ФРЕСКА БОГОМАТЕРИ ОРОНТА. Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. orans молящаяся). Такие изображения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Великолепный интерьер Софийского собора во многом сохранился. Это мозаики и фрески. Кусочки смальты (цветного непрозрачного стекла), из которой выполнены.
Advertisements

Мозаики и фрески Киевской Софии. 1. Краткие сведения о соборе. 2. Мозаики и фрески собора.
Культура Киевской Руси Выполнила: Ю.Ю.Алехина учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2007г.
Киевский Софийский Собор Селиверстова И.А. Сарапул ГОУ НПО 29.
Тема урока: Древнерусское искусство X - XIII веков. Иконопись, фресковая живопись, мозаика.
Разработка мультимедийного урока истории в шестом классе Автор: Автор: Бычек Ирина Павловна, Бычек Ирина Павловна, учитель истории учитель истории МОУ.
Тема урока: Храм Святой Софии Премудрости Божией.
ОСНОВНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИМБ – символ святости, наполненности светом Божественной славы МАФОРИЙ пурпурного цвета – одежда.
Культура Киевской Руси. О, светло-светлая и украсно- украшена земля русская! И многими красотами удивлена еси. Всего еси исполнена земля Русская. Далее.
Типы и самые известные работы. Внешний вид Богородцы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков. Она традиционно изображается.
Урок окружающего мира «Древнерусская культура». В правление князей Владимира и его сына Ярослава Мудрого наступает расцвет Древней Руси. К этому времени.
Десятинная церковь Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде Церковь Покрова на реке Нерли Успенский собор во Владимире Дмитриевский собор во.
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. тип христианского храма, впервые появившийся в Византии. Тип крестово - купольного храма получил широкое.
Вениаминова О.П. Основные типы икон Пресвятой Богородицы К уроку «Современная духовная литература» 9 класс по программе А.Г.Кутузова.
МИР ЧУДОТВОРНЫХ ИКОН БОЖЬЕЙ МАТЕРИ. КАК ЧТЯТ ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ И ДЛЯ ЧЕГО ДЕЛАЮТ СПИСКИ? Часто бывало так, что одна какая- ни будь икона начинала обильно.
Праздник Покрова Божией Матери на Руси. 14 октября Православная Церковь отмечает праздник Покрова Божией Матери. Этот праздник отражает веру людей в то,
Тема урока: «Своеобразие архитектурных традиций. Особенности храмового зодчества» Урок МХК в 9 классе.
Культура Киевской Руси Разработала: Алехина Ю.Ю. учитель МОУ «СОШ 51 им. Ф.Д. Воронова» Магнитогорск 2012г.
Русское искусство до XVIII века Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона.
Транксрипт:

ФРЕСКА БОГОМАТЕРИ ОРОНТА

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. orans молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря, в конхе. Если на ранних этапах формирования церковных установлений Иисус изображался символически, то образ Богоматери всегда был в большей мере реалистичен и соотносился с евангельской историей жизни Девы Марии. Черты внешнего облика Пресвятой Девы в словесных описаниях сохранились только у авторов позднего времени.

«Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место. «Оранта» высотой 5,45 метра останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме. Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к Спасу Вседержителю, изображение которого расположено в зеркале центрального купола.

Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора «Оранта» на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то что и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. Русский народ верил, что Приснодева была чудотворной защитницей и Руси, и стольного Киева, и всего православного люда. По преданию, наше Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».

На червленом поясе висит лентион (полотенце), которым, по народному верованию, Сострадательница Божия отирает неисчислимые слезы простого люда. Богородица стоит на украшенном драгоценными камнями пульпите императорском помосте, кроме того, на ней красные сапожки, ибо Она представлена как Царица Небесная. Голова Милостивой Матери покрыта платом (омофором), перекинутым через левое плечо. Позднее этот плат получит на Руси оригинальное осмысление как «Покров Божией Матери», которым Она духовно сокрыла Русскую Землю от злых напастей, бед и неприятелей.

Она слишком коротка и приземиста. Голова (0,90 м) составляет лишь одну шестую часть фигуры. Нижняя часть последней (2,80 м) непропорционально коротка по отношению к размерам головы (1:3). Если бы мастер учел перспективное сокращение, то он должен был удлинить именно нижнюю часть фигуры, чего он как раз не сделал. Поэтому фигура и кажется такой короткой и большеголовой, что придает ей несколько архаический характер» (Лазарев В.Н. Мозаики Софии Киевской. М., С. 100.). Оттенки Ее синего одеяния с темными складками отчетливо выделяются на общем золотом фоне смальты. Отдельные кусочки мозаики положены под разными углами таким образом, что вокруг фигуры Богородицы всегда видно неяркое сияние. Цветовая палитра мозаики весьма богата: синяя смальта насчитывает двадцать один оттенок, а зеленая тридцать пять.

В богословской программе храмовой росписи идея заступничества «Оранты» приобретала расширенное значение. Молитва Пречистой Девы соединяла Царствие Божие, представленное в верху храма с земным, «дольним миром», где стояли прихожане во время службы. Через Богоматерь таким образом нисходит благодать Господа Бога и освящение человеческой плоти. Отсюда берет начало олицетворение «Богоматери Оранты» с христианским храмом и вообще со всей новозаветной Церковью. Это нашло свое отражение, в частности, в композиции «Вознесения».

Мастером мозаики, создавшим софийскую «Оранту», выполнен также «Пантократор» и, очевидно, «Архангел» в главном куполе собора. Об этом говорит общность мозаичной фактуры, укороченные и укрупненные пропорции фигур и схожая трактовка прямолинейных складок. По своей стилистике и исполнительской манере киевская «Оранта» близка к аналогичным мозаикам Успенской церкви в Никее ( ) и собора в Хосиос Лукас (начало XI века).

Над презентацией работал Дмитрий Жирков