Федеральное агентство по образованию Филиал ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» в г. Миассе Кафедра педагогики и психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обучающегося: Курчатова А.В. Научный руководитель: Шандыбо С.В. к.пед.н.,доцент. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева.
Advertisements

Российский государственный социальный университет Кафедра социальной работы и психологии Дипломная работа: «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного.
Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста средствами дидактических игр.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
Социально – психологические аспекты причин беспризорности среди подростков.
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
ГБОУ Школа 1034 ДО-4 Тема:«Социально-педагогическая работа с детьми группы риска в условиях дошкольного образовательного учреждения» Морозова А.М.. Москва.
Коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА) Тема: «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССАХ»
Эмоциональный аспект взаимодействия в детско- родительских взаимоотношениях у старших дошкольников Педагог-психолог МОУ детского сада 307 детского сада.
«Формы взаимодействия ДОУ, семьи и школы в формировании «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы» Опытно – экспериментальная программа.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ 3 г. ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
«КАЗАНСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г. ТИМИРЯСОВА (ИЭУП)» Выпускная квалификационная работа Тема: «ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ.
Цель исследования Цель исследования: выявить и научно обосновать психолого- педагогические средства предупреждения и преодоления отклонений в поведении.
Мониторинг формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни система диагностических исследований, направленных на комплексную.
Муниципальное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 1 Психологическое сопровождение образовательного процесса Педагог-психолог.
Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Выполнила: Кудрина И. Ф. Руководитель: Володина И. В.
Психолого-педагогическое сопровождение тревожного ребёнка.
Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
Транксрипт:

Федеральное агентство по образованию Филиал ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» в г. Миассе Кафедра педагогики и психологии Квалификационная работа Психолого-педагогические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие младших подростков Автор работы: Чернышова Е.В. Специальность Педагогика и психология Гр. 309 Руководитель: Пичугина И.В. Доцент, кандидат пед. наук Миасс, 2010

Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого- педагогические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие младших подростков. Объект исследования - эмоциональное благополучие младших подростков. Предмет исследования - психолого-педагогические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие младших подростков. Задачи исследования: Проанализировать особенности эмоциональной сферы подростков. Определить психолого- педагогические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие подростков. Разработать программу коррекционных занятий, направленных на формирование эмоционального благополучия у подростков.

Этапы исследования: 1. Констатирующий – сентябрь-октябрь 2007 г. 2. Формирующий – октябрь-март уч. г. 3. Контрольный – апрель 2008 г. Методы исследования: теоретические методы: анализ литературы по проблеме, сравнение, анализ, синтез; - эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, беседа, методы математической обработки данных. База исследования МОУ «средняя общеобразовательная школа 11» г. Миасс. Исследованием на констатирующем этапе были охвачены 20 детей в возрасте лет и 20 родителей. На этапе формирующего эксперимента 10 детей, 20 родителей и 10 педагогов. На контрольном этапе – 20 детей: 10 детей контрольной и 10 экспериментальной группы.

Эмоциональное благополучие младших подростков - устойчивое эмоционально-положительное самочувствие подростка в школе, основой которого является удовлетворение его возрастных, социальных потребностей (позитивная Я- концепция, успешность в сфере общения и учебной деятельности). Показатели эмоционального благополучия общее эмоциональное состояние ученика в школе; удовлетворенность учебной деятельностью; возможность достигать успеха и положительных учебных результатов; отношение к ситуациям проверки знаний; ожидание оценок со стороны значимых других; самооценка; удовлетворенность отношениями с учителем; удовлетворенность взаимоотношениями в первичном коллективе. Таким образом, проведенное исследование подтвердило целесообразность формирования эмоционального благополучия младших подростков, поскольку для них характерны: неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений; повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость; склонность к риску, агрессивности, поиск приемов самоутверждения; формирование самосознания своего "Я", эго идентичности.

Цель исследования экспериментально выявить факторы, влияющие на эмоциональное благополучие подростков и наметить пути их коррекции. Методы исследования: Констатирующий эксперимент: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, беседа. Формирующий: беседы с педагогами и родителями, коррекционно-развивающая программа для детей, включающая 12 занятий с элементами тренинга Контрольный срез: наблюдение, тестирование, методы математической обработки данных. Методики: -Тест школьной тревожности Филлипса -методика диагностики родительского отношения (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин). -«Социометрия». Задачи исследования: 1. Определить уровень тревожности подростков. Провести диагностику взаимоотношений в семье. Изучить особенности взаимоотношений подростков со сверстниками. 2. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию эмоционального благополучия подростков. 3. Провести контрольный срез и выявить результативность проведенной программы.

Этапы программы 1 этап просветительский – проведение бесед с подростками, их родителями и педагогами, чтение лекций. Этот этап включает два занятия; 1 занятие. Цель: дать представление учащимся, их родителям и педагогам об особенностях формирования личности в подростковом возрасте; 2 занятие. Цель: знакомство подростков, их родителей и педагогов с особенностями стресса, фрустрации, тревожности и факторами, влияющими на формирование негативных эмоциональных состояний, и способами борьбы с ними; 2 этап коррекционный – подбор и проведение игр, упражнений на снижение уровня тревожности, фрустрации. Целью этого этапа - является коррекция эмоциональных состояний подростков. Задачи: - снижение эмоционального напряжения, тревожности; - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое; - обучение эффективным способам общения; - коррекция эмоциональной сферы подростка с помощью ролевых игр; - обучение ауторелаксации.

В результате диагностики тревожности, было выявлено, что уровень школьной тревожности по всем шкалам в контрольной группе выше, чем в экспериментальной. Основные страхи переживания подросток испытывает в общении со сверстниками.

Средние показатели по данным методики Варга-Столина 1. Отвержение 2. Социальная желательность 3. Симбиоз 4. Гиперсоциализация 5. Инфантилизация

Результаты социометрии Изучив особенности социально- психологического климата и межличностных отношений в данной учебной группе, мы пришли к выводу о том, что характер взаимоотношений в группе способствует формированию неблагоприятного эмоционального состояния большинства подростков. После проведенных занятий подростки научились понимать и адекватно проявлять свои эмоции и чувства. Атмосфера в классе улучшилась и стала способствовать благоприятному эмоциональному состоянию подростков.

Результаты выполнения квалификационной работы подтвердили выдвинутую гипотезу, достигнуты главная цель и задачи исследования: выявлены психолого- педагогические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие младших подростков, что дает основание сделать следующие выводы. 1. Проведенное исследование подтвердило целесообразность формирования эмоционального благополучия младших подростков. 2. Взаимоотношения младших подростков в школе со сверстниками и с педагогами и семейные взаимоотношения относятся к важным психолого- педагогическим факторам, влияющим на их эмоциональное благополучие. 3. Подобранный диагностический инструментарий определения уровня эмоционального благополучия предполагает комплексный подход и включает в себя оценку состояния тревожности в школе, статус в коллективе сверстников и оценку детско- родительских отношений. 4. Разработанная программа показала свою эффективность. Данная технология носит комплексный характер. Во-первых, коррекцией желательно охватить всех участников воспитательно- образовательного процесса: детей, их родителей и педагогов. Во- вторых, в коррекционную работу желательно вовлечь всех специалистов школы.

Изучаем эмоции

Рисуем настроение (упражнение «Прогноз погоды»)

«Волшебная рука»

Копилка обид

«Слепой и поводырь»

Благодарим за внимание!