Сопровождение учащихся при переходе в 5 класс средней школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сопровождение учащихся при переходе в 5 класс средней школы.
Advertisements

: Самооценка школьника Родительское собрание МОУ Гимназия 3 городского округа город Шарья.
Проблема адаптации учащихся младших классов Кривошапкина Л.А., учитель начальных классов МОБУ СОШ 26 г. Якутска.
Ваш ребенок – пятиклассник! Ваш ребенок – пятиклассник? Беспалова Галина Михайловна, зам.директора по НМР и психолог гимназии.
Родительское собрание: Самооценка как один из компонентов качеств личности, который помогает преодолеть трудности в обучении, при переходе в среднее звено.
Первый раз - в пятый класс! Служба психолого-педагогического сопровождения Лицей 130.
Психологическое сопровождение процесса адаптации пятиклассников в рамках ГЭП «Шестилетняя начальная школа» Психологическое сопровождение процесса адаптации.
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ПЕРВОМУ КЛАССУ. ВАШ РЕБЕНОК – ПЕРВОКЛАССНИК.
Ваш ребёнок – пятиклассник: трудности и пути их преодоления.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
5 класс – новый этап в жизни детей. 5-й класс - это: Изменение условий обучения (учителя- предметники и разные кабинеты вместо одного учителя и своего.
Особенности адаптации пятиклассников Родительское собрание в 5А классе.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
«Готовность младших школьников к обучению в среднем звене»
Психологические особенности адаптации школьников. Обеспечение преемственности.
Родительское собрание « Особенности школьной адаптации пятиклассников : чем мы можем помочь »
Очень важно, что бы ребенок, был подготовлен к школе и не только интеллектуально, но и физически, и психологически!
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; повышенная утомляемость; стремление обзавестись.
Транксрипт:

Сопровождение учащихся при переходе в 5 класс средней школы.

Социальная адаптация включает: 1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя. 2. Успешное общение и адекватные отношения с окружающими. 3. Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха. 4. Способность к самообслуживанию и самоорганизации. 5. Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников в родительских анкетах наиболее часто указываются: возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают конспектировать; возросший объем работы как на уроке, так и дома; новые, непривычные требования к оформлению работ; необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.

Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе Так, в большинстве случаев сами пятиклассники указывают, что в школе стало сложнее, потому что: очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены (или даже новое здание средней школы); новые дети в классе (или я сам в новом классе); новый классный руководитель; в средней школе мы снова самые маленькие, а в начальной были уже большими; проблемы со старшеклассниками (например, в буфете или в туалетной комнате).

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ Знакомить с перечнем предметов, которые они будут изучать в 5-м классе. Рассказывать об особенностях обучения в средней школе в эмоционально-благоприятном тоне. Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами. Будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер. Учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение.

Возрастные психологические особенности пятиклассников: начинает развиваться теоретическое мышление, что способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Прогноз уровня адаптации учащихся к обучению в среднем звене школы. Познавательная сфера Коммуникативная сфера Мотивационно-личностная сфера Система отношений школьника к миру и самому себе

Психологические параметры школьного статуса ребенка Психолого -педагогические требования к содержанию и уровню развития данных характеристик Познавательная сфера Произвольность психических процессов Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Определение важности и последовательности целей в рамках конкретной учебной ситуации. Поддержание концентрации внимания на учебной задаче Уровень развития мышления Владение приемами установления причинно­следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями Сформированность важнейших учебных действий Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков Уровень развития речи Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращений к школьнику. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи Уровень развития тонкой моторики Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда Умственная работоспособность и темп умственной деятельности Сохранение умственной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом

Коммуникативная сфера Взаимодействие с педагогами Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом Соблюдение социальных и этических норм Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения Активность и автономность поведения Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности

Мотивационно -личностная сфера Наличие и характер учебной мотивации Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний Устойчивое эмоциональное состояние в школе Отсутствие выраженных противоречий между: требованиями школы (педагога) и родителей; требованиями взрослых и возможностями ребенка

Система отношений школьника к миру и самому себе Отношения со сверстниками Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей Отношения с педагогами Эмоционально положительное восприятие ребенком своих отношений с педагогами и воспитателями Отношение к значимой деятельности Эмоционально положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения "для себя" Отношение к себе Устойчивая положительная самооценка