Н ОВОЕ ВРЕМЯ : ОСОБЕННОСТИ 22.05.2015. К ЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС Термин «новое время» впервые ввели в научный обиход итальянские ученые в XV в., желающие подчеркнуть.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Мир в эпоху Нового времени. Давайте подумаем: Что вам больше всего запомнилось в истории Нового времени? Что из изученного для вас важно и нужно?
Advertisements

Термин «финансы» возник в XIII – XV вв. в городах торговли Италии и сначала характеризовал почти любой денежный платеж. Далее данный термин получил интернациональное.
ОТ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА К ОБЩЕСТВУ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ.
Ученые и мыслителиСтрана Основные идеи, открытия Влияние на формирование взглядов Николай Коперник ( ) Джордано Бруно ( ) Галилео Галилей.
Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Внутриполитическое устройство В XVIII веке внутриполитическое устройство большинства стран Европы сохраняли средневековые черты. Главной формой правления.
Первоначальное накопление капитала(ПНК)- Первоначальное накопление капитала(ПНК)- условие роста производительности труда на основе развития многих связанных.
Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор.
Просвещение 17 в. 1. Английское Просвещение 2. Тори и виги в Англии.
Англия: путь к величию и процветанию. Чендолеева Н.А. МКОУ СОШ 2 с. Греческое.
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § Прочитать § 7 и ответить на вопросы перед ним.
Цель урока рассмотреть следующие вопросы: Развитие товарно-денежных отношений; Завершение формирования единого мирового рынка; Изменение структуры мировой.
Презентация к уроку обществознания (10 класс) по теме: Презентации к урокам обществознания в 10 классе
Судьба европейской цивилизации 7 класс Школа 2100.
Тема: Рождение новой европейской науки. Таблица: «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество». Учёные и мыслители.
Раннее Новое время 15 – 16 вв.
От традиционного общества к обществу индустриальному. Вводный урок.
Социальная структура: тенденции и противоречия. Текущее тестирование Выберите правильный ответ 1.По численности населения Россия в начале XX в. уступала:
Научная революция XVIIвека Учитель: МБОУ «СОШ 15 с углубленным изучением отдельных предметов» города Энгельса и Энгельсского района Саратовской области.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.
Транксрипт:

Н ОВОЕ ВРЕМЯ : ОСОБЕННОСТИ

К ЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС Термин «новое время» впервые ввели в научный обиход итальянские ученые в XV в., желающие подчеркнуть отличие их эпохи от предшествующего времени. С тех пор историческую эпоху, следующую за Средними веками, принято называть Новым временем. В чем Вы видите заслугу Нового времени в становлении духовного мира современного человека?

Главой католиков по традиции является Папа Римский. В православном христианстве церковь каждой страны автокефальная, т.е. независима, хотя формально в Средние века и Новое время православные иерархи признавали старшинство константинопольского патриарха, называвшегося даже «вселенским» г.

Н АУКА Ученые Нового времени вооружили науку экспериментом. Отцом-основателем экспериментальной науки считается польский астроном Николай Коперник, о котором мы уже говорили на предыдущих уроках. В первой половине XVI в. он на основании эксперимента разработал гелиоцентрическую систему мироздания. В начале XVII в. расчеты своего польского коллеги опять - таки экспериментальным путем, впервые в истории направив на небо телескоп, подтвердил итальянский астроном Галилео Галилей.

Экспериментальная наука получила теоретическое обоснование в философских работах. Англичанин Фрэнсис Бэкон в труде «Новый Органон» резко критиковал дедуктивный метод (когда рассуждения от общего переходят к частному) и обосновал индуктивный метод (когда от частного рассуждения переходят к общему), основанный на эксперименте.

Р ЕНЕ Д ЕКАРТ Француз Рене Декарт, математик, физик, физиолог утверждал, что человек ничего не должен принимать на веру. Любая научная гипотеза должна пройти проверку разума. Декарт обосновал в своих трудах философский рационализм–метод познания истины, суть которого выражена в его знаменитой фразе «Я мыслю, следовательно, я существую».

И СААК Н ЬЮТОН Англичанин Исаак Ньютон сделал главные открытия XVII в. В труде «Математические начала натуральной философии» (1687) Ньютон сформулировал основные законы механики, закон всемирного тяготения, разработал теорию движения планет и их спутников.

Ученые многих стран стали объединять свои усилия для «мозговых атак» на новых научных направлениях. В Англии в 1660 г. возникло первое в истории постоянное объединение ученых – Лондонское королевское общество. Королевская академия наук в 1666 г. открылась в Париже, свои академии наук появились в Берлине (1700), Санкт Петербурге (1724).

Э КОНОМИКА От упрощенного представления характера экономических отношений меркантилистов, ставящих внешнюю торговлю в привилегированное положение (они видели в ней основной источник обогащения государства) экономисты подошли к классической политической экономике. Она ставит во главу угла производство, а не обмен. Отцом- создателем классической политической экономики признанно считается Адам Смит, ученый из Шотландии. Первым из экономистов он проанализировал законы рыночного хозяйства, обосновал приоритетную роль промышленности, наряду с сельских хозяйством и торговлей являющуюся источником национального богатства.

Г УМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Ученые осознали, что не только природа имеет свои законы, но и человеческое общество живет и развивается по законам, понять которые в состоянии пытливый человеческий разум. Поскольку грамотных людей в начале Нового времени было чрезвычайно мало среди широких слоев населения, в ученой среде возникло движение за просвещение народа. Это движение, направленное на умственное и нравственное развитие личности, гуманизацию всех сторон общественной жизни, стали так и называть – Просвещение, а его участников – Просветителями. Эпохой Просвещения принято называть конец XVII – XVIII век. Возникнув в Англии, оно широко распространилось по Европе (Шотландия, Франция, Россия), а затем проникло и в США.

Российский ученый А.В. Ревякин о нравственной философии просветителей «Просветителей занимал вопрос о природе человека: плох он или хорош изначально? Еще в XVII в. английский философ Томас Гобс утверждал, что человек от природы зол и порочен. По мнению Гобса, лишь суровые законы государства способны обуздать разрушительные инстинкты людей. Иного мнения придерживался французский мыслитель XVIII в. Жан-Жак Руссо. Он утверждал, что от природы люди добры и миролюбивы. В том, что они часто проявляют отнюдь не лучшие качества, повинна цивилизация, в основе которой лежит частная собственность. Именно отсюда проистекают алчность и все другие пороки. Попыткой разрешить противоречие между этими крайними взглядами стало появление так называемой утилитарной морали, которую разрабатывали многие философы. Согласно их мнению, не бывает абсолютного добра или зла. Добро – это то, что доставляет человеку пользу или удовольствие, а зло соответственно вред и боль. Равным образом и поступки людей не бывают однозначно плохими и хорошими. Вопрос заключается в том, что идут они на благо обществу или нет. Из утилитарной морали вытекал вывод: не столь существенно, плох человек или хорош; важно поставить его в такие условия, когда даже дурные наклонности его и качества будут приносить пользу».

Наследием феодализма являлись крупные дворянские землевладения. Крестьяне, жившие на землях крупных феодалов, несли натуральные, отработочные, денежные повинности. В европейских странах наметилось три пути развития общественных отношений: Медленное приспособление сеньориального строя к условиям капитализма в странах Западной Европы; «повторное закрепощение» крестьян в странах Восточной Европы; Быстрая капиталистическая перестройка в Великобритании, иначе называемая огораживаниями.

Промышленная революция – это технический переворот, охвативший в последней трети XVIII в. основные отрасли британской промышленности, глубокие перемены в технике и технологии промышленного производства, основанные на применении машин, повлекшие за собой новые формы организации промышленного производства, торговли и кредита, изменения структуры общества.

МАНУФАКТУРА Главное отличие мануфактур от ремесленных мастерских – массовость производства, работа не на заказ, а на безымянного потребителя. Мануфактуры складывались двух типов : централизованные и рассеянные. В первых весь технологический процесс был сосредоточен под одной крышей. Во вторых он делился между небольшими мастерскими, расположенными, как правило, в соседних деревнях. В централизованные мануфактуры свои заказы размещало государство – оружие, обмундирование для армии и флота, необходимые изделия для правящих семей и т.д. Работали там или крестьяне в межсезонье, или сельские ремесленники. Рассеянные мануфактуры на первых порах были очень выгодны – не нужно строить новых помещений, дешевая рабочая сила всегда под рукой.

З АВОД Промышленная революция привела к возникновению нового типа промышленного предприятия – заводу. Завод – капиталистическое предприятие, на небольшой территории производившее с помощью машин и высокопроизводительных технологий продукцию в десятки и сотни раз больше по количеству и выше по качеству, чем на мануфактуре. Прялка Харгривса

СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ОБЩЕСТВА С появлением заводов и фабрик произошли глубокие изменения в социальном составе общества. К концу XIX в. рабочие стали составлять до одной четвертой части всего экономически активного населения европейских стран, а в Великобритании и того больше. Буржуазия не была столь обширна, но ее положение в обществе измерялось не количеством, а богатством. Если еще в XVIII в. главными занятиями буржуазии являлась торговля и ростовщичество, то в XIX в. главным занятием стало развитие производства. Промышленники стали преобладать среди буржуазии и по количеству, и по объему капитала.

Еще одна характерная черта индустриализации. По ее результатам ведущими отраслями промышленности стали не обрабатывающая, производящая товары широкого потребления, а базовая промышленность – металлургия, энергетика, машиностроение, на продукции которой базируются все остальные отрасли промышленности. Промышленный прогресс стал измеряться не тоннами хлопка или шерсти, а тоннами металла, угля, нефти.

О ТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ : 1. К АКУЮ ПРОБЛЕМУ ПОСТАВИЛ А.А. Б ЛОК В ЭТОМ ОТРЫВКЕ ? 2. С ОГЛАСНЫ ЛИ В Ы С ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ А.А. Б ЛОКА, КОТОРОГО НЫНЧЕ НЕКОТОРЫЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ И ИСТОРИКИ НАЗЫВАЮТ РОССИЙСКИМ Н ОСТРАДАМУСОМ – Б ЛОК ПРЕДСКАЗАЛ В СВОИХ СТИХАХ П ЕРВУЮ МИРОВУЮ ВОЙНУ, ПОЯВЛЕНИЕ БОМБАРДИРОВОЧНОЙ АВИАЦИИ И МНОГОЕ ДРУГОЕ ? Д ЛЯ ОБОСНОВАННОГО ОТВЕТА НА ЭТОТ ВОПРОС ЛУЧШЕ ПРОЧЕСТЬ ВСЮ ПОЭМУ ПОЛНОСТЬЮ. Век девятнадцатый, железный, Воистину жестокий век! Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек! В ночь умозрительных понятий, Матерьялистских малых дел, Бессильных жалоб и проклятий Бескровных душ и слабых тел!.. Век расшибанья лбов о стену Экономических доктрин, Конгрессов, банков, федераций, Застольных спичей, красных слов, Век акций, рент и облигаций, И мало действенных умов… А человек? - Он жил безвольно: Не он – машины, города, «Жизнь» так бескровно и безбольно Питала дух, как никогда…

К ЛЮЧЕВОЙ ВОПРОС – СЛАЙД 2. СЛАЙД В Европе процесс создания единых централизованных государств начался еще в Средние века: в 1479 г. было образовано Испанское королевство. Дания, Швеция и Норвегия в 1397 г. заключили договор о союзе, в состав объединенного королевства вошли Исландия и Финляндия г. считается временем создания единого Русского государства. И в Новое время этот процесс продолжался. В 1569 г. Польша и Литва создают Речь Посполитую – единое польско- литовское государство.

В результате образования централизованных государств в Европе возникла абсолютная монархия или абсолютизм: абсолютному монарху принадлежит верховная и неделимая власть. Он ни с кем не делится полномочиями, соединяя в своем лице все основные функции и ветви государственной власти, оставляя право единоличного принятия решений по всем вопросам внешней и внутренней политики.

В ЕРСАЛЬ - СИМВОЛ ЭПОХИ

Исторические анекдоты времен Людовика XIV Искусство лести достигло совершенства при дворе Людовика XIV. Известно, в частности, что начальник кадетской школы, узнав о предстоящем посещении его заведения королем и учитывая его привычку при любой возможности примерять очки (сравнивая их с собственными), оставил на видном месте очки и бумагу с текстом. Как и надеялся начальник школы, король заметил «приманку» и начал проверять очки, благо текст тут же рядом. Надо сказать, что это была очередная панигирика «королю-солнцу». - Нет, эти очки не лучше моих, - сказал Людовик вскоре. - Они слишком увеличивают. Пошли топиться На балу при французском королевском дворе Людовик XIV заметил: Король управляет милостию Божией. И если я повелеваю кому-либо броситься в воду, вы должны, не думая, выполнить приказ. Как только он закончил эту фразу, один из придворных направился к выходу. Куда же ты? недовольно спросил его король. Я еще не закончил. Учиться плавать, ваше величество.

П РОВЕРЬ СЕБЯ Утверждение, что в централизованных монархических государствах Европы Нового времени перестал действовать принцип «вассал моего вассала - не мой вассал»: Абсолютно неверно Отчасти неверно Абсолютно верно Данный принцип не нарушался королевской властью

П РОВЕРЬ СЕБЯ Назовите форму акционерной компании, вкладчики которой несут ответственность лишь в размере своего пая, не подвергая опасности остальное имущество: Открытое акционерное общество Закрытое акционерное общество Общество с ограниченной ответственностью ЧИФ - частный инвестиционный фонд

П РОВЕРЬ СЕБЯ Капиталистическое предприятие, основанное на разделении ручного труда, в котором все стадии технологического процесса рассредоточены по разным мастерским, называется: Рассеянная мануфактура Централизованная мануфактура Фабрика Завод

Соотнесите монархические династии и европейские страны, в которых они правили в Новое время. Пруссия Испания Франция Нидерланды Бурбоны Габсбурги Гогенцоллерны П РОВЕРЬ СЕБЯ