Беличенкова Т.Н. МКОУ 1 Абрамовская СОШ. Ассоциации- это образы, возникающие в сознании человека в ответ на какое- то воздействие, например в ответ на.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций Метод поиска решений изобретательских задач.
Advertisements

Смирнова Т.А. учитель технологии МОУ СОШ 3 г. Киржач.
Метод поиска решений творческих задач. 1. Разработка метода. 2. Ассоциативные методы поиска технических решений. 3. Суть метода. 4. Принцип метода. Пример.
1. Как вытачивают конические и фасонные поверхности? 2. Какие резцы применяют для вытачивания фасонных поверхностей? 3. Чем контролируют профиль фасонных.
Роль кафедры в совершенствовании педагогического мастерства учителя: работа по изучению и внедрению новых технологий.
МЕТОД АССОЦИАЦИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНО- ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ (КОМБИНАТОРНОЕ МЫШЛЕНИЕ)
Инструменты ТРИЗ Мозговой штурм Метод фокальных объектов Оператор РВС Метод аналогий (cинектика) Метод контрольных вопросов Метод маленьких человечков.
«Использование метода гирлянд случайностей и ассоциаций в музыкальной деятельности старших дошкольников»
Художественное конструирование и моделирование изделий Александрова О.А.
Метод поиска решений творческих задач Технология. 11 класс.
Элементы ТРИЗ, применяемые при активном методе обучения Работу подготовила учитель технологии МОУ «СОШ с. Заветное» Энегельсского района Саратовской области.
Системный анализ Методика системного анализа Доцент Сергей Чекрыжов 2007.
МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОИСКА ИДЕЙ Мозговая атака (МА) метод коллективного генерирования идей Прямая МА сбор максимального количества идей, селекцию которых.
Методы поиска решения творческих задач ЗАДАЧИ, показывающие действие инерции мышления.
Логико-структурная основа проекта. Методики социального и образовательного проектирования Методика матрицы идей Методика вживания в роль Метод аналогии.
ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЧТО ТАКОЕ ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ? КАКОВО ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ? КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛАТЕРАЛЬНОГО.
ЭскизСложность в изготовлении ОригинальностьНаличие материалов для изготовления Собственные возможности (умения) Банк идей Идеи и их анализ я решила провести.
Теория систем и системный анализ Тема4 «Системный анализ: методы системного анализа »
Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися Трофименко Наталья Владимировна, учитель начальных классов МОУ «Краснохолмская.
Тема: «Как устроена компьютерная сеть» Класс:. Методы обучения Метод эвристических вопросов (когнитивный: заключается в том, что их применение приводит.
Транксрипт:

Беличенкова Т.Н. МКОУ 1 Абрамовская СОШ

Ассоциации- это образы, возникающие в сознании человека в ответ на какое- то воздействие, например в ответ на слово. Суть ассоциации – установление связи между явлениями, понятиями,порой весьма отдаленными друг от друга. Простейший прием генерирования ассоциаций – быстрый ответ на одно стимулирующее слово Этот прием часто используется, когда один человек или группа людей ведут поиск ассоциаций на одно и то же слово в условиях ограничения времени.

Метод фокальных объектов ( МФО) относится к ассоциативным методам поиска решений. Слово фокальный означает, что объект находится в фокусе вашего внимания Суть метода состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на совершенствуемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инерцию мышления. Метод дает хорошие результаты при поиске новых и модификации известных технологий и устройств.

1. Выбор объекта. 2. Выбор трех-четырех произвольных объектов. 3. Составление списков характерных признаков этих случайных объектов ( чем шире охват, тем лучше). 4. Генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов. 5. Развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций. 6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений.( обсуждение и выбор нескольких хороших вариантов решений, имеющих свои достоинства в разных условиях применения).

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций является развитием метода МФО. Его автор Генрих Язепович. Посредством ассоциаций этот метод позволяет найти большое число подсказок для исследователя. От метода фокальных объектов отличается тем, что дает большое число сочетаний фокального объекта со случайным. Расширение сочетаний понятий достигается использованием синонимов объекта.

1. Определение синонима объекта. Объектом выбран стул, чтобы предложить новые модификации мебели. Возможная гирлянда синонимов : стул –кресло – табурет - пуф-скамейка. 2. Произвольный выбор случайных объектов, образование гирлянды из слов, выбранных наугад: электролампочка –решетка –карман –цветок - пляж. 3. Составление комбинации по первым двум этапам, объединение каждого рассматриваемого объекта с каждым случаем: стул с электро лампочкой, решетчатый стул, стул с карманом, стул для пляжа, электрическое кресло, табуретка для цветов. 4. Составление таблицы признаков случайных объектов. 5. Генерирование идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. 6. Генерирование гирлянды ассоциаций. 7. Генерирование новых идей. В результате могут получаться гирлянды случайных ассоциаций, т.е сочетания, лишенные рационального содержания ( стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, кресло для лечения ревматизма ). 8. Выбор альтернативы. Принятие решения: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных( продуктивных ) идей 9. Оценка и отбор рациональных вариантов: отбрасывание явно нерациональных вариантов ; отбор наиболее оригинальных сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; установление приемлемых. 10. Отбор оптимального варианта.Принятие решения какой объект нужен для выпуска. 1. Определение синонима объекта. Объектом выбран стул, чтобы предложить новые модификации мебели. Возможная гирлянда синонимов : стул –кресло – табурет - пуф-скамейка. 2. Произвольный выбор случайных объектов, образование гирлянды из слов, выбранных наугад: электролампочка –решетка –карман –цветок - пляж. 3. Составление комбинации по первым двум этапам, объединение каждого рассматриваемого объекта с каждым случаем: стул с электро лампочкой, решетчатый стул, стул с карманом, стул для пляжа, электрическое кресло, табуретка для цветов. 4. Составление таблицы признаков случайных объектов. 5. Генерирование идеи путем поочередного присоединения к объекту и его синонимам признаков из таблицы. 6. Генерирование гирлянды ассоциаций. 7. Генерирование новых идей. В результате могут получаться гирлянды случайных ассоциаций, т.е сочетания, лишенные рационального содержания ( стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, кресло для лечения ревматизма ). 8. Выбор альтернативы. Принятие решения: достаточно ли гирлянд ассоциаций для отбора полезных( продуктивных ) идей 9. Оценка и отбор рациональных вариантов: отбрасывание явно нерациональных вариантов ; отбор наиболее оригинальных сомнительной полезности, которые привлекают неожиданностью; установление приемлемых. 10. Отбор оптимального варианта.Принятие решения какой объект нужен для выпуска.

объект Признаки случайных объектов электролампочка Стеклянная, электрическая, колбообразная. С цоколем. С электроконтактами, матовая. цветная решетка Металлическая, пластмассовая, плетеная, сварная, кованая, гибкая, жесткая, крупная, мелкая, с одинаковыми или неодинаковыми ячейками из разных по материалу элементов карман Передний, боковой. Задний, наружный, внутренний, накладной. Ложный, с молнией, для хранения документов, носовых платков, денег, письменных принадлежностей, зеркала, карманного фонаря, радиоприемника кольцо Металлическое, деревянное, пластмассовое, витое, сплошное, надувное, эмалированное, с гальваническим покрытием, с орнаментом, с часами, с радиоприемником, для спортивных упражнений, для птиц цветок пятнистый, автоматически поворачивающийся к солнцу, зонтичный, самораскрывающийся, полевой, одноцветный, многоцветный, душистый, горный, осенний, водяной, садовый, с шипами, симметричный, лекарственный. пляж Морской, речной, солнечный, песчаный, галечный, гладкий, бугристый, узкий, широкий, длинный

В чем отличается метод гирлянд ассоциаций от метода фокальных объектов? В чем сущность понятия « гирлянда ассоциаций»? Последовательность решения творческих задач методом гирлянд ассоциаций. В чем сущность метода фокальных объектов?

« Технология» ( базовый уровень) учебник для классов под редакцией В.Д. Симоненко, Москва, Издательский центр « Вентана – Граф», 2009 Рекомендации по использованию учебников « Технология» Москва, Издательский центр « Вентана – Граф», 2007