Моделирование информационно-образовательной среды школьников предметной области «Искусство» по принципам интегрированного медиаобразования. Кустова Анна Георгиевна - учитель Искусства и МХК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
"Моделирование информационно-образовательной среды школьников предметной области «Искусство» по принципам интегрированного медиаобразования" Автор: Кустова Анн
Advertisements

Комплексное медиаобразование – путь в ХХI век Медиаобразование в развитии личности Бондаренко Е.А. Лаборатория медиаобразования ИСМО РАО Международный.
Информационная безопасность и медиаобразование Бондаренко Е.А. Лаборатория медиаобразования ИСМО РАО Инфофорум
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
«Система работы по созданию условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта» Методика организации внеурочной деятельности по биологии.
(собрание для родителей будущих первоклассников) 26 сентября 2013 года «Готовимся к школе»
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Арт – технологии в образовательном процессе. «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать». Н.Е.Ильин.
Это предполагает: приведение в соответствие целей и результатов учебно-воспитательного процесса современным социальным требованиям, связанным с переходом.
Экологическое проектирование в условиях современного образовательного учебного заведения. «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции.
Медиаобразование в России
Использование мультимедиа для повышения эффективности внеклассной и внеучебной деятельности школьников. Свобода творчества.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ КОНЫШЕВОЙ Н.М. Автор: Кутлахметова Т.П., учитель начальных классов МБОУ сош г.
Филиппова Елена Анатольевна Учитель начальных классов МОУ СОШ 16.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Презентация урока для интерактивной доски по теме: Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но.
Тема Формирование коммуникативной компетентности на уроках биологии через внедрение ИКТ технологии Учитель биологии МБОУ СОШ 13 г.Александрова Герасимова.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Нет детей, не способных к математике»
Опыт внедрения в работу методического объединения инновационной программы «Культурологическое образование»
Транксрипт:

Кустова Анна Георгиевна Учитель "Изобразительного искусства« и "Мировой художественной культуры" Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы 514 По материалам моей научной статьи «Принципы моделирования информационно-образовательной среды в процессе преподавания предмета «Искусство» в общеобразовательной школе», опубликованной в журнале «Профильная школа» (издание Минобразования РФ и РАО) 1 в 2015 году.

в научном журнале «Профильная школа» (издание Минобразования РФ и РАО) год

Актуальная сейчас, гуманитарная парадигма общего среднего образования в предметной области «Искусство» представлена предметами: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Искусство», «Мировая художественная культура». В современных условиях информатизации всего общества и образования, образование уже невозможно без использования, специального создания и развития информационно- образовательных сред.

В связи с введением ФГОС главной задачей учителя становится обучение умению отбирать и правильно анализировать информацию, критически мыслить и объективно оценивать контент. А результатом является новое качество образования и новый образовательный результат – «компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся.

Педагогическое моделирование информационно- образовательной среды школьников направлено на формирование человека высокой профессиональной культуры, обладающего научно-профессиональным мировоззрением. Ближайшее будущее подразумевает глобализацию, гиперконкуренцию, сверхбыструю смену технологий, еще большее увеличение значения Интернета, требует от школы подготовки выпускников умеющих работать с большими объемами информации, отлично владеющих коммуникативными компетенциями и креативностью, способностью к самообразованию.

Поэтому, возникает проблема, заключающаяся в отборе контента для информационно-образовательной среды. Актуальным решением данной проблемы, сейчас, является построение такой педагогической модели информационно-образовательной среды процесса преподавания предметов области «Искусство» в средней и старшей школе, которая будет расширять возможности участников образовательного процесса и расширять образова-тельное пространство за счет дистанционного обучения, внеурочных форм обучения и дополнительного образования. А с другой стороны – будет ограничивать его контент на основе психолого-педагогических критериев отбора, таких, как возрастные особенности детей и психология восприятия искусства.

Поэтому – создание методической модели информационно-образовательной среды предметной области «Искусство» школьного образования является необходимым для повышения качества гуманитарного образования. Здесь речь идет не только о классно-урочной системе, но в большей степени о внеурочной части учебного процесса. Очень важно научить школьников самостоятельно отбирать контент – текстовую, музыкальную и визуальную информацию.

Современная информационно-образовательная среда, немыслимая без интернета, нередко создает неадекватные обстоятельствам и среде медиатексты. Очень часто агрессивные образы и символы завуалированы в тексте, музыке и визуальном образе с помощью различных приемов (например, с помощью «оптических иллюзий» или особого звукового фона и др.). Языком знаков и символов, особым звучанием внушаются разрушительные поведенческие программы. Это очень влияет на подсознание детей – что дает негативные последствия для их психического здоровья и общего культурного уровня. Это выражается в повышенной агрессии, быстром эмоциональном выгорании, асоциальном поведении, нежелании учится, раннему сексуальному опыту, общему низкому культурному уровню учащихся.

Практической стороной решения данной проблемы становится разработка системы критериев отбора контента для информационно-образовательной среды, основанной на психолого-педагогических исследованиях в области возрастной педагогики и психологии восприятия искусства. Задачей учителя является умение направить все возможности информационно-образовательной среды во благо ученика и научить его хорошо ориентироваться в потоке культурной информации. И сами предметы области «Искусство» ставят своей целью развитие общей культуры и художественного вкуса.

В первую очередь – контент информационно- образовательной среды должен быть отобран, по высоким культурным, моральным и этическим принципам. И над этим не один год работают педагогическое и Интернет сообщества. Уже шесть лет проводится Всероссийский конкурс «Позитивный контент» на лучший Интернет-ресурс для детей и подростков. Главные цели и задачи конкурса, отвечают современным задачам образования и требований детской информационной безопасности и культуры: найти и поддержать наиболее качественные, познавательные, образовательные и безопасные сайты.

Сейчас происходит значительное расширение информационной среды внешкольной информации, и далеко не всегда оно качественное. Новая информационная среда дает проблемы развития личности – эффект «разделенного сознания»: проблемы восприятия, понимания смыслов и коммуникаций, расщепленное сознание – признак психических заболеваний, что в результате приводит к стрессу, как фактору развития депрессии.

Как отмечала Бондаренко Е.А. (зав. лабораторией медиаобразования ИСМО РАО) на Международном Конгрессе «EDU-IMPORTANCE» в Москве г.: «В современном информационном обществе в противовес традиционному образованию существует «параллельная школа», которая подразумевает под собой медиа среду». Основные факторы влияния медиасреды выражены в расширение доступа к информации, росте количества источников информации, резком повышении плотности информационных потоков и росте агрессивности медиасреды. Итогами просвещения «параллельной школы» через СМИ является формирование ненаучного мышления школьников, воспитание «человека массы» и как следствие – психическая неустойчивость, некритичность мышления, легковерие и повышенная внушаемость.

Медиасреда часто доносит информацию языком символов, над смыслами которых многие не задумываются, но при этом происходит мощное воздействие над подсознание. В этой связи хочется процитировать русского ученого- историка – Похлёбкина В.В.: «Незнание символов приводит к неправильному пониманию происходящего, т.е. к полному заблуждению ума». Изучение языка символов в культуре, искусстве и повседневной жизни – столь важное сейчас, можно организовать в рамках интегрированного школьного медиаобразования – на уроках искусства, литературы, музыки, истории и обществознания. Все это необходимо для умения читать символический текст.

Выше обозначенную проблему можно решить путем внедрения медиакультуры в образование, как культуры диалога в медиапространстве. Медиаобразование в современных условиях становится идеологией педагогической деятельности и с принятием ФГОС роль медиаобразовательных технологий в учебном процессе возрастает. Медиаобразование в современной образовательной среде может быть интегрированным с предметами гуманитарного и эстетического циклов и специальным. Что выражено в расширении образовательного процесса: мультимедийные проекты, школьные пресса, кино и телевидение, (то что относят к дополнительному образованию). Целью медиаобразования является формирование медиакультуры личности.

Медиаобразование выступает как средство формирования медиаграмотности. Информационная грамотность – это комплекс умений работать с информацией: классифицировать по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую; излагать по заданным параметрам и т.п., а медиаграмотность – это умение как воспринимать, понимать и анализировать медиатексты, так и создавать их.

Области активности медиаобразования динамичны. Как отмечает Бондаренко Е.А.: «в настоящее время это сферы: информационной безопасности личности, поиска информации, восприятия и интерпретации медиатекста, медиатворчества (создания медиатекстов), освоения медиапространства».

Проблемы, относящиеся к физиологии и психологии зрительного восприятия, может решить относительно молодая наука Видеоэкология – научное направление об экологии визуальной среды и красоте. Это область знания о взаимодействии человека с окружающей видимой средой. Наука Видеоэкология разработана в России на основе многолетнего изучения механизмов зрительного восприятия, доктором биологических наук – Филиным Василием Антоновичем.

Теоретической основой видеоэкологии является концепция об автоматии саккад (быстром движении глаз). Суть заключается в том, что когда человек смотрит на какой-то объект, то его глаза, рассматривая этот объект, движутся не хаотично, а по определенному алгоритму, (автоматия саккад). В своих исследованиях то, что мы видим, Филин В.А. разделил на 3 типа видимых сред – агрессивную, гомогенную, и комфортную. Агрессивная визуальная среда – видимая среда, состоящая из множества одинаковых, равномерно распределенных зрительных элементов. Гомогенная визуальная среда – видимая среда, в которой зрительных элементов недостаточно, либо они вообще отсутствуют.

В природной среде – объектами наблюдения являются природные ландшафты, которые являются многоплановыми, насыщенными множеством деталей, цветов, форм и текстур (комфортная среда). В местах обитания человека, с развитием цивилизации, произошло ухудшение визуальной среды, являющейся одним из важных компонентов его жизни. "Загрязнены" города, жилые и производственные помещения, общественные помещения, транспорт, производственные процессы, детские и учебные помещения. "Загрязнителями" визуальной среды являются гомогенные и агрессивные визуальные поля – изобилие прямых линий, прямых углов и больших плоскостей.

Примерами гомогенных полей в городской среде являются панели большого размера, монолитное стекло, подземные переходы, асфальтовое покрытие, крыши домов и др. В гомогенной среде глазу просто не за что «зацепиться» – сканируя пространство, он получает совершенно однообразную информацию. Все это составляет неблагоприятную среду в местах обитания человека и приводит к росту числа психических заболеваний, к ухудшению нравственности, к увеличению количества людей, страдающих близорукостью. Депрессия, астения, неврозы, нистагм – вот далеко не полный список болезней, которыми взрослые и дети расплачиваются за экологическую безграмотность.

Школьники должны научиться формировать благоприятную визуальную среду, в том числе и в своей конкретной учебной зоне – за компьютером, соответствующую физиологическим нормам зрения, параллельно получая навыки научно-исследовательской деятельности.

При создании искусственной среды обитания человека и организации рабочего места у компьютера надо учитывать насыщенность ее видимыми элементами. Эти требования повсеместно нарушаются, в результате, создается противоестественная визуальная среда, (гомогенные и агрессивные поля). Для того чтобы, в рабочей зоне возле компьютера, не создавались отрицательно влияющие на здоровье и самочувствие поля, надо насыщать однотонные поверхности видимыми элементами, создавать зоны релаксации для глаз. Самое простое и эффективное средство улучшения визуальной среды – комнатные растения, особенно цветущие. Движущиеся подвесные мобили, аквариумы с рыбками, домашние животные избавляют помещения от статичности. Очень хорошо преображают визуальную среду статуэтки, макраме, деревянными панно, керамика, картины и различные украшения.

А арт-технологии – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества и основаны на деятельностном подходе и соответствует ФГОС. Они помогают стабилизировать психологический микроклимат общеобразовательной школы и класса. Уроки предметной области «Искусство» в младшей, средней и старшей школе подразумевают использование арт-технологий. В современных образовательных условиях, арт-технологии используют как инструмент – информационно-образовательную среду. С другой стороны – с помощью арт-технологий можно корректировать и преображать данную среду.

Практическое применение арт-технологий логично взаимосвязано с применением методик арт-терапии. Арт-терапия – является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Ее основой выступает художественная практика.

Примеры арт-уроков, которые применяются в учебном процессе: урок диалога культур, уроки предметного рисования, урок имитационного моделирования, театрализованный урок, урок-психодрама, заочные путешествия, учебные игры.

Очень актуальным и эффективным средством арт- терапии является использование музыки не только во внеурочной деятельности, но и на уроке. Музыка может использоваться для отдыха и релаксации и даже для концентрации внимания и активизации мыслительных процессов не только на уроках гуманитарных предметов, но и на уроках предметов естественно-научного цикла. Использование арт-технологий дает возможность расширить и углубить уровень познавательной активности, пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся, является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса.

Видео и музыка для души, автор музыки Алексей Захаренко, проект Origen - Dance of the clouds. Например, на видеохостинге «YouTube», можно найти «Сборник классической музыки для концентрации на учёбе» и т. п. музыку.

Принципы моделирования информационно-образовательной среды и в частности – в процессе преподавания предметов области «Искусство» в младшей, средней и старшей школе должны строиться на основах интегрированного медиаобразования. Современные информационные технологии в образовании не могут уже не учитывать принципы и таких научных направлений, как психология восприятия и возрастная психология, основы Видеоэкологии, включать в себя инструменты арт-технологий и умело использовать лечебный эффект арт- терапии для укрепления психического здоровья детей и подростков.

Список литературы 1. Алисов Е. А. Педагогические условия развития видеоэкологических представлений старшеклассников. Автореферат дис. канд. пед. наук. – Курск, Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. с англ. – М.: Прогресс, Атанасян С.Л. Формирование информационной образовательной среды педагогического вуза. Автореферат дис. канд. пед. наук. Москва, Бондаренко Е.А. // «Комплексное медиаобразование – путь в ХХI век». Медиаобразование в развитии личности: Междунар. Конгресс «EDU-IMPORTANCE» г.: М., Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. – М.: «Когито- Центр», – 197 с. 6. Назарова Т.С., Тихомирова К.М. // «Образовательные технологии ХХI века: информационная культура и медиаобразование». Информационно-образовательная среда новой школы и ее материально-технического обеспечение: Сб. статей международной научно-практической конференции ОТ-13: /под ред Гудилиной С.И., Тихомировой К.М., Рудаковой Д.Т. – СПб.: «Нестер-История СПб.», 2013, с. 7. Похлёбкин В.В. Словарь международной символики и эмблематики. – М.: Международные отношения, – 560 с. 8. Рок Ирвин. Введение в зрительное восприятие / Пер. с англ. – М.: Педагогика, – Кн. 1, Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, – 64 c. 10. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура: Сб. науч. ст. – М.: Московский центр «Видеоэкология», Филин В.А. Видеоэкология: Что для глаза хорошо, а что плохо. – М.: ТАСС РЕКЛАМА, – 320 с.