Монах Мона́х (греч. μοναχός одиночный, единичный), также мона́хиня обычно член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ОЗНИКНОВЕНИЕ И УСТРОЙСТВО МОНАСТЫРЕЙ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.
Advertisements

Выполнил : ученик 7 « А » класса ученик 7 « А » класса МБОУ СОШ 2 г. Вяземского Калнацкий Максим ТРОИЦЕ - СЕРГИЕВА ЛАВРА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЖИЗНИ, ИСТОРИИ.
Архипелаг в Белом море на входе в Онежскую губу. Площадь 347 км ². Это самый крупный по площади архипелаг Белого моря. Соловецкие острова состоят из шести.
Сергий Радонежский. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая сентября 1392) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой.
СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ. Родился в селе Варницы около Ростова в семье Кирилла и Марии 3 мая 1314 года 1314 года На месте где он родился,
Выполнила: Ученица 9 «Б» класса МБОУ СОШ 2 г. Вяземского Пинчук Варвара.
Пока за нас молятся Святые воины нашей Русской земли, не кончится век героев – живых примеров ныне живущим, и тем, кто придёт вслед за нами.
Презентация Макарова Артёма, 10 Б класс. Соловецкий монастырь - мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в.
Золотое кольцо России Золото́е кольцо́ Росси́и семейство туристических маршрутов, проходящих по древним русским городам, в которых сохранились уникальные.
КУЛЬТУРА РОССИИ В XV в Автор: Куляшова И.П. МОУ-СОШ 3 г. Красноуфимск.
ПРОЕКТ «Святыни России» России» Над проектом работали учащиеся 5 класса А.
Основы православной культуры. Мона́шество (монахи, монастыри от греч. μόνος один, одинокий) Монах (монахиня)- это человек, который по своим религиозным.
Изложение с элементами сочинения. Троице-Сергиева лавра зимой.
Спасо- Преображенский мужской монастырь города Мурома - древнейшая обитель Святой православной Руси Спасо- Преображенский мужской монастырь города Мурома.
Архитектура XVI века Стецюк Дарья 10 «В». Русская архитектура XVI столетия оригинальна и разнообразна. Её наиболее известные произведения – каменные храмы.
Драгоценная святыня русской земли МОУ СОШ 3 г.Обнинска МОУ СОШ 3 г.Обнинска *Проектная работа Волковой Натальи Михайловны.
Тема урока: «Второе ополчение и освобождение России» Урок подготовлен учителем истории и обществознания МАОУ СОШ 38 г. Калининграда Дуренко Викторией Викторовной.
История России 6 класс. присоединение Твери к Москве Присоединение Новгорода к Москве издание Судебника освобождение от ига Золотой Орды 1497 г
700 лет со дня рождения. Преподобный Сергий Радонежский (1314 – 1393) Художник М. В. Нестеров.
Монастыри (от греч. monastērion - келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские Монастыри) Монастыри (от греч. monastērion - келья отшельника),
Транксрипт:

Монах Мона́х (греч. μοναχός одиночный, единичный), также мона́хина обычно член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пу́стынях, лаврах.греч.обетомклятвойаскетическуюобщиныотшельничествемонастырях пу́стыняхлаврах -Появились монахи в середине 1 тыс. до н. э. в буддизме, с III века н. э. монашество появилось и в христианстве (монахов нет только в протестантизме).1 тыс. до н. э.III века протестантизме - Традиция считает основателями христианского монашества египетских подвижников святых Антония Великого и Пахомия. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.Антония Великого Пахомиярусского Антоний ФеодосийXI в.Киево-Печерский монастырь

Первые монахи - Первые христианские монахи появились в конце третьего века от Рождества Христова. - Они определили главное правило монашеской жизни: «трудись и молись». - Первый христианский монах - святой Антоний Великий (251 – 356) - жил один вдали от поселений и лишь иногда приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетенные им корзины на муку.

Основание первых монастырей - Основателем общежительного монашества, или киновитства (κοινος βιος), считается св. Пахомий ( г.), ближайшим учеником которого был Феодор. - Св. Пахомий основал на Тавенском острове реки Нила и в Фиваиде (Верхний Египет) монастыри. Его заслуга заключается в том, что он дал крепкую организацию неустроенному еще обществу эремитов; он обнес стеной келий анахоретов и ввел у них дисциплину. Его наставления это древнейшие монашеские правила, еще примитивные и недостаточные; но они, все-таки, подчиняют жизнь монахов определенным здоровым нормам. Они ставят в прямую обязанность монахов труд и молитву, содержат указания относительно одежды монахов, пищи и сна; чрез запрещение приема внешних лиц, Пахомий старался обособить, уединить монастыри от мира. Монахам запрещено было оставлять монастыри; при единственных вратах сидел вратарь Женские монастыри. Первый женский монастырь основал св. Пахомий для своей сестры Марии. Отсюда пошли и другие женские монастыри. - Богатая римлянка Мелания Старшая, приятельница Руфина, основала монастырь на Масличной горе, а римлянка Павла ( 404 г.). учредила монастырь для нонн. Позже Мелания Младшая ( 439 г.). прославилась основанием многих монастырей. - Западные монахи и нонны жили в Палестине в полном подражании египетским образцам. Блаж. Иероним перевел для Павлы расширенные правила св. Пахомия. Сириец Афраат упоминает о женских союзах, дававших обет проводить безбрачную жизнь.

Собственно западное монашество со своим особым уставом зарождается в VI в. Его основателем был Бенедикт Нурсийский, а самой крупной бенедиктинской обителью раннего средневековья стал монастырь в Монтекассино. Согласно «Правилам» Бенедикта существование монастыря должно было обеспечиваться трудом братии. Таким образом, монастырь представлял собой довольно большой комплекс, куда входили кельи монахов, трапезная, собор, библиотека и хозяйственные постройки, в которые включались склады и амбары, хлев для скота и прочее. С XXI вв. создаются объединения монастырей, подчиненных Центру, монашеские ордена. Так, например, клюнийский орден в 1100 г. насчитывал до 2 тыс. монастырей и небольших обителей. На протяжении всего средневековья основываются все новые и новые монашеские ордена цистерцианский, премонстрантов, картезианский и т.д., которые применяют все более и более суровые и аскетические уставы.

Функции монастырей Это было связано прежде всего с тем, что каждый новый орден постепенно наживал богатства, получал земли, приобретал зависимых крестьян и забывал о строгости и чистоте монашеской жизни. Средневековые монахи превращались подчас в крупных сеньоров, владевших обширными территориями и управлявшими целыми общинами. Кроме того, монастыри выполняли и другие немаловажные функции. Они заботились о молитве и божественных делах, занимались сельским трудом и торговыми делами, собирали, хранили и создавали книги, содержали школы и писали хроники, давали приют странникам и паломникам.

Аббатсво Клюни В XXI вв. клюнийскими монастырями была выдвинута идея о необходимости ученой и созерцательной жизни для монаха, в противовес активной жизни с физическим трудом, который, по их мнению, не способствует воспарению духа к божественному. Именно клюнийские монастыри обладали большими коллекциями книг, архивами; и имели свои, славившиеся по всей Европе скриптории, где рукописи создавались.

Городские монастыри В классическое средневековье монастыри перестают быть привилегией сельской местности они появляются и в городе. Бывали случаи, когда в одном городе существовало несколько обителей одновременно.

Женские монастыри Как известно, монастыри были мужские и женские. Однако следует отметить, что нередко в средние века мужские и женские монастыри строили рядом или вовсе совмещали. Женские монастыри в классическое средневековье, кроме духовной, выполняли весьма существенную дополнительную функцию. Целая серия привилегированных обителей принимала в свои стены преимущественно уроженок знатных семей. Для них практически не представлялось возможным найти равного по достоинству жениха и выйти замуж. Отдавая девушку в монастырь, семья избавлялась от лишнего рта или необходимости давать за ней приданое. Знатная же девица приобретала новое общественное положение, которое позволяло ей быть самостоятельной, заниматься разного рода ученой или общественной деятельностью, чего иначе она бы никогда не достигла. Для девочек из бедных семей уход в монастырь, часто предрешенный ее родителями, также служил повышением социального статуса.

Таким образом, монастырь в средние века выполнял весьма важные и многообразные функции: -он был религиозным, -административным, - судебным, - культурным центром, - давал приют обездоленным, утешение отчаявшимся, занятие лишним.

Троице-Сергиева Лавра Крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь Россииправославный ставропигиальный монастырь России Основан в 1337 году преподобным Сергием Радонежским 1337 году Сергием Радонежским

История В 1337 году Сергий Радонежский основал небольшой общежительный монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова, на холме Маковец (храм был освящён в 1340 году) [1]:3. В 1355 году в монастыре был введён новый, общежительный устав 1337 году Святой Троицы Хотькова 1340 году [1]1355 году Территория монастыря была разделена на три части жилую, общественную и оборонительную; игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Сергия в монахи. После смерти Митрофана, игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окружённый с четырёх сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей.

Главные исторические вехи Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем.1380 году Дмитрия Ивановича Мамаем В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства [ (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы)1392 году В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем 1408 году Едигеем Следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. В 1422 году году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм обители Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле; позднее за монастырём закрепилось название «Троице-Сергиева Лавра».1422 году Никоном Косово В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесён белокаменной стеной (длиной 1284 метра, с 12-ю башнями)1550-х Росписан Андреем Рублевыи и Даниил Черным. Именно для этого монастыря была написана рублевская «Троица»

Осады и судьбы царей В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского [1]:5, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского Смутное время 16-месячную осаду СапегиА. Лисовского [1]Минина Пожарского Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра [1]: году Софьи Алексеевны [1] В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I;1689 году Пётр I при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского [1]:6. [1] Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву

Достопримечательности Троицкий собор Духовская церковь (1476)

Достопримечательности Уточья башня (1650) Трапезный храм и Успенский собор

Колокольня ( ) Михеевская церковь

Патриаршие покои Усыпальница Годуновых Годуновых

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери ( ) Успенский кладезь с часовней (конец XVII в.)

Ипатьевский монастырь

Основание Согласно наиболее общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве христианство под именем Захария года Четом Годуновых Золотой Орды Ивану Калите Москвехристианство В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление, им на этом месте был основан монастырь Филиппом священномучеником Ипатием Гангрским

Усыпальница Годуновых В XVI веке Годуновы заняли первостепенное место при дворе. В этот период происходит бурное развитие монастыря. Вместо деревянных церквей были воздвигнуты величественные сооружения, в том числе Троицкий собор, вместо деревянных стен построены каменные. В монастыре была создана мастерская живописи, была создана большая библиотека книг и рукописей. По имени монастыря названа найдённая в нём знаменитая Ипатьевская летопись.Годуновы Ипатьевская летопись

Призвание Романовых В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице- Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Ивановичем Шереметевым. 14 марта 1613 года в Троицком соборе Ипатьевского монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова году 1612 года Михаил Романов Марфой 13 марта 1613 года Земского собора Авраамием Палицыным 14 марта 1613 года Михаила Романова

Соловецкий монастырь

Солове́цкий монасты́рь ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море.ставропигиальный монастырь Русской православной церкви Соловецких островах Белом море Возник в е годы, отстроен в камне трудами св. Филиппа (Колычева), е Филиппа (Колычева) -в допетровское время числился среди крупнейших землевладельцев государства, - в гг. осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям.один из очагов сопротивления никонианским преобразованиям Митрополи́т Фили́пп II (в миру Фёдор Степа́нович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва 23 декабря 1569, Тверь) митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением опричных злодейств царя Ивана Грозного.11 февраля 1507 Москва 23 декабря 1569Тверь митрополит Московский и всея Руси год опричных Ивана Грозного До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу.московскую кафедру игуменом Соловецкого монастыря

При советской власти на территории монастыря действовал первый в стране лагерь особого назначения, здания планомерно разрушались.лагерь особого назначения 25 октября 1990 года Священный Синод постановил вернуть к жизни Спасо- Преображенский ставропигиальный мужской монастырь.1990 года Священный Синод