Французский классицизм.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво… А.С. Пушкин.
Advertisements

XYII – XYIII ВЕКА – ЭПОХА РАСЦВЕТА КЛАССИЦИЗМА АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ, ЛИТЕРАТУРА, МУЗЫКА.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА ФРАНЦИЯ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ: Изучить особенности французского классицизма; Совершенствовать умение определять произведения.
Ренессанс Ренессанс - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков. Примерно начало XIV последняя четверть XVI веков. Отличительная.
КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ.
Тема: План: 1.Проверка домашнего задания. 2.Классизм, как стиль в Мировой культуре. 3.«Сказочный сон» Версаля Архитектурные творения Кристофера Рена.(профильный.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало.
Классицизм Автор: Салимова Мадина Ганиятулловна, учитель МХК МБОУ гимназия г.Сафонова Смоленской области.
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ФРАНЦИИ XVII ВЕК Французское искусство в XVII веке находилось под большим влиянием итальянской культуры, также во Франции работали.
Искусство Западной Европы XVII века. « Человек всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он тростник мыслящий ». Б. Паскаль.
Литература XXVII века Курс лекций Гильмулиной Е.А.
Д/з на Рассказать биографию М.Горького 2. Прочитать романтические рассказы Горького «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»; уч. стр учебника.
В начале 18 века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться, благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни.
Подготовил: Аксёнов Егор 11 класс. Он родился на севере Франции близ города ле Анделис в семье военного выходца из обедневшей дворянской семьи. Пуссен.
ПОНЯТИЕ О ЛИТЕРАТУРНОМ НАПРАВЛЕНИИ. КЛАССИЦИЗМ.. Литературное направление ( метод ) - основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая,
Классицизм вв. Классицизм - это Художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов,
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало. Алимова Алла Викторовна – учитель русского языка и литературы Гимназии 56 Петроградского.
Классицизм в русской литературе. Методические указания 9 класс, 1 четверть Предыдущая тема: Древнерусская литература Далее – жизнь и творчество М.В. Ломоносова.
КЛАССИЦИЗМ К уроку литературы в 8 классе (курс «В мире литературы» под ред. А.Г.Кутузова) 1Т.Н.Самсонова, МАОУ СОШ 2, р.п.Сузун.
Глава II. Художественная культура XVII в. Западная Европа §8. Бессмертие старого мифа, или О том, как складывался новый стиль классицизма в искусстве Франции.
Транксрипт:

Французский классицизм

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии. Что же такое абсолютизм? Это форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть. Таким монархом, правление которого во Франции явилось апогеем абсолютизма, был Людовик IV, король из династии Бурбонов. Его называли король-солнце.

Людовик не получил глубокого образования, но обладал незаурядными природными способностями и превосходным вкусом. Согласно легенде, в 1655 году молодой король явился на заседание парижского парламента в охотничьем костюме и произнес: Государство – это я. Тем самым он дал присутствующим понять, что служение государству это прежде всего служение ему лично. Вся жизнь Франции вращалась вокруг короля, как планеты вокруг солнца.

Не менее знаменитой личностью при дворе Людовика XIV был кардинал Ришелье Арман Жан дю Плесси. Политика Ришелье была такова: искусство призвано прославлять монарха, служить украшением двора, и потому первый министр всячески содействовал развитию культуры. При его поддержке была основана Французская Академия, прошла реконструкция Сорбонны (по завещанию Ришелье оставил ей свою богатейшую библиотеку). Герцог покровительствовал художникам и литераторам, поощрял таланты.

Абсолютизм предопределил многие характерные особенности в развитии французской культуры 17 века. К королевскому двору были привлечены ученые, поэты, художники. В 17 столетии во Франции были возведены грандиозные дворцовые и общественные сооружения, созданы величественные городские ансамбли. Наиболее глубокое отражение существенных особенностей эпохи проявилось во Франции в такой линии в искусстве как классицизм. Творческий гений французского народа проявил себя ярко и многогранно в философии, в литературе и в искусстве. 17 столетие дало Франции великих мыслителей Декарта и Гассенди, корифеев драматургии Корнеля, Расина и Мольера, а в пластических искусствах таких великих мастеров, как зодчий Ардуэн-Мансар и живописец Никола Пуссен. Абсолютизм предопределил многие характерные особенности в развитии французской культуры 17 века. К королевскому двору были привлечены ученые, поэты, художники. В 17 столетии во Франции были возведены грандиозные дворцовые и общественные сооружения, созданы величественные городские ансамбли. Наиболее глубокое отражение существенных особенностей эпохи проявилось во Франции в такой линии в искусстве как классицизм. Творческий гений французского народа проявил себя ярко и многогранно в философии, в литературе и в искусстве. 17 столетие дало Франции великих мыслителей Декарта и Гассенди, корифеев драматургии Корнеля, Расина и Мольера, а в пластических искусствах таких великих мастеров, как зодчий Ардуэн-Мансар и живописец Никола Пуссен.

Эстетическая программа классицизма Исходный принцип эстетического кодекса классицизма – подражание прекрасной природе.

Объективная красота для теоретиков классицизма - это: гармония и закономерность вселенной, имеющая своим источником духовное начало, формирующее материю и приводящее ее в порядок. Красота в качестве вечного духовного закона противоположна всему чувственному, материальному, изменчивому. Поэтому красота нравственная выше красоты физической; творение рук человеческих прекраснее грубой красоты природы.

Николя Буало ( ) французский поэт, критик, теоретик классицизма

Основные эстетические принципы французского классицизма сформулированы Н. Буало в поэме «Поэтическое искусство»

Эстетика Буало проникнута рационализмом: прекрасное для него тождественно разумному. Положив в основу своей поэтики принцип «подражания природе».Буало ограничивает его изображением абстрактно всеобщего, типического, исключающего всё индивидуальное, изменчивое. Такой характер «подражания природе» был присущ античному искусству, которое рассматривается им как абсолютная эстетическая норма (Аристотель, особенно Гораций). Буало устанавливает незыблемые правила «хорошего вкуса», народную поэзию третирует как искусство «вульгарное», «варварское», «площадное». Буало выдвинул требование соблюдения в драме закона трёх единств места, времени, действия. Большое внимание уделяет вопросам художественной формы, как проявления разума писателя. Нормативный характер эстетики Буало сказался в теории жанров. Никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и шутовского эстетика Буало не допускает.

Это целостная эстетическая система, в которой обозначены цели искусства - прославление монархии - и поэтические средства достижения нужного эффекта. Во главу угла первый литературный теоретик нового времени ставит разумность, целесообразность и правдоподобие, чуждое подражательности. Однако для создания истинного произведения искусства этого мало, нужны еще вкус и талант.

Классицизм: Классицизм: Художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIIXIX вв. Художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIIXIX вв. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира,басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира,басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями. Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Классицизм в архитектуре

«Версальский комплекс» Окутанный множеством легенд, Версаль стал символом абсолютной монархии Людовика XIV. Согласно преданиям, молодой король решил построить новый дворец за пределами города, так как в парижском Лувре в то время было небезопасно. И с 1661 года в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа, Людовик начал превращение скромного охотничьего домика в сверкающий дворец. Для этого пришлось осушить более 800 га болот (вся территория, занимаемая комплексом)

Архитектор, создавший к этому времени немало шедевров, Андре Ленотр с воодушевлением принялся за работу. И на болотистом месте, недалеко от Парижа, за несколько лет появился настоящий шедевр. Архитектор, создавший к этому времени немало шедевров, Андре Ленотр с воодушевлением принялся за работу. И на болотистом месте, недалеко от Парижа, за несколько лет появился настоящий шедевр.

Ведущие архитекторы Ведущие архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар

Ленотр планировал аллеи не под прямыми углами, как раньше, а расходящимися, как спицы колеса, а вернее, как лучи солнца. Тематика солнца отнюдь не случайна, ибо это был символ самого Короля-Солнца. Лучи аллей расходились из спальни Короля-Солнца в центре дворца, точнее даже – непосредственно от его пышного ложа, и символизировали солнечный свет, который король распространяет по всей Франции. Содружество искусств во французском классицизме подчеркивалось грандиозными празднествами, устраивавшимися в садах.

Версаль – гордился своим парком, Природа приняла в нем рациональные, подчас строго геометрические формы, предписанные ей разумом человека. Парк отличался четкой симметрией аллей и прудов, строго выверенными рядами подстриженных деревьев и цветников, торжественным достоинством расположенных в нем статуй.

Здесь есть множество деталей искусственного ландшафта - гроты, 1400 фонтанов, широкие каналы, несколько прудов, статуи и скульптуры и даже свой собственный театр. Вход в сад Версаля начинается от Площади Армий. Пройдя через дворец, можно попасть в оранжерею, к прудам или к небольшим рощам, в которых прячутся фонтаны и скульптуры. Здесь есть множество деталей искусственного ландшафта - гроты, 1400 фонтанов, широкие каналы, несколько прудов, статуи и скульптуры и даже свой собственный театр. Вход в сад Версаля начинается от Площади Армий. Пройдя через дворец, можно попасть в оранжерею, к прудам или к небольшим рощам, в которых прячутся фонтаны и скульптуры.

Дать краткое описание словами всему Версальскому комплексу просто невозможно. Лучше, как говорится, приехать и увидеть всю эту неописуемую красоту своими глазами.

Французский классицизм связан также со строительством церкви Св. Женевьевы в Париже (позже он получил название Пантеона)., упрощенная форма которой свидетельствует о возникновении нового эстетического подхода. Она была спроектированная в 1756 году Жаком Жерменом Суффло, но в 1791 г. в период Великой французской революции трансформировалась в «памятник Великой Франции».

Классицизм в театре Классицизм в театре

Пьер Корнель (1606–1684 гг.) создатель классицистической трагедии во Франции. В конце двадцатых годов молодой провинциал, готовившийся стать адвокатом, страстно увлекся театром и последовал за гастролировавшей в его родном Руане труппой в Париж. Здесь он познакомился с доктриной классицизма и понемногу перешел от ранних комедий и трагикомедий к тому жанру, который теоретики классицизма утвердили как высший.

Лучшее создание Корнеля - его ранняя пьеса «Сид» (трагикомедия, что означает «трагедия со счастливым концом»). Сюжет ее взят из средневекового испанского эпоса, но образы и проблематика отражают французскую жизнь XVII в. Пьеса проникнута героическим пафосом.

Юноша Родриго и девушка Химена, любящие друг друга, жертвуют своей любовью во имя долга, в данном случае - долга борьбы за честь своих отцов: Родриго убивает на поединке отца Химены, оскорбившего пощечиной его отца; Химена в свою очередь требует казни Родриго за убийство ее отца.

Трагикомедия «Сид» (постановка и издание 1637), конфликт которой (борьба долга и страсти) отражает центральное противоречие времени отношение личности к складывающемуся в форме абсолютной монархии национальному государству, ознаменовала начало театра французского классицизма. И хотя в «Сиде» ещё сильна атмосфера вольности, что и было главной причиной осуждения пьесы Французской академией, в нём уже звучит тема государства как высшего начала жизни, получившая дальнейшее развитие в трагедиях «Гораций» (постановка 1640, издание 1641), «Цинна, или Милосердие Августа» (постановка , издание 1643) и др.

Классицизм в живописи

Николя Пуссен ( ), французский живописец. Основоположник классицизма в европейском искусстве. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно- этические нормы.

«Царство Флоры » Картина Пуссена "Царство Флоры«(1631 г.) создана на основе античной легенды, рассказанной римским поэтом Овидием. Это поэтическая аллегория происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы. Пуссен вскоре написал еще один вариант этой картины – Триумф Флоры. Картина Пуссена "Царство Флоры«(1631 г.) создана на основе античной легенды, рассказанной римским поэтом Овидием. Это поэтическая аллегория происхождения цветов, где изображены герои античных мифов, превращенные в цветы. Пуссен вскоре написал еще один вариант этой картины – Триумф Флоры.

« Пейзаж с Орфеем и Эвридикой » Картина Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой»( ),становиться воплощением высшей гармонии. Картина Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой»( ),становиться воплощением высшей гармонии.

«Пастухи Аркадии» гг Заказчиком этой картины был кардинал Ришелье. После смерти художника полотно приобрел король Людовик четырнадцатый, но в течение целых 20 лет держал в своих внутренних покоях и показывал только избранным.

«Похороны Фокия» 1648 г

Оплакивание Христа

Основной эстетический постулат классицизма верность природе, закономерной разумности мира с объективно присущей ему красотой, находящей выражение в симметрии, пропорции, мере, гармонии, которые и должны воссоздаваться в искусстве в совершенном виде. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.