«Говорящие» фамилии в рассказах А.П. Чехова как средство художественной выразительности. Чеховская средняя школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Антон Павлович Чехов. (1860 – 1904) тахечох вговови ранрогл ачлинме одаялта нвхчехо иеасмюн мспроет.
Advertisements

Мастер-классМастер-класс Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2 Данилова Э.Р.
«В рассказах Чехова читатель непременно увидит себя и свои мысли». Л.Толстой.
Задания 1 группе: 1) Вспомните прочитанные рассказы, посмотрите в содержание сборника рассказов Чехова, что вы можете сказать о заглавиях? Какие они? 2)
КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ Урок по рассказу Ивана Шмелева МБУ лицей 37 г.Тольятти Учитель Жарская Е.А.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Познакомьтесь с содержанием презентации и выполните практическую работу.
«Говорящие» фамилии в произведениях А.П.Чехова Выполнила ученица 10 «А» класса Старорусская А.
Понятие о комическом. Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» /Урок литературы Урок литературыУрок литературы в 7 классе А/ в 7 классе А/
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее… К.Чуковский.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Овладение приемами работы с художественным текстом Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему.
Р АССКАЗЫ А НТОШИ Ч ЕХОНТЕ. Внеклассное чтение. Краткость – сестра таланта. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
А.П.Чехов «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Презентация урока по литературе в 6 классе. Учитель: Межакова С.М.
В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА СЛОВА В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА СЛОВА А.П. ЧЕХОВ А.П. ЧЕХОВ (1860 – 1904) (1860 – 1904) ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО ЧЕХОВА-РАССКАЗЧИКА.
Идейно- художественное своеобразие ранних рассказов А.П.Чехова Урок литературы в 11 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46.
КАК АВТОР СОЗДАЕТ ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ? КАК АВТОР СОЗДАЕТ ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ? (Леонид Соловьев и Ходжа Насреддин) Исследовательский проект.
Транксрипт:

«Говорящие» фамилии в рассказах А.П. Чехова как средство художественной выразительности. Чеховская средняя школа

Зимние фамилии: Зимин, Морозов, Сугробов, Замятин. Словарь фамилий уральских казаков: Бизянов, Бородин, Запрометов, Погадаев, Разживин, Чегнахаев, Щучкин. Названия монет в основах русских фамилий: Алтынов, Грошев, Деньгин. Весенние фамилии: Веснин, Мартов, Апрелев, Майский. Воинские звания и рода войск в основах фамилий: Гусаров, Казаков, Майоров, Сотников Практически во всех рассказах А.П. Чехова присутствуют ирония и юмор. Они выражаются разными способами. Ирония может закладываться и в имена героев, и в их фамилии.

Целью работы является - доказательство того, что «говорящие» фамилии являются активным художественным приёмом в творчестве А.П.Чехова; - непосредственное выявление «говорящих» фамилий в рассказах; - составление краткого словарика «говорящих» фамилий. Актуальность работы: для того чтобы проникнуть в замысел писателя, читать более глубоко, необходимо проанализировать в рассказах Чехова детали, каковыми и являются «говорящие» фамилии. Фамилии героев несут большую художественно-смысловую информацию. «Говорящие» фамилии Появление фамилий в русском языке Появление фамилий в русском языке Значение и этимология русских фамилий Значение и этимология русских фамилий Словарь, изучающий этимологию фамилий Словарь, изучающий этимологию фамилий Использование Чеховым «говорящих» фамилий для характеристики персонажей Использование Чеховым «говорящих» фамилий для характеристики персонажей Соотнесение «говорящих» фамилий и их значений Соотнесение «говорящих» фамилий и их значений

Проанализировав 53 рассказа из 95, написанных А.П. Чеховым, стало понятно, что автор не пытался во всех своих произведениях назвать героев такими фамилиями, которые бы характеризовали их. Говорящие фамилии встретились ему только в двадцати рассказах.

короткое вступление; нет подробного описания пейзажа, портрета; яркие художественные детали; основа рассказа – диалог. 1.Простое,короткое заглавие 2.Традиционная композиция 3.Предельно короткая экспозиция 4.Диалоговое построение рассказа 5.Речь героев- основа их характеристики 6.Говорящая деталь

Мы проанализировали несколько рассказов А.П.Чехова и попытались выявить в них так называемые «говорящие» фамилии, дав им своё толкование. Очумелов – полицейский надзиратель. Макар Кузьмич Блесткин – лет двадцати трех, франтовато одетый. Тестов – хозяин трактира. Муркин – настройщик фортепиано. Печонкина –целительница. Замухришин –оскудевший помещик.

Фамилии играют существенную роль при создании литературно- художественного текста. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а так же характеров героев и сутью создаваемых образов. Выводы.

Его я часто вспоминаю. Вот и теперь передо мной Стоит он, точно как живой, Такой, каким его я так люблю и знаю: Сухие, тонкие черты, Волос седеющие пряди И эта грусть в глубоком взгляде, Сосредоточенном и полном доброты. Больной и бесконечно милый, Он был похож на первоцвет, Сквозь снег пробившийся на свет. А.Фёдоров.

Карпикова Гаухар, ученица 7 класса Чеховской средней школы Чеховской средней школы