Нравственно - правовая внеурочная деятельность Кузнецова М. А. Углич, 2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Духовно - нравственное развитие и воспитание патриотических чувств на ступени начального общего образования через внеурочную деятельность.
Advertisements

Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Программа формирования универсальных учебных действий Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Личностные образовательные результаты: методы и технологии формирования ценностных ориентаций.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Формирование личностных универсальных учебных действий Л. В. Шестопалова, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 20»
« Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего»
Автор: Дейтер Вера Борисовна Должность: учитель русского языка и литературы Категория: высшая Образовательное учреждение: МАОУ Гимназия 1 г. Сыктывкар.
Презентация модели гражданского образования МОУ «СОШ 11».
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
2010 год Концепция гражданского образования в Нижегородской области на годы.
Транксрипт:

Нравственно - правовая внеурочная деятельность Кузнецова М. А. Углич, 2015

Неоценимо значение учителя начальных классов в развитии личности ученика. Именно в возрасте до 7-8 лет в человеке складывается большинство личностных качеств, развивается основа личности. И задача учителя помочь этому развитию, создать условия для этого развития. Система нравственных ценностей, на которую мы обращаем внимание в воспитательной работе, многообразна. Это и патриотизм, и экология, как составная часть воспитания любви к родной земле на примере творчества писателей – натуралистов и краеведческого материала. Это и эстетическое воспитание, как неотъемлемая часть патриотического воспитания через искусство и художественную литературу. Это краеведение, как важная часть воспитания любви к своей малой Родине. Все это тесто взаимосвязано и одно нельзя отделить от чего - то другого. Воспитание внутренней и внешней культуры ребенка, того нравственного состояния, в котором он должен пребывать посредством книги и методов искусства, любовь к чтению и книге - главное что остается после наших внеклассных занятий.

Под нравственным воспитанием мы понимаем труд педагога по созданию условий для формирования нравственных качеств учащихся и их деятельности, направленный на удовлетворение потребности в совершенствовании человеческих качеств. Цель данного процесса – воспитание личности, обладающей высоким уровнем нравственных знаний, норм, привычек и навыков поведения. Труд педагога должен быть нацелен на создание таких условий, в которых индивид имел бы возможность развить собственные потребности, испытывал востребованность нравственных качеств и проявлял их в деятельности. В образе обобщенных представлений, конкретизирующих избранное методологическое основание, выступают принципы единства воспитания и обучения ; единства сознания и деятельности ; « выращивания » новых способностей ; индивидуального подхода ; обусловленности процесса обучения целями нравственного воспитания ; соответствия учебного процесса логике нравственного развития индивида.

Принцип единства сознания и деятельности имеет принципиальное значение для обоснования путей воспитания. Суть его заключается в утверждении взаимосвязи и взаимообусловленности сознания и деятельности субъекта, что способствует формированию сознания, которое делает человеческую деятельность целесообразной. Этот принцип включил в себя и отношения, поскольку деятельность всегда носит общественный характер. Поэтому эффективность нравственного воспитания обеспечивается одновременно опорой на сознание, деятельность и отношения, в которые включен индивид. Принцип « выращивания » новых способностей состоит в создании учителем условий для проявления у обучающихся потребности в самопознании, самоизменении и саморазвитии. Реализация его гарантируется не только наличием теории учебной деятельности, психологической и педагогической теории и т. п., но и культурой использования теоретических знаний в реальных ситуациях. Принцип обусловленности процесса обучения целями нравственного воспитания предполагает построение учебного процесса в соответствии с заданной целью. Осуществление его возможно при четком видении, отслеживании поэтапности достижения, как при планировании, так и в процессе работы. Принцип соответствия учебного процесса логике нравственного развития определяет выбор стратегии планирования и реализации. Суть его – во взаимосвязи обучения как внешнего воздействия с внутренним развитием личности.

Психолого – педагогический принцип индивидуального подхода, необходимо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого учащегося. В нем находят свое выражение гуманное отношение к человеку, понимание его как исключительной ценности. Успешное осуществление этого принципа предполагает глубокое изучение личности, ее деятельности и индивидуальных особенностей ; определение целей и задач формирования у будущего специалиста тех или иных качеств ; применение принципов, методов, средств и приемов педагогического воздействия соответственно задачам воспитания и обучения индивида с учетом его особенностей и деятельности ; анализ результатов применения педагогических воздействий к тому или иному обучаемому.

Достижение цели нравственно - правового воспитания, в соответствии с принципом единства сознания личности и ее деятельности, может быть гарантирована только при условии превращения знаний в убеждения. Такую возможность могут предоставить коллективные формы обучения, так как, помимо взаимосвязи и взаимообусловленности сознания и деятельности, он включает еще один компонент – отношения. Эти формы позволяют воспитывать ответственность за деятельность собственную и одноклассников, высказывать и аргументировать свою точку зрения, соотносить собственное понимание вопроса с мнением других. Коллективные формы обучения способствуют созданию отношений сотрудничества между учителями и учащимися, которые выступают как субъекты деятельности, а их объектом является предмет изучения. Целью нравственного воспитания является личность, которую отличает : высокий уровень нравственных знаний ; наличие потребностей выполнения нравственных норм, привычек и навыков ; стремление к созданию результатов, которые принесут благо другим людям ; высокое чувство ответственности за собственную деятельность ; личностные отношения к выполняемым действиям, единство нравственного сознания и поведения, когда значение нравственных норм проявляется в учебной деятельности как целеустремленность, ответственность, способность к моральной рефлексии. Уровни нравственного развития, связанные с изменением ценностных ориентаций, интересов индивида, изменением его отношения к деятельности, составили стратегический план как основу технологии.

Уровень 1. Преднравственный. Основанный на наказании и поощрении (4-10 лет ). Поступки определяются внешними обстоятельствами и точки зрения других людей не учитываются. 1- я стадия – Стремление избежать наказаний и быть послушным. Ребенок считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать наказания. Суждение выносится в зависимости от последствий. Пример разрешения дилеммы : Хайнц должен был купить лекарство. Он украл, его должны наказать. Суждения не учитывают личность. 2- я стадия – ориентация на полезность. Стремление к получению личной выгоды. Характер рассуждений таков : нужно подчиняться правилам ради получения вознаграждения или личной выгоды. Пример разрешения дилеммы : если Хайнц не хочет потерять супругу, он должен украсть лекарство. Жена ему нужна. Люди имеют ценность, если представляют интерес. Уровень 2. Конвенциональный. Основанный на социальном согласии (10-13 лет ). Придерживаются определенной условной роли и при этом ориентируются на принципы других людей. 3- я стадия – Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны других людей ( быть " хорошим мальчиком " или " хорошей девочкой "). Человек считает, что нужно подчиняться правилам, чтобы избежать неодобрения или неприязни со стороны окружающих людей. Пример разрешения дилеммы : ничего плохого в том, что Хайнц украл, нет. Он – хороший муж Ценность человека определяется тем, какие чувства он вызвал. 4- я стадия – Ориентация на авторитет. Мораль, поддерживающая власть и закон. Рассуждения : нужно подчиняться правилам, чтобы избежать осуждения со стороны законных властей и последующего чувства вины. Уровень 3. Постконвенциональный (13 лет и >). Основанный на принципах. Истинная нравственность возможна только на этом уровне. Человек судит исходя из собственных критериев. Должен быть высокий уровень способности к рассуждению. 5- я стадия – Ориентация на общественный договор, индивидуальные права и демократически принятый закон. Человек считает, что нужно соблюдать законы данной страны ради всеобщего благосостояния. Пример разрешения дилеммы : Если Хайнц не достанет лекарство, то жена погибнет. Бывают случаи, когда можно нарушить закон. Ценность человека определяется его правами. 6- я стадия – Ориентированная на общечеловеческие нравственные нормы, законы свободной совести каждого человека. Люди считают, что нужно следовать универсальным этическим принципам, независимо от законностей и мнения других людей.

Эта стадия охватывает период от 6 до 11 лет. Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состоит в чувствах неадекватности и неполноценности. По мнению Э. Эриксона, « ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность ». Стадия характеризуется включенностью ребёнка в новые социальные связи, включением в новую жизнь. У ребёнка обостряется интерес к тому, как устроены вещи как их можно освоить или приспособить. Период характеризуется возрастающими способностям ребёнка к логическому мышлению и самодисциплине. Позитивный путь : взрослые поощряют детей мастерить то, что им хочется, строить ; родители позволяют ребёнку довести начатое дело до конца ; родители хвалят ребёнка за результат, за то, что он сделал. Итог позитивного пути : у ребёнка вырабатывается умелость и творческое отношение к делу ; ребёнок развивает чувство компетентности ; развивается трудолюбие и способность к самовыражению в какой – то деятельности ; ребёнок научается повышать свою самооценку, опираясь на реальные достижения ; уверенность в себе. Во взрослой жизни это выливается в представление о себе как о компетентном и творческом работнике. « Мне нравится действовать и достигать результата, так как это даёт мне удовлетворение и признание окружающих, а также хорошую возможность общаться с другими людьми ». Негативный путь : Родители не поощряют занятия детей, так как видят в занятиях детей баловство. У ребенка низкий статус в ситуациях совместной деятельности. Итог негативного пути : у ребёнка развивается чувство неполноценности. возникает низкий статус, потеря авторитета среди товарищей. ребёнок может вообще разуверится в своих силах, у него возникает страх неудачи. « Я ничтожество, в лучшем случае я могу добиться только того, чтобы другие люди узнали об этом по результатам моих идей ». Содержание конфликта : « Хочу признания, но не могу его добиться, потому что я ничтожество ». Проявление конфликта : Пассивность, нерешительность, низкая самооценка, низкий уровень притязаний. Идентичность : В этом возрасте дети начинают идентифицировать себя с представителями определённых профессий.

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гражданин будущей России - это человек, с богатым внутренним миром, в котором господствуют незыблемые нравственные ценности и категории добра, справедливости, чести, долга, ответственности, это человек с высокой правовой культурой, готовый на неустанный подвиг во имя Справедливости и требований Закона, это человек, готовый жить в гражданском демократическом обществе и правовом государстве, характеризующийся высокой гражданственностью и глубоким патриотизмом.

Отсутствие правового обучения и воспитания в школах, как в виде отдельной дисциплины, так и в виде планомерной каждодневной работы учителя над правовым сознанием ребенка, как в урочной, так и неурочной деятельности, являет следствие высокого уровня подростковой и молодежной преступности, наркомании, алкоголизма и т. п. Как никогда остро стоит вопрос о необходимости возрождения правового воспитания и обучения в современном образовании. Следует констатировать, что в настоящее время в масштабах страны отсутствует целостная система воспитания школьников, органичной и значимой частью которой являлась бы система правового воспитания Гражданина России, ориентированная не только на передачу знаний о праве и правовой действительности, но и обучающая практическим навыкам претворения права в жизнь, направления его на защиту прав человека. Изменения в государственно - правовом пространстве конца XX века повлекли за собой неустойчивость не только государственной, но и общественной жизни страны. Поэтому рядом с проблемами « жизненно важного плана » правовое воспитание и правовая культура приобрели второстепенное значение, постепенно утрачивая свою важность и актуальность.

Образовательные учреждения еще не успели перестроить свою учебно - воспитательную систему к новым условиям, правоохранительным органам в условиях резко обострившейся криминогенности общества стало « некогда » заниматься правовым воспитанием граждан, а правовая наука, ввиду отсутствия заинтересованности государства в развитии данной проблематики, практически перестала реагировать на дальнейшее изучение и внедрение идей правового воспитания. Следует отметить, что современное видение вопросов правового воспитания и обучения как систематической целенаправленной деятельности государственных органов, направленной на формирование правовой культуры и правосознание школьника, неразрывно связано с духовно - нравственной составляющей жизни общества. Само отношение к праву как к ценности, способной воплотить стремление к социальной справедливости, зарождается в недрах духовности, высокой нравственности. Учитывая органическую связь права и морали, можно с твердой уверенностью сказать, что правовое воспитание – это одно из направлений целостного духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения.

Правовое воспитание необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый аспект ( в широком смысле ) предполагает рассмотрение правового воспитания как общего процесса формирования правосознания и правовой культуры членов общества, включая влияние социально - экономического уклада жизни, политического режима, идеологической деятельности, духовно - нравственной атмосферы, системы законодательства и т. д. Практика подтверждает, что правовоспитательную внеурочную деятельность невозможно планировать в отрыве от влияния вышеуказанных объективных факторов. Второй аспект ( в узком смысле ) предполагает рассмотрение правового воспитания как одного из видов общественной деятельности, которая выражается в целенаправленной и организованной работе государственных органов и общественных организаций, направленной на формирование правовой культуры и воспитания законопослушных граждан.

Формой правового воспитания является правовое обучение – т. е. непосредственная передача, накопление и усвоение знаний, принципов, норм права, а также формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Общей задачей правового воспитания несовершеннолетних является формирование нового человека. Правовое воспитание призвано сформировать в сознании ребенка образ должного поведения, в котором чистота мысли сочетается с чистотой поступков, где основными определяющими поведение качествами будут честь и честность, долг и мужество. Более того, синтез незыблемых духовно - нравственных качеств, подкрепленных знанием права и основных закономерностей устройства жизни, позволит сформировать желаемый образ современного прогрессивного гражданина, обладающего чувством личной ответственности за все происходящее, имеющего активную созидательную гражданскую позицию, необходимую для успешной интеграции в демократическое гражданское общество. Подчеркнем, что достижение желаемого возможно только при тесной связи правового воспитания с идеями духовно - нравственного совершенствования, с гуманистической этикой. В данном аспекте можно констатировать – что правовое воспитание это еще и этико - правовая категория.

Процесс правового воспитания должен включать в себя : - правовое просвещение, которое само по себе является важным превентивным фактором, способным предотвратить противоправное поведение ребенка. Практика и исследования показывают, что предвидение правовых последствий за совершаемые действия уже само по себе является сдерживающей мерой. Более того, осознание человеком непреложного наступления определенных последствий, ввиду незыблемости закона мироздания - закона причинно - следственных связей ( кармы ), позволит вообще не совершать в будущем противоправных деяний ; - воспитание адекватного отношения к нормам права и выработку устойчивых навыков ( поведенческих стереотипов ) правового поведения. Ориентация на духовно - нравственный фундамент, позволит к тому же не только воспринять границу дозволенного правом, но и определить для себя иную границу, не допускающую за пределы нравственного - в пограничную зону еще правомерного, но уже безнравственного поведения ; - воспитание осознания у ребенка ценности для общества его личного вклада в правоприменение, личной ответственности в целом. Именно так целесообразно использовать в правовом воспитании важнейший педагогический метод : воспитание в процессе деятельности. - повышение правовой культуры, правовой активности, формирование устойчивого правоосообразного поведения, в основе которого лежат незыблемые духовно - нравственные ценности.

Общим итогом правового воспитания в школах будет формирование у учащихся представления о целостной картине мира, основой которой являются Универсальные Законы Жизни. Взаимосвязь Универсальных Законов Жизни с правовыми знаниями, объективно отражающих современную правовую действительность, сформирует у ребенка представление о праве в целом как о социальной ценности, как основы, фундамента построения благополучия человека в обществе, как регулятора жизни. Полученные знания обеспечат адаптацию ребенка к условиям динамично развивающегося современного общества ; сформируют высокую нравственную, правовую культуру ; укрепят навыки правомерного поведения, соответствующие критериям правовой культуры, не средствами устрашения и наказания, а путем внутреннего осознанного убеждения. Современное образование – это не только основа построения гражданского общества, это важнейший ресурс укрепления правового, т. е. справедливого государства. Образование – призвано взрастить современного высоко культурного, просвещенного человека, но без опоры на духовно - нравственный потенциал и правовые идеалы, ценности и принципы, сделать это невозможно. Организация и последовательное осуществление правового воспитания и обучения в образовательных учреждениях позволит не только передать учащемуся необходимые теоретические знания о праве, о правовых явлениях, правовых ценностях и идеалах, но и будет способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка. Активное вовлечение ребенка в сферу права и его основных незыблемых законов – ответственности, справедливости, законности, позволит осознать каждым из них свою личную ответственность за будущее России, сформирует желание строить справедливое, гуманное государство для Человека, в котором базовыми ценностями будут : Культура, Закон, уважение к Правам человека. Вопрос о необходимости формирования у подрастающего поколения современной системы ценностей ( культурных, духовно - нравственных, правовых ) является не только актуальной проблемой целого комплекса наук ( педагогики, юриспруденции ), но во многом это единственный путь достойного Будущего России !

Мыслитель предупреждал : « Пока не приобретете знания, до тех пор будете в безнравственности » Говорить, что нравственные идеалы врожденны или представляются результатом инстинкта, – это все равно что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита. П. Гольбах