Храмовая живопись Монументальная Станковая фрескамозаика икона Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке Мозаика – картина из.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работу выполнила : Судьева Настя. 8 Б кл.. Православная иконография Богоматери совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.Богородицыиконописи.
Advertisements

Тема урока: Древнерусское искусство X - XIII веков. Иконопись, фресковая живопись, мозаика.
Типы и самые известные работы. Внешний вид Богородцы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков. Она традиционно изображается.
ФРЕСКА БОГОМАТЕРИ ОРОНТА. Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. orans молящаяся). Такие изображения.
Разработка мультимедийного урока истории в шестом классе Автор: Автор: Бычек Ирина Павловна, Бычек Ирина Павловна, учитель истории учитель истории МОУ.
Культура Киевской Руси Выполнила: Ю.Ю.Алехина учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ51 Магнитогорск 2007г.
Иконы Богоматери.. Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век.
Образ Богородицы Группа 2. Образ Богородицы С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа.
Школы русской иконописи Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились.
Русское искусство до XVIII века Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона.
Великолепный интерьер Софийского собора во многом сохранился. Это мозаики и фрески. Кусочки смальты (цветного непрозрачного стекла), из которой выполнены.
Спаситель и Богородица Выделяют три основных иконографических типа икон с изображением Пресвятой Девы: Оранта (Охраняющая), Одигитрия (Путеводительница)
Живопись, мозаика, скульптура Эпиграф: Что за удивительная вещь искусство живописца! Он – чудотворец более великий, чем сама природа…искусство живописца.
Сюжеты русской иконописи Основными сюжетами русской иконописи стали сцены из ветхозаветной и евангельской истории, сцены из жизни христианских святых.
Создатели презентации: Кабанова Мария и Галченко Эллина Икона Владимирской Божией Матери.
Идолопоклонство -грех Икона изображает Христа на троне в золотых одеждах, на ней сохранилась только живопись XVII века. Находится в настоящее время в.
Иконопись в Древней Руси...её сияющие краски, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её.
Мозаики и фрески Киевской Софии. 1. Краткие сведения о соборе. 2. Мозаики и фрески собора.
ОСНОВНЫЕ ПОСТОЯННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИКОНОГРАФИИ БОЖИЕЙ МАТЕРИ НИМБ – символ святости, наполненности светом Божественной славы МАФОРИЙ пурпурного цвета – одежда.
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ Подготовили: Бороздняк Ксения и Енчук Роман.
Транксрипт:

Храмовая живопись Монументальная Станковая фреска мозаика икона Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты) Изображение, образ

Церковь никогда не допускала писания икон с живых людей или по воображению и требовала четкого соблюдения иконописного канона (правил), который определял особенности иконописных изображений: Условность письма (подчеркивала неземную сущность лиц, их духовность); Фигуры писались плоскими и неподвижными; Использовалась особая система изображения пространства (обратная перспектива) и временных изображений (вневременное изображение); Условный золотой фон иконы символизировал божественный свет; свечение вокруг головы в виде круга (нимб); Фигуры не отбрасывают теней.

Иконографический канон Икнописные подлинники толковые Иконописные подлинники лицевые Содержали словесное описание каждого иконописного сюжета (Пророк Даниил млад, кудреват, аки Георгий, в шапке, одежды испод лазарь, верх – киноварь… Лицевые –т.е. иллюстративные (прориси –графическое изображение сюжета)

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Общий вид Высокий русский иконостас

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Фрагмент Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Столбик иконостаса

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Царские врата Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Фрагмент

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Волюты

Иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Центральная часть

Петр и Павел апостолы. Иконa Конец XI начало XII вв В домонгольской Руси стояли сотни деревянных храмов, в каждом из которых было хотя бы с десяток икон. Значит, образов на досках существовало в этот период несколько тысяч. Но до нас дошло лишь не более сорока икон в достаточно приемлемом виде. «Петр и Павел» самая древняя из сохранившихся икон, бытовавших в эпоху Киевской Руси. Именно с этого образа начинается история русской иконописи на досках.

Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве е начало 1050-х гг.Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве е начало 1050-х гг.

Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и членом местной администрации. Наталия, в противоположность мужу, была тайной христианкой. Когда 304 году было предпринято очередное гонение, в пещере близ Никомидии укрылись двадцать три человека. Их поймали, судили, истязали и принуждали принести жертвы официальным римским богам. В судебной палате, куда их привели, чтобы записать имена, находился начальник этой палаты Адриан. Он спросил у христиан, какую награду за мучения они ждут от своего Бога. И получил ответ: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9). Услышав это, Адриан приказал писцам, чтобы и его имя вписали в общий список, так как и он христианин.Супруги Адриан и Наталия жили в городе Никомидии в Вифинской области Малой Азии. Адриан был язычником и членом местной администрации. Наталия, в противоположность мужу, была тайной христианкой. Когда 304 году было предпринято очередное гонение, в пещере близ Никомидии укрылись двадцать три человека. Их поймали, судили, истязали и принуждали принести жертвы официальным римским богам. В судебной палате, куда их привели, чтобы записать имена, находился начальник этой палаты Адриан. Он спросил у христиан, какую награду за мучения они ждут от своего Бога. И получил ответ: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9). Услышав это, Адриан приказал писцам, чтобы и его имя вписали в общий список, так как и он христианин.

Адриана посадили в тюрьму вместе с другими подсудимыми. Наталия посещала его, ободряла и укрепляла в вере. Когда заключенных христиан присудили к смертной казни, Адриана отпустили на короткий срок домой. Увидев его, Наталия испугалась, что он отрекся от Христа, и не впустила в дом. Он вернулся в тюрьму, где подвергся страшным истязаниям. Осужденным перебивали руки и ноги тяжелым молотом, отчего они в мучениях умирали. Наталия больше всего боялась, что муж ее откажется от истинной веры. Она ободряла Адриана и держала его руки и ноги, пока палач перебивал их молотом.Адриана посадили в тюрьму вместе с другими подсудимыми. Наталия посещала его, ободряла и укрепляла в вере. Когда заключенных христиан присудили к смертной казни, Адриана отпустили на короткий срок домой. Увидев его, Наталия испугалась, что он отрекся от Христа, и не впустила в дом. Он вернулся в тюрьму, где подвергся страшным истязаниям. Осужденным перебивали руки и ноги тяжелым молотом, отчего они в мучениях умирали. Наталия больше всего боялась, что муж ее откажется от истинной веры. Она ободряла Адриана и держала его руки и ноги, пока палач перебивал их молотом. Когда тела мучеников начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких палачей убила молния. Христиане перевезли тела новопреставленных святых из Никомидии в далекий маленький городок Византию.Когда тела мучеников начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких палачей убила молния. Христиане перевезли тела новопреставленных святых из Никомидии в далекий маленький городок Византию. Имперский военачальник хотел жениться на Наталии, которая была богата, еще молода и красива. Но перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили вторично выйти замуж. Адриан явился ей во сне и возвестил, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия приплыла в Византию и скончалась у гроба своего мужа.Имперский военачальник хотел жениться на Наталии, которая была богата, еще молода и красива. Но перед смертью Адриана Наталия просила его молиться, чтобы ее не заставили вторично выйти замуж. Адриан явился ей во сне и возвестил, что вскоре она последует за ним. Так и случилось: Наталия приплыла в Византию и скончалась у гроба своего мужа. День поминовения Адриана и Наталии 26 августа.День поминовения Адриана и Наталии 26 августа.

Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. Икона. ХII век. ГРМ Древняя икона дошла до наших дней с большими утратами красочного слоя и поздними переделками. Фон, опись головы архангела и часть хитона были переписаны в позднейшие времена, возможно, в ХVII веке. Лик прописан при реставрации. Но даже то, что сохранилось свидетельство выдающегося иконописного мастерства художников Киевской Руси.

Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову. Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно.Икона получила известность в первой половине 1920-х годов, когда была обнаружена в Отделе древностей Румянцевского музея в Москве. Она была настолько записана, что атрибутировалась Симону Ушакову. Откуда происходит «Ангел Златые власы», где он находился на протяжении почти восьмисот лет, как попал в Румянцевский музей, никому не известно и теперь уже никогда не будет известно.

О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки. Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам.О близости иконы к византийским памятникам говорит восточный, греческий тип архангела, совершенство его мягкой моделировки. Однако в «Ангеле Златые власы» нет суховатой аскетической отвлеченности, свойственной многим византийским иконам.

Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. Икона. ХII век. ГРМ Фрагмент

В лике «Ангела Златые власы» наиболее выразительны его огромные, непропорциональные лику глаза, что свойственно многим византийским иконам и мозаикам комниновского периода. Мягкий, бархатистый взгляд больших глаз завораживает затаенной грустью, сочувствием роду людскому, которому предстоит отвечать за свои поступки на Страшном Суде.В лике «Ангела Златые власы» наиболее выразительны его огромные, непропорциональные лику глаза, что свойственно многим византийским иконам и мозаикам комниновского периода. Мягкий, бархатистый взгляд больших глаз завораживает затаенной грустью, сочувствием роду людскому, которому предстоит отвечать за свои поступки на Страшном Суде.

Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз. Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий. Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы».Лик архангела наполнен тихой печалью, которая видна в задумчивом взгляде его по-византийски огромных глаз. Целостность иконного образа покоится на цветовой гармонии, единстве тона, соразмерности форм, ритме округлых линий. Особенным благородством отличаются линейные абрисы и покрытые золотым ассистом пряди волос архангела, благодаря которым он получил прозвание «Златые власы». В иконе использована техника многослойного вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватая санкирная подоснова. Работа над иконой была завершена сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ и щек. Все это создавало впечатление воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа. Рафинированность цветовой гаммы и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют о его византийском происхождении.В иконе использована техника многослойного вохрения с постепенным высветлением охры в выступающих местах лика. В затененных местах тенями просвечивает зеленоватая санкирная подоснова. Работа над иконой была завершена сейчас слабо выраженными белильными оживками и тонкой подрумянкой губ и щек. Все это создавало впечатление воздушного, неземного иконного пространства, отвечающей метафизической значимости образа. Рафинированность цветовой гаммы и изысканно-усложненная манеры письма «Ангела Златые власы» свидетельствуют о его византийском происхождении. Доска липовая цельная с ковчегом и со следами двух торцовых шпонок.Доска липовая цельная с ковчегом и со следами двух торцовых шпонок.

Архангел. Мозаика Софийского собора в Киеве е гг. Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.

Фигура архангела огромна: ее высота составляет 3,85 метра. Пропорции архангела приземисты, и он выглядит тяжеловесным и грузным. На нем пышные одежды византийского императора. Он облачен в далматик синего тона узкую длинную одежду из плотной ткани с широкими рукавами, надетую на пурпурную столу длинную рубашку, наподобие туники, с узкими рукавами и обшлагами. Плечи и грудь начальника ангелов охватывает усыпанный жемчугами и драгоценными камнями лор, широкая и длинная полоса. На ногах красные сапожки. Далматик, стола, лор, обувь красных цветов это атрибуты одеяния басилевсов и иконного образа архангелов.Фигура архангела огромна: ее высота составляет 3,85 метра. Пропорции архангела приземисты, и он выглядит тяжеловесным и грузным. На нем пышные одежды византийского императора. Он облачен в далматик синего тона узкую длинную одежду из плотной ткани с широкими рукавами, надетую на пурпурную столу длинную рубашку, наподобие туники, с узкими рукавами и обшлагами. Плечи и грудь начальника ангелов охватывает усыпанный жемчугами и драгоценными камнями лор, широкая и длинная полоса. На ногах красные сапожки. Далматик, стола, лор, обувь красных цветов это атрибуты одеяния басилевсов и иконного образа архангелов.

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Оранта» (от лат. orans молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции часто помещались в верхней части алтаря, в конхе. «Богоматерь Стена Нерушимая» занимает в системе мозаик Софии Киевской исключительное место. «Оранта» высотой 5,45 метра останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме. Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к Спасу Вседержителю, изображение которого расположено в зеркале центрального купола.

Благовещение Устюжское е гг. XII в. «Устюжское Благовещение» одна из самых монументальных икон Древней Руси. Фигуры архангела Гавриила и Марии исполнены впечатляющей пластической выразительности. Укрупненность форм, статичность композиции, классическая сдержанность колорита, золотой фон и разделка одеяний ассистом придают иконе торжественность.

Благовещение Устюжское е гг. XII в.. Фрагмент. Богоматерь со Спасом Еммануилом На иконе сюжет Благовещения дан в редчайшем иконографическом изводе с уже вошедшим в лоно Богоматери Младенцем Спасом Еммануилом. Он как бы повисает во чреве Матери в торжественной позе, благословляя правой рукой. Кисть левой руки не сохранилась.

Благовещение Устюжское е гг. XII в.. Фрагмент. Ветхий Деньми В синем небесном полукруге с золотыми звездами восседает на небесном престоле Ветхий Деньми (Старый днями). Вокруг него голубая слава. У подножия херувимы, выше серафимы с золотыми рипидами. От правой благословляющей руки Ветхого Деньми отходит тонкий синий луч к Деве Марии. Возможно, в луче был написан голубь.

На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. «Благовещение с пряжей» стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант «Благовещения» помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых в алтарь. Благовещение. Мозаика Софийского собора в Киеве е гг.

Богоматерь Владимирская. Икона. I треть XII в. Дерево, темпера. 104 х 69, первоначальный размер 78 х 55 Государственная Третьяковская галерея. Владимирская икона Божией Матери самая знаменитая русская национальная святыня, палладиум нашего Отечества. Она оказала большое влияние на становление отечественной иконописи и органически вошла не только в историю древнерусской культуры, но также в церковную и политическую жизнь средневековой Руси.

Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому канону Гликофилуса («Сладколобзающей»), в котором предвечный Младенец припал щекой к щеке Матери. «Сладкое лобзание» Христом Богоматери понимается в богословии иконописи как высшее проявление Его любви к людям, но и как прообраз крестной жертвы Спасителя ради любимого Им человечества. Иконы такого иконографического типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность «Владимирской Богоматери» левая ножка Младенца согнута так, что видна вся ступня.Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому канону Гликофилуса («Сладколобзающей»), в котором предвечный Младенец припал щекой к щеке Матери. «Сладкое лобзание» Христом Богоматери понимается в богословии иконописи как высшее проявление Его любви к людям, но и как прообраз крестной жертвы Спасителя ради любимого Им человечества. Иконы такого иконографического типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса). Отличительная особенность «Владимирской Богоматери» левая ножка Младенца согнута так, что видна вся ступня.

В 1950-е годы в ходе реставрационных работ в Успенском соборе была обнаружена небольшая по размеру древнейшая икона, представляющая собой иконографический тип «Умиление». Икона содержалась в благоприятных условиях, поэтому ее отличает вполне удовлетворительная сохранность, редко встречающаяся в древнейших памятниках иконописи. В процессе реставрации выяснилось, что с момента написания иконы и вплоть до конца XVII века она не претерпела существенных поновлений, которые неизбежно приводили к деформации первичного красочного слоя. Богоматерь Умиление. Икона. XII в. Успенский собор Московского Кремля

Георгий Святой. Икона. XII в. Успенский собор Московского Кремля Одним из самых почитаемых и любимых в Древней Руси святых был великомученик Георгий, военачальник в Каппадокии, принявший в 303 году при Диоклетиане смерть за Христово учение. Георгий считался покровителем военного сословия, и его культ изначально сложился в княжеско-дружинной среде, но постепенно почитание святого стало на Руси общенародным.

Георгий Святой. Икона. XII в. Успенский собор Московского Кремля. Фрагмент. Лик Георгия Лик великомученика Георгия выписан с огромными карими глазами, характерными для византийского иконного письма.

Схема композиционного построения иконы «Святой Георгий». Вся площадь иконы строго пропорциональна и делится по высоте на четыре равные «доли», ширина при этом равна трем «долям». Лик святого и нимб размещены точно по центру в верхних двух долях. Остальные элементы расположены достаточно свободно.

Святой выступает в образе стойкого и мужественного воина, покровителя ратоборцев. В правой руке Георгий держит копье, левой он сжал висящий у бедра меч. За плечом висит на ремне круглый щит. Фигура Господнего воителя заполняет почти все пространство иконы, что косвенно усиливает его мощь. В Древней Руси культ Георгия Победоносца получил распространение в княжеской среде уже при жизни второго поколения христиан не позже первой половины XI столетия. Георгий. Икона. 3040– е годы XII века. ГТГ

Деисус: Спас, Богоматерь, Иоанн Предтеча. Икона. I треть XIII века. ГТГ «Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение». Более точное именование «деесис». Посередине изображен Спаситель с каноническими чертами Христа- Вседержителя (Пантократора), справа от него в молитвенной позе помещена Богородица, слева Иоанн Предтеча. «Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение». Более точное именование «деесис». Посередине изображен Спаситель с каноническими чертами Христа- Вседержителя (Пантократора), справа от него в молитвенной позе помещена Богородица, слева Иоанн Предтеча.

Спас выписан фронтально. На Нем красно- коричневый хитон с черной обводкой по вороту и черной разделкой складок. Его лик отмечен скрытой, углубленной выразительностью. Изображение Спаса имеет значительные повреждения. В некоторых местах утрачен красочный слой вместе с левкасом до доски. По всему лику видны тонировочные пятна.Спас выписан фронтально. На Нем красно- коричневый хитон с черной обводкой по вороту и черной разделкой складок. Его лик отмечен скрытой, углубленной выразительностью. Изображение Спаса имеет значительные повреждения. В некоторых местах утрачен красочный слой вместе с левкасом до доски. По всему лику видны тонировочные пятна. Лучше всего сохранился лик Богоматери. Ее Образ, созданный на этой иконе, занимает особое место во всей древнерусской иконописи: ему нет аналогов среди сохранившихся домонгольских памятниках.Лучше всего сохранился лик Богоматери. Ее Образ, созданный на этой иконе, занимает особое место во всей древнерусской иконописи: ему нет аналогов среди сохранившихся домонгольских памятниках. Особенно выразителен лик Предтечи пророка, аскета, изможденного пустынника с нервным изломом нахмуренных бровей и взлохмаченными волосами. Его напряженно-углубленный взгляд не столько взывает с мольбой к Спасителю, сколько направлен вглубь самого себя.Особенно выразителен лик Предтечи пророка, аскета, изможденного пустынника с нервным изломом нахмуренных бровей и взлохмаченными волосами. Его напряженно-углубленный взгляд не столько взывает с мольбой к Спасителю, сколько направлен вглубь самого себя.

Ресурсы cat_ob_no=13807http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=14446& cat_ob_no=13807