Паронимы Я изучаю то, чем наш язык богат, Что все богатство мира отражает, Людей, животных, вещи называет, Хранит надежно наших знаний клад. П. Чесноков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А2. Лексические нормы Паронимы. Задание А2 проверяет владение лексическими нормами, умение правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим.
Advertisements

Паронимы 10 класс. Паронимы (гр. para - возле + оnymа, onoma - имя) - это однокоренные слова, близкие по звучанию и значению. Паронимы, как правило, относятся.
Повторение изученного из раздела « Лексика ». Знакомство с понятием « паронимы »
ПАРОНИМЫ МОУ сош 11. Паронимы Паронимами называют слова, имеющие сходство в морфологическом составе, а следовательно, в звучании, но различающиеся по.
Урок русского языка в 7 классе. Паронимы. Автор: Шейкина Ирина Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Пичпандинская СОШ»
Лексика Понятие о паронимах. Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях (узнать - признать, одеть - надеть, подпись - роспись),
Занимательные задания по русскому языку Составитель: Носкова Т.Б.
П а р о н и м ы. Паронимы (то греч. para – «около» и onyma – имя) – это слова, сходные по строению, но имеющие разный смысл, образованные от одного корня.
Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые.
Лексика Лексика. Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка Лексикология употребляется в том же значении, что и термин лексика.
Автор: Крестова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ Брейтовской СОШ Ярославской области Конкурс интерактивных презентаций.
Морфемный состав слова. Морфемный состав слова. Слова состоят ( или могут состоять ) из приставки, корня, суффикса, окончания. приставки корня суффикса.
Слово делится на части Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей!
Тест мин. 5 Время тестирования Начать тестирование 8 Всего заданий Автор: Трошина Р.В. учитель русского языка и литературы МБОУ Лицей 15 г. Воронеж автор.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
Урок русского языка в 6 классе Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
Повторение изученного из раздела « Лексика ». Знакомство с понятием « паронимы »
Урок русского языка в 5 классе Презентация подготовлена учителем русского языка МБОУ СОШ 37 г. Краснодара Карлиной Ириной Владимировной.
Муниципальное общеобразовательное учреждение- средняя общеобразовательная школа 3 г.Аткарска г.Аткарска 2010 год.
Проект ученика 4а класса Гаврилович Владислава. Чаще всего под хорошей речью мы подразумеваем речь правильную, богатую и гибкую. Но что это значит? Правильная.
Транксрипт:

Паронимы Я изучаю то, чем наш язык богат, Что все богатство мира отражает, Людей, животных, вещи называет, Хранит надежно наших знаний клад. П. Чесноков Презентация к урокам русского языка по теме «Лексика» 5 класс Автор: учитель русского языка и литературы Сампурского филиала МБОУ Сатинской СОШ Осипова Нина Владимировна

Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Мы ошибаемся в употреблении этих слов. К ошибкам такого рода приводит неправильное понимание смысла словообразовательных элементов (приставок, суффиксов), которые могут придать слову не только новый оттенок (дружеский - дружественный), но и совершенно изменить его значение (остатки - останки)

Слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению, называются ПАРОНИМАМИ Примеры: лесная- лесистая; невежа- невежда; преобразить- преобразовать; гончий- гоночный

Паронимы бывают приставочными; суффиксальными; различающиеся конечными буквами

Приставочные паронимы. Различай значения! Уплатить - отдать, внести (деньги) в возмещение чего-либо (чаще всего речь идет крупной сумме денег) Оплатить -заплатить за что-нибудь Одеть кого-либо Надеть на себя Представить - предъявить, сообщить что-либо кому-либо. Познакомить с кем-либо, дать возможность ознакомиться с чем- либо. Признав достойным чего-либо, ходатайствовать о чём- либо Предоставить - отдать кого-что-либо в распоряжение, пользование кому-чему-либо. Дать возможность кому-либо сказать, сделать что-либо, чем-либо распорядиться.

Приставочные паронимы. Различай значения! Встряхнуть - приподняв, потрясти с силой. Стряхнуть - тряхнув, скинуть, сбросить. Поверка - сверка в точности. Перекличка с целью проверить наличный состав людей (спец.). Проверка - установление правильности чего-либо, соответствия чего- либо чему-либо. Обсудить -разобрать, обдумать, всесторонне рассмотреть, высказывая свои соображения по поводу чего-либо или о ком-либо. Осудить -выразить неодобрение кому- чему-либо, признать дурным. Приговорить к какому-либо наказанию, вынести обвинительный приговор, обвинить. Нетерпимый - такой, с которым нельзя мириться, недопустимый. Не считающийся с чужим мнением, лишённый терпимости. Нестерпимый - превышающий терпение, с трудом переносимый. Описка - ошибка в написании чего-нибудь по рассеянности. Отписка - формальный ответ, не затрагивающий сущности дела.

Различай значения! Составь словосочетания! Встать – подняться. Стать - сделаться кем-либо. Поступок – действие, совершенное кем- либо. Проступок – провинность, неблаговидный поступок.

Суффиксальные паронимы Большая часть паронимов связана с различием однокоренных прилагательного и причастия. Помни! Суффиксы –УЩ-/-ЮЩ-, -АЩ-/-ЯЩ- относятся к суффиксам причастия и обозначают производителя действия. КРАСОЧНЫЙ. Отличающийся яркими красками. КРАСЯЩИЙ. Служащий для окрашивания чего- нибудь, содержащий в себе краску (спец).

Различающиеся конечными буквами База - основание, основа. Опора чего-либо; опорный пункт. Склад, складской или снабженческий пункт. Базис - совокупность исторически определенных производственных отношений, образующих экономическую структуру общества и определяющих характер надстройки. Абонент - владелец абонемента (лицо или учреждение). Абонемент - право пользования чем-либо в течение определённого срока, а также документ, удостоверяющий это право.

Различающиеся конечными буквами Невежа - грубый, невоспитанный, невежливый человек. Невежда - малообразованный человек, неуч; человек, несведущий в какой-либо области знания, профан. Адресат - тот, кому адресовано почтовое отправление (лицо или учреждение). Адресант - тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение) Дипломат - должностное лицо, занимающееся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений. Дипломант - лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п. Студент, готовящий выпускную, дипломную работу.

Составь словосочетания! Военный - воинский тайна, звание, база,завод, корабль, самолёт, чин. Надеть- одеть пальто, ребёнка, перчатки, очки, чехлы на мебель.

Лингвистическая задача В каком предложении вместо слова «двойной» нужно употребить «двойственный»? а) Мы решили засадить аллею двойным рядом лип. б) Он вернулся домой со смешанным чувством зависти и презрения, это двойное чувство не покидало его ещё долго. в) Сотрудник вошёл в доверие и начал двойную игру. г) Многие старинные купеческие фамилии были двойными.

Вместо точек употреби одно из слов, указанных в скобках! 1. Прибывшие на конференцию предъявляли свои... (командировочные – командированные) удостоверения. 2. Бабушка сказала, что она с трудом припоминает... (лицо – личность) этого человека. 3. На сиденья автомобиля были... (одеты – надеты) чехлы. 4. Напрягая последние... (силы – усилия), мы завершили наше путешествие. 5. В нашем магазине большой выбор красивой и... (практической – практичной) обуви. 6. Прибывшее в порт судно... (встало – стало) на якорь. 7. Перед подвигом солдат Великой Отечественной войны мы... (преклоняем – склоняем) голову. 8. Студент внимательно слушал лекцию, делая... (пометы – заметки) в блокноте. 9. Мы так давно не виделись, что вначале я не... (узнал – признал) своего знакомого. 10. Группа старшеклассников... (зашла – пришла) в музей на лекцию. 11. В жизни можно многого добиться, прилагая... (силы – усилия).

Исправь ошибки! 1. Нас познакомили с новым комплектом гимнастических упражнений. 2. По фронтовой дороге тянулись обозы с беглецами. 3. Помещики жестоко угнетали своих крепостников. 4. Товарищ ответил мне дружественным пожатием. 5. Новый сорт семян не подвержен грибным заболеваниям. 6. Мы спрятали останки пищи в буфет. 7. Черты лица у него были невыразимыми. 8. В своих суждениях брат был резок и нестерпим.

Исправь ошибки! 1. Родители близко к сердцу воспринимают успехи своих детей. 2. Вслед за клубникой подоспели вишня и смородина. 3. Новый работник оказался человеком кристаллической честности. 4. На обмороженных стеклах окон видны узоры. 5. Утверждая приказ, директор школы ставит на нем свою роспись.

Подбери пару! Составь словосочетания! Драматический –... Дружеский –... Единственный –... Искусно –... Наследие –... Безответный –...

Информационные источники Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Под ред. Л. П. Крысина. – М., Просвещение, 1995 На берегах Лингвинии: Занимательный задачник по русскому языку: Кн. Для учащихся/ Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Л. Дроботова и др.; Под ред. Л. Д. Чесноковой. – М.: Просвещение, Юминова Е. В. Система работы с паронимами. –Газета «Первое сентября. Русский язык» 20/ Шаблон для презентации – Белозеровой Т.