Цель проекта: Развитие познавательного интереса, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения и создания куклы в каргопольском.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народная праздничная одежда. Изобразительное искусство.
Advertisements

Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
Русский народный костюм. Работа ученицы 3-А кл. Школа 515 Бирченко Валерии Цель проекта- Познакомиться с русской культурой, народным творчеством и понять,
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
ЭКСКУРСИЮ ПРОВОДИТ УЧАЩАЯСЯ 7-ГО КЛАССА МОУ «ГЛОТОВСКАЯ СОШ» ПОЛИТОВА ОЛЕСЯ Удорский девичий костюм XVIII- XIX веков.
«Без памяти – нет традиций, Без традиций – нет культуры, Без культуры – нет воспитания, Без воспитания – нет духовности, Без духовности – нет личности,
Русский народный костюм Руси IX – ХIХ вв. IX – ХIХ вв.
Выполнила: ученица 7 класса А МОУ СОШ 3 Дорофеева Жанна. Преподаватель: Гриничева О.А.
Одежда XIV-XVI вв.
История русского костюма Внеклассное мероприятие МОУ Чикская СОШ 7.
. Основные части традиционного русского женского наряда - рубаха и сарафан. Рубаха - древнейший элемент одежды Уже в VI веке в костюме наших предков она.
I районный Фестиваль национальных культур «Мы вместе» среди образовательных учреждений Ярославского муниципального района Номинация Русский народный костюм.
Подготовила: Пряхова И.Г,. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный.
Материал к уроку ИЗО по теме « Народный костюм в зеркале истории» 6 класс НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РОССИИ КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ МИРА.
Воспитатель Миханькова Анна Аркадьевна.. Познакомится с русским народным костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и традициями. Формировать.
Описывает особенности традиционного девичьего костюма Нижегородской области Сайко Олеся, 12 лет, солистка ансамбля «Подсолнух» города Павлова-на-Оке.
Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района.
Костюм Тамбовской губернии Выполнила: учитель начальных классов филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» Ермолаева Т. Н. Творческое название: « Костюм.
История русского костюма.. Новгородский костюм веков. Женская рубаха была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами и разрезом,
Народный праздничный костюм Урок изобразительного искусства, 5 класс Автор: Тюгашева Лариса Николаевна Учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ с углубленным.
Транксрипт:

Цель проекта: Развитие познавательного интереса, творческих способностей и технологических знаний в процессе изучения и создания куклы в каргопольском костюме с использованием традиционные технологии рукоделия. Задачи проекта: - воспитание художественной культуры, развитие интереса к народному творчеству, его традициям и наследию; - развитие художественно-творческих способностей на примере изготовляемого изделия; - собрать материал о региональных особенностях русского народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека; - создание кармана-лакомника, с использованием вышивки тамбурным швом опираясь на народные источники.

Актуальность проекта: Археология, письменные источники в которых упоминаются различные виды одежды, описания путешественников все это дает нам сведения об истории русского народного костюма. Одежда представляла собой большую ценность, ее не теряли, не выбрасывали, а очень берегли, неоднократно перешивая и донашивая до полной ветхости. Праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Знать же стремилась к тому, чтобы ее костюм отличался от одежды простолюдинов. Изучение традиций в народном искусстве достаточно актуально и всегда интересно. Они передаются из поколения в поколения.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ, СЕЛО КАРГОПОЛЬЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ХIХ ВЕК Основой женского костюма являлась рубаха, отличавшаяся от мужской только большей длиной (доходила до ступней). Богатые женщины носили одновременно две рубахи - исподнюю и верхнюю, причем верхнюю шили из дорогих тканей. Рубаха могла гладко облегать шею, но могла быть также собрана у ворота в густую сборку и обшита узкой каймой. Носили рубаху с нешироким поясом, часто вышивали орнаментом. Поверх рубахи замужние женщины обычно носили понёву - юбку, запахнутую вокруг фигуры. Эта юбка состояла из трех сшитых между собой полотнищ и крепилась вокруг талии шнуром - гашником. Поневу часто шили из пестрых тканей.

В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой замужние женщины должны были скрывать волосы. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние. Поэтому сорвать головной убор с женщины считалось самым тяжелым оскорблением. Отсюда и произошло выражение «опростоволоситься», т. е. опозориться. Девушки могли носить распущенные длинные волосы, подхваченные лентой, тесьмой или повязкой. Наиболее характерной прической для девушки была одна коса, заплетенная низко на затылке. Часто на голову надевали венец - обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец мог иметь зубцы - треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть, назывался очельем.

Замужние женщины закрывали волосы плотно прилегающим чепцом - повойником, который состоял из донышка и околыша, стянутого на затылке. Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус. Убрус был полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову и скалывали под подбородком. Два конца его, свисавшие на грудь, были богато вышиты. Убрус мог быть не только белого, но и красного цвета.

ПОЧЕМУ КУКЛЫ БЕЗЛИКИ! В традиционной культуре куклам в течение нескольких тысячелетий народ приписывает береговую силу. Обереговые куклы различных народов мира имеют одну характерную особенность: они безлики. Они могут иметь чистый лик, вывязанный каким-либо традиционным узором, нитями, природными материалами, но лики не имеют глаз, носа, рта. Исследователи этого явления в народной культуре говорят о том, что безликие куклы не позволяют злым силам вселиться в куклу и творить зло там, где они находятся. А также безликая кукла не может быть двойником какого-либо человека и никто не может причинить зло (через такую куклу) живому человеку.

Люди верили, что куклы обладали волшебными свойствами: они могли защитить человека от злых сил, болезней и несчастий, помочь найти свой жизненный путь. Поэтому многие куклы бережно хранились в семье и передавались от матери к дочери, а дальше внучке и правнучке. Каждая кукла имела свое значение, были: игровые, обрядовые, обережные, целительные куклы. Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КУКЛЫ

Сумка-Лакомник - это небольшая сумочка или карманчик, который прикреплялся к поясу шнуром или подвешивался на петельках. Лакомник был неотъемлемой частью женского костюма конца XIX - начала XX в. в. В таких кармашках носили ключи, деньги, сладости, разные мелкие вещи, помимо этого он служил украшением, так как шили лакомник из ярких тканей, красиво отделывали тесьмой, вышивкой, кружевом и бисером.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ КАРМАНА ЛАКОМНИКА

ИЗГОТОВЛЕНЕИЕ КАРГОПОЛЬСКОЙ РУБАХИ

ОФОРМЛЕНИЕ ГОРЛОВИНЫ РУБАХИ УГОЛКАМИ Техника «Лоскутные уголки» - отличительной особенностью данной техники является то, что уголки не нужно вырезать, их нужно складывать из полос ткани или квадратов. Получившиеся уголки сшиваются в полосы, которыми затем оформляют горловину.

ИЗГОТОВЛЕНЕИЕ КАРГОПОЛЬСКОЙ РУБАХИ

Каргопольский костюм 19 века состоял из длинной рубахи, расшитой по рукавам и подолу,сарафана, и своеобразного головного убора-сороки. Каргопольские сарафаны обычно шились из домотканой пестряди - мелкой или средней величины клетки. Основные цветовые сочетания - красный, белый, синий, бежевый, но использовались и другие оттенки - сиреневый, розовый, голубой, коричневый. Позже сарафаны стали шить из покупной фабричной светлой ткани с яркими букетиками цветов. Крой при этом остался таким же, но иногда добавлялась пышная оборка по подолу, украшенная лентами и кружевом. Описываемый сарафан сшит на руках и состоит из прямых полотнищ и боковых клиньев. Лямки удлиненные. Спереди начинается от линии груди (не над грудью), а по спинке - чуть выше талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. КАРГОПОЛЬСКИЙ КОСОКЛИННЫЙ САРАФАН

КУКЛА В КАРГОПОЛЬСКОМ КОСТЮМЕ

В ходе выполнения работы, я познала очень много нового для себя. Большой интерес для меня представляла история развития русской одежды. Я познакомилась с ролью одежды в жизни человека, с характерными чертами русско-национального костюма, бытовым укладом, русской культуры. Таким образом, считаю, что с поставленной перед собой задачей я справилась. При реализации проекта были изучены: В результате сделанной работы я узнала: историю развития русского народного костюма; знание и владение приемами народной вышивки и композиции; знание и владение технологией конструирования и обработки деталей костюма.