Корнилова Анна. Много загадочного в образе Святогора. Говорят, что Святогор сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. А его отец.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Prezentacii.com.
Advertisements

Былинные герои Древней Руси. Древняя Русь в IX (9) – начале XII (12)века.
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. (базовый уровень) Автор: Фастова С.О., учитель русского языка и литературы.
Былины. Определение. БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое.
БЫЛИНЫ. Автор : Мамаева Марина, ученица 5 класса МОУ СОШ с. Урицкое Лысогорского района, Саратовской области. Руководитель – Ивановская Т. А.
Презентацию подготовил ученик 4 «Б» класса Антонов Андрей.
На тему: «Былинные герои». -Алёша Попович и Тугарин Змеевич -Вольга и Микула Селянинович -Вольга и Микула Селянинович -Добрыня и ЗмейДобрыня и Змей -Илья.
ГЕРОИ РУССКИХ БЫЛИН. РОЖДЕНИЕ ДУНАЯ ВОЛЬГА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ.
Защитники земли русской. Русские былинные богатыри.
Нравственные идеалы Понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной.
Выполнила: Павленко Анна ( 8«Б» класс) Научный руководитель: Маркина Н.А. финансово-экономический лицей 29 Пенза, 2014.
Устное народное творчество Былины Учитель Покровской школы Солдатова Л.Е.
Почему главные герои былин и картины В.М.Васнецова «Три богатыря» стали самыми известными богатырями русского эпоса Работу выполнил ученик 6 класса МБОУ.
Былины – источник знаний о Древней Руси.. План. Что такое былина. Былины о земле Русской. Враги Руси. Князь и дружина.
Исследовательская работа « Былина и былинные богатыри» Выполнила ученица 5класса Касьяновой Арины.
Богатыри земли Русской Выполнил: Захаров Илья 2 «В» класс Руководитель: Попова И.Г.
Былины. Русский богатырский эпос. Домашнее задание к этому уроку.
Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.
Один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина. Прообразом былинного персонажа часть исследователей.
И.А. Шубина Урок-мастерская литературного чтения.
Транксрипт:

Корнилова Анна

Много загадочного в образе Святогора. Говорят, что Святогор сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. А его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ.

Святогор оказывается, стоял на границе Света и Тьмы. Нелегкое это дело стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи Горыня, Дубыня и Усыня, были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора. Святогор и богов оборонял. Но вскоре надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы намеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов.

Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на Змеедеве. Ну, в общем на Змее. Богиня Макошь - богиня судьбы Огорчился великан, но решил отыскать суженую может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И, наконец, увидел Змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом.

И вдруг она превратилась в красавицу! Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.

Что известно фольклористам так это то,что Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в до киевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения.

Один из них повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса. Былины о Святогоре это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может.

Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.

В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора не связанное еще по-настоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

Святогор связан с землёй, с её тёмными силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы).

Богатыри, мы помним Вас ! Спасибо за просмотр !