Докладчик: Куклин Е., уч-ся 11 класса МБОУ «Эрхирикская сош» Научный рук-ль: Жигмитова С.Б., учитель русского языка и литературы
Цель: рассмотреть историю древней песни хори-бурят «Наин Нава». Цель: рассмотреть историю древней песни хори-бурят «Наин Нава». Поставленные цели определяют решение следующих задач: -рассмотреть существующие версии о местонахождении страны Наин- Нава, -рассмотреть существующие версии о местонахождении страны Наин- Нава, -исследовать историю хоринцев эпохи завоеваний Чингисхана. -исследовать историю хоринцев эпохи завоеваний Чингисхана. Объектом исследования является старинная песня хоринцев «Наин-Нава». Объектом исследования является старинная песня хоринцев «Наин-Нава». Предметом исследования становится история хоринского народа времен покорения монголами Юго-Западной Азии. Предметом исследования становится история хоринского народа времен покорения монголами Юго-Западной Азии. Нами выдвигается гипотеза о том, что происхождение песни хоринцев Наин –Нава связана с историей похода хана Хулагу в западные области Иранской земли. Нами выдвигается гипотеза о том, что происхождение песни хоринцев Наин –Нава связана с историей похода хана Хулагу в западные области Иранской земли. Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части и заключения. Цели и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части и заключения.
Песня «Наин-Нава» Аян(хан) зала заланай Аян(хан) зала заланай Наи –Нава мини лэ(миниеэ лэ гу?) Наи –Нава мини лэ(миниеэ лэ гу?) Байдан, Баидан байдалай Байдан, Баидан байдалай Бада – Ёго мини лэ(миниеэ лэ гу?) Бада – Ёго мини лэ(миниеэ лэ гу?) Походная жизнь от судьбы Наи – Нава ты моя (моя ли?) Байдан – байдан от жизненной ситуации Бада – Ёго ты моя? (моя ли?)
Провинция НАИНАВА
Хулагу-хан
Топонимы В этой провинции Ирака сегодня обнаруживается немало топонимов, удивительно совпадающих с упоминаемыми в бурятских преданиях. В этой провинции Ирака сегодня обнаруживается немало топонимов, удивительно совпадающих с упоминаемыми в бурятских преданиях. Например, немного севернее города Мосул (Могул) – административного центра провинции Наи Нава, есть населенный пункт Айн-Зьала (в бурятской песне – Аян Заяла), к западу от Мосула расположен городок Эль- Бади, т.е. Бада (Эль - приставка в арабском написании названий) (ст. Бада в Читинской области). На севере города Мосул течет река Кяхта. Стоит городок Аршан. Там же, в Наи Нава, протекают реки Заб(а), Хабур (Хабар), а на северной окраине провинции есть город Заху (Заха). Например, немного севернее города Мосул (Могул) – административного центра провинции Наи Нава, есть населенный пункт Айн-Зьала (в бурятской песне – Аян Заяла), к западу от Мосула расположен городок Эль- Бади, т.е. Бада (Эль - приставка в арабском написании названий) (ст. Бада в Читинской области). На севере города Мосул течет река Кяхта. Стоит городок Аршан. Там же, в Наи Нава, протекают реки Заб(а), Хабур (Хабар), а на северной окраине провинции есть город Заху (Заха). На реке Заба стоит городок Алтын кёпрю, есть город Майдан (Байдан). На реке Заба стоит городок Алтын кёпрю, есть город Майдан (Байдан).
Заключение. Все вышеизложенное, а также фактологические данные, сохранившиеся в народной памяти в форме преданий и исторической песни «Наян-Нава», дают очень веское основание для рассмотрения версии о местонахождении «загадочной» родины многих (7-9) поколений бурят XIII-XV вв. Подводя итоги, мы заключаем, что, во-первых, в преданиях сохранились названия края, где жили хоринцы в XIII-XV вв. Совпадение названия географической области Наи-Нава с его топонимами, с названиями из преданий и песни не случайно. Именно здесь располагались кочевья монголов, в том числе хори, во времена улуса. Во-вторых, в преданиях говорится о том, что в тех краях «бывало кони топтали своими копытами изюм», т.е. виноград; что днище конских копыт, бывало забито этим «зумом». Об этом же, например, пишет известный монгольский писатель, лауреат Государственной премии Монголии С.Эрдэнэ. Как видно, все вышеперечисленное указывает на территорию улуса хулагуидов - Монгольского государства XIII-XIV вв. в Юго-Западной Азии. Потому неудивительно, что до настоящего времени у бурят ещё сохранились отдельные слова в языке, элементы быта и культуры, родственные с некоторыми средневековыми традициями народов Среднего Востока. Это является очевидным результатом длительных и близких контактов и взаимовлияния в историческом прошлом.