26 октября. Тема урока : « Экология языка - экология нравственности. экология нравственности. Создание словаря (?...) слов.»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект «Сленг в языке учащихся нашей школы» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 города Боброва» Бобров 2011.
Advertisements

Цель исследования: - изучить историю сленга и выявить особенности школьного сленга. Цель исследования: - изучить историю сленга и выявить особенности.
ПРОЕКТ «Молодежный жаргон: норма или антинорма» ГБОУ СОШ с. Падовка Авторы проекта: учащиеся 8 класса Руководитель проекта: Павлова Н.В. Село Падовка Пестравского.
Чем опасна неформальная лексика?. Эпиграф Если человек иногда не владеет своими чувствами, то должен всегда владеть своими выражениями. П. Буаст.
Молодежный сленг – «прикол» или проблема русского языка? Выполнили ученики 9 «А» класса Кондрашечкина Мария Ковалёва Карина Герасимович Дмитрий.
«Молодёжный сленг». Да и что такое сленг вообще и, в частности, что такое молодежный сленг?
Школьный сленг Тагиев Т., Птаховский А., Жигайлов И.
Презентация по русскому языку Выполнила Шабалина Татьяна Учитель Костюченко Л.А.
Молодёжный сленг и культура речи Молодёжный сленг и культура речи Автор: Попов Сергей, учащийся 8б класса МКОУ Мокроусовская СОШ 1 Руководитель: Погадаева.
Профессионализмы, жаргонизмы и сленг, употребляемы старшеклассниками Информацию собирал 10А класс.
Школьный сленг Мельникова Полина 7 Б класс 2008 Учитель Чернышов Н. И.
Мы в теме Задачи работы: - показать примеры различных форм молодёжного сленга; - проанализировать отношение молодёжи к различным пластам этого жаргона.
Автор: Акбаева Анна Андреевна ученица 10 класса Руководитель: Чибышева М.Г., учитель русского языка.
Я на мир взираю из-под столика: Век двадцатый, век необычайный. Чем он интересней для историка, Тем для современника печальней. (Николай Глазков).
Жаргон в устной речи современных школьников Работу выполнили : Румак Алена и Бородина Анастасия. Ученицы 6 « Г » класса Школы 25 г. Перми. Руководитель.
1 Русский язык – национальный язык русского народа. На русском языке говорят 138 млн. человек, проживающих на территории России (99,4 %), по данным Всесоюзной.
Prezentacii.com «Молодежный сленг как неотъемлемая часть речи подростков» Учебно-исследовательский проект по русскому языку Автор: Корнилова Елена, Ученица.
Из истории слов… «Сленг» в речи подростков…. В речи людей, окружающих меня, преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы. Что же.
Социально- групповая разновидность языка. Из всех современных социально-групповых разновидностей языка наиболее значим социально молодежный жаргон, который.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9» Выполнила ученица 9а класса Роденко Евгения Руководитель: учитель русского.
Транксрипт:

26 октября. Тема урока : « Экология языка - экология нравственности. экология нравственности. Создание словаря (?...) слов.»

Что такое ЭКОЛОГИЯ ЯЗЫКА ?

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер - «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит.» прислушаться к тому, как он говорит.» Д.С.Лихачев. Д.С.Лихачев.

ВИДЕОСЮЖЕТ о состоянии речевой и языковой культуры.

От чего надо защищать русский язык? 1. Ненормативная лексика. 2. Чрезмерное употребление заимствованных слов. 3. Агрессивная языковая среда радио и телевидения, СМИ, Интернета

Сленг –разновидность речи, используемой преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии или возраста.

Литературный язык Нелитературные разновидности просторечия диалекты Территориальные ( говоры ) Социальные Книжные слова Стандартные разговорные слова Нейтральные слова вульгаризмы профессионализмы Сленг и жаргон – это уровни национального языка Национальный язык

Что такое ЖАРГОН? Жаргонизмы –это слова, используемые определенними группами людей, которые имеют не для всех понятный смысл. Жаргон отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особим использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой. Жаргонизмы –это слова, используемые определенними группами людей, которые имеют не для всех понятный смысл. Жаргон отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особим использованием словообразовательных средств, но не обладающий собственной фонетической и грамматической системой.

СТЕБАТЬСЯ – ИЗДЕВАТЬСЯ СТЕБАТЬСЯ – ИЗДЕВАТЬСЯ КЛИКУХА – ПРОЗВИЩЕ КЛИКУХА – ПРОЗВИЩЕ ТЕЛЕК – ТЕЛЕВИЗОР ТЕЛЕК – ТЕЛЕВИЗОР ВЕЛИК – ВЕЛОСИПЕД ВЕЛИК – ВЕЛОСИПЕД КЛАВА – КЛАВИАТУРА КЛАВА – КЛАВИАТУРА МОБИЛА – МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН МОБИЛА – МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН НОУТ – НОУТБУК НОУТ – НОУТБУК КОМП – КОМПЬЮТЕР КОМП – КОМПЬЮТЕР КОТЭ – КОШКА КОТЭ – КОШКА ВОТКНУТЬ, ВЫРУБИТЬ – УДАРИТЬ ВОТКНУТЬ, ВЫРУБИТЬ – УДАРИТЬ МАГАЗ – МАГАЗИН ОФИГЕВШИЙ – ОБНАГЛЕВШИЙ БЕСПАЛЕВНО – НЕЗАМЕТНО ТУСА – ВЕЧЕРИНКА КРЫША – ГОЛОВА ПАРИТЬСЯ – БЕСПОКОИТЬСЯ ГНАТЬ – ВРАТЬ БАБОСЫ – ДЕНЬГИ ФЭНЫ – ФАНАТЫ МУТИТЬ - ВСТРЕЧАТЬСЯ

Подробнее о сленге… Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Ср. два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!) Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной. (Ср. два выражения. На книжном, литературном языке: Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни. На сленге: Я просто тащусь от этой песни!)

ПРИМЕРЫ СЛЕНГА КЛЁВО, ПОНТОВО, КРУТО, ОФИГЕННО, ОБАЛДЕННО, ЧЁТКО, СУПЕР, КУЛЬНО, ЗАШИБИСЬ, ШИКАРНО – ХОРОШО КЛЁВО, ПОНТОВО, КРУТО, ОФИГЕННО, ОБАЛДЕННО, ЧЁТКО, СУПЕР, КУЛЬНО, ЗАШИБИСЬ, ШИКАРНО – ХОРОШО ХАВАТЬ, УМИНАТЬ, ХОМЯЧИТЬ – КУШАТЬ ХАВАТЬ, УМИНАТЬ, ХОМЯЧИТЬ – КУШАТЬ ПИПЕЦ, ОТСТОЙ, КРАНТЫ, ТУПО, ФИГОВО, ИДИОТСКИ, ПАРШИВО, КАПЕЦ, ПАРАША, ШНЯГА – ПЛОХО ПИПЕЦ, ОТСТОЙ, КРАНТЫ, ТУПО, ФИГОВО, ИДИОТСКИ, ПАРШИВО, КАПЕЦ, ПАРАША, ШНЯГА – ПЛОХО ОЧУМЕТЬ, ОФИГЕТЬ, ВАЩЕ, ОХРЕНЕТЬ, ВАУ, ЖЕСТЬ – ВОСТОРГ ОЧУМЕТЬ, ОФИГЕТЬ, ВАЩЕ, ОХРЕНЕТЬ, ВАУ, ЖЕСТЬ – ВОСТОРГ БРО, КОРЕШ, БРАТОЧЕК, ДРУЖБАН, БАТЮНЯ – ДРУГ, ТОВАРИЩ БРО, КОРЕШ, БРАТОЧЕК, ДРУЖБАН, БАТЮНЯ – ДРУГ, ТОВАРИЩ ФАНАТЕЮ, ТАЩУСЬ, БАЛДЕЮ, КАЙФУЮ - НАСЛАЖДАЮСЬ ФАНАТЕЮ, ТАЩУСЬ, БАЛДЕЮ, КАЙФУЮ - НАСЛАЖДАЮСЬ

Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России. Отмечают три бурные волны в развитии молодёжного сленга в России. 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них. тискать – воровать, накатить – пожаловаться,лепить горбатого – притворяться, стоять на стреме – сторожить, охранять,шумовка – еда и т.д. 20-е годы. Первая волна связана с появлением огромного количества беспризорников в связи с революцией и гражданской войной. Речь учащихся подростков и молодёжи окрасилась множеством «блатных» словечек, почерпнутых у них. тискать – воровать, накатить – пожаловаться,лепить горбатого – притворяться, стоять на стреме – сторожить, охранять,шумовка – еда и т.д. Из истории…

2. 50-е годы. Вторая волна связана с появлением «стиляг». Вместе со своей особой модой (узкие брюки,клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве)стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов,частично – из музыкальной среды, частично – неизвестно откуда. Чувак, чувиха –парень, девушка, которые являются своими в стиляжьей компании, брод – место вечерних прогулок (от Бродвея), хилять – ходить, гулять; лажа – ерунда, вранье и т.п. Вместе со своей особой модой (узкие брюки,клетчатые пиджаки, цветастые галстуки, ботинки на толстой каучуковой подошве)стиляги принесли и свой язык, частично заимствованный из иностранных слов,частично – из музыкальной среды, частично – неизвестно откуда. Чувак, чувиха –парень, девушка, которые являются своими в стиляжьей компании, брод – место вечерних прогулок (от Бродвея), хилять – ходить, гулять; лажа – ерунда, вранье и т.п.

70-80-е годы. Третья волна связана с периодом застоя, породившим разные неформальные молодёжные движения и «хиппующие» молодые люди создали свой «системный» сленг как языковый жест противостояния официальной идеологии.

В русский язык проникло много иностранных(особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на сленге старшеклассников. Герла – девушка, уменьшительное – герленыш; трузера – брюки,штаны; кайрат – длинноволосый юноша, хиппи; шузняк – любая обувь; сейшн – вечеринка; хипповать – вести себя независимо, пренебрегая общими правилами В русский язык проникло много иностранных(особенно английских) слов. Разумеется, это не могло не сказаться на сленге старшеклассников. Герла – девушка, уменьшительное – герленыш; трузера – брюки,штаны; кайрат – длинноволосый юноша, хиппи; шузняк – любая обувь; сейшн – вечеринка; хипповать – вести себя независимо, пренебрегая общими правилами

Сегодня сленговые выражения активно употребляют в своей речи ди-джеи, ведущие молодёжных каналов, журналисты молодёжных журналов и газет.Много таких слов, конечно же, в социальных сетях Интернета. Сегодня сленговые выражения активно употребляют в своей речи ди-джеи, ведущие молодёжных каналов, журналисты молодёжных журналов и газет.Много таких слов, конечно же, в социальных сетях Интернета.

Демонстрация словарей. Демонстрация словарей.

Итоги социологического опроса (9-11 кл.)

Нужны ли жаргонизмы и сленг в речи?

Могли бы вы обойтись без жаргонизмов?

Среди учащихся нашей школы был проведен социологический опрос с целью выяснения причин употребления сленговых выражений в речи. Среди учащихся нашей школы был проведен социологический опрос с целью выяснения причин употребления сленговых выражений в речи. Я употребляю сленг и жаргоны, потому что … - хочу, чтобы меня понимали сверстники – 9 % - это экономит время при общении – 7 % - помогает выразить эмоции и чувства – 13% - хочу быть современной (-им)–9% - это вошло в привычку – 12 % - все мои друзья так говорят – 19% - это модно – 14 % - хочу выглядеть крутой(-им) – 15%

Игровая ситуация: «А знаем ли мы нормы литературного языка?» (КТО БЫСТРЕЕ? ) «А знаем ли мы нормы литературного языка?» (КТО БЫСТРЕЕ? )

Рекомендации для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы и сленговые выражения. Необходимо : 1) читать хорошую литературу; 2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой; 3) практиковать выступления перед аудиторией; 4) Повышать самооценку, чтобы быть уверенним в своих словах.

Стихотворение «Ода русскому языку».

Называем словари… Почему сделали такой выбор?

Домашнее задание. Попробуйте объяснить эпиграф.(Устное рассуждение.)

Литература Мокиенко, Никитина В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина. Большой словарь русского жаргона. СПб., Мокиенко, Никитина В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина. Большой словарь русского жаргона. СПб., Никитина Т.Г. Никитина. Молодежный сленг. Толковый словарь: Более слов; свыше 3000 фразеологизмов. М., 2003 Никитина Т.Г. Никитина. Молодежный сленг. Толковый словарь: Более слов; свыше 3000 фразеологизмов. М., 2003 Никитина Т.Г. Никитина. Толковый словарь молодежного сленга. М., Никитина Т.Г. Никитина. Толковый словарь молодежного сленга. М., Материал с сайта Материал с сайта