ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА Выполнили : Ефимовичева Полина Комбарова Катя Губарева Лиза Болотова Настя Байгазова Лена Загитова Наташа Князева Даша.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941) – ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ ПОЭТЕССА, ПРОЗАИК, ПЕРЕВОДЧИК, КОТОРАЯ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ОСТАВИЛА ЯРКИЙ СЛЕД В ЛИТЕРАТУРЕ 20.
Advertisements

Марина Цветаева Жизнь и творчество поэта. Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве, в день, когда православная церковь празднует.
Биография Марины Ивановны Цветаевой
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов.
Марина Ивановна Цветаева. Биография
Лехтман Ульяна 11 А. Цветаева Марина Ивановна ( ) - русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица.
Марина Ивановна Цветаева. 26 сентября 1892 г в г Москве, в небольшом доме по Трехпрудному переулку, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась.
День открытых дверей для родителей присутствовало: 5 родителей.
Мари́на Ива́новна Цвета́ева. Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве. Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892.
Марина Ивановна Цветаева (8 октября августа 1941)
Марина Цветаева. « Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!...»
Марина Ивановна Цветаева. Детские годы. Родилась в московской профессорской семье: отец И.В. Цветаев, создатель музея изящных искусств, мать М.А. Мейн,
Марина Цветаева Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в московской профессорской семье. Об уровне образования,
КГБС(К)ОУ «Баюновоключевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» Воспитатель : Рыкшина В.А.
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой.
Марина Ивановна Цветаева ( ). Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября 1892 года. Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 8 октября.
Две параллели А.А. Ахматова М М.И Цветаева. Главной темой творчества Ахматовой(Горенко) является любовь. Любовь к Родине, отношения между людьми, мужество,
МАРИНА ЦВЕТАЕВА Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Можайский техникум» Выполнила Ефимова Наталья.
Марина Цветаева
Презентация на тему: Цветаева Марина Ивановна. Биография Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 г. в Москве, в семье профессора Ивана Владимировича.
Транксрипт:

ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА Выполнили : Ефимовичева Полина Комбарова Катя Губарева Лиза Болотова Настя Байгазова Лена Загитова Наташа Князева Даша

Марина Ивановна Цветаева (26 сентября (8 октября ) 1892, Москва, Российская империя 31 августа 1941, Елабюга, СССР ) русская поэтесса, прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.

Родилась Марина Цветаева в очень интеллигентной семье. Ее отец - Цветаев Иван Владимирович, профессор Московского университета, работавший на ка федре теории искусств и всемирной истории, известный филолог и искусствовед, занимал должность директора Румянцевского музея, большую часть своей жизни посвятил Музею изящных искусств имени Александра III ( сейчас – Музей имени Пушкина ). Иван Цветаев женился второй раз, на Марии Мейн, пианистке, ученице Антона Рубинштейна. У этой пары 26 сентября 1892 года в Москве на свет появилась девочка, получившая имя Марина, что значит « морская ». Огромное влияние на Марину оказала ее мать, мечтавшая, что дочь пойдет по ее стопам и станет пианисткой. Однако сколько не заставляли будущую поэтессу играть гаммы, мир поэзии манил ее намного больше. Первые стихи девочка написала еще в шестилетнем возрасте, причем писала не только на русском, но и немецком и французском языках.

Образование В юном возрасте, по настоянию матери Марина Цветаева посещала музыкальную школу и брала уроки музыки на дому. Начальное образования Марина и ее сестра Анастасия ( домашние ее называли Асей ) получили дома. Позже уже в возрасте 8-9 лет, в Москве Марина посещала занятия в частной женской гимназии М. Т. Брюхоненко, затем в Лозанне, Швейцария, в 1903 году обучалась в католическом пансионе, после очередного переезда семьи отправилась во французский интернат. Цветаева продолжила обучение в пансионе Фрайбурга, Германия, языки давались ей легко, и в дальнейшем она часто зарабатывала именно переводами, так как творчество не приносили таких доходов. В 1908 году Марина отправилась в Париж, где поступила в Сорбонну, чтобы прослушать курс лекций, посвященных старофранцузской литературе.

Творчество Когда Цветаевой исполнилось восемнадцать лет, она выпустила свой первый сборник Вечернии альбом (1910), включавший в основном все то, что писалось еще на ученической скамье. Сборник был замечен, появились рецензии. Одним из первых на Вечернии альбом откликнулся Валерий Брюсов. Он писал : Стихи Марины Цветаевой … всегда отправляются от какого - то реального факта, от чего - нибудь действительно пережитого. Еще более решительно приветствовал появление цветаевской книги поэт, критик и тонкий эссеист Максимилиан Волошин, живший в то время в Москве. Стихи юной Цветаевой подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью. На этом сошлись все рецензенты. НА ПРОЩАНЬЕ … Ты все мне поведал - так рано ! Я все разглядела - так поздно ! В сердцах наших вечная рана, В глазах молчаливый вопрос... Темнеет... Захлопнули ставни, Над всем приближение ночи... Люблю тебя п p из p очно - давнии, Тебя одного - и на век ! … 4-9 января 1910

В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о несостоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей. В ее стихах появляется лирическая героиня - молодая девушка, мечтающая о любви. " Вече p нии альбом " - это ск p ытое посвящение. Перед каждым p разделом - эпик p а ф, а то и по два.

РАННЯЯ ЛИРИКА В ТВОРЧЕСТВЕ ЦВЕТАЕВОЙ Вслед за " Вече p ним альбомом " появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой : " Волшебный фона p ь " (1912 г.) и " Из двух книг " (1913 г.) - оба под ма p кой издательства " Оле - Лукойе ", домашнего п p еда p изъятия Се p гея Эф p она, д p юга юности Цветаевой, за котом p ого в 1912 году она выйдет замуж. В это время Цветаева - " великолепная и победоносная " – жила уже очень напряженной душевной жизнью. К тому времени Цветаева уже хорошо знала себе цену как поэту в 1914 г. она записывает в своем дневнике : " В своих стихах я уверена непоколебимо », но ровным счетом ничего не делала для того, чтобы наладить и обеспечить свою человеческую и лите p ату p ную судьбу. Жизнелюбие Марины воплощалось, прежде всего, в любви к России и к русской речи. Марина очень сильно любила город, в котомром родилась, Москве она посвятила много стихов. Из рук моих нерукотворный град … Над городом, отвергнутым Петром, Перекатился колокольный гром. Гремучий опрокинулся прибой Над женщиной, отвергнутой тобой. Царю Петру и вам, о царь, хвала ! Но выше вас, цари, колокола. Пока они гремят из синевы Неоспоримо первенство Москвы. И целых сорок сороков церквей, Смеются над гордынею царей ! 31 марта 1916

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА Любовь в лирике Марины Ивановны - безграничное море, неуправляемая стихия, котомрая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь. Открытой и радостной душе автора по плечу великие радости и страдания. К сожалению радостей выпадало мало, а горя хватило бы на десяток судеб. Но Марина Ивановна гордо шла по жизни, неся все, выпавшее на долю. И только стихи открывают бездну ее сердца, вместившего казалось бы, непереносимое.

Марина Цветаева написала поэму « Переулочки », как прощание с Москвой. В мае 1922 года Цветаева с дочерью решает уехать за границу. 11 мая они прощаются с родиной и 15 мая приезжают в Берлин, где вышли две ее книги : « Разлука » и « Стихи к Блоку ». Эренбург помог ей устроиться в русском пансионе, и вскоре она встретилась с мужем, приехавшим из Праги.

Цветаева завершила работу над большой поэмой - сказкой « Молодец », начатой еще в Москве. В течение второй половины 1922 г. вышли следующие книги М. Цветаевой : « Конец Казановы » ( третье действие ); « Созвездие »; « Версты »; « Царь - Девица »; « Царь - Девица »; « Эпоха ». В Чехии она пробыла с августа 1922 г. по октябрь 1925 г. Марина Цветаева пишет большое письмо Б. Пастернаку, положившее начало их знаменитой переписке.

В первой половине 1924 года были написаны две поэмы : « Поэма Горы » и « Поэма Конца ». 1 Февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий. А весной, спустя два года после написания, вышла поэма « Молодец ». А 1 ноября того же года семья Марины Цветаевой прибыла в Париж. Сергей Эфрон, Марина Цветаева с Георгием ( Муром ) и Ариадна Эфрон. Вшеноры ( Чехия ), 1925 год

1926 год 6 февраля Марина Цветаева выступила на триумфальном вечере. В мае написана поэма « С моря », обращенная к Б. Пастернаку, а в июне была написана поэма « Попытка комнаты », обращенная к Р. Рильке и к Б. Пастернаку. С мая по август велась романтическая переписка между Мариной Цветаевой, Б. Пастернаком и Р. Рильке. 7 ноября Марина Цветаева написала письмо к Р. Рильке, на котомрое ответа не получила, а 29 декабря умер P. M. Рильке год 7 февраля написано « Новогоднее », посмертное письмо к P.M. Рильке. 27 февраля Марина Цветаева завершила очерк - реквием в прозе « Твоя смерть », посвященный памяти Рильке. В мае Цветаева завершила работу над книгой стихов « После России ».

Переезд во Францию не облегчил жизнь Цветаевой и ее семьи. Однако в ведущих парижских периодических изданиях ( в « Современных записках » и в « Последних новостях ») Цветаеву печатали мало, зачастую правили ее тексты. За все парижские годы она смогла выпустить лишь один сборник стихов – После России (1928).

Во второй половине х Цветаева испытала глубокий творческий кризис. Она почти перестала писать стихи ( одно из немногих исключении – цикл Стихи к Чехии (1938–1939) – поэтический протест против захвата Гитлером Чехословакии.

1928 Январь февраль. Знакомство с молодым поэтом Н. П. Гронским. Вышла последняя прижизненная книга стихов Марины Цветаевой « После России ». 15 июня. Участие Марины Цветаевой в первом собрании молодых литераторов под названием « Кочевье ». 24 ноября. Газета « Евразия » поместила обращение Марины Цветаевой к В. Маяковскому, несколько испортившее ее литературную судьбу ( по ее словам, ее перестала печатать газета « Последние новости »). 3 декабря. В день отъезда Владимира Маяковского Марина Цветаева передала ему письмо, кончающееся словами : « Люблю Вас », котомрое он сохранил.

1929 Февраль март. Написала большой очерк о художнице Н. С. Гончаровой. До середины мая. Работа над поэмой « Перекоп ». Начинает собирать материалы к будущей « Поэме о Царской семье ». Октябрь. Поездка на несколько дней в Брюссель с литературными чтениями. 26 ноября. Выступала на « Собеседовании русских и французских писателей ». 18 декабря. Выступала на прениях по теме « Достоевский в представлении наших современников ».

1930 Март. Работа над переводом поэмы « Молодец » на французский, точнее написание поэмы заново. Иллюстрации сделала Н. С. Гончарова. Поэма, за исключением первой главы, не увидела света. 26 и 29 апреля. Марина Цветаева приняла участие в « Вечере романтики » и в « Собеседовании русских зарубежных писателей с их французскими собратьями ». Август. Написала реквием Владимиру Маяковскому из семи стихотворении.

1931 Апрель май. Написан очерк об О. Мандельштаме « История одного посвящения ». Июнь июль. Работа над циклом « Стихи к Пушкину ». Осень. Работа над трактатом о творчестве « Искусство при свете совести ». 19 декабря. Состоялся литературный вечер Марины Цветаевой, не принесший материального « дохода ».

" Эмиграция делает меня прозаиком..." В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания ( в новаторской поэтической технике Цветаевой усматривали самоцель ), успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве х гг.

1933 Январь. Марина Цветаева написала французский эпистолярный роман, созданный из ее писем 1922 г. к берлинскому издателю А. Г. Вишняку : « Девять писем, с десятым невозвращенным и одиннадцатым полученным и Послесловием », или « Флорентийские ночи », как назвала это произведение Ариадна Эфрон. Этот роман представлял собой перевод, с очень незначительными изменениями, собственных писем Марины Цветаевой к адресату. Роман не был издан. Абрам Григорьевич Вишняк с сыном

1933 Март. Завершила « Оду пешему ходу ». Лето. Написан небольшой очерк - воспоминание о детстве « Башня в плюще ». 7 июля. Написана статья « Поэты с историей и поэты без истории », посвященная Б. Пастернаку. Сохранилась лишь в переводе с сербскохорватского. Июль. Окончание работы над стихотворным циклом « Стол ». Август сентябрь. Написаны автобиогра фические очерки : « Музей Александра III», « Лавровый венок », « Открытие музея », « Жених », а также статья « Два лесных Царя ». Декабрь. Марина Цветаева завершила и напечатала автобиогра фический очерк « Дом у Старого Пимена ». К этому времени С. Эфрон принял твердое решение вернуться на родину, и это угнетало М. Цветаеву.

Из воспоминании Марины Цветаевой « Никто не может вообразить бедности, в котомрой мы живём. Мой единственный доход от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живём на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода.»

1934 Февраль. Написан очерк - реквием « Пленный дух » ( в память Андрея Белого ). Май. Написан мемуарный очерк « Хлыстовки ». Июнь. Написан маленький очерк - сценка « Страховка жизни »; тогда же, по - видимому, сценка « Китаец ». Вероятно, к этому же времени относится очерк « Чудо с лошадьми » на французском. Конец лета начало осени. Написаны мемуары « Мать и музыка » и « Сказка матери ». Ноябрь. Марина Цветаева узнала о гибели Н. Гронского и немедленно принялась за очередной реквием « Поэт - альпинист ». Статья сохранилась лишь в переводе на сербскохорватский. Рождество. Окончание работы над статьей.

1935 Январь. Марина Цветаева пишет цикл стихов на смерть Н. Гронского « Надгробие ». 2 февраля. Марина Цветаева прочла доклад « Моя встреча с Блоком » ( доклад не сохранился ). Февраль. Конфликт с Алей. Та временно ушла из дома. Весна. Марина Цветаева принялась писать поэму « Певица », однако скоро оставила ее. Июнь. Написала автобиогра фический очерк « Черт ». 20 июня. Прочла очерк на литературном вечере. 24 июня. На антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры Марина Цветаева встретилась с Б. Пастернаком. Б. Пастернак был в депрессивном состоянии ; ему было не до общения с М. Цветаевой, и ту встречу она назвала невстречей ; поэты не поняли друг дрюга. 28 июня. Марина Цветаева с сыном уехала отдыхать в Фавьер. Лето осень. В Фавьере написан цикл « Отцам » из двух стихотворении. Сергей Эфрон мечтает о возвращении на родину. Уже не первый год он работает в просоветской ( чекистской ) организации. Борис Пастернак ( справа внизу ) и Илья Эренбург ( справа вверху ) на антифашистском Международном конгрессе писателей в защиту культуры в Париже год.

Марина Цветаева с сыном Георгием г.

1936 Март. Узнав о смерти поэта Мих. Кузмина, Марина Цветаева пишет очерк - воспоминание « Нездешнии вечер », посвященный единственной встрече с ним в Петрограде зимой 1916 году. Апрель. Марина Цветаева пишет четыре маленьких очерка под общим названием « Отец и его музей » мая. Поездка в Брюссель с чтением французских очерков об отце и музее. До 16 июня. Предаринимает тщетные попытки завершить начатую еще давно поэму « Автобус », но окончательно оставляет этот замысел. Июнь июль. Работает над переводами стихов А. С. Пушкина на французский. В печати появляется рецензия М. Цветаевой « О книге Гронского « Стихи и поэмы ». Эпистолярная встреча с молодым поэтом Анатолием Штейгером. Лето осень. Марина Цветаева переписывалась с А. Штейгером, написала ему стихи ( цикл « Стихи сироте »). А. Штейгер был опасно болен ( туберкулез ). М. Цветаева слишком требовательна, так что разминовение было неизбежно. 30 декабря. М. Цветаева написала А. Штейгеру прощальное письмо.

1937 Январь. Окончание работы над очерком « Мой Пушкин »; приготовила для печати « Стихи к Пушкину ». 2 марта. Читала свои французские переводы А. Пушкина на вечере, устроенном негритянским населением Парижа.

15 марта 1937 г. выехала в Москву Ариадна, первой из семьи получив возможность вернуться на родину. 10 октября того же года из Франции бежал Эфрон, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве. В 1939 году Цветаева вернулась в СССР вслед за мужем и дочерью. Все вместе они поселились на даче НКВД в Болшево (ныне Музей-квартира М. И. Цветаевой в Болшево). М. И. Цветаева, Франция, 1939 г. Фото на паспорт перед возвращением на Родину Дом - музей Цветаевой в Болшево, город Королёв

Но это счастье было недолгим: 27 августа была арестована дочь Ариадна, 10 октября Эфрон. В августе 1941 года Сергей Яковлевич был расстрелян; Ариадна после пятнадцати лет репрессий была реабилитирована лишь в 1955 году. Сергей Эфрон с дочерью Ариадной ( Алей ), е

Для Цветаевой наступила тяжелая пора: неизвестность о близких, состояние с передачами в тюремных очередях, болезни Мура(сына), скитание по чужим углам. Чтобы прокормиться, она занималась переводами, с головой уходя в работу. «Я перевожу по слуху – и по духу (вещи). Это больше, чем смысл», - с таким подходом на свои стихи у Цветаевой времени не хватало. Среди переводческих тетрадей затерялось лишь несколько прекрасных стихотворении, отражавших ее душевное состояние: Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный… (Февраль 1941)

В апреле 1941 года Цветаеву принимают в профком литераторов при Гослитиздате. Война застает её за переводами испанского поэта Гарсиа Лорки, погибшего от рук фашистов в Гренаде. Ее пытались поддержать Пастернак и Тарасенков, осенью 1940 года была предаринята попытка издать небольшой сборник ее стихов. Марина Ивановна тщательно составляла его, но из-за отрицательной рецензии одного из критиков, котомрый объявили её стихи «формалистическими», сборник не был издан.

8 августа 1941 года Марина Ивановна уезжает в эвакуацию. в Чистополь. А потом в Елабугу. Но там для неё нет работы, даже самой черной: ни домработницей ни судомойкой. Здесь, у последней черты, все чувства Марины обостряются. Предстоящие впереди мрак и зима в глуши, трагическое ощущение собственной ненужности, беспомощности, роковое убеждение в том, что она ничего не умеет, паралич воли, страх за сына заставили принять страшное решение. Комната в доме в Елабуге, где жила Марина Ивановна с сыном.

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством, повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой. Она оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Дом, где покончила с собой М. И. Цветаева Посмертная записка сыну

(Эфрон) Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивает и меня. (Эфрон) Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Ее убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивает и меня. Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая. Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая.

Перед самым возвращением на родину, после 17 лет эмиграции Цветаевой снится ужасный сон. Сон об умирании. Она поняла это и так и сказала в своих записях: "Дорога на тот свет. Несусь неудержимо, с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара, и страстно - и безнадежно! - за него держусь, зная, что очередной круг будет - Вселенная: та полная пустота, котомрой так боялась в жизни: на качелях, в лифте, на море…, внутри себя. Было одно утешение,: что не остановить, не изменить: роковое…" Время, я не поспеваю. Мера, я не умещаюсь.

Моим стихам, написанным так рано, Что я и не знала, что я – поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет. Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти, Нечитанным стихам! – Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед Май 1913 г

Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам настанет свой черед. Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, в наш духовный обиход, заняв высокое место в истории поэзии. Она оставила нам сборники лирических стихотворении, 17 поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления.

Цветаева – поэт предельной правды чувства. Нам остались ее мысли, чувства, выраженные в стихах. Дочь Ариадна Цветаева из письма Б.Пастернаку от 28 августа 1957 года: « …ведь гораздо важнее, что написанное тобой и мамой доживет до поколении, котомрых мы сейчас и югадать-то не можем, и с ними вы будете «на ты». Дорогой ценой заставляют сегодня платить за право жить в завтра, жить во всегда».

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На высоком берегу Оки, в её любимом городе Таруса согласно воле Цветаевой установлен камень (тарусский доломит) с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Уж сколько их упало в эту бездну, Разверстую вдали! Настанет день, когда и я исчезну С поверхности земли. Застынет всe, что пело и боролось, Сияло и рвалось: И зелень глаз моих, и нежный голос, И золото волос. И будет жизнь с ее насущным хлебом, С забывчивостью дня. И будет всe - как будто бы под небом И не было меня! Изменчивой, как дети, в каждой мине И так недолго злой, Любившей час, когда дрова в камине Становятся золой, Виолончель и кавалькады в чаще, И колокол в селе... - Меня, такой живой и настоящей На ласковой земле ! Заканчивая рассказ о её судьбе, хочется вспомнить её замечательное стихотворение, котомрое звучит нам, как завещание – напутствие.

Марина Цветаева Среди бесценных духовных сокровищ, котомрыми Россия так богата, особое место принадлежит женской лирической поэзии. Этот жанр созвучен женской душе.

Биогра фия В сентябре 1937 Сергей Эфрон оказался причастен к политическому убийству бывшего агента советских спецслужб и вскоре был вынужден скрыться и бежать в СССР. Вслед за ним на родину вернулась дочь Ариадна.

12 июня 1939 г. Цветаева с сыном возвращается в СССР. Для Цветаевой наступает тяжелая пора : неизвестность о близких, стоянье с передачами в тюремных очередях, болезни Мура, скитания по чужим углам - комната в Голицыне, три разных пристанища в Москве.

Зарабатывает на жизнь Марина Ивановна переводами с французского, немецкого и других языков. Работает трудно, медленно, как во всем добиваясь совершенства.

Она и дети с трудом сводили концы с концами, голодали. В начале зимы Цветаева отдала дочерей в детский приют в Кунцеве. Вскоре она узнала о тяжелом состоянии дочерей и забрала домой старшую, Алю, к котомрой была привязана как к другу и котомрую исступленно любила.

31 августа 1941 года, в отсутствие сына и хозяев, она повесилась, оставив записку сыну : « Мурлыга ! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь - что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик ». Но не мене мучает вопрос : « зачем кому - то умирать, чтобы он нами был замечен ?»

Могила Марины Цветаевой так и не была найдена, несмотря на все усилия сестры Анастасии, реабилитированной в 1959 году и дочери Ариадны ( реабилитирована в 1955 году ). Сергей Эфрон был расстрелян в Москве в том же августе 1941 года.

" Я стол накрыл на шестерых..." Все повторяю первый стих И все переправляю слово: - «Я стол накрыл на шестерых...» Ты одного забыл - седьмого. Невесело вам вшестером. На лицах - дождевые струи... Как мог ты за таким столом Седьмого позабыть - седьмую... Последнее стихотворение Марины Цветаевой