(жанры публицистического стиля). Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определённого типа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности публицистического стиля. Сфера употребления Общественно-экономические Политические Культурные отношения Газеты, журналы.
Advertisements

Урок русского языка в 11 классе Тема урока: Особенности публицистического стиля Учитель: Борисова В. Г.
Стили речи 1. Разговорный стиль 2. Научный стиль 3.Официально-деловой стиль 4. Публицистический стиль 5. Художественный стиль.
Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна Работу выполнила Ученица 7 «Б» класса Петрова Анна.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Стили речи. Публицистический стиль речи.. С тилистика- раздел науки о языке, изучающий стили речи и их особенности.
Цель урока: 1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту; 2) совершенствовать навыки анализа текста; 3) воспитывать уважительное.
Публицистический стиль речи. Выполнила ученица 11 класса «Б» МОАУСОШ школы200 Якубовская Таисия.
Публицистический стиль речи Презентацию подготовила Шерстнёва Карина 11 «Б» класс.
СТИЛИ РЕЧИ Презентация преподавателя русского языка Ситчихиной Елены Михайловны.
Публицистический стиль Автор проекта: Евгения Фелькер, 7 класс Руководитель: Коптелова Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы.
Как писать сочинение-очерк. Цели: изучить очерк как жанр публицистики, его разновидности изучить очерк как жанр публицистики, его разновидности написать.
Стили речи РазговорныйКнижные Официально -деловой Научный Публицисти ческий Художеств енный.
Стили речи (развитие речи- 9класс) Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Изоплит Гончаровой Л.В.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
Урок развития речи 8 класс. Цель урока: Через исследование жанра «статья» расширить полученные ранее знания о публицистическом стиле речи.
Что мы знаем о типах и стилях речи? Интерактивный тренажёр для повторения типов и стилей речи Степанова Н.А., учитель МБОУ «Прутская СОШ»
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Транксрипт:

(жанры публицистического стиля)

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определённого типа речи, каждый из которых имеет свои композиционные особенности. (Описание, повествование, рассуждение) Чаще всего в одном тексте сочетаются различные типовые фрагменты, но всё-таки один из них является доминирующим. – Какие типы речи вы уже знаете?

Каковы отличительные особенности рассуждения как типа речи? Рассуждение Во-первых, большинство предложенных в контрольно– измерительных материалах для анализа текстов является рассуждениями. Во-вторых, мониторинг показал, что выпускники затрудняются в определении именно этого типа речи, так как не всегда ярко выражены в текстах отличительные признаки рассуждения. (Тезис, доказательство, вывод).

Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие. (Журнал Наука и жизнь) 1) научно-популярный стиль, повествование; 2) публицистический стиль, рассуждение; 3) публицистический стиль, повествование; 4) научный стиль, описание. Анализ текста. Опираясь на таблицу, попробуйте определить, к какому типу речи принадлежит этот текст. (Рассуждение) Докажите Наличие тезиса, доказательства, вывода

(Рассуждение – это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательства).) – Что представляет собой описание? (Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.) – Какой тип речи называется повествованием? (Повествование – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях. Основное его свойство– динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.) – Что же мы называем рассуждением?

– Давайте выясним, признаки публицистического стиля. Не всегда рассуждение можно определить по этим признакам. В ряде текстов-рассуждений не всегда ярко выражен тезис или доказательство. Но именно в таких текстах авторы объясняют какие-либо явления. Следует помнить, что существует три типа рассуждений: рассуждение-объяснение (толкование понятия, сути явления), рассуждение– размышление (раздумья над различными жизненными ситуациями), рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? что из этого следует?). К какому виду рассуждения принадлежит данный текст? (Рассуждение-размышление). Определите стиль текста? (Публицистический)

Чем характеризуется каждый функциональный стиль? Сфера применения Стилевые особенности речи Языковые средства

Сфера применения (где?)– общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги. Функции (зачем?)Воздействие и убеждение с целью формирования какой- либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу. Основные стилевые особенности Документальная точность (говорится о реальных, а не вымышленных лицах, событиях); логичность; открытая оценочность и эмоциональность; призывность; сочетание экспрессивности и стандарта. Основные языковые средства сочетание книжной, в том числе сниженной, лексики; экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляции(деление высказывания на части, соответственно их смысловой значимости), риторические вопросы); изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т.п.). Жанры Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании Публицистический стиль

В таком очерке можно встретить и путевые заметки, зарисовки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выражением определенного взгляда, одним из средств доказательства. В центре проблемного очерка социально значимые вопросы: политические, экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться в решение важных проблем вступает в полемику со своими оппонентами. В этом жанре публицистического стиля речи могут использоваться портретные зарисовки, но главным здесь оказывается не характер того или иного человека, а его отношение к данным вопросам, различные точки зрения, различные взгляды. Проблемный очерк строится по типу рассуждения. Очерк такого типа носит полемический характер.

Определите проблему. Можно ли считать проблемным очерком прочитанный текст ? (Да). Почему? ( Потому что в этом тексте поднимается проблема.) ( Проблема искусства общения между людьми. А это на сегодняшний день актуально.) Василий Михайлович Песков

Святые (эпитет) места. Любовь к Родине. Что означают эти слова? Я вспоминаю свой первый приезд в Москву. Сойдя утром с поезда, я отправился на Красную площадь. Мимо, торопливо рассуждая о пустяках, шли люди. (инверсия) Меня удивляло, что никто из них не испытывает трепета (метафора) к этому священному ( эпитет) месту. Я дождался открытия собора Василия Блаженного. Запомнились камни (инверсия) на лестнице ( метонимия), по которым прошло столько людей. А ведь ( сниженная лексика) перед войной появилась идея (инверсия) снести собор и расширить Красную площадь. К счастью (вводное слово), храм не сломали. Сегодня и Красная площадь, и храм Василия Блаженного – священные для россиян места. Поскольку (подчинительный союз со значением следствия) древние мастера свой талант могли выразить лишь строя храмы, соборы, монастыри, то, сохраняя их, мы сохраняем и память об этих мастерах. В суете ежедневных дел (метафора) мы обязательно должны помнить свои истоки (метафора), ибо (книжная лексика) наше прошлое и окружающий нас мир мы называем одним словом – отечество, любовь к которому нужно обязательно воспитывать… Прочитайте текст Василия Михайловича Пескова, русского писателя, журналиста. Однородные члены предложения, вопросительные конструкции.

Дополнительное задание. – Выпишите слова, в написании которых вы затрудняетесь. Объясните их правописание. – Объясните все знаки препинания. Можно ли считать этот текст проблемным очерком? Аргументируйте свой ответ. Определите проблему, которую поднимает Василий Песков в своём тексте. (Отношение к святым местам.) – Определите тему текста? (Тема исторической памяти.) Считаете ли вы актуальной, важной тему, поднятую автором? Докажите, что текст Пескова – рассуждение. – Какие средства выразительности характерны для этого текста? Выпишите их

Необходимо учитывать при написании проблемного очерка: 1)основы построения; 2)наличие проблемы; 3)наличие выразительных средств Домашнее задание Используя собранный материал и знания, полученные на этом уроке, дома вы напишите проблемный очерк по прочитанному тексту В. Пескова Святые места. Подумайте, как вы будете строить текст, какие смысловые отношения будут между предложениями, как они будут выражаться.