Дифференцированная диагностика литературного развития читателя-школьника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Advertisements

Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Овладение приемами работы с художественным текстом Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен по литературе в 2011году.
1 Цель – это планируемый результат 2 Формирование типа правильной читательской деятельности это сквозная (конечная) цель всех наших уроков чтения в начальной.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Технология работы с текстом в начальной школе Татьяна Валерьевна Тютрина, заместитель директора по УВР МБОУ «НОШ 32»
Литературоведческий анализ текста как средство литературного развития учащихся начальных классов Подготовил: учитель начальных классов МОУ «Гимназия 1»
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
Комплексный анализ текста Сказка – притча «Орел и воробьи» О.М. Безымянная.
Транксрипт:

Дифференцированная диагностика литературного развития читателя-школьника

Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою… В. Розанов.

Кризис школьного литературного образования утрачиваются мотивы к чтению высокохудожественной литературы все более архаичным становится язык русской классики труднее идет процесс формирования положительных ценностных ориентаций результаты ЕГЭ показывают низкий уровень литературной подготовки выпускников и их личностной зрелости

Читательские качества школьника начитанность и читательские интересы развитость читательского восприятия способность к актуализации социально- нравственной проблематики навыки аналитического чтения, помогающие пониманию и интерпретации произведения умение применять в анализе текста теоретико-литературные знания уровень развития речи и литературно- творческих способностей

Диагностика начитанности и читательских интересов Умеет ли ученик 5-6 классов: рассказать о книге, которая вызвала интерес назвать имена, отчества и фамилии русских классиков и писателей, не входящих в школьный курс соотнести их с названиями книг назвать главных и второстепенных героев определить жанр произведения (его разновидности)

Диагностика начитанности и читательских интересов Умеет ли ученик 7-8 классов: назвать тематику своих читательских интересов назвать произведения разных жанров и направлений охарактеризовать композиционный прием в отрывке текста прокомментировать авторскую позицию узнать произведение школьного курса по отрывку

Диагностика начитанности и читательских интересов Умеет ли ученик 9-11 классов назвать книги разных исторических эпох, в том числе прочитанные самостоятельно определить родо-жанровые особенности произведений выявить основную проблематику книги «вписать» проблемы в литературный контекст

Диагностика уровня читательского восприятия 5-6 классы: определение эмоций текста и развитости воображения 7-8 классы: выявление взаимосвязи героев и событий, умение задать вопрос и рассуждать о прочитанном 9-11 классы: осмысление роли детали и композиции, понимание концепции произведения

Диагностика актуализации социально- нравственной проблематики 5-6 классы: осознание положительных ценностных ориентиров 7-8 классы: умение оценить нравственность поведения и поступков героев (в дружбе, в любви, в общественных отношениях) 9-11 классы: понимание значимости общечеловеческих ценностей, их личностная оценка

Диагностика навыков аналитического чтения, помогающих пониманию и интерпретации произведения 5-6 классы: выявление изменения настроения в лирике, элементов сюжета в эпосе и причин конфликта в драме; определение смысловых частей произведения и их взаимосвязей 7-8 классы: определение средств создания стилистического колорита текста, комментирование позиции автора 9-11 классы: определение оснований для сопоставления героев и произведений; выделение общего и особенного в разных произведениях

Диагностика применения теоретико-литературных знаний Умеет ли ученик: определять сущность теоретико- литературных понятий (в объеме программы каждого класса); применять знания по теории литературы в анализе и оценке; определять функции изобразительно- выразительных средств

Диагностика уровня развития речи и литературно-творческих способностей Умеет ли ученик: 5-6 классы: составить текст в жанре повествования и описания; объяснить мысли и чувства, возникшие при чтении 7-8 классы: описать обстановку действия и облик героев; составить инсценировку, описать кадры киносценария; сравнить эпизод с иллюстрацией, экранизацией 9-11 классы: дать ответ в жанре рассуждения на проблемный вопрос, аргументировать свою позицию; создать художественное, литературно- критическое или публицистическое произведение

Диагностика эмоционально-художественных качеств учащихся гуманитарных классов творческое воображение, эмоциональная острота восприятия образной речи (образность восприятия) умение видеть превращение факта жизни в факт искусства, сопоставлять редакции и выявлять причины изменений текста (осмысление творческого процесса писателя) умение выявлять смысл структурных элементов текста, владеть сопоставительным и контекстуальным анализом (навыки интерпретации)

Диагностическая работа в 9 классе (начало учебного года) 1. Кто из литературных героев: «отдан… был на руки стремянному»; подарил своему кавалеру «перышко от веера»; «на Карельском воевал, за рекой Сестрою»? (начитанность) (6 баллов). 2. Что подчеркивает ремарка пьесы «Осип лежит на барской постели»? (читательское восприятие) (2 балла). 3. В чем социальный смысл басни Крылова «Обоз»? (социально-нравственная проблематика) (2 балла) 4. Определите настроение стихотворения Пушкина (по выбору), его главные образы, средства их создания. (понимание и интерпретация). (3 балла) 5. Какова роль деталей в рассказе Л. Толстого «После бала»? (применение знаний по теории литературы) (3 балла) 6. Чем современна комедия «Недоросль»? (развитие речи) (4 балла)

Индивидуальные диагностические вопросы и задания (конец 9 класса) В каких произведениях отразились гуманистические мысли авторов? Какие это мысли? (начитанность) Как пейзажи (портреты, детали) помогают понять человеческие характеры? (читательское восприятие) Каков обобщенный облик России в литературе XIX века? Дайте ему оценку (социально-нравственная проблематика). В каких книгах поднимается проблема защиты человеческой личности? Аргументируйте свою позицию (понимание и интерпретация) Какими способами писатели вызывают смех? (применение знаний по теории литературы) Каким представляли себе счастье литературные герои? (по одному произведению) (развитие речи)

Чем диагностика помогает учителю? Выполнение заданий, проверяющих читательские навыки, способствует литературному развитию учащихся Тренировка в создании ответов на проблемные вопросы помогает в подготовке самостоятельных письменных высказываний (в том числе в формате ЕГЭ) Анализ диагностических работ позволяет учителю осмыслить результаты своей деятельности и выявить их динамику

Спасибо за внимание