Своеобразия лирики Б.Л. Пастернака. Борис Леонидович Пастернак один из крупнейших поэтов, внесший незаменимый вклад в русскую поэзию советской. эпохи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Это стихотворение относится к ранней лирики Пастернака. Оно написано в 1912 году, когда поэт увлекался символизмом. "Февраль..." одно из пяти стихотворений,
Advertisements

Борис Леонидович Пастернак (29 января [10 февраля] 1890, Москва 30 мая 1960, Переделкино, Московская область)
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста С.В. Боровлёва, МОУ СОШ 2 г. Амурска.
Цели урока Знакомство с лирикой Пастернака. Развитие умения выразительного чтения, анализа стихотворного произведения. Воспитание любви к природе, поэзии,
Образ воды в лирике Б. Л. Пастернака. * учился за границей * изучал философию * увлекался историей литературой, музыкой, живописью переводами и др.
Учитель Лебедева Е.И.. …Он награждён каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была его наследством, А он её со всеми разделил.
Выполнила: Мкртчян Кристина.. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович Родился в семье художника Л. О. Пастернака и пианистки Р. И. Кауфман. В доме часто собирались.
Выполнил ученик 11 класса Чернышов Максим. Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот. Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав.
Символист Футурист Поэт По глубокому убеждению Б. Пастернака, подлинным творцом является не человек, а природа. И потому стихи - не творение конкретной.
ПАСТЕРНАК БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ Родился 29 января (10 февраля н.с.) в Москве в семье известного художника. С детства будущего поэта окружали музыка, живопись,
Простите, верные дубравы! Прости, беспечный мир полей, И легкокрылые забавы Столь быстро улетевших дней! Прости, Тригорское, где радость Меня встречала.
Пастернак. Темы и мотивы поэзии Бориса Пастернака.
Читая стихи поэтов XX века. Что такое стихи поэтов XX ? Стихи поэтов XX века - это уникальное сочетание произведений прошлой эпохи, которые и до сегодняшнего.
Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех.
Выполнила:Выполнила: Плющенко Валерия Сергеевна, ученица 11 класса Руководитель: Руководитель: Тарасенко Светлана Ивановна.
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева,
Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте… Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья…. «Мело, мело.
Глубина поэтического мира Есенина
Иван Сергеевич Тургенев (1818 – 1883) «Стихотворения в прозе»
Цели урока О Тютчеве. Родители поэта. Любовь поэта Памятник Тютчеву. Пейзажи к стихам Гимн природе. Словарная работа. Зима. Осень. Весенние воды. Тренинг.
Транксрипт:

Своеобразия лирики Б.Л. Пастернака

Борис Леонидович Пастернак один из крупнейших поэтов, внесший незаменимый вклад в русскую поэзию советской. эпохи и мировую поэзию XX века. Его поэзия сложна и проста, изысканна и доступна, эмоциональна и сдержанна. Она поражает богатством звуков и ассоциаций. Давно знакомые предметы и явления предстают перед нами с неожиданной стороны. Поэтический мир настолько ярок и своеобразен, что нельзя оставаться к нему равнодушным. Поэзия Пастернака - это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника. С первых своих шагов в стихах Борис Пастернак обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. Самая обыкновенная картина иногда рисуется под совершенно неожиданным зрительным углом.

Первые публикации его стихотворений относятся к 1913 году. В следующем году у поэта выходит в свет первый сборник Близнец в тучах. Но к своему раннему творчеству Пастернак относился критически и впоследствии ряд стихотворений основательно переработал. В них он зачастую пропускает несущественное, прерывает, нарушает логические связи, предоставляя читателю догадываться о них. Иногда он даже не называет предмет своего повествования, давая ему множество определений, применяет сказуемое без подлежащего. Так, к примеру, построено у него стихотворение Памяти Демона. Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи: Не спи, не спи, работай, Не прерывай труда. Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда. Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты времени заложник У вечности в плену.

Уже в первые годы творчества у Пастернака проявляются те особенные стороны таланта, которые полностью раскрылись в поэтизации прозы жизни, философских раздумьях о смысле любви и творчества: Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

В стихах Пастернака всегда ощущаешь не наигранный, а глубоко естественный, даже стихийный лирический напор, порывистость, динамичность. У них есть свойство западать в душу, застревать в уголках памяти. Пейзаж у Пастернака существует на равных с человеком правах. Явления природы у него как бы живые существа: дождик топчется у порога, гроза, угрожая, ломится в ворота. Иногда у поэта сам дождь пишет стихи: Отростки ливня грязнут в гроздьях И долго, долго, до зари Кропают с кровель свой акростих. Пуская в рифму пузыри.

Первозданной чистотой предстает перед нами в стихах Пастернака и Урал (На пароходе, Урал впервые), и Север, и родные поэту места близ Москвы с их ландышами и соснами, неистовыми грозами и стрижами. Впоследствии в таких книгах, как На ранних поездах, Когда разгуляется, вереницы пейзажей будут вторгаться в стихи поэта, выражая его восторг перед миром природы. На протяжении всей жизни (особенно в зрелую и позднюю пору) Борис Пастернак был предельно строг к себе, взыскателен и иногда неоправданно резок в автохарактеристиках. Это можно понять. Поэт всегда работал, мыслил, творил. Когда сейчас мы читаем и перечитываем его стихи и поэмы, написанные до 1940 года, то находим в них много свежего, яркого, прекрасного.

Ранние стихи Пастернака хранят отчетливые следы символизма: обилие туманностей, отрешенность от времени, общую тональность, напоминающую то раннего Блока, то Сологуба, то Белого: Не подняться дню в усилиях светилен, Не совлечь земле крещенских покрывал. Но, как и земля, бывалым обессилен, Но, как и снега, я к персти дней припал. Эти строки первоначальный вариант стихотворения Зимняя ночь, коренным образом переделанного в 1928 году: Не поправить дня устьями светилен, Не поднять теням крещенских покрывал. На земле зима, и дым огней бессилен Распрямить дома, полегшие вповал.

С течением времени поэзия Пастернака становится прозрачней, ясней. Новый слог чувствуется в таких крупных его произведениях, как Девятьсот пятый год, Лейтенант Шмидт,' Спекторский. Добиваясь простоты и естественности стиха, он создает редкостные по силе вещи. Стих его как бы очистился, приобрел чеканную ясность. Произошедшая с художником эволюция была естественным путем, который стремился во всем дойти до самой сути. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней. До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины.

Мир поэзии Б. Пастернака все время расширялся, и трудно предположить меру и форму дальнейшего расширения, если бы поэт прожил еще годы и продолжил бы лучшее, что было заложено в его последней книге Когда разгуляется. Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою. Объятый дрожью сокровенной В слезах от счастья простою. Однако сослагательное наклонение если бы неуместно и непроизводительно. Перед нами завершенная судьба. На протяжении жизни поэт прошел несколько творческих циклов, проделал несколько витков вверх по спирали постижения общества, природы, духовного мира индивидуума. Признанием большого таланта Б. Пастернака явилось присуждение ему в 1958 году Нобелевской премии. Наследие Бориса Пастернака законно входит в сокровищницу русской и мировой культуры XX века. Оно завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью, упоительным чтением и поводом для раздумий над коренными вопросами человеческого бытия.

КОНЕЦ.