Гостиница Метрополь
Гостиница «Метрополь» гостиница в центре Москвы. Строительство: года. Основатель: Савва Мамонтов. Авторы проекта: Вильям Францевич Валькот; Кекушев Лев Николаевич; Шевяков Николай Львович. Гостиница признаётся одним самых значительных московских историко-архитектурных памятников эпохи модерна.
История создания. На месте, где сейчас находится «Метрополь», с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница с банями купца Челышева. В 1890-е годы промышленник и меценат Савва Мамонтов выкупил гостиницу. Он задумал организовать в Москве грандиозный культурно-досуговый центр, который предусматривал бы современный гостиничный комплекс с ресторанами, театром, художественными галереями, помещением для проведения спортивных состязаний. Конкурс на лучший проект комплекса выиграли архитекторы Л. В. Кекушев и Н. Л. Шевяков, однако Савва Мамонтов отдал предпочтение проекту Вильяма Валькота, занявшего четвёртое место. Строительство началось без промедлений; проектом предусматривался не снос старой гостиницы, но её радикальная перестройка и объединение общими фасадами с новыми корпусами. Реализовать свой замысел Мамонтову было не суждено: в том же году его арестовали по обвинению в крупных растратах. Суд полностью оправдал Савву Мамонтова, однако предприниматель был разорён; его имущество (в том числе и начавшаяся стройка «Метрополя») ушло на погашение долгов.
Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов гостиничного комплекса; в проект Валькота были внесены существенные изменения. В 1901 году в гостинице случился сильный пожар, уничтоживший интерьеры; почти завершённое здание серьёзно пострадало. Проект восстановления гостиницы с частичной перепланировкой был разработан архитектором С. П. Галензовским. Работами руководил архитектор П. П. Висневский. Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя». Гостиница Метрополь. 1905
Архитектурно-художественные особенности. Кроме авторов проекта здания здесь работала группа известных архитекторов и художников. В разработке интерьеров участвовали архитекторы А. Эрихсон, В. Веснин, И. Жолтовский и (предположительно) Ф. Шехтель. Росписи и элементы внутреннего декора выполнялись по эскизам В.Васнецова и К.Коровина. Архитектурный облик «Метрополя» отличается строгостью линий. Сквозь характерные для модерна приёмы проглядывают элементы псевдоготики (башенки, пинакли). Цокольный этаж, облицованный красным гранитом и решённый в формах аркады, контрастирует с оштукатуренными гладкими верхними этажами, придавая массивному сооружению воздушность. Для визуального облегчения протяжённых фасадов использовано тщательно проработанное членение как по вертикали многочисленными выступами, в том числе ризалитами и эркерами, так и по горизонтали ажурной лентой решётки балконов, охватывающих весь центральный фасад. В декоративной отделке фасадов гостиницы и в создании рисунка решётки балконов участвовал архитектор М. М. Перетяткович.
В Абрамцевской керамической мастерской были изготовлены майоликовые панно для фасада «Метрополя» центральное и самое известное из которых «Принцесса Грёза» исполнено по картине Михаила Врубеля. По эскизам Александра Головина и Сергея Чехонина выполнены несколько других майоликовых панно «Жажда», «Поклонение божеству», «Поклонение природе». Скульптурный фриз «Времена года», опоясывающий здание, выполнил Николай Андреев.
Принцесса Греза
Поклонение божеству
Поклонение природе
Жажда
Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т.Л.Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт- Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики. Появились вальс «Принцесса Грёза», и даже духи и шоколад с таким названием. В том же 1896 году С.Ю.Витте заказал Михаилу Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно- промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на сюжет пьесы Ростана, второе «Микула Селянинович» на былинный сюжет. Однако осмотр панно и эскизов вызвал большое неудовольствие у членов Императорской академии художеств, которые не рекомендовали выставлять работы Врубеля на выставке. Тогда Савва Мамонтов решил продемонстрировать их в отдельном собственном павильоне. Но, несмотря на благожелательную оценку критиков, публика отнеслась к работам Врубеля необычайно прохладно. При разработке проекта гостиницы «Метрополь» у Мамонтова возникла идея повторить «Принцессу Грёзу» в керамике и тем самым навсегда выставить её на всеобщее обозрение. С тех пор творение Врубеля, изображающее умирающего юношу-рыцаря и склонившуюся над ним принцессу, доступно каждому прохожему. Живописное панно, демонстрировавшееся на нижегородской выставке, ныне находится в зале Врубеля в Третьяковской галерее.
Гостиница «Метрополь» во многом благодаря богатому, неординарному и изысканному художественному оформлению воспринималась современниками как воплощённый манифест нового искусства. Москвичи окрестили ее «Вавилонской башней ХХ века». Сюда приезжали заключать сделки крупнейшие промышленники, здесь ужинали В.Брюсов, З.Комиссаржевская, С.Рахманинов, очевидцы с восторгом вспоминали импровизированное выступление Ф.Шаляпина в честь издания Николаем II манифеста о даровании гражданских свобод.