Библейские сюжеты и костюмы разных эпох История искусства
На картинах, иллюстрирующих сцены из Библии или античных мифов, художники часто наряжали героев в костюмы своих современников. Появление первых произведений такого рода относится к периоду Средневековья. В моде той эпохи еще очень тесно были переплетены античные и византийские традиции. К.Слютер. Колодец пророков, или Колодец Моисея. Ок. 1395–1406 Мужской костюм состоял из двух туник: нижняя – камиза, верхняя – котта. Обязательным предметом одежды являлся плащ (как римская тога). Единственной новацией стало появление в мужском гардеробе штанов, заимствованных из костюма варваров. Женский наряд состоял из камины и котты, дополняясь плащом. Дамы покрывали голову белым платком, ниспадавшим на плечи, поверх которого надевали повязки или обручи. Дж. де Фабриано. Мадонна на троне с Младенцем, святыми Николаем, Екатериной и донатором. 1395–1400
В период готики костюмы так усложнились, что не могли быть сопоставлены с непритязательными, но благородными античными одеждами. Появилась шнуровка и вставные рукава, юбка приобрела шлейф. Мужчин предпочитали короткие кафтаны-пурпуэны. Ж. Фуке. Поклонение волхвов. Миниатюра из часослова Этьена Шевалье П. Кристус. Святой Элигий Г. Мемлинг. Рака святой Урсулы. Фрагмент. 1489
Обращение итальянских «модельеров» эпохи Возрождения к чистоте и гармонии линий греческих и римских образцов позволило им выработать стиль, свободный от преувеличенной изысканности готических нарядов. Сложность силуэта уступила место благородной простоте и живописности сочетаний сочных ярких цветов. Д. Гирландайо. Рождество Марии. 1486–1490
Пользуясь евангельским сюжетом, художники изображали своих знаменитых современников – членов династии Медичи, философов, поэтов и других знатных флорентийцев, одетых в соответствии с последней модой. Б. Гоццоли. Шествие волхвов. 1459–1461
Значительные изменения произошли в прическах времени Ренессанса. Мужчины начали отпускать волосы, покрывая голову небольшими изящными шапочками или беретами. Главным требованием новой моды у женщин стал высокий лоб. П. делла Франческо. Прибытие царицы Савской к царю Соломону. 1452–1466 Ф. Липпи. Мадонна с Младенцем е С. Боттичелли. Портрет молодого человека. 1485
На протяжении XV в. Флоренции удавалось быть законодательницей мод, но к началу XVI она уступила позиции лидера Венеции, которая из-за близости к морю и активным торговым связям привнесла в итальянский костюм черты восточной роскоши. Дж. Пальма Веккио. Иаков и Рахиль. 1515–1525 П. Веронезе. Обручение святой Екатерины Тициан. Любовь земная и любовь небесная. 1514
Тенденция к украшательству проникла также и в мужской ренессансный костюм. П. Веронезе. Пир в доме Левия. 1573
В XVI в. всю Европу охватило мощное испанское влияние. Все герои картины Эль Греко одеты в черное. Можно подумать, что это знак траура, однако черный цвет действительно являлся при испанском дворе преобладающим. Испанские художники редко «одевали» героев религиозных произведений в светские одежды. Исключение – «Погребение графа Оргаса». Эль Греко. Погребение графа Оргаса. 1586–1588 Несмотря на явное неудобство испанской моды, ее с восторгом приняли представители всех европейских дворов. Особенную любовь заслужил воротник-фреза, ставший настолько огромным, что получил прозвище «мельничный жернов».
Намного слабее испанское влияние чувствовалось в Германии и Нидерландах. Библейские героини Яна Скореля и Лукаса Кранаха Мария Магдалина и Юдифь одеты по последней «итальянской» моде. Я. Скорель. Мария Магдалина. Около 1530 Л. Кранах Старший. Юдифь с головой Олоферна. Около 1530 На голове Юдифи берет – любимый головной убор немецкой знати любого пола и возраста.
Составить представление об одежде простых горожан в XVI в. можно по картинам Питера Брейгеля. П. Брейгель Старший. ПадениеИкара. Фрагмент П. Брейгель Старший. Вавилонская башня. Фрагмент Наряд небогатого горожанина в целом повторял очертания дворянского костюма (стеганый короткий пурпуэн, штаны с буфами), хотя и шился из более дешевых тканей.
В XVII в. нидерландская мода продолжала развиваться самостоятельным путем. Знаменитый рембрандтовский «Автопортрет» демонстрирует костюм, распространенный в Голландии в первой половине XVII в. Рембрандт. Автопортрет с Саскией на коленях О костюме Фландрии рассказывает картина Рубенса «Сад любви», которую можно принять за картинку из модного журнала. П. Рубенс. Сад любви. 1632
Причудливая мода эпохи барокко и рококо с обилием мелких изящных деталей совершенно не подходила для изображения драматических событий древней истории. Живописцы иногда изображали в библейских сценах своих современников, но преимущественно людей низкого сословия. Ж. де Латур. Святая Ирина, оплакивающая святого Себастьяна Д. Веласкес. Торжество Вакха. 1629
Караваджо. Призвание апостола Матфея Караваджо. Святая Екатерина. 1598
Презентация подготовлена Е. Князевой по материалу Я. Белошапкиной Журнал «Искусство» 7–8/2014 Я. Вермер. Диана с нимфами. 1655–1656