Принципы современного образования и воспитания Подготовлены преподавателем «Инженерной графики» Антоновым В.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Advertisements

Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Педагогика – это в равной мере и наука и искусство, теория и практика образования и воспитания человека.
Воспитание как педагогический процесс.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
«Педагогика как наука» Выполнила: Студентка 2 курса нач. Б группы Фазлиева Светлана.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Образование как общественное явление и педагогический процесс Лекция 3.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Транксрипт:

Принципы современного образования и воспитания Подготовлены преподавателем «Инженерной графики» Антоновым В.Н.

Тема 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И ПРАКТИКА Подходы к определению научного статуса педагогики 1) самостоятельная наука, характеризующаяся своим объектом, предметом и методами получения нового знания; 2) прикладная отрасль знаний, не имеющая собственного предмета исследования: а) прикладная философия; б) прикладная психология 3) теория искусства.

Объектом науки является некоторая целостность, выделенная из объективного мира и выступающая в качестве области человеческой деятельности и познания. Для педагогики это – процесс образования человека. В качестве предмета науки выступает некая идеализация объекта, ракурс его рассмотрения. Предмет педагогики – противоречия, закономерности, способы осуществления образования как целенаправленного процесса.

Функции педагогики: – аналитическая (теоретическое изучение, описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей процесса образования; анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта); – прогностическая (исследование состояния и тенденций развития образовательного процесса и построение на этой основе моделей этого процесса и его развития, преобразования); – проектно-технологическая (разработка педагогических технологий, а именно содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания; внедрение достижений педагогической науки в практику).

Образование в педагогике понимается как: – процесс или социальное явление; – результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.; – система. Образование – это целенаправленный общественно-исторический процесс передачи старшими поколениями и освоения подрастающими поколениями культурного опыта; процесс приобщения, включения детей в жизнь общества.

Образование, обучение, воспитание Процесс образования можно разложить на две составляющих: воспитание и обучение. Критериями такого разделения являются: 1) цели, стоящие перед каждой из составляющих в процессе образования человека; 2) виды деятельности формирующейся личности, играющие наиболее важную роль в достижении данных целей.

Обучение имеет основной целью организацию усвоения знаний, умений и навыков, базисом чего служит познавательная деятельность ученика. Воспитание направлено на формирование определенных качеств и отношений человека и реализуется во всех видах деятельности (коммуникативной, трудовой, игровой, познавательной и др.).

Цивилизационные ступени образования (по И.А. Колесниковой): 1) «природная педагогика», когда педагогическая деятельность была органично вплетена в жизнь общества; 2) «репродуктивно-педагогическая цивилизация», когда передача социокультурного опыта из поколения в поколение целенаправленно осуществляется через специально организованную систему образования специально подготовленными профессионалами – педагогами;

Цивилизационные ступени образования (по И.А. Колесниковой): 3) «креативно-педагогическая цивилизация», когда совокупным объектом-субъектом воспитания выступит все человеческое общество, произойдет возврат каждого человека к естественной педагогической деятельности как сотворчеству людей, универсальному способу их бытия.

Этапы развития научно–педагогического знания Этап СодержаниеПримеры педагогического знания Предпосы- лочный Появление педагогических суждений и зарождение педагогических идей в русле философских учений Пословицы, притчи, сказки, поучения. Идея Сократа об идеалистической этике, метод сократовской беседы; Идея Аристотеля о природосообразности в воспитании, гармонии в развитии личности через физическое, нравственное, умственное воспитание Философ- ский Формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско- педагогических произведений Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Э. Роттердамский «О первоначальном воспитании детей», Т. Мор «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании»

Этапы развития научно–педагогического знания Этап СодержаниеПримеры педагогического знания Базовый (XVII в.) Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте Я.А. Коменский «Великая дидактика», И.Песталоцци «Как Гертруда учит своих детей»

Этапы развития научно–педагогического знания Этап СодержаниеПримеры педагогического знания Реформ а - торский (конец XIX – начало XX вв.) Рост числа педагогических центров и появление многообразных альтернативных педагогических идей Педагогика гражданского воспитания и трудовой школы Г. Кершенштейнера (Германия), экспериментальная педагогика Э. Меймана (Германия), Э. Торндайка (США), прагматическая педагогика Д. Дьюи (США), педагогика воспитания «к свободе» Р. Штайнера (Германия), М. Монтессори (Италия), педагогика свободного труда С. Френе (Франция)

Этапы развития научно–педагогического знания Этап СодержаниеПримеры педагогического знания Современ- ный Саморазвитие педагогики, сочетающее процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками Научные статьи, монографии, диссертации, посвященные проблемам методологии педагогических исследований, поиска и обоснования концепций реформирования образования, изучения передового педагогического опыта, научного моделирования всех компонентов педагогического процесса с целью его совершенствования

Отрасли педагогики Общая педагогика изучает общие закономерности образования, разрабатывает основы организации и осуществления педагогического процесса. Предметом теории воспитания являются закономерности, принципы, методы целенаправленного процесса формирования определенных личностных свойств и отношений человека. Дидактика (теория обучения) изучает закономерности процесса обучения, его содержание, принципы, организационные формы, методы и средства.

Отрасли педагогики Теории воспитания и обучения подразделяются по возрастным ступеням. Здесь выделяют дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрагогику). Методики преподавания (частные дидактики) изучают процесс преподавания и изучения конкретных учебных предметов. Например, методика преподавания информатики, методика трудового обучения. Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – совокупность научных отраслей (логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика), изучающих особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи, слуха, зрения и с отклонениями в психическом развитии.

Отрасли педагогики История педагогики изучает исторический процесс развития образования и педагогической мысли в их единстве и во взаимосвязи с современными проблемами образования. Предметом сравнительной педагогики являются закономерности функционирования и развития образовательных систем в разных странах. Теория управления педагогическими системами (школоведение) изучает процесс управления педагогическими системами, условия обеспечивающие их жизнеспособность и развитие.

По типам связей с педагогикой можно выделить следующие группы наук: 1. Науки, являющиеся базисом педагогических теорий. Философия, изучающая общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, познания, служит источником целей образования. Анатомия и физиология человека – естественнонаучная основа проектирования педагогического процесса. Закономерности функционирования и развития психики человека, изучаемые психологией служат основой конкретизации целей, выдвижения образовательных задач и определения основных подходов к их решению.

2. Науки, методы исследования которых используются педагогикой. Например, для изучения педагогической реальности широко используются социологические методы опроса и социометрии, психологического наблюдения и анализа продуктов деятельности, математического моделирования и статистической обработки данных.

3. Науки, связанные с педагогикой взаимообогащением фактами, положениями, обобщающими выводами. Например, исторические факты и закономерности исторического развития играют огромную роль при изучении истории образования и педагогики. Состояние и тенденции развития общественных процессов, изучаемые социологией, результаты исследования здоровья школьников, данные культурологических, этнографических исследований учитываются при проектировании воспитательных систем.

Особую значимость в педагогике имеет исследование педагогической психологией закономерностей развития познавательных процессов человека в зависимости от реализуемой образовательной программы и используемых педагогических технологий. Можно сказать, что эти науки участвуют вместе с педагогикой в комплексных исследованиях человека. 4. Науки, из которых педагогика заимствует и творчески осваивает некоторые идеи. Например, синергетический подход к воспитанию или кибернетическая идея управления динамическими системами.

ТЕМА 2. СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Функции и цели образования

Цель образования целенаправленное управление (процессом развития личности), создание ситуаций, условий (для развития личности, для ускорения процессов социализации), организация (развивающей среды, педагогических воспитательных ситуаций), активизация, поддержка, помощь (в самоопределении, в саморазвитии, в самореализации, в само строительстве).

Цель образования авторы не задают конкретный идеал, «образ» человека, а концентрируют внимание на условиях или процессе. процесс предполагает активность самого воспитанника. ключевым понятием является развитие личности.

Цель образования Целью общего образования (как его ожидаемым результатом) является человек, обладающий совокупностью внутренних условий, способствующих достижению его собственных жизненных целей, продуктивной самореализации в различных сферах жизни на путях, несущих субъективное благополучие и ценных в социальном отношении. К таким внутренним условиям относятся: сформированные духовно-нравственные ценности и мировоззрение, самостоятельность, способность организовывать свою жизнь как целое, подчиненное своим целям и ценностям, способность и готовность к постоянному саморазвитию.

Система образования в современной России представляет собой совокупность взаимодействующих: – преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; – сети реализующих их образовательных учреждений; – органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования. Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным стандартом. Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.

Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры подрастающего человека, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся следующие программы: дошкольного образования, начального общего (1–4 классы), основного общего (5–9 классы), среднего (полного) общего образования (10– 11 классы).

Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций путем повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования.

Образовательные учреждения Образовательным называется учреждение, обеспечивающее содержание воспитания и обучения и/или реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационнно-правовым формам образовательные учреждения могут быть: государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и пр.)

Образовательные учреждения К образовательным относят учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования); профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);

Образовательные учреждения дополнительного образования (школы искусств, спортивные школы и пр.); специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Стандартизация образования Стандарт образования – это система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по его достижению (В.С. Леднев).

Стандартизация образования Государственные образовательные стандарты выполняют следующие функции: – обеспечение качества образования; – обеспечение единства образовательного пространства РФ; – основа для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; – основа для разработки примерных образовательных программ; – предел, в рамках которого государство гарантирует общедоступность и бесплатность образования (для общего среднего образования).

Регионализация образования предполагает отказ от унитарной системы образования и наделение регионов правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания и реализации собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно- демографическими и другими условиями. Вариативность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса на успех. На практике вариативность реализуется в следующих аспектах.

Во-первых, это разнообразие типов образовательных учреждений и их организационно-правовых форм. Во-вторых, вариативность содержания образования, которое предлагается различными видами образовательных учреждений. В-третьих, разнообразие форм получения образования (очная, очно-заочная, заочная, экстернат, семейное образование). В-четвертых, вариативность проявляется и в организации педагогического процесса в образовательном учреждении.

Основные тенденции развития образования Гуманизация образования предполагает преобразование системы образования, а также всех компонентов педагогического процесса (цели, содержания, форм, методов, стиля взаимодействия между его субъектами) на основе взглядов, признающих ценность любого человека, его право на свободу, развитие и самореализацию. Информатизация образования – использование в образовании информационных технологий, вычислительной техники и современных средств коммуникаций

Гуманизация образования предполагает: демократизацию образования, предоставляющую права и свободы обучающимся, педагогам, образовательным учреждениям; дифференциацию образования – выделение в образовании разнообразных образовательных траекторий; гуманность педагогических взаимоотношений проявляется в особом уважительном и бережном отношении к ребенку, в готовности помогать и поддерживать его, проявлять заботу о его здоровье и благополучии, соучастие в его проблемах; гуманитаризацию образования – расширение знаний о человеке, человечестве и человечности с целью развития духовного начала, формирования культуры личности.

Тенденции развития образования Дифференциация образования – это выделение в образовании различных образовательных траекторий и обеспечение условий для выбора каждым человеком индивидуальной образовательной траектории, в соответствии со своими потребностями, интересами, склонностями, способностями. Дифференциация образования предполагает отсев (например, при поступлении в образовательное учреждение) и селекцию (разделение учащихся на классы и группы), что не всегда обоснованно и может нарушать права обучающихся. Индивидуализация образования – это особая организация педагогического про­цесса, позволяющая создать оптимальные условия для развития способностей и реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Направления информатизации образования: – решение задачи подготовки нового поколения к жизни в современных информационных условиях (информационный мир и компьютер, в том числе, выступают как предмет изучения); – разработка и внедрение информационных технологий обучения (компьютер – средство обучения); – педагогическое обоснование и развитие дистанционных форм образования (компьютер, Интернет – средства поддержки организационной формы); – внедрение технологий, связанных с ЭВМ в организацию и управление педагогическим процессом и образовательными системами (компьютер как средство хранения и обработки информации, связанной с системой образования, как средство информационной поддержки процесса управления образованием).

Использование компьютера как средства обучения наиболее целесообразно в целях: самостоятельного изучения курса, индивидуализации обучения, реализации принципа наглядности (в качестве «электронной доски», для наблюдения за «невидимыми» в природе, моделируемыми с помощью компьютера процессами и пр.), развития мышления учащихся (путем решения познавательных задач, моделирования, программирования), повышения мотивации к учению (использование мультимедийных средств, игровых развивающих программ, имитационных игр).

Ограничения компьютера как средства обучения : учащийся лишается «роскоши человеческого общения» с педагогом и сверстниками, лишается образца, которому он может подражать, то есть лишается социального контекста, в котором лучше и быстрее обнаруживаются собственные успехи и неудачи; постоянно находясь в виртуальном мире компьютера и информационных технологий, человек подвергается эффекту «виртуализации сознания», у него суживается диапазон воспринимаемой информации, что ослабляет его связь с внешним миром, затрудняет адаптацию в обществе реальных людей; компьютер как средство обучения не может обеспечить все разнообразие видов деятельности, позволяющих личности разносторонне развиваться (не развивается эмоциональная, речевая, графическая, письменная культура учащихся);

диалог с компьютером формализован (то есть живой диалог заменен его моделью), материал, как правило, подается в условной форме, сжатой и однообразной, контроль знаний ограничен несколькими формами – тестами или программированными опросами; работа с компьютером развивает, в основном, логическое мышление, подавляя другой его вид, связанный с образностью, эмоциональностью; программисты не могут учесть особенностей конкретной группы учащихся, и задач, стоящих перед ними на данном этапе обучения, поэтому здесь крайне важна роль учителя; работа с компьютером оказывает существенное влияние на здоровье ребенка.

ТЕМА 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Философское и психологическое знание, используемое для построения педагогических теорий Философское знание: представления о сущности человека и его назначении; представления о процессе познания; представления о культурных нормах и ценностях; представления о тенденциях цивилизационного развития; принципы научного познания реальности Образование как процесс обучения, воспитания и развития личности Педагогические теории Психологическое знание: психологические теории личности, субъекта жизни; особенности возрастного развития человека; структура и характеристики познавательной сферы человека; психологические теории развития когнитивных способностей; теории учебной деятельности; принципы, условия, средства поддержки личностного развития, самоопределения, становления качеств субъекта жизни; условия и способы влияния на ценностно-смысловую сферу личности, формирования ценностных отношений

Сравнительный анализ образовательных парадигм Признаки сравнения Авторитарная парадигма Деятельностная парадигма Гуманистическая парадигма 1234 Представле- ния о человеке Природа человека нейтральна, либо асоциальна и деструктивна, необходимо постоянное внешнее управление и контроль. Ценность человека определяется пользой, которую он может принести обществу. Человек – существо активное, избирательно относящееся к внешним воздействиям, стремящееся к достижению собственных целей, которые по своей природе социальны. Человек – фактор общественного развития. Каждый человек есть неповторимая и самоценная часть Вселенной, соразмерная ей. Он наделен не только активностью, стремлением к самоосуществлению, но и уникальным духовным потенциалом. Человек – цель общественного развития.

1234 Смысл образова- ния «Окультуривание», адаптация биологической природы человека к жизни человека в обществе; подготовка путем трансляции ЗУН к жизни, приносящей пользу обществу. Трансляция социокультур- ного опыта; формирование необходимых обществу качеств личности; развитие способностей, понимаемых как средства общественного развития. Раскрытие духовного потенциала; поддержка и помощь в саморазвитии, самоопреде- лении, самореали- зации; развитие субъектности как самоценности

1234 Объект воспитания Поведение, внешние проявления человека Черты характера, мотивы деятельности Личность, её ценностно- смысловая сфера Базовые педагоги- ческие ценности Нормативность, управляемость, исполнитель- ность, дидактическая задача, знания. Активность, самостоятель- ность, соответствие личностных качеств социальным, моральным требованиям. Ребенок, индивидуаль- ность, субъектность, духовность, свобода, творчество, диалог.

1234 Содержание образования Отчужденные от ученика, раздробленные, типовые, единые для всех научные знания и способы деятельности, необходимые человеку для выполнения социально- производственных функций Социокультурный опыт (знания, умения, отношения), личностные качества, отраженные в нравственном, гражданском, эстетическом, трудовом и др. направлениях воспитания Содержание «сливается» с процессом его реализации: знания и умения как обогащение субъективного опыта ребенка; ценности личности как интериоризо- ванные ценности культуры, опыт «быть личностью», субъектом жизнедеятель- ности

1234 Основные методы Репродуктивны е методы обучения, распоряжение, запрет, поощрение и наказание, словесные методы воспитания. Активные методы обучения, включение воспитанников в разнообразные виды деятельности. Творческие, диаоговые, контекстные методы обучения, игра, создание личностно- развивающих ситуаций, условий для выявления смысла, развития субъектности. Характери с-тика активности педагога Научить, указать, сдержать, подчинить, транслировать. Активировать, мотивировать, направить, организовать усвоение, сформировать. Помочь, поддержать, создать условия, раскрыть, понять, познать, реализовать себя

1234 Преобла- дающая стратегия общения Императивная – воздействие на объект Ролевое общение с признаками манипулятив- ной стратегии Развивающая – диалог двух личностей, каждая из которых уникальна, имеет право на собственное мнение, на то, чтобы быть понятой и принятой

ТЕМА 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС Структура педагогической системы Цель Содержание Ученик (студент, воспитанник) Педагог Формы, методы, средства

Характеристика педагогической системы Состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов: цели, содержания, методов, форм, средств образования, а также педагога и ученика (воспитанника) Системообразующая характеристика – цель, связанная с обучением, воспитанием, развитием личности Характеризуется наличием интегративных качеств, не присущих отдельным её частям Целостным образованием может быть представлена только тогда, когда она обоснованно, учитывая объективные связи и отношения, выделяется из окружающей среды и вступает во взаимодействие со средой как целостное явление Педагогическая система

Преобразование структуры педагогической системы при переходе к рассмотрению педагогического процесса Оперативная педагогическая задача Педагогическое взаимодействие Методы, средства, формы обучения и воспитания Содержание педагогического процесса (содержание обучения и воспитания) Педагог Ученик

Характеристика педагогического процесса Соотношение педагогического процесса и системы Педагогический процесс можно рассматривать как педагогическую систему в динамике Сущность педагогического процесса Целенаправленное взаимодействие или организация педагогом деятельности учеников (воспитанников) Соотношение понятий педагогического процесса и образования Педагогический процесс – процесс образования, ограниченный временными и пространственными рамками, то есть образовательный процесс, происходящий в конкретном образовательном учреждении в определенный временной интервал Признаки педагогического процесса – целенаправленность педагогического процесса: подчинение его задач, содержания, методов, форм взаимодействия взрослого и ребенка образовательным целям; – двусторонность педагогического процесса предполагает наличие в нем двух активных взаимодействующих субъектов: педагога и ученика (воспитанника)

Характеристика педагогического процесса Функции педагогического процесса – образовательная – передача социокультурного опыта; – развивающая – развитие психических процессов: когнитивной, эмоционально-волевой, моторной и др. сфер; – воспитательная – формирование и развитие личностных образований, качеств, ценностно- смысловой сферы Единица педагогического процесса Педагогическая задача – педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Решение педагогической задачи составляет один цикл педагогического процесса «Движение» педагогического процесса Переход от решения одной педагогической задачи к другой

Внутренняя структура одного цикла педагогического процесса Педагог Анализ целей педагогического процесса во взаимосвязи с ситуацией и выдвижение оперативной педагогической задачи Педагог Выбор содержания, методов, форм, средств решения педагогической задачи Педагог Организация деятельности учеников (воспитанников) Ученик Соотнесение предлагаемой деятельности со своими целями, мотивами, принятие (или непринятие) предлагаемой педагогом деятельности Ученик Выполнение внешних действий Педагог Анализ действий ученика (или их результатов) и оценка степени решения педагогической задачи (или её пересмотр)

Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил педагогического процесса Уровень фундаментального исследования Уровень нормативного регулирования Уровень рекомендаций ЗАКОНОМЕРНОСТИ – объективные, устойчиво повторяющиеся связи явлений в области обучения, воспитания, развития личности ПРИНЦИПЫ – руководящие положения, отражающие требования к построению педагогического процесса и управлению им ПРАВИЛА – конкретные предписания, ведущие к реализации принципа и не являющиеся всеобщими и обязательными Учет условий и факторов, определяющих конкретные Формы обучения и воспитания (состояние образовательной сферы, требования общества к образованию и др.) Ориентация на определенные виды учебной и воспитательной работы, ограниченный круг ситуаций и лиц

Основные принципы педагогического процесса Принцип гуманистичес- кой ориентации образования Предполагает ценностное отношение к человеку, его индивидуальности, субъектности, веру в его возможности и способности, уважение к личности ребенка, учет потребностей и интересов самого растущего человека, опору на положительное в нем Принцип научности Требует построения педагогического процесса на научной основе, приведения содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники

Основные принципы педагогического процесса Принцип сознательности и активности Отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе и требует поддержки формирования у детей потребности в саморазвитии и сознательных образовательных целей, сочетания педагогического управления с развитием инициативы, активности и самостоятельности воспитанников, а также активизации всех видов их деятельности Принцип связи педагогического процесса с жизнью и производствен- ной практикой общества Предполагает соотнесение содержания образования, форм и методов работы с преобразованиями в общественной жизни страны, экономике и производстве

Основные принципы педагогического процесса Принцип обучения и воспитания в коллективе Требует оптимального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с детьми, обеспечения взаимосвязи индивидуальной и групповой работы Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности Основан на том, что эффективность педагогического процесса обеспечивается тесным взаимодействием всех педагогических систем, что требует согласованности всех требований и воспитательных влияний

Учебно-воспитательный коллектив в педагогическом процессе Сущность учебно- воспитательн ого коллектива Организованная группа учащихся, в которой ее члены объединены социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности, общими ценностями и целями, связанными с познанием, саморазвитием, самореализацией Признаки коллектива – наличие общих значимых целей, их последовательное развитие как условие и механизм постоянного движения вперед; – систематическое включение воспитанников в разнообразную совместную деятельность; – практическая связь детского коллектива с обществом; – наличие положительных традиций и увлекательных перспектив; – атмосфера взаимопомощи и доверия, развитые критика и самокритика, сознательная дисциплина для достижения цели

Учебно-воспитательный коллектив в педагогическом процессе Позитивная роль коллектива в педагогичес- ком процессе Коллектив позволяет включать в педагогический процесс одновременно группу детей, и оказывать как прямые, так и параллельные педагогические воздействия. Для ребенка коллектив является: – своеобразной моделью общества; – носителем нравственных норм и ценностей; – основной базой накопления социального и личностного опыта; – сферой самореализации

Учебно-воспитательный коллектив в педагогическом процессе Негативная роль коллектива в педагогичес- ком процессе Коллектив может стать средством нивелирования и даже подавления индивидуальности, если: – сплоченность понимается как дисциплина, подчиненность, единство мнений, что порождает конформизм; – используются директивные и манипулятивные способы взаимодействия и принятия решений, ведущие к пассивности ребенка; – жестко задана, строго регламентирована однотипная выполняемая деятельность (в противовес разнообразной, творческой), не позволяющая каждому проявить себя; – осуществляется одномерная оценка каждого ученика (например, лишь по учебной успешности), что ведет к восприятию детей не как разных, а как «хороших» и «плохих»

ТЕМА 5. ВОСПИТАНИЕ КАК ОСНОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Характеристики воспитания с позиции разных образовательных парадигм Параметры сравнения Авторитар- ная парадигма Деятельност- ная парадигма Гуманистичес- кая парадигма Предмет воспитания (содержание) Поведение, внешние проявления человека Качества личности, необходимые для успешного выполнения функций Личность, ее ценностно- смысловая сфера, субъектность

Характеристики воспитания с позиции разных образовательных парадигм Параметры сравнения Авторитарная парадигма Деятельностная парадигма Гуманистическая парадигма Целевой образ воспитанного человека Человек, умеющий правильно себя вести Ответственный, трудолюбивый, дисциплинирован ный, сознательный, активный человек Человек, нашедший свое место в мире, активно реализующий и развивающий свой потенциал Основные способы, методы воспитания Поощрение и наказание, пример, требование, наставление Включение воспитанников в разные виды деятельности, пример, объяснение Создание личностно- развивающих ситуаций, педагогическое сопровождение и поддержка развития личности

Процесс воспитания в авторитарной образовательной парадигме Недостатки модели: чрезмерное упрощение человека, ориентация на внешние проявления и их закрепление в форме привычек, а не на внутренние сознательные основы поведения Возможные проблемы реализации модели: демонстрация воспитанником нормативного поведения без внутреннего принятия, что требует постоянного внешнего управления или контроля Доведение до сведения воспитанников норм поведения через пример, требование, наставление Действия воспитанников Поощрение за правильные (нормативные) действия и наказание за неправильные Усвоение норм поведения в форме привычек

Процесс воспитания в деятельностной образовательной парадигме Недостатки модели: недоучет всей сложности психики человека, его собственных целей и отношения к выполняемой деятельности, которые и опосредуют формирование качеств Возможные проблемы реализации модели: при рассогласовании мотивов, потребностей воспитанника и выполняемой им деятельности соответствующие личностные качества не формируются Определение необходимых видов деятельности для формирования заданных качеств Организация деятельности воспитанников: мотивирование, руководство и контроль Целенаправленная деятельность воспитанников Формирование качеств, востребованных осуществляемой деятельностью

Процесс воспитания в гуманистической образовательной парадигме Включение воспитанника в систему отношений, создание условий для осознания им необходимости приобретения опыта, поддержка его намерения приобрести опыт, сопровождение этого процесса Разнообразная, соответствующая потребностям деятельность воспитанника, общение, накопление опыта, развитие способностей Создание условий для осознания воспитанниками своих особенностей, осмысления опыта, самоопределения в отношении различных сфер действительности на нравственной основе Формирование субъектных качеств, системы ценностей и жизненных целей Недостатки модели: сложность адекватного описания механизма воспитания ввиду невозможности учесть его важнейшие факторы: многоплановость и индивидуальные характеристики субъектов этого процесса Возможные проблемы реализации модели: отсутствие однозначных технологий и существенная зависимость от личности педагога не позволяют гарантировать воспитательный результат

Компоненты и аспекты содержания воспитания в рамках гуманистической образовательной парадигмы Компоненты/ аспекты Аксиологический аспект Когнитивно-технологический аспект Культурологический компонент Ценности культуры, нравственные ценности Элементы культурно-заданного опыта, социальные роли, этническая идентичность Личностный компонент Ценности активности, самостоятельности, самостроительства Готовность и способность к самоопределению, осуществлению жизненных выборов на основе осознанного смысла жизни, к проектированию и реализации собственной жизненной программы Акмеологический компонент Ценности развития, раскрытия потенциала, самореализации Готовность и способность к реализации потенциальных возможностей, к достижению вершины собственного развития

Наиболее распространенные в практике методы воспитания Метод ОснованиеСущность Особенности реализации 1234 Пример Подражание – естественный психологический механизм освоения социо- культурного опыта Организация и демонстрация образцов деятельности, поступков, образа жизни Необходимо, чтобы ребенок осознанно обратился к предлагаемому образу, чтобы он захотел быть таким и стал соответственно организовывать свое поведение. Воспитатели сами должны обладать теми качествами, которые они хотят сформировать у ребенка Педагогиче ское требование Прямое императивное управление дает быстрый эффект в изменении текущей деятельности ребенка Побуждение ребенка к конкретному действию (или отказу от действия) Необходимо идти не по пути увеличений количества жестких требований, а по пути совместной с детьми выработки и принятия правил поведения, принципов, заповедей, по пути перехода от внешних требований к воспитанию внутреннего механизма формирования требований к себе

Наиболее распространенные в практике методы воспитания 1234 Поручение Освоение социального опыта осуществляется путем включения ребенка в систему «общественных зависимостей» Наделение воспитанников определенными полномочиями и обязанностями Любое поручение должно иметь понятный детям социальный смысл и быть посильным для ребенка. При негативном отношении к поручению метод не дает результатов Ситуации свободного выбора Сознательный выбор как механизм самоопределения - основа «самостроительства» личности, закрепления и утверждения своих отношений, смыслов, ценностей Создание таких условий и ситуаций, которые требуют личностного решения воспитанника, поддержка самоопределения Необходима деятельность по усилению социально положительных побуждений и мотивов ребенка. Важной условием является отношение педагога к воспитаннику как к личности, индивидуальности, принятие и уважение ребенка

Наиболее распространенные в практике методы воспитания 1234 Рассказ, беседа, обсуждение Существенную роль в становлении личности играет её сознательно- волевая работа по переосмыслению своего отношения к действительности Предъявление ребенку с объяснением оснований мотивов, идеалов, моральных норм, принципов, правил поведения Превратятся ли нормы во внутренне принятые и реально действующие, зависит от организации внутренней деятельности ребенка Соревнование Сравнение человеком себя с другими лежит в основе самоформирования оценки, стремление к достижениям активизирует деятельность Метод стимулирования деятельности детей путем сравнения между собой и поощрения лучших Обычно соревнование создает эмоциональные стимулы, усиливающие мотивы деятельности, сплачивает детей, укрепляет дружбу, способствует проявлению способностей, особенностей детей

Наиболее распространенные в практике методы воспитания 1234 Поощрение и наказание Внешенее положительное подкрепление действий способствует их закреплению в качестве привычек, отрицательное – отказу от действий Управление деятельностью детей через удовлетворение (неудовлетворение) потребностей ребенка таким образом, чтобы связать у него с конкретными поступками те или иные эмоции В основе метода поощрения должен лежать механизм педагогической пддержки, развития стремления действовать именно так, способствующий самоутверждению ребенка, переживанию радости, гордости, удовлетворения собой, сделанной работой, товарищами. При наказании важно указать ребенку на его ошибку, помочь осознать её, направить к действиям, которые помогли бы её исправить. Наказание не должно способствовать унижению личности, его предметом должен быть конкретный поступок

ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА) Обучение традиционно определяется как процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта; организация усвоения знаний, умений и навыков. С позиций теории деятельности обучение представляет собой специфический процесс познания, управляемый педагогом. Обучение не сводится к механической передаче знаний, это – двухсторонний процесс, предполагающий деятельность двух (или более) субъектов – педагога и ученика. Деятельность педагога называется преподаванием, деятельность ученика – учением. Каждая из них характеризуется своими целями, мотивами, действиями. Понятие обучения

Функции обучения Обучение выполняет три, реализующиеся в единстве, функции: информационную (образовательную) – вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков и ее использование на практике, развивающую – развитие познавательных процессов, воспитательную – формирование мотивов учебной деятельности, отношений к изучаемому предмету или явлению, развитие мировоззрения.

Сущность содержания образования (обучения) Содержание обучения – есть конкретизация его цели, оно отражает то, чему необходимо научить порастающего человека. Так же, как и цель, понимание содержания обучения связано с определенной трактовкой места и функций человека в мире. Подходы к пониманию СО: 1) технократический: содержание обучения – это педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе. Подразумевается, что обладание обширным объемом научных знаний и определенных умений – все, что необходимо человеку для полноценной жизни в обществе; 2) культурологический: содержание образования есть педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре человеческой культуре, взятой в данном аспекте во всей ее полноте (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.).

Состав содержания образования: – опыт познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; – опыт осуществления известных способов деятельности – в форме умений и навыков действовать по образцу; – опыт творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; – опыт осуществления эмоциональных отношений – в форме личностных ориентаций.

Содержание образования как пятиуровневая система Содержание образования может существовать в двух различных формах: 1) искусственной – как проектируемое, «опредмеченное» содержание, представляющее собой педагогическую модель социального опыта, которую предстоит реализовать в обучении; 2) естественной – как осуществляемое содержание, где учитываются закономерности обучения, его логика и условия протекания. В связи с этим содержание образования рассматривают как многоуровневую систему, которая включает: – теоретический уровень – представлен выше в виде элементов социального опыта, находит отражение в перечне предметов учебного плана школы;

Содержание образования как пятиуровневая система – уровень учебного предмета – находит отражение в учебных программах – нормативных документах, раскрывающих содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику освоения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем и вопросов, а также объема времени на их изучение; – уровень учебника (учебного материала) – здесь конкретизируются элементы состава содержания, обозначенные на первом уровне и представленные на втором в форме, специфической для каждого предмета – конкретных знаниях, умениях, навыках, а также познавательных задачах, упражнениях и т.п.; – уровень реализации (процесса обучения) в виде главного дидактического отношения «преподавание – учение», на этом уровне происходит включение каждой частицы содержания в процесс обучения; – уровень ученика (личностный уровень) – характеризуется усвоением содержания образования и конкретными изменениями в личности ученика.

Принципы формирования содержания образования указывают общее направление деятельности по построению содержания образования: – принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования общим целям современного образования; – принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; – принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования;

Принципы формирования содержания образования – принцип гуманитаризации содержания общего образования связан с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры.; – принцип фундаментализации содержания общего образования требует формирования целостного мировоззрения, вооружения школьников методами добывания знаний и реализуется путем интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания, установления междисциплинарных связей и формирования метакогнитивных умений.

Формы обучения Форма обучения отражает внешнюю сторону организации этого процесса, его конструкцию, определяющуюся количеством, степенью самостоятельности учеников, характером деятельности и взаимосвязи участников процесса обучения. Индивидуальное обучение – исторически самая ранняя форма, возникшая еще в первобытно- общинном строе. Основная особенность индивидуальной формы – учитель одновременно работает только с одним ребенком. Начало и окончание занятий, содержание и сроки обучения для каждого ученика различны.

Формы обучения Классно-урочная форма обучения предполагает распределение всех учащихся в классы по возрастам, постоянный состав класса на весь период обучения, общие занятия, идущие по одному учебному плану и единым учебным программам, наличие единого учебного года, каникул, расписания занятий. Основной единицей этой формы является урок – часть процесса обучения, четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников. Урок органично дополняется другими формами организации учебно-познавательной деятельности учащихся, из которых в школе наиболее распространены консультации, домашняя работа, дополнительные занятия, экскурсии, предметные кружки, олимпиады.

Формы обучения Лекционно-семинарская форма обучения используется в практике высшего и послевузовского образования, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно- познавательной деятельности и сформированы общеучебные умения и навыки. Основными характеристиками такой формы обучения выступают: разделение учебного года на два семестра и выделение в конце каждого семестра экзаменационной сессии; наличие лекций, практикумов, семинаров, лабораторных работ, зачетов и экзаменов; сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм учебной работы студентов; большой удельный вес самостоятельной работы, которая носит не только учебно-познавательный, но и научно- исследовательский характер.

Виды обучения Существуют различные виды обучения, каждый из которых характеризуется своей целью, особенностями деятельности учителя и ученика и имеет определенные возможности в реализации функций обучения. Целью объяснительно-иллюстративного (пассивно- созерцательного) обучения является передача – усвоение знаний и формирование умений и навыков. Учитель излагает материал, применяя различные наглядные материалы, а ученики слушают, запоминают, учатся применять полученные знания для решения конкретных задач, отрабатывают соответствующие умения.

Виды обучения В основе программированного обучения лежит кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как сложная динамическая система. Управление познавательной деятельностью ученика осуществляется учителем с использованием прямой (посылка команд) и обратной (получение информации о ходе обучения) связи, как правило, опосредованно, с применением программированных пособий или автоматизированных обучающих систем.

Виды обучения Проблемное обучение реализуется через постановку и решение проблемного вопроса или задачи. Такие познавательные задачи характеризуются противоречием между имеющимися у ученика знаниями и умениями и теми, которые необходимы для разрешения проблемы. В зависимости от меры участия учителя в усмотрении и решении проблемы различают различные уровни проблемности в обучении: от решения поставленной педагогом проблемы с использованием его помощи на каждом из этапов решения (анализа условий, выдвижения гипотез, выбора и реализации плана решения, контроля правильности решения и др.) до самостоятельного усмотрения проблемы и нахождения объективно новых способов ее решения.

Методы обучения Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности педагога и ученика, используемый педагогом для реализации функций обучения. Группы методов обучения: – методы организации учебно-познавательной деятельности; – методы стимулирования и мотивации учебно- познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии, педагогическое требование, соревнование и др.; – методы контроля (опрос, контрольная работа, тестовый контроль, экзамен и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Виды методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер): – объяснительно–иллюстративный (информационно-рецептивный) метод – учитель сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти; – репродуктивный метод – воспроизведение учеником простых действий по заранее определенному алгоритму; используется для формирования умений и навыков;

Виды методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер): – метод проблемного изложения – учитель ставит проблему и показывает возможные пути ее решения; – частично-поисковый (эвристический) метод – учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги в поиске ее решения; – исследовательский метод – самостоятельное решение учащимися проблемной познавательной задачи.

Средства обучения Средства обучения в самом широком смысле – это все то, с помощью чего осуществляется этот процесс. К ним относят: – виды деятельности – учебно- познавательную, игровую, трудовую, коммуникативную; – микросреду – микросоциум (малую группу), естественную, природную и искусственную; – слово – «живое» слово, аудиозапись, учебные пособия;

Средства обучения – образ – аудиальный, визуальный (натуральные объекты, видеопродукция, макеты, иллюстрации и т.д.); – орудия и приспособления – здания, мебель, компьютеры, аудио-, видеотехнику, лабораторное оборудование, материалы, инструменты. В узком смысле к средствам обучения относят материальные (предметы, приспособления) и материализованные (изображенные схемы, фильмы, электронные обучающие системы и т.п.) орудия деятельности учителя и учеников.

Контроль результатов обучения Контроль – это определение результатов обучения с целью диагностики эффективности этого процесса. Контроль можно рассматривать как процесс, состоящий из двух взаимосвязанных этапов: определенным образом организованной деятельности учащихся и оценки результатов и/или характеристик этого процесса педагогом.

Функции контроля Диагностическая – выявление, осознание результатов и их соотнесение с целями позволяет обнаруживать причины тех или иных результатов, определять эффективность образовательного процесса и осуществлять его коррекцию. Ориентирующая функция контроля заключается в получении учащимся «обратной связи» от педагога об успешности его учебно-познавательной деятельности. В процессе контроля,, а значит, обучаются. Обучающая функция контроля – повторяя материал и вербализуя его, учащиеся прочнее усваивают знания, глубже проникают в суть вопросов.

Функции контроля Развивающая функция контроля реализуется в процессе включения учащихся в решение продуктивных и творческих задач, способствующих развитию памяти, внимания, мышления. Мобилизационная функция контроля проявляется в поощрении и стимулировании учебной деятельности учащихся и студентов. Воспитательная функция проявляется в том, что сам процесс контроля и оценка педагога как его результат оказывают влияние на личность учащегося. Процесс публичного выступления, ответа на вопрос или выполнения контрольной работы востребует и развивает такие качества, как собранность, ответственность, аккуратность.