в будущем

Исходы кризиса

Задачи кризисной интервенции в социальной работе: 1. Развитие новых механизмов преодоления, обогащающих возможности клиента 2. Работа с чувствами и переживаниями, ориентированная на достижение долгосрочных изменений 3. Активизация ресурсов помощи 4. Снижение остроты неприятных эмоций и последствий кризиса 5. Обдумывание происходящих событий и их последствий, а также включение их в контекст жизненного сценария клиента.

Фазы кризисной интервенции

Стадии кризисной интервенции: Стадия 1. Планирование и проведение оценки кризиса, его опасности и наличия угрозы для жизни Стадия 2. Установление взаимопонимания посредством искреннего уважения и понимания или убеждения клиента в неразумности и непредсказуемости его поведения Стадия 3. Определение основных проблем и факторов, запускающих кризис, в том числе наличия

Стадии кризисной интервенции: Стадия 4. Работа с чувствами и эмоциями клиента с целью высвободить энергию для преодоления трудностей Стадия 5. Обобщение и анализ альтернатив и приобретенных механизмов преодоления кризиса (определение проблемных зон и желаемых целей и анализ прошлых успехов и неудач) Стадия 6. Разработка и формирование плана действий с целью восстановления жизненной активности Стадия 7. Определение плана последующих действий и заключение соглашения о дополнительных встречах в случае обострения проблемы

II. Задаче-центрированная модель Цель ЗЦМ – раскрыть причины конкретной проблемы, заявленной клиентом, и показать рациональные средства ее решения в ограниченные сроки

Основные сферы проблем: 1. Межличностные конфликты 2. Неудовлетворенность социальными взаимоотношениями 3. Трудности взаимодействия с официальными инстанциями 4. Проблемы в ролевом поведении 5. Проблемы в принятии решений 6. Стрессовое реактивное состояние 7. Недостаток ресурсов 8. Поведенческие проблемы, связанные с существующими у клиента искажениями восприятия действительности, предубеждениями и стереотипами

Проблемы: - должны пониматься или признаваться клиентом; - должны поддаваться решению с помощью действий, предпринимаемых вне контактов с социальными работниками; - должны быть четко и ясно обозначены; - должны быть тесно связаны с тем, что клиенты хотят изменить в своей жизни; - должны быть продиктованы стремлением клиента к изменению

Фазы решения проблемы I. Фильтрация проблем II. Ранжирование проблем III. Постановка задач, соответствующих основным проблемам IV. Подписание соглашения / контракта и распределение задач V. Регулярная проверка соглашения / контракта и отчетность

Основные стадии работы с клиентом Стадия 1. Начальная оценка возможностей клиента и определение целевых проблем Задачи: 1. Оценить особенности поведения клиента в обычных ситуациях; понять интерпретацию проблем, препятствующих его самореализации; оценить направленность и интенсивность желаний клиента изменить ситуацию 2. Понять специфику бессознательных страхов и тревог, волнующих клиента; определить шаги к освоению новых навыков поведения посредством разработки плана действий, включающего в себя намерения клиента, его конкретные действия и возможные альтернативные варианты 3. При выделении целевых проблем четко обозначить: условия совершения действий, существующие препятствия к действиям и обстоятельства, которые при всем желании невозможно изменить

Стадия 2. Детализация проблем путем их краткой оценки и анализа социального контекста и возможной реакции окружения при наличии согласия клиента Действия: 1. Определение потенциальных проблем и помощь клиенту в его описании существующих трудностей 2. Достижение предварительного соглашения по пониманию главных проблем 3. Оспаривание тупиковой или нежелательной трактовки проблем, когда, например, несмотря на доводы разума, ее решить невозможно 4. Обсуждение дополнительных проблем в случае, если клиент не понимает или не принимает их, определив для начала приоритеты, обозначенные им самим 5. При необходимости привлечение к участию других людей 6. Если окружающие заставили обратиться клиента за помощью, привлечение их к определению причин обращения 7. Сбор точной информации о том, когда и где возникла проблема 8. Обозначение проблемы в письменной форме 9. Определение базисного уровня проблем 10. Достижение договоренности о желательных изменениях

Стадия 3. Создание письменного или устного контракта – договора о действиях, которые необходимо предпринять при наличии согласия клиента Действия: 1. Уточнение одной или нескольких проблем, заявленных клиентом 2. Ранжирование проблем по их значимости 3. Определение желаемого результата «лечения» 4. Формирование первой группы задач 5. Обсуждение количества контактов и их временных рамок

Стадия 4. Планирование задач во время регулярных встреч с клиентом путем определения их осуществимости в реальной жизни Действия: 1. Определение возможных альтернатив путем разработки нескольких вариантов задач 2. Достижение договоренности, подтвержденной клиентом 3. Планирование реализации 4. Резюмирование (констатация) задачи

Стадия 5. Реализация задачи 1. Установление системы фиксации результатов, если требуется последовательность или повторение действий 2. Определение стратегий (повторение попыток, установление границ, определение точных целей и пр.) 3. Согласование стимулов завершения задачи, если они не были определены 4. Проверка понимания клиентом смысла задачи и ее значения для достижения цели и укрепления его мотивацию 5. Использование на практике необходимых навыков с помощью имитации действия или через вспомогательные упражнения 6. Анализ и устранение препятствий, которые могут быть связаны с мотивацией, восприятием, представлениями, такими эмоциями, как тревога или гнев, а также объясняться отсутствием необходимых навыков 7. Планирование мероприятий, выполняемых самим социальным работником

Стадия 6. Анализ достигнутых результатов Действия: 1. Описание целевой проблемы (какой она была в прошлом и какова сейчас), проверка того, являлась ли она самой существенной проблемой для клиента 2. Анализ изменений и достижений с точки зрения социального работника, клиента и других лиц 3. Планирование последующих действий (например, использование клиентом приобретенных навыков и изменившихся обстоятельств), а также помощь клиенту в преодолении возможных проблем в будущем 4. Заключение дополнительных соглашений, чтобы закончить процесс или обозначить новую проблему и новые задачи В случае продолжения контактов: - переход к долгосрочному лечению или обсуждение последующих встреч для контроля положительных изменений и/или - направление в другие службы за дополнительной или иной помощью

Достоинства моделей: 1. Отражают тенденцию к развитию краткосрочных, сфокусированных и сформированных теорий, нацеленных на разрешение конкретных проблем практического характера. 2. Концентрируют внимание на ясной и структурированной деятельности в противоположность методам длительной и ненаправленной психодинамической работы 3. Акцентируют внимание на настоящем, происходящем в данный момент времени, а также на принятии конкретных решений, а не на детальном изучении проблем и их причин. Цель работы с клиентом заключается не в окончательном его «излечении», а в преодолении определенных трудностей «на данный момент»

Достоинства моделей: 4. Заключение контракта (договора) способствует построению взаимоотношений в системе «социальный работник – клиент», проясняет их и делает более конкретными, что позволяет достичь желаемых целей 5. Предполагают индивидуальную работу с клиентом, проблемы которого воспринимаются как болезни При этом в кризисной интервенции больше внимания уделяется эмоциональным реакциям, иррациональному и неосознанному поведению, а в задаче-центрированной модели сделан акцент на рациональной позиции клиентов

Недостатки и критика: 1. Модели неприменимы в тех случаях, когда кризис носит постоянный характер и когда главной трудностью являются психологические проблемы, актуальные на протяжении длительного времени 2. Модели неэффективны при работе с клиентами, которые не признают права на вмешательство в личную жизнь со стороны социального работника или социальной службы 3. Четкость процесса работы хотя и является одним из существенных достоинств моделей, но она зачастую не учитывает сложности и противоречивости событий в жизни человека

Недостатки и критика: 4. Контрактная система утверждает фальшивое равенство между социальным работником и клиентом, так как существует дисбаланс власти, затрудняющий применение контрактов и мешающий достижению сотрудничества 5. Интервенция бесполезна при помощи людям, постоянно живущим в состоянии кризиса в связи с бедностью или социальным исключением, а задаче- центрированная модель – при решении масштабных проблем социального характера и работе по преодолению их последствий

3. КОГНИТИВНО- ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Поведенческие модели терапии Когнитивные (познаваемые) модели терапии Теория социального научения Психологические теории восприятия и обработки информации

Основные положения теории научения: 1. Никто не может знать наверняка того, что происходит в психике другого человека, поэтому остается только изучать и влиять на поведение, которое можно отследить 2. Поведение формируется и зависит от внешних воздействий, за исключением некоторых врожденных рефлексов 3. Человек может приобрести новую модель поведения для удовлетворения своих потребностей или искать альтернативу существующим поведенческим проявлениям, если последние вызывают проблемы 4. Научение достигается с помощью понимания того, с чем люди сталкиваются в жизни, и копирования поведения окружающих.

Основные положения когнитивной теории: 1. В процессе научения на поведение оказывают влияние восприятие и интерпретация окружающей обстановки 2. Неадекватное поведение – это следствие ошибочного восприятия и неверной интерпретации, когда у человека сформировалось искаженное восприятие самого себя, своего настоящего и будущего, приводящее к депрессии и тревоге

Поведенческая терапия Когнитивная терапия основана на содействии последовательному выполнению спланированных действий, приводящих к изменениям в поведении основана на терапии реальностью, когда посредством коррекции неверного понимания ситуаций поведение приводится в соответствие с окружающей обстановкой Когнитивно-поведенческая практика Поведение вызывается предвестниками, т.е. событиями или действиями, ему предшествующими, оно же, в свою очередь, приводит к определенным последствиям, которые затем предшествуют последующему поведению

КПП – это терапевтические процедуры, направленные на изменение мыслей и чувств клиента Задачи: - развитие желательных форм поведения - ослабление проявлений нежелательного поведения с тем, чтобы люди могли адекватно действовать в социальных ситуациях Условия успеха КПП: 1. Доверительные взаимоотношения 2. Проведение детальной диагностики для описания проблемы с разных точек зрения и определения моделей мышления и чувств, имевших место до, во время и после случаев проблемного поведения 3. Проведение постоянного мониторинга того, что происходит с целью отслеживания и нейтрализации возможных факторов риска

1. Поведение, вызывающее проблемы или являющееся неприемлемым и несоответствующим общественным ожиданиям Кто, что, когда, как, как часто? Что делается и не делается? Что делается чересчур, а что недостаточно? Что делается в неподходящем месте или в неподходящее время? Объект диагностики

2. Эмоциональное состояние клиента Какие сомнения, страхи, разочарования, депрессивные состояния характерны для клиента? Как они проявляются в его поведении? Объект диагностики

3. Настоящее поведение и мысли и чувства, которые их сопровождают Какова история формирования неадекватных реакций, неспособности к научению, неспособности к различению важных аспектов ситуации? Что помогает или препятствует сохранить определенный набор поведенческих проявлений? Объект диагностики

4. Последовательность поведенческих проявлений, которая является объектом изменений Какого рода поведение должно быть усилено или устранено? Какие новые навыки или эмоции необходимы для формирования противоположной формы поведения? Объект диагностики

5. Условия, регулирующие поведение При каких условиях возникает проблема? Что является поводом? Как эта проблема проявляется и что за этим следует? Объект диагностики

6. Стереотипы суждений, существующие у клиента Как клиенты описывают или объясняют проблему? Насколько их отношение к проблеме предвзято? Объект диагностики

Стадии диагностики I. Точное и конкретное описание проблемы II. Ранжирование проблемы III. Поиск критериев оценки изменений и перемен, возникших в результате интервенции IV. Фиксация достигнутых изменений и укрепление мотивации на их сохранение

Основные методы КПП I. Метод формирования респондентной (классической) обусловленности (стимул – реакция) Проблема применения метода: респондентная обусловленность направлена на формирование заученных, автоматических реакций Методики: - «угасания» за счет разрыва связи между условными реакциями и стимулами - «десенситизации» (постепенного снижения чувствительности) за счет обучения техникам релаксации - «обратной обусловленности» за счет образования ассоциаций между желательными реакциями и стимулами вместо связывания их с нежелательными реакциями

Основные методы КПП II. Метод формирования оперантной обусловленности Проблема применения метода: поведение, которое должно прийти на смену нежелательному поведению, может оказаться столь же нежелательным Методики: - «подкрепления», положительного или отрицательного, укрепляющего поведение - «наказания», позитивного или негативного, ослабляющего поведение путем удаления тех следствий, которые не имеют отношения к желательному поведению - «угасания», предполагающая активное устранение связи между последствиями и поведением, которое их вызывало - поощрения полезного и приемлемого поведения.

Основные методы КПП III. Метод социального научения и моделирования путем создания экспериментальной ролевой модели Проблема применения метода: возможно нарушение этических норм, так как социальный работник манипулирует поведением клиента и навязывают ему свои желания Методики: - «определения проблем», показывающая пробелы в поведенческом репертуаре и новые формы поведения, которые могут помочь заполнить эти пробелы - «разделения проблем» на компоненты или стадии - помощи клиентам в распознавании ошибочного представления, которое может им мешать - демонстрации желаемого поведения и его повторения клиентом -соединения отдельных частей поведения воедино и формирование более сложного поведения - помощи клиенту в определении различий между ситуациями, в которых это поведение является уместным или неуместным - «переноса» нового поведения в ситуации реальной жизни - обсуждения реалистичных практических задач и результатов их достижения

Основные сферы применения КПП Терапия эмоциональных нарушений при лечении депрессии Терапия межличностных проблем Терапия поведенческих нарушений у детей Терапия поведения в специализированных (закрытых) учреждениях Развитие и совершенствование родительских навыков общения с детьми Диагностика проявлений и степени депрессии и возможностей их нейтрализации Диагностика отношений. Проведение коммуникативных тренингов «Жетонная экономика» как система организации коллективной работы учреждения

Достоинства КПП: 1. Наличие подробно разработанного и структурированного руководства по практическому использованию, а также инструментов оценки 2. Эффективность при работе с депрессивными, тревожными и другими психологическими реакциями на стрессовые ситуации 3. Внимание на конкретных формах поведения; личность же в целом в таком случае не воспринимается в качестве аномальной 4. Простота применения, когда желаемое поведение моделируется со стороны путем ограниченных методов, носящих технический характер (респондентная и оперантная обусловленность и социальное научение).

Недостатки и критика: 1. Стабильность приобретенного поведения зависит от того, насколько внимательны специалисты к развитию способности к сохранению поведенческих изменений впоследствии, что предъявляет особые требования к качеству супервизорства 2. Технический и рациональный характер снижает гибкость в работе с клиентом и вызывает сомнения в этической и гуманистической направленности. Не всегда можно утверждать, что восприятие клиентов неправильно, и соответственно не обязательно нужно изменять его 3. КПП неэффективна при решении социальных проблем, более того, ее применение приводит к тому, что социальный работник манипулирует поведением клиента. Работники социальных служб могут оправдывать свои действия тем, что укрепляется социальный и политический порядок и поддерживается авторитарный административный контроль

4. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ СИСТЕМ И ЭКОСИСТЕМНОЙ ТЕОРИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Основные характеристики состояния любой системы (Карл фон Берталанфи) I. Устойчивость – система поддерживает сама себя, получая и используя входящую информацию II. Гомеостаз (равновесие) –система сохраняет свои особенности, несмотря на то, что входящая информация вносит определенные изменения III. Видоизменение – система способна к усложнению, так как ее части видоизменились IV. Системная сложность – система представляет собой целое, которое больше, чем сумма его частей V. Взаимовлияние – изменение в одной части системы вызывает изменения в других ее частях

Основные термины: Синергия – способность системы вырабатывать энергию для самосохранения Энтропия – неопределенное состояние или поведение системы, возникающее в связи с отсутствием и недостатком синергии Негэнтропия – состояние или поведение системы, возникающее в случае, когда недостаток синергии восполняется за счет помогающих систем Помогающие системы: - неформальные, или естественные, системы (семья, друзья, почтальон, сотрудники); - формальные системы (микросоциальные группы, профсоюзы); - социетальные системы (больницы, школы, клубы и пр.).

Основные системы социальной работы II. Клиентская система III. Целевая система I. Система агентов изменений IV. Воздействующая система Социальные работники, социальные службы и организации Люди, группы, семьи, микросоциальные группы, обращающиеся за помощью и вступающие во взаимодействие с агентами изменений Люди, которых стараются изменить агенты изменений для достижения поставленных целей Люди, с которыми взаимодействуют агенты изменений для достижения поставленных целей

I. МОДЕЛЬ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (МЖЦ) Этапы: 1. Этап оценки стрессора – определение серьезности нарушений и их возможных последствий 2. Этап переживания стресса – оценка способов решения проблем и имеющихся ресурсов

Основные ресурсы, необходимые для преодоления стресса: 1. Связанность – способность к формированию привязанностей 2. Внутренняя сила – уверенность в способности преодолеть трудности 3. Компетентность – владение навыками или возможность получения помощи от других людей 4. Образ «Я» – общая оценка самого себя 5. Самооценка – степень собственной значимости и достоинства 6. Самоуправление – ощущение контроля над собственной жизнью, ответственность за свои поступки и уважение прав других людей

Социальные факторы, влияющие на возможности активации ресурсов индивида: 1. Принудительное использование власти 2. Эксплуатация власти 3. Естественная среда пребывания 5.«Ниша» 6. Жизненный путь 7. Историческое время 8. Индивидуальное время 9. Социальное время

Цель деятельности по МЖЦ: Улучшение адаптации людей к окружающей их среде Цель деятельности по МЖЦ: Основные пути: 1. Смягчение воздействия жизненных стрессоров 2. Обогащение индивидуальных и социальных ресурсов 3. Развитие стратегий преодоления трудностей 4. Трансформация факторов окружающей среды для обеспечения их соответствия человеческим потребностям

Создать принимающее и поддерживаю щее окружение Действия: - проявить эмпатию, поддержать клиента в выражении желаний и предпочтений; рассказать о вариантах помощи и роли социального работника; оказать противодействие окружению, негативно влияющему на клиента - выбрать форму работы, основываясь на предпочтениях клиента и особенностях жизненного стрессора (индивидуальную, семейную, групповую, в микросоциальной среде) 1. Начальная фаза Фазы работы по МЖЦ

Создать принимающее и поддерживаю щее окружение Действия: - выбрать вид помощи (эпизодическую, экстренную, краткосрочную, без временных границ) - провести диагностику соответствия личности и среды (выяснить основные данные об индивиде и семье, определить стрессогенные факторы, идентифицировать ожидания, определить сильные и слабые стороны клиента, выявить особенности среды, согласовать план действий) 1. Начальная фаза Фазы работы по МЖЦ

1. Помочь в преодолении: - стресса, связанного с изменениями и травматическими событиями; - стрессогенных факторов окружающей среды 2. Развить семейные и групповые отношения Действия: - оказать поддержку клиенту, показывая «присутствие» рядом; детально исследовать и прояснить ситуацию; активизировать сильные стороны клиента, укрепив его веру в себя; руководить и способствовать процессу, обеспечивая клиента информацией, предлагая советы, определяя задачи и указывая на возможные неадекватные и непоследовательные действия 2. Текущая фаза Фазы работы по МЖЦ

1. Помочь в преодолении: - стресса, связанного с изменениями и травматическими событиями; - стрессогенных факторов окружающей среды 2. Развить семейные и групповые отношения Действия: - выявить социальные сети поддержки и изучить эффекты воздействия естественной среды; связать клиентов и организационные ресурсы; стать посредником при взаимодействии с организациями или действовать напрямую, защищая интересы клиента - определить функции семьи и особенности их реализации, выслушать истории жизни, определить семейное мировоззрение; определить задачи для домашней проработки; обсудить семейные ритуалы и поведенческие модели 2. Текущая фаза Фазы работы по МЖЦ

1. Помочь в преодолении: - стресса, связанного с изменениями и травматическими событиями; - стрессогенных факторов окружающей среды 2. Развить семейные и групповые отношения Действия: - определить направленность группы (образовательная, проблемно- ориентированная, задаче- центрированная, социальная направленность, реализация определенного поведения); выявить внутренние стрессогенные факторы; организовать группу и набрать участников - определить источники стресса (авторитет и официальный статус, власть социального работника, различия в социальном положении, борьба за межличностный контроль, запретные темы); подготовиться к возможному напряжению в отношениях и обсудить межличностные барьеры 2. Текущая фаза Фазы работы по МЖЦ

Содействовать завершению процесса при определении организацион ных факторов Действия: - определить факторы завершения работы, временные ограничения и методические особенности, характерные для данной службы - выявить и обсудить позитивные и негативные чувства, возникающие в связи с прекращением отношений 3. Завершающая фаза Фазы работы по МЖЦ

Задачи социальной работы в условиях применения ЭСП 1. Развитие функций помощи в малых социальных группах 2. Разработка и проведение мероприятий, направленных на повышение общего благополучия 3. Развитие активного партнерства 4. Поиск новых возможностей на индивидуальном и общественном уровнях 5. Содействие децентрализации и локализации в принятии и реализации решений 6. Поддержание общественного здоровья и социальной устойчивости к кризисам 7. Содействие экологическому равновесию и социальной справедливости 8. Снижение стрессов человеческого и экологического характера, в частности через оказание помощи в преодолении потери и горя 9. Применение естественных методов оздоровления и духовного развития

Методы социальной работы при ЭСП: холистический (целостный) анализ, раскрывающий потребности глобальной среды, влияние факторов окружающей среды на социальную сферу, привлечение граждан к планированию и социальным действиям в соответствии с их интересами и потребностями разумное использование природных ресурсов и развитие самосознания при организации образа жизни, сберегающего ресурсы окружающей среды развитие кооперативных сетей, предоставляющим различные услуги, особенно школам, учреждениям здравоохранения и социального обслуживания применение «педагогики новой среды» («приключенческой педагогики»), предполагающей содействие в создании особых сетей для развития новых жизненных возможностей людей

Достоинства ТС и ЭСТ: 1. ТС и ЭСТ сформировали новый тип теории, отличающийся от традиционной социальной работы с ее психологической основой и индивидуальным подходом и имеющий социологическое основание 2. Акцентируется внимание на изменении окружения и анализе влияния людей друг на друга 3. В рамках ТС и ЭСТ представлена возможность достижения одной и той же цели разными путями (равнофинальность и многофинальность), благодаря чему снижается давление психологических стереотипов, определяющих границы нормы и девиации 4. ТС и ЭСТ не представляют единого определенного метода воздействия при решении проблем клиентов, а дают обобщенную стратегию объяснения социальных событий, позволяющую воспринимать в качестве воздействий любые вмешательства в систему

Недостатки и критика: 1. ТС и ЭСТ, рассматривая и поясняя взаимосвязь разных уровней социальной реальности и индивидуального поведения человека, не дают объяснения причинам происходящих событий и существованию этих взаимосвязей 2. ТС и ЭСТ нетехнологичны: в них нет инструкций о том, как можно влиять на системы и как контролировать результаты этих воздействий на практике 3. Сосредоточенность социальных работников на стратегических социальных проблемах может вести к игнорированию проблем отдельных индивидов 4. ТС и ЭСТ преувеличивают значение частей, составляющих систему, каждая из которых необходима для системной целостности и связана с другими частями, и предполагают, что необходимо поддерживать равновесие систем, а не стремиться их изменить. Тем самым, подчеркивается нежелательность любых конфликтов и не учитывается возможность и необходимость радикальных перемен 5. ТС и ЭСТ носят обобщенный характер, затрудняя их применение к частным ситуациям и делая невозможным определить правильность или корректность действий социальных работников

Теория систем и экосистемная теория: - не настаивают на трансформации социальных структур - принимают существующий социальный порядок - соответствуют организационной структуре социальных служб, представляющих собой часть государства и обладающих полномочиями и властью, и способствуют развитию процессов бюрократизации и регламентации в социальной работе - сочетаются с психологическими теориями на уровне изучения особенностей человеческого поведения за счет включения его в более широкий социальный контекст - создают основу для создания обобщенного социально- психологического подхода к социальной работе