Тема урока: §3 Искусство рассуждать. 1.Как вы понимаете тему урока? 2.Что значит рассуждать? 3.Рассуждаете ли вы в обычной жизни? Как часто приходиться.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Искусство рассуждать Обществознание. 5-й класс. Презентация к уроку 9 по §3 учебника Данилова Д.Д. и др. © ооо «Баласс», Образовательная система.
Advertisements

Типы речи. Рассуждение. Демонстрационный материал для уроков русского языка. Составитель: Н. Махова.
Выполнил: студент Кочкин Дмитрий Барнаул Закон мышления - это внутренняя, существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между элементами.
Сочинение –это продуктивный вид речевой деятельности, в ходе которого учащийся создаёт собственный текст. Он должен обладать смысловой цельностью, речевой.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Выполнила : студентка группы 1 Д 5 СО 41 Надежда Блохина Ярославль, 2010.
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Аспектное оценивание на уроках истории Приложение 2.
Как логика помогает в жизни. Логика - наука о законах и формах мышления, методах познания и условиях определения истинности знаний и суждений 16 Команда.
Урок геометрии в 7 классе Параллельные прямые. Углы, образованные при пересечении двух прямых секущей 4 3 а b c и 5 –односторонние углы.
Как сохранить в себе человека. Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему в 8 классе.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2. 2.) ГИА Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ.
КОНСТИТУЦИЯ- ОСНОВНОЙ ЗАКОН СТРАНЫ Обществознание. 6-й класс. Презентация к уроку по § 18 учебника Кравченко А.И. Автор презентации: Кубина Татьяна Ивановна,
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шушенская средняя общеобразовательная школа 1 Основные приемы проведения собственных исследований младших.
Проект «Занимательная логика» 3-й этап – творческий. Команда « Пятёрочка ». Ученики МОУ «Лицея 143» 9 класса: Ученики МОУ «Лицея 143» 9 класса: Панкратов.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Транксрипт:

Тема урока: §3 Искусство рассуждать

1. Как вы понимаете тему урока? 2. Что значит рассуждать? 3. Рассуждаете ли вы в обычной жизни? Как часто приходиться вам это делать?

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, процесс понимания. Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно- следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная цель рассуждения – убедить, объяснить свое мнение. Наука о способах рассуждения называется – логика. Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли. Рассуждение передает ход развития мысли, процесс понимания. Это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно- следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная цель рассуждения – убедить, объяснить свое мнение. Наука о способах рассуждения называется – логика. Искусство рассуждать – форма познания и отражения окружающей человека действительности, сложный процесс, которому нужно учиться. Даже существует специальная наука. Рассуждать – Мыслить, думать, выражать словами свои мысли. Естественная для человека деятельность. Мы это делаем каждый день. Мы умеем это делать. Рассуждать – Мыслить, думать, выражать словами свои мысли. Естественная для человека деятельность. Мы это делаем каждый день. Мы умеем это делать. 4. Какое наблюдается противоречие? 5. Какой вопрос можно задать на основе этого противоречия? Зачем учиться рассуждать? Нужна ли нам в жизни наука логика?

Прочитайте текст. Алиса встречает Белого Короля. Он говорит: – Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь? – Никого, – сказала Алиса. – Мне бы такое зрение! – заметил Король с завистью. – Увидеть Никого! Да ещё на таком расстоянии! Фрагмент из произведения Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» Задание 1. Что вам показалось странным, необычным в рассуждениях Белого Короля? Разговор выглядит странным: – потому что Король и Алиса не поняли друг друга; – потому что они говорят о разных вещах; Разговор выглядит странным: – потому что Король и Алиса не поняли друг друга; – потому что они говорят о разных вещах;

Цель урока определять верные и неверные рассуждения.

Ошибки в рассуждениях приводят к неправильным выводам Как научиться строить логически верные рассуждения? Где знание логики оказывается особенно важным? Гипотеза С помощью логики можно избежать ошибок в рассуждениях. Гипотеза С помощью логики можно избежать ошибок в рассуждениях. Почему важно уметь рассуждать? Неправильные рассуждения часто встречаются в нашей жизни Что ещё нужно узнать о логике, чтобы решить проблему урока?

Как научиться строить логически верные рассуждения? Законы логики Логические ошибки Законы логики Логические ошибки Закон тождества-Подмена понятий, двусмысленность Закон достаточности оснований -нарушен порядок действий, установлена неверная связь событий, переставлены местами причины и следствия. - вывод сделан из одного суждения. - из нескольких суждений сделан неверный вывод. Закон противоречия Одно суждение противоречит другому. Закон исключения третьего Излишнее уточнение

?

1. Часто ли в твоей жизни встречаются неправильные рассуждения? Приведи примеры. 2. Чем грозит неумение правильно рассуждать? Задание Еще раз просмотри текст. Выдели карандашом информацию для заполнения таблицы. 1. Часто ли в твоей жизни встречаются неправильные рассуждения? Приведи примеры. 2. Чем грозит неумение правильно рассуждать? Задание Еще раз просмотри текст. Выдели карандашом информацию для заполнения таблицы. Где встречаются логические ошибки В результате чего возникают С какой целью используются Где встречаются логические ошибки В результате чего возникают С какой целью используются Жизненные ситуации, Логические задачи Анекдоты СМИ, реклама Школьные ответы Специальная ловушка Намеренная ошибка Случайная ошибка По рассеянности Удивить Развеселить Убедить Обмануть Проверить логику

Алгоритм нахождения логической ошибки 1. Определи исходное суждение. 2. Запиши вытекающие из него суждения. 3. Проследи, чтобы каждое суждение с необходимостью следовало из предыдущего. 4. Проверь, действительно ли из приведённых суждений вытекает сделанный вывод. Мальчики играют в футбол. В этом нет ничего странного. Антошка не играет в футбол. Значит, он странный. Проверь себя – исправь логическую ошибку Мальчики играют в футбол. В этом нет ничего странного. Антошка не играет в футбол. Значит, он странный. Не все мальчики играют в футбол. В этом нет ничего странного. Антошка не играет в футбол. Значит, он не странный. Я играл в футбол. При игре в футбол забивают голы. Значит, я забил гол. Я играл в футбол. При игре в футбол забивают голы. Значит, я забил гол. Я играл в футбол. При игре в футбол не всегда забивают голы. Значит, я мог не забить гол.

Задание в тексте 1. Найди в каждом рассуждении неверное утверждение и исправь логическую ошибку. Сформулируй своими словами, для чего нужна логика (необходимый уровень). 2. Найди в рассуждениях неверные утверждения. Определи, в чём заключается общая логическая ошибка (повышенный уровень). Задание в тексте 1. Найди в каждом рассуждении неверное утверждение и исправь логическую ошибку. Сформулируй своими словами, для чего нужна логика (необходимый уровень). 2. Найди в рассуждениях неверные утверждения. Определи, в чём заключается общая логическая ошибка (повышенный уровень).

Новое знание – логически верные рассуждения помогают делать верные выводы и лучше понимать других людей. Необходимый уровень Птицы умеют летать. Пингвин – птица. Значит, пингвин умеет летать. Птицы умеют летать. Пингвин летать не умеет. Значит, пингвин не птица. Повышенный уровень - Можно ли ругать ученика за то, чего он не делал? - Конечно же, нельзя. - Тогда не ругайте меня – я не сделал домашнее задание. -Купи сто апельсинов, я один съем. - Не съешь! - Спорим, что съем? Ты только купи! - Ну давай, ешь, а я посмотрю! - Видишь, я съел один апельсин, значит, ты проиграл! Не все птицы умеют летать. Пингвин – птица. Значит, пингвин может не уметь летать. Не все птицы умеют летать. Пингвин летать не умеет. Значит, пингвин может быть нелетающей птицей. Логика нужна для того, чтобы строить верные рассуждения. – Можно ли ругать ученика за то, чего он не делал? – Конечно же, нельзя. – Тогда не ругайте меня – я не сделал домашнее задание. – Купи сто апельсинов, я один съем. – Не съешь! – Спорим, что съем? Ты только купи! – Ну давай, ешь, а я посмотрю! – Видишь, я съел один апельсин, значит, ты проиграл! В рассуждениях логика нарушалась из-за использования одинаковых слов, которым придавалось разное значение.

?

Алгоритм построения логического рассуждения выглядит так: Сформулируй (используй готовый) вопрос, на который надо дать ответ. Определи исходное утверждение, с которого начнутся рассуждения. Продумай последовательность промежуточных суждений. Обрати внимание на то, чтобы суждений было достаточно для получения ответа. Сформулируй конечное суждение (умозаключение). Проверь, даёт ли логическая схема ответ на поставленный вопрос.

Ошибки в рассуждениях приводят к неправильным выводам Как научиться строить логически верные рассуждения? Где знание логики оказывается особенно важным? Гипотеза С помощью логики можно избежать ошибок в рассуждениях. Гипотеза С помощью логики можно избежать ошибок в рассуждениях. Неправильные рассуждения часто встречаются в нашей жизни Что ещё нужно узнать о логике, чтобы решить проблему урока?

Где знание логики оказывается особенно важным? Сравни свои ответы с предлагаемым образцом. образец Задание в Рабочей тетради 4 1. Укажи в таблице, в каких областях знания может пригодиться логика и в чём конкретно состоит её польза (необходимый уровень). 2. Выбери две области знания из предложенных в тексте (биология, языкознание, медицина, история) и укажи, для чего в них нужна логика (повышенный уровень). Задание в Рабочей тетради 4 1. Укажи в таблице, в каких областях знания может пригодиться логика и в чём конкретно состоит её польза (необходимый уровень). 2. Выбери две области знания из предложенных в тексте (биология, языкознание, медицина, история) и укажи, для чего в них нужна логика (повышенный уровень).

– Дядя Ник, а в каких профессиях ещё логика нужна? – Ну математикам, конечно, физикам. Без рассуждений и доказательств ни одной задачи не решишь. А ещё следователям. Если произошло преступление, то следователь собирает улики, размышляет, как можно связать между собой в логичную картину всё, что видели и слышали разные люди, что могут «рассказать» следы преступления. И таким образом становится понятно, что произошло и кто мог это сделать. Без логики вообще не обойтись – любая наука на неё опирается: биология, языкознание, медицина, история... Все правила, законы должны быть логичны. Область применения логики Польза от её применения Область знания Чем полезна для неё логика.

Задание Подумай, что нового о логике ты узнал в ходе урока. Какой вывод по проблеме урока можно сделать, опираясь на эти знания? Сравни свой вывод с выводом авторов учебника. Задание Подумай, что нового о логике ты узнал в ходе урока. Какой вывод по проблеме урока можно сделать, опираясь на эти знания? Сравни свой вывод с выводом авторов учебника. Вывод авторов Логика – наука о правилах мышления, которые помогают устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения, делать верные выводы. Вывод авторов Логика – наука о правилах мышления, которые помогают устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения, делать верные выводы. Незнание логики приводит к ошибкам в рассуждениях Можно научиться строить логически верные рассуждения Логика используется в разных областях знания Логика помогает избегать ошибок в рассуждениях и может пригодиться в разных областях знания

Сравни свои ответы и рассуждения с предлагаемым образцом. образец Реши логическую задачу Чего в лесу больше – берёз или деревьев? Построй цепочку логических рассуждений, которые приведут тебя к верному решению. Объясни, что значит «рассуждать логически». Реши логическую задачу Чего в лесу больше – берёз или деревьев? Построй цепочку логических рассуждений, которые приведут тебя к верному решению. Объясни, что значит «рассуждать логически».

Логически неверное рассуждение В лесу растут берёзы. Берёза – это дерево. Значит, все деревья в лесу – берёзы. Логически неверное рассуждение В лесу растут берёзы. Берёза – это дерево. Значит, все деревья в лесу – берёзы. Логически верное рассуждение В лесу много деревьев. Деревья в лесу разные, среди них встречаются и берёзы. Значит, берёз в лесу меньше, чем деревьев. Логически верное рассуждение В лесу много деревьев. Деревья в лесу разные, среди них встречаются и берёзы. Значит, берёз в лесу меньше, чем деревьев. Рассуждать логически – значит выстраивать рассуждения, вытекающие одно из другого, и делать правильные выводы.

?

– Дядя Ник, а в каких профессиях ещё логика нужна? – Ну математикам, конечно, физикам. Без рассуждений и доказательств ни одной задачи не решишь. А ещё следователям. Если произошло преступление, то следователь собирает улики, размышляет, как можно связать между собой в логичную картину всё, что видели и слышали разные люди, что могут «рассказать» следы преступления. И таким образом становится понятно, что произошло и кто мог это сделать. Без логики вообще не обойтись – любая наука на неё опирается: биология, языкознание, медицина, история... Все правила, законы должны быть логичны. Новое знание – логика оказывается полезной и необходимой в самых разных областях знания. Область применения логики Польза от её применения Программирование Создание алгоритмов и программ Математика и физика Решение задач Расследование преступлений Восстановление картины преступления Область знания Чем полезна для неё логика История Установление причинно-следственных связей. Языкознание Умение верно использовать слова и строить предложения.

?

Какую проблему мы решали на уроке ? Какой ответ можно дать по проблеме урока ? Какую проблему мы решали на уроке ? Какой ответ можно дать по проблеме урока ?

1. Все треугольники имеют углы. Квадрат имеет углы. Следовательно, квадрат треугольник. 2. Некоторые ученики отличники. Настя ученик. Следовательно, Настя отличница. 3. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов студент вуза. 4. Все граждане России имеют право на начальное образование. Ивaнoв гражданин России. Следовательно, Ивaнoв имеет право на начальное образование. 5. Когда идет дождь крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.