Годы жизни Михаила Грушевского. Михаил Сергеевич Грушевский Родился 17 сентября 1866 г. в г. Холме в семье учителя. Вскоре семья переехала на Кавказ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: историческая основа повести Гоголя "Тарас Бульба"
Advertisements

Основные направления в политической и правовой мысли Беларуси в 19 веке Диссертация на соискание ученой степени магистра юридических наук Научный руководитель:
Цель урока: Изучение особенностей развития основных удельных княжеств Учебно-воспитательные задачи Развитие умений и навыков по составлению связанного.
"Михаил Васильевич Ломоносов и его значение для экономической географии "
Выполнил студент первого курса ФТД группы Т-113 Недельчо Владислав. Презентация на тему «Образование древнерусского государства. Норманнский вопрос»
1 Домашнее задание Ваша задача дома – Подготовиться к контрольной работе. Повторить все понятия и даты к главам 1, 2, 3.
Объединение монголо-татарских племен в единое государство было явлением прогрессивным. Закончились внутренние междоусобицы, тем самым была создана хорошая.
Политическая раздробленность Руси 10 класс. История.
Галичева Елена Ивановна, учитель обществознания МБОУ СОШ 2 учитель обществознания МБОУ СОШ 2 г. Семикаракорска Ростовской области.
Политическая раздробленность на Руси. Время политической раздробленности в Европе Причины политической раздробленности в X – XII вв.: -Господство натурального.
Слюсарь Светлана Александровна учитель истории МКОУ « Косолаповская СОШ » Целинного района.
Контрольная работа по дисциплине « ИСТОРИЯ » Возникновение государства у восточных славян. Древнерусское государство в IX –X Ш вв. Внутренняя и внешняя.
Культура русских земель в веках Особенности культуры веков Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того,
Семинарское занятие 1 Подготовила студентка 35 гр. Лазанюк Мария Преподаватель доц. Недашковская Т.Е.
Начало раздробления Древнерусского государства.. Ярослав Мудрый Изяслав Киев Святослав Чернигов Всеволод Переяславль Правда Ярославичей.
Процесс собирания русских земель вел к становлению единого Российского государства. Разоренная, обескровленная монголо - татарским игом, разделенная на.
Присоединение Украины к России Этапы освободительной борьбы: I этап IIэтап IIIэтап Богдан Хмельницкий 1649 г – Зборовский.
Раздробленность Древнерусского государства Основные политические центры 1.
Транксрипт:

Годы жизни Михаила Грушевского

Михаил Сергеевич Грушевский Родился 17 сентября 1866 г. в г. Холме в семье учителя. Вскоре семья переехала на Кавказ, где в Ставрополе, Владикавказе и Тифлисе прошли детские и отроческие годы будущего историка. По воспоминаниям Грушевского, интерес к украинской истории и культуре пробудился у него еще в детстве. Гимназистом он самостоятельно выучил украинский язык. Когда в Киеве в 1887 г. начал выходить историко-художественный журнал «Киевская старина» отец Михаила выписал это издание. На страницах «Киевской старины» Грушевский впервые познакомился с работами В.Б. Антоновича. Тогда же, в гимназические годы, началось его знакомство с историческими трудами Н. И. Костомарова и М. А. Максимовича. Таким образом, уже к моменту окончания гимназии Грушевский был пропитан концепциями основоположников и идеологов киевской школы историков. Поэтому естественным был его путь в Киевский университет св. Владимира, где преподавал В.Б. Антонович. Биография

Антонович сыграл решающую роль в становлении Грушевского как историка. Под руководством Антоновича он написал свои первые работы: «Южно- русские господарские замки в половине XVI в.» и сочинение по истории Киевской земли. К этому времени уже были изданы книги П.В. Голубовского и Д.И. Багалея о Северской земле, Н.В. Молчановского о Подольской, А.М. Андрияшева о Волынской. Затем в 1890-е и 1900-е годы появились исследования М.В. Довнар-Запольского о кривичах и дреговичах, Голубовского о Смоленской земле и другие. Сочинение Грушевского, написанное по общему плану работ школы Антоновича (вначале географический очерк, потом – исторический), отличалось масштабом исследования и сделанных на его основе выводов. Аргументируя его награждение золотой медалью, Антонович особенно отметил выводы автора о наличии земских бояр в Киеве и предположение об отсутствии князей в Южной Руси после монгольского завоевания. Следует отметить, что предположения, часто совершенно гипотетические, занимали в книге неоправданно большое для научного исследования место.

Во Львове Грушевский развернул бурную деятельность. Возглавив в 1897 г. Научное общество им. Тараса Шевченко, он превратил его в подобие украинской Академии наук. Общество организовало свою работу по трем секциям: исторической, филологической и естественно- математической. При обществе были устроены музей, библиотека, большая типография и книжный магазин. Тогда же Грушевский стал редактором «Записок» общества, преобразованных из ежегодника в двухмесячник. До 1913 г. вышло более 100 томов этого издания. Наряду с «Записками» Грушевский руководил еще одним журналом – «Литературно-научным вестником». Ученый также читал во Львове публичные лекции, расширяя кругозор Галицких украинцев. Вскоре после приезда во Львов ученый занялся и политической деятельностью, примкнув к партии Галицких национал-демократов. В научной работе Грушницкий направил главные усилия на создание обобщающей («синтетической») истории Украины. Вначале он предполагал издать сравнительно небольшое трехтомное сочинение,

В отличие от ранних работ Грушевского, в которых он выступал сторонником федералистической теории Н.И. Костомарова и В.Б. Антоновича, «История Украины-Руси» основывалась на иной концепции. Автор развил до логического конца взгляды своих предшественников. Он полагал, что предками украинцев были древние племена антов, иначе говоря, самостоятельная история народа начиналась им с IV века. По концепции Грушевского, первой самостоятельной украинской державой была Киевская Русь, достигшая расцвета при Владимире Святом, который соединил воедино различные славянские земли. Ученый выделял несколько причин распада единого Киевского государства на отдельные земли: здесь и формирование новых княжеских центров, и экономические и колонизационные процессы, захватившие Поднепровье. В отличие от большинства представителей российской науки, Грушевский считал преемницей Киевской Руси не Владимиро-Суздальскую землю, а Галицко-Волынскую. Как подчеркивал ученый, это государство «продолжило… еще целое столетие после упадка Киевской земли в полной силе традиции великодержавной политики, княжеско-дружинного режима, общественно-политических форм и культуры, выработанных Киевским государством». Главным содержанием поздней (13 век) истории Галицко-Волынской Руси, по его мнению, была постепенная инкорпорация ее соседними государствами: Литвой, Польшей и Венгрией.

Важнейшим элементом концепции Грушевского была идея о непрерывном развитии украинской нации. Многие российские историки полагали, что татарское нашествие привело к запустению Поднепровья и уходу населения на Северо-Восток. Предшественники Грушевского: М.А. Максимович, В.Б. Антонович и М.Ф. Владимирский-Буданов – показали, что запустение было не абсолютным, какое-то население оставалось. Грушевский, присоединившись к этой точке зрения, подчеркивал, что главная роль в заселении Приднепровья принадлежала «не пришлому, а местному населению, которое до конца никогда не исчезало». Грушевский дал сравнительно подробную характеристику общины. Он называл общиной «самоуправляющуюся общественную группу в разных формах (сельская община, городская.

При изложении истории Великого княжества литовского Грушевский находился в русле традиций Киевской школы, считая это государство одним из двух центров объединения древнерусских земель, наряду с Московским государством продолжателем традиций Киевской Руси. Историк подчеркивал большую значимость восточнославянского населения в политическом и общественном устройстве и быте Великого княжества литовского. Однако по мере окатоличивания и полонизации края ранее едва заметные противоречия между восточными славянами и литовцами начинают усиливаться и приводят в конечном итоге к переориентации первых на Московскую Русь. Грушевский наблюдал такого рода тенденции начиная с 1385 г. К началу 16 века они уже вполне сформировались, а активная полонизация после Люблинской унии Литвы с Польшей 1569 г. завершила процесс переориентации. В Речи Посполитой, Московской Руси, Российской империи украинцы являлись или простым пассивным объектом управления или же находились в острой оппозиции к государственному строю. По мнению Грушевского, на политическую жизнь страны украинцы не оказывали никакого влияния. Единственным содержанием их истории являлись только культурные и экономические процессы.

Говоря о происхождении казачества, Грушевский различал казачество как бытовое явление, общественный строй и термин. Главной ошибкой авторов середины 19 века (Костомарова, Антоновича, Максимовича), по его мнению, было распространение позднего устройства казачества (начала 17 века) на ранний период его истории (конец 15 – начало 16 века). Грушевский справедливо заметил, что в 15 – 16 веках «казачество больше род занятий, чем общественное положение… Казачества как общественного класса, как каких-нибудь «общин» не видно никакого следа в нашем документальном материале долго-долго, почти до самого конца 17 века». Историк полагал, что в первоначальном казачестве объединились: потерявшее из-за набегов кочевников государственную власть население Приднепровья; привлекаемые привольем и природными богатствами края «промышленники» из более отдаленных областей и, наконец, беглые, спасающиеся от угнетения крестьяне и горожане. Вслед за Антоновичем Грушевский отмечал широкий демократизм украинцев, выразившийся в создании казацкой державы. Эта особенность украинской государственности вошла в противоречие с преобладанием в России монархического начала, что привело в конечном счете к ликвидации во второй половине 18 века автономии Украины. Все проявления антирусских выступлений описывались Грушевским сочувственно, хотя он был далек от идеализации вождей этих движений, например И.С. Мазепы. При изложении истории 19 века основное внимание ученый уделял фактам российско-украинского противостояния (запретам украинского языка, гонениям на представителей интеллигенции), в то время как практически ничего не говорилось об экономике Украины, ее социальном развитии.

В 1904 – 1914 гг. вышли в свет предназначенные для русских читателей «Очерк истории украинского народа» (в основу положен курс лекций, прочитанный Грушевским по приглашению М.М. Ковалевского в Русской вольной школе в Париже) и русские переводы популярной «Иллюстрированной истории Украины», а также трех томов «Истории Украины-Руси», посвященных Киевской Руси и истории казачества. Тогда же редактор исторического отдела Нового энциклопедического словаря Брокгауза – Ефрона Н.И. Кареев предложил Грушевскому написать общий очерк истории Украины. Подготовленный текст очерка едва ли не превысил по объему целый том словаря, и издание не состоялось. В целом участие Грушевского в научной жизни России было достаточно широким – он состоял в переписке со многими русским учеными, помещал рецензии на русские книги, его сочинения были известны в России. Теми временем ученый стал признанным главой галицийских историков. Его учениками были: Е. Терлецкий, М. Кордуба, С. Томашевский, И. Джиджора, И. Крипякевич и др. В сентябре 1914 г. Грушевский предполагал уйти в отставку, переехать в Киев и сосредоточиться исключительно на научной работе. Этому способствовали и противоречия внутри украинского национально- освободительного движения в Галиции. Часть его участников пошла на сотрудничество с поляками, против чего категорически возражал Грушевский. В 1913 г.при выборах нового руководства Научного общества им. Т. Шевченко все сторонники Грушевского были провалены при голосовании. В этих условиях он не захотел оставаться на посту председателя и, отредактировав 116 том записок, подал в отставку. Однако его планам не суждено было сбыться – началась Первая мировая война.