Урок русского языка в 11 классе «Живу я в мире только раз…» Учитель МОУ СОШ с.Мунино Фёдоровского района Мухамеджанова Л. А. Использована технология музейной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема и проблема текста Тема – то, о чем говорится в тексте. Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной.
Advertisements

Проблема (какая?) Проблема (чего?) Автор заставляет читателя (что делать?) Автор ? проблему ( чего?) Злободневная Актуальная Острая важная Серьезная Основная.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Что такое образование? Зачем нужна литература в школе? Почему важен вопрос экологии? Что такое талант? Важно ли помнить прошлое? В тексте, предложенном.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
Урок русского языка в 11 классе. «Готовимся к ЕГЭ. Формулировка проблем исходного текста» Автор Мухина Марина Ивановна, учитель русского языка и литературы.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Подготовка к выполнению части С на ЕГЭ. Алгоритм работы над сочинением 1) Читаю текст. 2) Вникаю в содержание (интерпретирую). 3) Задаю себе вопросы по.
Выполнение части С ЕГЭ Методика и практика подготовки к экзамену Автор Козлова Т. И.
Выполнение части С ЕГЭ (сочинение-рассуждение) Повышенный уровень (23б – 36%)
Тема педагогического опыта: « Формирование коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенции на уроках русского языка при написании сочинения-
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
ЕГЭ. ЗАДАНИЕ С-1 Автор презентации: Сендирева Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы, ВКК
Транксрипт:

Урок русского языка в 11 классе «Живу я в мире только раз…» Учитель МОУ СОШ с.Мунино Фёдоровского района Мухамеджанова Л. А. Использована технология музейной педагогики Место проведения урока: историко-краеведческий музей МОУ СОШ с.Мунино. Экспонаты: фото Руфина В.В., участника битвы под Москвой, погиб в 1941году; фото Костроминой (Руфиной)С.Г. Ксерокопия. письмо Руфина В.В. любимой девушке Симе с борта парохода «Володарский». 5 июля 1935 год. В.В. Руфин описывает свои впечатления и красоты р.Волги, размышления о смысле жизни.Ксерокопия. Подлинник хранится в фондах музея МОУ СОШ с. Мунино

«Итак, добрый друг Сима, жизнь интересна именно тем, что у неё нет законов…» Руфин Вячеслав Всеволодович Костромина(Руфина) года рождения 1901 г. Серафима Григорьевна года рождения 1912 г.

Письмо с борта парохода « Володарский» 5 июля 1935г. Подлинник.

Борт парохода «Володарский» 5 июля 1935 год. Родное сердце! Совсем еще рано, только 6 часов утра, но я вчера провинился и это мне не дает покоя. Конец письма соответствует началу последнего вечера - ты извини, я просто вспылил. Ночью проезжали Чебоксары- столицу Чувашской республики, они празднуют 15- летие, все хорошо декарируют- ждут Михаила Ивановича Калинина- глубокая радость и она видна кругом. Здесь берег Волги в зелени, едет масса публики, чтобы отметить этот большой и радостный праздник. На пристани несчетное число банок с пивом, а наш пароход привез новые матрацы - какая заманчивая перспектива- пить и отдыхать на матрацах- боюсь, что никто из них не будет на месте!? А вот и Горьковский край - он воспитывал старшего брата Бориса - как памятны эти сады! Красивый лес! Волга не знает покоя – она шумит и пенится от легкого ветерка, а солнышко серебрит гребень волны. Ты еще была ребенком,когда твой старший и любимый брат Борис воспитывался здесь- пианино, скрипки, ружье, лес- его любовь. Его чудный тенор (....) бывали - этот тебе далекий край. Он любил этот красивый берег, Волгу с ее крупными берегами и лесом, широкий простор- (...) размах и грусть и песня лилась как весенний ручеек. Все прошло - брат давно убит, а берега и лес так тяжело напоминают о прошлом в эту минуту, прости, хочется поделиться своим лютым переживанием тебе как другу, как родному и близкому человеку. Мое прошлое – суровая жизнь. Война... В ней многое и личное осталось навсегда - веселость, ребячество, беспредельная удаль и радость - да, все это взято. Позднее - учеба, борьба за жизнь, склоки, сплетни, дрязги, и ты их помнишь, идут вместе с моей жизнью. И вот эта тяжелая цепь моей лютой ноши сохранились до последних дней. Кто может хотя бы отчасти облегчить эту ношу? И вот этот вопрос занимал мои последние годы. Жребий был брошен - а результат еще неизвестен. Где точка опоры? Кто будет другом последующей жизни? Чья воля сможет поддержать мою непреклонную натуру перед лицом жизни? Вот эта малюсенькая мысль сегодня и всегда направляет мою мысль. Еще утро. Солнце ласкает своей теплотой. Красивый и родной берег с небольшими поселками будят родное чувство. Близится мыс, когда широкая равнина моей родины еще раз, и хотелось бы: навсегда приняла судьбой оторванного и может быть уже забытого человека. Итак, добрый друг Сима, жизнь интересна именно тем, что у ней нет законов. И может быть, свободная минутка натолкнет на мысль черкнуть пару слов- хотя бы на это четвертое письмо. Твой Вячеслав.

Тема: Разбор задания ЕГЭ по русскому языку (продолжение, С1). Жанры публицистического стиля речи. Проблемный очерк. Анализ текста. Цель урока: 1. Научить писать сочинение-рассуждение с последующим обсуждением.(К1 – формулировка проблем исходного текста), (К2 комментарий к сформулированной проблеме исходного текста) 2. Углубление понятия «особенности публицистического стиля» Задачи урока: 1. подготовка к ЕГЭ; 2. духовное совершенствование и решение проблем нравственной прочности молодого человека.

Ход урока: 1. Проверка домашнего задания (доклады «Публицистический стиль»): - Какова цель публицистического стиля речи? - Что характерно для публицистического стиля? Признаки. - Средства эмоциональной выразительности. - Жанры публицистического стиля. - Что такое проблемный очерк? Каковы его функции (обсуждение насущных, социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждение их, внушение тех или иных идей, взглядов, побуждения к поступкам).

Знакомство с текстом журналистки Л.Родионовой «Живу я в мире только раз…» 1. Объявление целей и задач урока. 2. Методика сочинения-рассуждения(вступление, анализ содержания текста, анализ речи, мое мнение, заключение) 3. Характерные признаки публицистических жанров: - отзыв - это… - рецензия – это… - эссе – это… - рассуждение – это… 4. Читаем еще раз задание Части С. Учитель делает комментарии к тексту. 5. Задание - тест: Какие средства выразительности используются в тексте? (синтаксический параллелизм, сравнение, метафора, фразеологизмы, цитаты, поговорки, притчи, риторические вопросы, парцелляция, оксюморон, анафора)-д/з

Чтение письменного источника. Письмо Руфина В.В. 5июля1935 Каким чувством проникнуто это письмо? Что вы можете сказать об авторе письма? Какова основная мысль текста Руфина В.В.? Что общего между двумя этими текстами?

В каком тезисе раскрывается основная мысль текста? Исключите неверный ответ. 1) Она ведь так коротка, наша жизнь. Ни одну секунду, ни одну минуту, ни один час, ни один день не возвратишь, не проживёшь заново. 2) Активность – это участие в судьбах других людей, и она начинается с « делания» своей собственной судьбы. 3) Глобальные проблемы общества непосредственно касаются человека. Каждого. Лично. 4) Каждый ищет собственные ответы. Но судьбы других людей помогают в этих поисках, помогают тянуться вверх, не успокаиваться. Нужно ли учиться жить?

Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом(К1) К1Критерии оценивания ответа на задание С1Баллы IСодержание сочинения Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста 0

Критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом(К2) К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Баллы Сформулированная проблема прокомментирована. Фактических ошибок нет. 2 Сформулированная проблема прокомментирована, но допущена 1 ошибка в понимании текста 1 Сформулированная проблема не прокомментирована, допущено более 1 ошибки в понимании текста или дан простой пересказ, или цитируется большой фрагмент текста 0

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст, не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

С чего начать работу над текстом? I этап Внимательно прочитай и определи стиль и тип текста. Составь план: 1. Вступление 2. Проблема текста 3. Комментарий к проблеме текста 4. Позиция автора 5. Моё мнение(согласен или не согласен с позицией автора. Приведи 2 аргумента ( из жизни и литературы ) 6. Заключение. Вывод.

II этап Сформулируй проблему. Помни! Тема – это то, о чём говорится в тексте. Проблема – это основной вопрос, который рассматривает и решает автор. Виды проблем: философские социальные политические научные экологические нравственно-этические

Типовая конструкция(клише) Проблема (какая?)Проблема (чего?)Автор заставляет читателя ( что делать?) -злободневная -актуальная -острая -важная -серьёзная -основная -научная -назревшая -наболевшая -главная -до боли знакомая -общественно значимая -межнациональная -спорная - духовного совершенствования человека -нравственной прочности человека -добра и зла -лени -совести -экологии -интеллигентности -наследственности -воспитания -нравственного выбора -понимания национальных традиций и обычаев -глубоко задуматься -оценить собственную позицию -лучше понять себя и окружающих ( красоту и хрупкость мира природы…) -поделиться мыслями по-иному посмотреть на -серьёзнее относиться -переосмыслить своё отношение -с горечью понять -оценить истинный масштаб

Клише для формулировки проблемы Автор ставит проблему чего? Образец формулировки рассматривает проблемы исследует 1. Проблема духовного совершенствования анализирует человека( нравственной прочности человека), формулирует рассматриваемая журналисткой Л. Родионовой излагает в этом публицистическом тексте, выдвигает звучит уже в самом его названии «Живу я в мире поднимает только раз…» затрагивает 2. В тексте публициста Л. Родионовой – касается чего актуальная для нашего возраста подробно останавливается проблема духовного совершенствования на проблеме чего? человека. мучительно размышляет 3. В центре внимания в тексте публициста Л. над проблемой чего? Родионовой важная для нас проблема поиска чего? смысла жизни: Кто я? Зачем я?

Задания на дом: 1. Написать вступление и формулировку проблему исходного текста «Живу я в мире только раз…» 2. Найти выразительные средства языка в тексте публицистического стиля и особенности жанра

Литература 1. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Часть C. Т.И. Максимович, И.А. Пугачёв. Москва, «Астрель» 2 Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Москва. «Экзамен» Г.Т. Егораева 3.Русский язык. ЕГЭ. Практикум. Часть С. Москва 2011, «Экзамен»