Карпеченко Георгий Дмитриевич (1899-1942) русский цитогенетик.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Селекция растений и животных » Задачи: Дать характеристику основным методам селекции растений и животных Генетика и селекция.
Advertisements

Тема: «Селекция растений» Задачи: Дать характеристику основным методам селекции растений Генетика и селекция.
МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ РАСТЕНИЙ. Селекция наука о методах создания и улучшения пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с целью увеличения их.
Тема: «Методы научной селекции» 1.Виды отбора 2. Исходный материал для селекции растений и проблемы искусственного получения мутаций 3.Использование полиплоидии.
Павлий Татьяна ученица 10 класса МОУ Еланская сош 2009г.
Селекция растений Презентация разработана Учителем МОУ «СОШ 57» Трухачёвой Верой Валерьевной Изменена учителем биологии МБОУ СОШ 31 г. Новочеркасска Баштанник.
Законы Менделя. лицей 1550 САО г.Москвы Донская Валентина Григорьевна.
Основные принципы селекции животных не отличаются от принципов селекции растений. Однако селекция животных имеет некоторые особенности: для них характерно.
Презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему: Генетические основы селекции.
Селекция- как наука. Основные методы селекции. Понятие селекции В широком смысле слова селекция как процесс изменения домашних животных и культурных растений,
Селекция наука о методах создания и улучшения пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов. Селекцией называют также отрасль сельского хозяйства,
В мире селекции Учитель биологии МБОУ СОШ 20 г. Краснодара Смирнова Светлана Павловна.
Конкурс презентаций «Великие люди России» Вавилов Николай Иванович Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su» Выполнил: Шмидт Владимир Анатольевич.
СЕЛЕКЦИЯ ТУАЕВА Б.С.. Селекция - наука изучающая биологические основы и методы создания и улучшения пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
Изучение разделов «Селекция и генетика» в 9 классе.
Автор работы : Сапалёва Анастасия ученица 9 « А » класса МОУ « Гимназия 58» Руководитель : Нефедова Елена Владимировна.
Н. И. Вавилов Николай Иванович Вавилов родился 25 ноября 1887 года в Москве в семье предпринимателя. В 1906 году Вавилов окончил Московское коммерческое.
Презентация на тему: Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.
Основы селекции. 11 класс Учитель: Кундерева Елена Вячеславовна МБОУ СОШ 19 города Коврова Владимирская область.
Моногибридное скрещивание. Раздел класс МОУ СОШ 11 Дельмухаметова Л.И.
Транксрипт:

Карпеченко Георгий Дмитриевич ( ) русский цитогенетик

Георгий Дмитриевич Карпеченко родился 3 мая 1899 года в городе Вельске Вологодской губернии в семье землемера. С детства он страстно увлекался естествознанием и в 1917 г., окончив Вологодскую гимназию, поступил на естественное отделение Пермского университета, откуда в 1918 г. перевелся на факультет растениеводства Петровской земледельческой и лесной академии ( в дальнейшем Тимирязевской ).

После окончания в 1922 г. Академии его оставили для подготовки к научной деятельности при кафедре селекции сельскохозяйственных растений. К « тимирязевскому » периоду жизни Георгия Дмитриевича относится и начало тех замечательных исследований по отдаленной гибридизации растений, которые принесли ему мировую известность. Скрестив редьку и капусту, представителей двух родов одного семейства, ученый получил первый межродовой гибрид. Однако семян гибрид не давал. Дело в том, что и редька, и капуста, как и положено высшим растениям, диплоиды : каждая их соматическая ( не половая ) клетка содержит двойной набор хромосом. В половые клетки попадает половинное число хромосом. При слиянии двух половых клеток в одну зиготу в ней восстанавливается исходное двойное число хромосом. Если зигота образована половыми клетками одного вида, парным хромосомам легко найти друг друга и соединиться в новом наборе.

У клеток разных видов хромосомы отличаются, и найти пару очень трудно. В природе такой механизм, препятствующий формированию потомства при скрещивании разных видов, а тем более родов растений чрезвычайно важен. Но Карпеченко сумел преодолеть этот барьер. Он понял причины бесплодия гибридов : чтобы его устранить, нужно дать каждой хромосоме шанс найти себе пару. Для этого следовало искусственно, например с помощью хорошо известного генетикам колхицина, удвоить набор хромосом у каждого из гибридов, получившихся в первом поколении. В результате в гибридном организме оказалось 36 хромосом, слагающихся из двух полных диплоидных наборов редьки и капусты, что создало нормальные возможности для мейоза каждая хромосома имела себе парную.

Это созданное человеком растение не было похоже ни на редьку, ни на капусту. Ни кочана, ни корнеплодов оно не образовывало и, следовательно, хозяйственного значения не имело, зато его научная ценность была очень велика. Карпеченко показал биологам направление исследований, которое может бесконечно обогатить сельское хозяйство.

Работы, начатые в 1922 г. в Петровско - Разумовском на селекционной станции Тимирязевской академии, во главе которой стоял С. И. Жегалов, были в 1925 г. перенесены в Детское Село ( ныне город Пушкин ), где по инициативе Н. И. Вавилова и под руководством Карпеченко была создана лаборатория генетики Всесоюзного института прикладной ботаники и новых культур ( теперь это Всесоюзный научно - исследовательский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова ). Приглашение на такой ответственный пост молодого человека, которому не исполнилось еще и 26 лет, прекрасное свидетельство смелости Вавилова и его необычайной веры в молодежь. Впрочем, и самому Николаю Ивановичу тогда не было еще и 40 лет. С этого времени жизнь и деятельность обоих выдающихся ученых была теснейшим образом связана между собой. Карпеченко со всей своей энергией принимается за формирование новой лаборатории и привлекает к работе большую группу талантливых генетиков. Его лаборатория стала одним из основных центров подготовки « генетической » молодежи в нашей стране.

В 30- х годах Карпеченко и его сотрудниками были развернуты исследования, целью которых являлась разработка методов искусственного получения растений с умноженным набором хромосом. Эти исследования непосредственно соприкасались с главной проблемой, над которой работала его лаборатория, проблемой отдаленной гибридизации. Ранее обнаруженные факты умножения хромосомного комплекса имели случайный характер, они являлись следствием спонтанного нарушения нормального хода мейоза и образования половых клеток и происходили без участия человека. Теперь была поставлена задача найти пути экспериментального получения полиплоидных форм, обладающих рядом новых признаков и свойств, часто имеющих большое селекционное значение. Особенное внимание уделялось получению полиплоидных клеток методом регенерации и различным воздействиям факторов среды на процессы образования гамет и на оплодотворенную яйцеклетку. Сотруднице лаборатории С. А. Шавинской удалось методом регенерации получить тетраплоидную капусту, тетраплоидные томаты, восстановить плодовитость стерильной герани.

Самому Карпеченко не пришлось дожить до практической реализации его идей в селекции растений. Он, как и его учитель Вавилов, был непримиримым борцом за научную генетику и селекцию, это определило последовательность его позиции в генетических дискуссиях 30- х годов, развернутых Т. Лысенко с целью захватить командные высоты в отечественной биологии. Вот почему Карпеченко не сумел закончить свои блестящие опыты став жертвой « лысенковщины », он погиб в сталинских застенках в 1942 г. В наше время открылась принципиально новая возможность проводить отдаленную гибридизацию высших растений, получать их « химерные » формы. Идеи Карпеченко об отдаленной гибридизации живы и сегодня реализуются на практике селекционерами.

Йошта ( гибрид смородины и крыжовника ) Юзу ( гибрид мандарина и ичангской папеды )

Кавбуз ( гибрид тыквы и арбуза ) Ежемалина ( гибрид ежевики и малины ) Арбузный редис ( гибрид арбуза и редиса )