Номинация: Научно-исследовательская работа (НИР) тема: Художники русского модерна, как иллюстраторы русских народных сказок Ю.Ю Клевер «Красная шапочка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жизнь и творчество Шарля Перро.. Цели урока: 1) Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Шарля Перро. 2) Привить интерес к чтению. 3) Расширение кругозора.
Advertisements

Шарль Перро ( , Париж, , Париж).
Работу выполнила Ландышева Татьяна Владимировна – библиотекарь МОУ СОШ 4 города Искитима НСО.
( ) Известный французский писатель-сказочник, поэт и критик. Работу выполняла студентка НМСГК 216 группы Уварова Екатерина
Тема нашей игры: «Сказки Ш. Перро» Шарль Перро Великий французский сказочник Славу Перро принёс сборник «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки.
ШАРЛЬ ПЕРРО ( , Париж, , Париж ).
Литературная игра по сказкам Шарля Перро Презентация к уроку для начальной школы.
Писатель знакомый с детства ( ). Биография Чарушин – художник Е.И. Чарушин – писатель и художник Жизнь и творчество писателя.
III межмуниципальный дистанционный сетевой творческий конкурс "Любители искусства Номинация: Творческий проект Юлий Клевер Выполнил: учащийся 10а класса.
О жизни и творчестве великого русского художника Шишкина Ивана Ивановича.
Творчество великого русского художника Шишкина Ивана Ивановича Выполнил :Коннов Сергей.
Сочинение – повествование по картине В.М. Васнецова « Иван Царевич на Сером волке» Русский язык, 3 класс год.
М УНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 1 ИМЕНИ А.С.П УШКИНА ГОРОДА Т ОМСКА В ЫПОЛНИЛА : Б ОНДАРЬ Е ЛЕНА А ЛЕКСАНДРОВНА, УЧИТЕЛЬ.
Загадочные картины Двоевзоры и троевзоры. Правдивые обманки В Русском музее в Петербурге есть картина Петра Дрождина, художника XVIII века. На ней автор.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Зал 2. Первые картины И.И.Левитана Несомненно, что живое наблюдение и изучение натуры лежит в основе самого раннего из известных нам пейзажей И.И.Левитана.
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830 – 1897 г.) Одним из первых художников, посвятивших своё искусство родной природе, был Алексей Кондратьевич Саврасов.
Тема моей работы – «ЗНАЧЕНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» Цель данной работы – обосновать значимость иллюстрации в детской книге и ее влияние на любовь.
Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Сказки Шарль Перро. Биография сказочника Давным-давно (триста лет тому назад) в одной стране жили- были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга,
Транксрипт:

Номинация: Научно-исследовательская работа (НИР) тема: Художники русского модерна, как иллюстраторы русских народных сказок Ю.Ю Клевер «Красная шапочка в лесу» ХIХ Национальный конкурс детских театров моды Номинация: Научно-исследовательская работа (НИР) тема: Художники русского модерна, как иллюстраторы русских народных сказок Ю.Ю Клевер «Красная шапочка в лесу» Выполнил: учащийся театра моды «Фонтаневия» г.Санкт-Петербург Тимофей Иванов Педагог: Шалаева Виктория Вячеславовна

Своей работой о картине «Красная шапочка в лесу» я хочу вспомнить имя художника Юлия Юльевича Клевера и отметить то, что 90 лет назад, 4 декабря 1924 года, в Санкт-Петербурге скончался российский художник-пейзажист, академик Императорской Академии художеств Юлий Юльевич Клевер. Он был похоронен на Смоленском православном кладбище.

«Зимний пейзаж с избушкой» « Девственный лес»

«Я всякие пейзажи пишу, но по-настоящему знаю солнечный закат в различные его моменты и корявые деревья, изогнутые непогодой и ветрами». Ю. Ю. Клевер

«Перед грозою» «Закат»

Юлий Юльевич Клевер прожил счастливую жизнь. В ней было все: талант, вера в успех, поиски своего художественного стиля, выставки, триумфы, друзья, любовь, семья, денежный достаток, поездки за границу, обожание зрителей, страсти, гонения, бедность…

"Заброшенное кладбище зимой".

«Вечерняя тишина» «Озеро с водяными лилиями»

«Избушка у реки» «Будет дождь»

«Красная шапочка»

О картине ««Красная Шапочка в лесу» Жила-была маленькая, милая девочка. И кто, бывало, ни взглянет на неё, всем она нравилась, но больше всех её любила бабушка и готова была всё ей отдать. Вот подарила она ей однажды из красного бархата шапочку, и оттого что шапочка эта была ей очень к лицу и никакой другой она носить не хотела, прозвали её Красной Шапочкой… Кого в детстве не завораживал этот, казалось бы, наивный, безыскусный текст? Тем не менее история Красной Шапочки не так уж проста: она извилиста и запутана, как извилисто и запутанно человеческое сознание…

Братья Гримм, глубоко религиозные люди, видели в Красной Шапочке единый символ возрождения схождения во мглу и преображения. Люди 19 века видели в Красной Шапочке чистый образ. Поклонник «Детских и домашних сказок» Чарльз Диккенс в своих «Рождественских историях» делился наивными детскими размышлениями: Я чувствовал, что если бы мог жениться на Красной Шапочке, то познал бы истинное счастье. Христианские исследователи объявили Красную Шапочку олицетворением страстей человеческих. Лишь освобождённая из волчьего брюха, как бы рождённая заново, девушка преображается.

Во многих сказках главными героинями являются прекрасные юные принцессы. Любопытно, что и первая книга сказок, изданная для детей, увидела свет благодаря принцессе Орлеанской. Именно для племянницы французского короля Людовика XIV (Великого) в конце XVII века была издана прекрасно оформленная книга «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Популярность книги Перро была удивительной, хотя сам 69-летний автор, видный королевский чиновник и член Французской Академии, опасаясь насмешек, вначале не решился поставить собственное имя на сборнике, поэтому впервые «Сказки матушки Гусыни» вышли в свет за подписью 11-летнего сына писателя Д'Арманкура.

Вскоре книга была опубликована массовым тиражом, и началось её победное шествие по Европе. Слушая сказки из этой книжки, которые им читали взрослые, дети с замиранием следили за удивительными похождениями Кота в сапогах, смеялись над проделками Мальчика с пальчик, переживали за юную принцессу, уколовшуюся веретеном и уснувшую почти на сто лет. Не оставались они равнодушными и к судьбе маленькой девочки, прозванной Красной Шапочкой, которая отправилась в дремучий лес, чтобы навестить свою бабушку. Красная Шапочка… изначально не была спасена дровосеками, равно как и ее бабушка. Но затем, по просьбам «юных читателей», а более вероятно предположить, что их заботливых родителей, финал истории был переписан автором. Так что спас девочку «с красненькой шапочкой» не кто иной, как сам Шарль Перро. Ну, и славно, правда?.

Насчет истоков самого сюжета по мнению цюрихские букинисты Вальдманы, много лет собирающих всевозможные экспонаты, имеющие отношение к "Красной Шапочке", утверждают, что самый древний вариант сказки относится к XV веку. Судя по всему, он еще мрачнее, чем версии Перро и Гримм. Там волк съедает не только бабушку, но еще и полдеревни, а героиня, посыпав голову пеплом, объявляет серому разбойнику настоящую вендетту. В итоге она заманивает убийцу в яму с кипящей смолой. Вскоре сюжет изменился, и в ловушку стал заманивать уже волк, красноречиво играющий роль коварного мужчины-соблазнителя. А жертва, соответственно, обзаводится кокетливой красной шапочкой. Многие из тех, кто пытается попрактиковаться на разборе сказок, часто недоумевают - почему волк не съел Шапочку еще в лесу? Да потому, что, учитывая заложенную в сказке аллегорию, это было бы убийством "на людях" (Перро так и пишет: ":в лесу были дровосеки"), а не коварством. Цель волка - обмануть, приблизиться к жертве, выдав себя за близкого человека. Развязка наступает, лишь когда "потерявшая бдительность" героиня внезапно нащупывает у "милой бабушки" зубки, и преступник оказывается полностью раскрыт.

Перро взял за основу один из вариантов, нарядил безымянную девочку в чепчик-компаньонку из алого бархата и одарил именем Красная Шапочка. Надо сказать, что во Франции рубежа XVII–XVIII веков, когда социальные различия в одежде были строго регламентированы, такие головные уборы носили только аристократки и женщины среднего класса. Простая деревенская девочка, запросто ходившая в бархатном чепчике вызывающего цвета, да ещё вопреки наказам матери вступавшая в разговор с незнакомцем, явно о себе много понимала, чего суровая эпоха Просвещения не поощряла. В финале волк преподавал жестокий урок всем ветреным барышням: он набросился на Красную Шапочку и проглотил её.

Шарль Перро В России, причем на русском языке, эта книга, названная «Сказки о волшебницах с нравоучениями», вышла в свет в 1768 году. К этому времени книга уже почти 40 лет издавалась под именем своего подлинного автора – Шарля Перро. В первых русских изданиях сказки назывались немного не так, как мы привыкли с детства – «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах», «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о некоем человеке с синей бородой» и т.п. Книга Шарля Перро в России неоднократно переиздавалась, став любимой для многих поколений детей.

Существует значительное количество иллюстраций к сказкам Перро, которые рисовали профессиональные художники в различных странах. Несомненно, что многие родители, умеющие держать в руках карандаш или кисть, тоже изображали для своих детей их любимых сказочных героев. В 1884 году откликнулся на просьбу своей дочери Машеньки и Юлий Клевер, бывший к этому времени уже известным российским художником. Выполняя просьбу изобразить Красную Шапочку, он не стал рисовать небольшую картинку, а написал огромное полотно.

Больше всего на свете Юлий Клевер любил… сказки. Но только страшные, с жутчинкой. Про лесного царя, призраков, домовых, речных и болотных духов. Любил так, что даже для своих детей сочинял их. «Ну а кто на Руси не любит сказки?» – спросите вы. Верно, таких почти нет. Поэтому и картины Клевера знали все. Чуть ли не в каждом доме были репродукции его полотен. Сучковатые деревья, причудливо переплетённые корни, напоминающие леших, торчат из болотной тины. Красно- жёлтое солнце садится над лесом. Ещё мгновенье – и наступит ночь. И тогда начнётся сказка.

«Лесной ручей» Собственно, создавая картину на сказочный сюжет, Юлий Клевер не был новатором. Уже в течение нескольких лет на выставках появлялись былинно-сказочные работы Виктора Васнецова, о которых можно было сказать: «Там русский дух, там Русью пахнет». Именно «русскость» первых сказочных полотен Васнецова сделало их интересными для отечественного, но не для европейского зрителя. А «Красная Шапочка», написанная Клевером, оказалась интересна и европейцам, сделав популярными и другие работы Юлия Юлиевича, которому еще не исполнилось и сорока лет.

Картину «Красная Шапочка» художник не воспринимал как что-то серьезное, хотя и работал над ней с увлечением, «советуясь» о некоторых деталях с дочерью. Любопытно, что девочку на картине написал талантливый ученик Клевера молодой художник Александр Новоскольцев. А.Сомов весьма высоко оценил, заметив, что «фигура Красной шапочки написана очень добросовестно, даже, можно сказать, переписана, так как выступает из полотна более, чем следовало бы». Очевидец творческого процесса отмечает, что Клевер использовал при написании картины сделанные им фотографии. Моделью послужила шестилетняя Машенька Клевер, которая не позировала, а просто играла в мастерской.

Александр Никанорович Новоскольцев (1853–1919) Юные грезы Фрагмент

«Лесной царь» Еще одной попыткой воспроизвести на полотне не только пейзаж, но и некое сюжетно-смысловое содержание была картина «Лесной царь» (1887); в ряду картин на сказочные сюжеты – «Лес призраков» (1886).

Стихи к картине Ю. Ю. Клевера «Красная Шапочка в лесу.»1887 г Лес изумрудными мхами горит, прячется сказка в траве и ветвях, ты не увидишь фонарик зари, чаща окутала глухо тебя. Красная Шапочка, где Серый Волк? Чутко прислушайся и посмотри - ветка сломалась, здесь кто-то прошел. Чаща лесная защиту творит маленькой девочке. Сказка живет! каждой хвоинки волшебны слова. Красная Шапочка тропкой бредет, шепчут ей сказки и мхи, и трава. Из диалога с Иваном Есаулковым

«Красная Шапочка» дала путевку в жизнь и Машеньке Клевер. Если при работе над этой картиной она была только «консультантом», то вскоре и сама взялась за кисти, став известной художницей. Мария Юльевна Клевер (1878– 1967) – писала пейзажи и натюрморты, в 1920-х годах участвовала во многих художественных выставках. Мария Юльевна стала, как и Оскар Юльевич, театральным художником. В Москве у них была совместная выставка с отцом.

Клевер Юлий Юльевич (сын) (1882 – 1942) Путевку в жизнь получили и другие дети художника. Из четырех детей Юлия Юльевича трое стали художниками, несмотря на то, что отец был против того, чтобы дети пошли по его стопам. Он считал, что дети известных мастеров бывают малоодаренными. Поэтому они рисовали тайком от отца, и это способствовало неудержимому влечению к рисованию. Только увидев работу с натуры старшего сына Юлия, он сказал: «Его я беру к себе в ученики».

Со временем картина Юлия Клевера «Красная Шапочка» позабылась, хотя её репродукции и появляются в публикациях, посвященных творчеству художника. Само же полотно теперь украшает музей в Великом Новгороде. Картина висит в большом зале и издалека выглядит как пейзаж сумрачного елового леса. Любопытно наблюдать, как зрители, прочитав название картины, начинают с интересом её рассматривать, обнаруживая на ней и волка, и Красную Шапочку.

Выводы для дальнейшей творческой работы: 1. В дальнейшем в создании коллекции на тему картины Ю.Ю. Клевера «Красная шапочка в лесу» хочется воспользоваться творческим импульсом художника, фантазией, силой и энергией,идущей от картины. Наполнить свою коллекцию любовью к русской природе и роскошью красок.

2. Использовать в создании коллекции характерные для Ю.Ю, Клевера тона и сочетания красок : коричневато-желтая с голубой; серая с синей, желтая с зеленой; приглушенный голубой с серым; розовая с голубой, салатный,черный, вишневый, оранжевый, белые и с коричневыми включениями в различных вариациях.

3. Хочется перенять тонкое чувство света и цвета, умение перенести световоздушность, признак так характерный для живописи Клевера. Интересно было бы сделать наряды, как бы подсвеченные солнцем!

Источники: Государственная Третьяковская галерея, Москва jujuklever-osobennosti-zhivopisnogo-pocherka-po-materialam- issledovanij-otdela-nauchnoj-ekspertizy-gtg jujuklever-osobennosti-zhivopisnogo-pocherka-po-materialam- issledovanij-otdela-nauchnoj-ekspertizy-gtg По книгам И.А. Голицыной «Юлий Клевер» (М.: Белый город) и Е.М. Головчинера «Истоки Пушкинского краеведения» (С.-Пб., 2005). Dmitrov/Klever-Yuliy.html Dmitrov/Klever-Yuliy.html