КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Литературная композиция, Литературная композиция, посвящённая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Библиотечный урок МАТЕРИНСКАЯ АЗБУКА ЖИЗНИ Подготовила и провела учитель русского языка и литературы МОУ КОСОШ Струценко Н.В.
Advertisements

"Он похож на свою Родину" Виртуальная экскурсия по мемориальному музею – заповеднику В.М.Шукшина.
( ). Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель,
Презентация лучшего опыта работы учителей по теме «Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся» Из опыта работы учителей русского.
Компьютерная презентация. В этой жизни можно каждому человеку сказать «спасибо». Учителям- за то,что дают напутствие в жизнь, друзьям- за то,что они просто.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
«МИР МОИХ УВЛЕЧЕНИЙ» Фролова Ксения Фролова Ксения 5 класс 5 класс Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Иткульская средняя школа Муниципальное.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Письмо. Что такое письмо?. Здравствуй! «Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка.
Геометрические сказки Путешествие второе. Пришла Чистюлька утром к Карандашу: -Доброе утро! -Не совсем оно доброе. -Так- так, что-то случилось? -А ты.
Выполнила: Авксентьева Анна Сергеевна 10 лет, ученица 5Г класса, МОУ «Урмарская СОШ 1 им.Г.Е.Егорова» Руководитель: учитель технологии Васильева Оксана.
Сегодня будет день воспоминаний И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня будет день напоминаний О подвиге и доблести отцов.
Приходят к дедушке друзья, Приходят в День Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы. Я не прошу их повторять Рассказов сокровенных: Ведь повторять.
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
С чего начинается Родина…. «О, Родина!...» О, Родина! В неярком блеске Я взором трепетным ловлю Твои пролески, перелески - Все, что без памяти люблю:
П ПЕСНИ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА – ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ От песен сердцу было тесно: Она вела на смертный бой. Чтобы громить врага под эту песню, Защищая Родину собой.
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
Великая Отечественная или… горечь и боль радость со слезами на глазах «выросло поколение, не помнящее ее»
Презентация Международный женский день 8 марта. В марте с первого числа Начинается весна. Мамин день Восьмое марта Отмечает вся страна. Поздравляем с Женским днем!
Гордиться славою своих предков Не только можно, но и должно. А.С. Пушкин.
Транксрипт:

КГБС(К)ОУ «Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Литературная композиция, Литературная композиция, посвящённая 85-летию посвящённая 85-летию В. М. Шукшина В. М. Шукшина «Живое имя – времени черты» «Живое имя – времени черты» Учитель русского языка Дьячук З.М. Учитель русского языка Дьячук З.М г г.

Краткое описание. Краткое описание. Композиция построена таким образом, чтобы показать замечательные черты личности Шукшина, значимость его жизненного пути и творчества для современного поколения молодёжи. Композиция построена таким образом, чтобы показать замечательные черты личности Шукшина, значимость его жизненного пути и творчества для современного поколения молодёжи. Композиция составлена на основе писем В.М. Шукшина к матери, его высказываний. Сюда включены стихи Алтайских поэтов, инсценировка рассказа Шукшина «Долгие зимние вечера.» Композиция составлена на основе писем В.М. Шукшина к матери, его высказываний. Сюда включены стихи Алтайских поэтов, инсценировка рассказа Шукшина «Долгие зимние вечера.» Презентация не озвучена, слайды включены непосредственно в текст разработки, что дает возможность использовать её для проведения внеклассного мероприятия или урока для учащихся Презентация не озвучена, слайды включены непосредственно в текст разработки, что дает возможность использовать её для проведения внеклассного мероприятия или урока для учащихся 7-9 классов. 7-9 классов. Литературная композиция «Живое имя – времени черты» была представлена на краевом фестивале «Поверь в себя» в апреле 2014 г. Литературная композиция «Живое имя – времени черты» была представлена на краевом фестивале «Поверь в себя» в апреле 2014 г.

Цели Цели Создать условия для: Создать условия для: обогащения знаний о личности В.М. Шукшина и его творчестве;обогащения знаний о личности В.М. Шукшина и его творчестве; коррекции эмоциональной сферы учащихся;коррекции эмоциональной сферы учащихся; воспитания положительных качеств личности;воспитания положительных качеств личности; развития творческих способностей.развития творческих способностей.

Оборудование: Оборудование: использование мультимедийной техники; использование мультимедийной техники; костюмы участников композиции; костюмы участников композиции; декорации зимнего леса; декорации зимнего леса; стол с кухонной утварью; стол с кухонной утварью; свеча (имитация лампадки), конверты с письмами. свеча (имитация лампадки), конверты с письмами.

Действующие лица литературной композиции: В.М. Шукшин В.М. Шукшин Ванька Колокольников Ванька Колокольников Мать Ваньки Мать Ваньки Мишка Мишка Чтецы Чтецы

Литературная композиция Живое имя- времени черты

И прекрасна моя родина – Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. И прекрасна моя родина – Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая, первозданная красота. Описывать её бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: всё мало, всё смотрел бы и дышал бы этим простором. Описывать её бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: всё мало, всё смотрел бы и дышал бы этим простором. В.М. ШУКШИН (читает учащийся)

Чтец 1 Чтец 1 Край мой, сердцем обласканный Наяву и во сне, С потемневшими красками На разлатой сосне. Край с озёрною синью До колен тополям, С табунками осинок По ковыльным полям.

В.М. Шукшин (читает учащийся) Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу.

Слова В.М. Шукшина И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. И какая-то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая-то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. …И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу. …И не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу.

Чтец 2 Чтец 2 Наверное, Шукшин столицу Для милых Сросток покидал, Чтоб из ручья воды напиться, Рукой потрогать краснотал, К стволу калины лбом прижаться И от неё набраться сил, Чтоб снова бурно жить, сражаться…

Чтец 1 Чтец 1 Дрожит лампадки огонёк И материнским смотрит взглядом: «Где ты, мой Васенька, сынок?! Вернись, побудь со мною рядом!»

Чтец 3 Чтец 3 Кровинкою горечи брызни, калина! Кровинкою горечи брызни, калина! По колкам осыпься. Октябрь. Тишина. По колкам осыпься. Октябрь. Тишина. Склонилась скорбящие над письмами сына Склонилась скорбящие над письмами сына Мария Сергеевна, мать Шукшина. Мария Сергеевна, мать Шукшина. Невидяще гладит конверты рукою, Невидяще гладит конверты рукою, В глазах застоялась печаль глубоко… В глазах застоялась печаль глубоко…

В.М. Шукшин (читает учащийся) В.М. Шукшин (читает учащийся) Мамочка, милая! Мамочка, милая! Я чувствую, что ты соскучилась, родненькая моя. Я чувствую, что ты соскучилась, родненькая моя. Вот подождём до осени. Приеду я обязательно. В сентябре. Просто отложу все дела и хоть недели на полторы, но приеду. Вот подождём до осени. Приеду я обязательно. В сентябре. Просто отложу все дела и хоть недели на полторы, но приеду.

Письмо В. Шукшина Здравствуй, мама! Здравствуй, мама! Недавно у нас на курсе был опрос: кто у кого родители, то есть профессии, образование родителей студентов. У всех почти писатели, артисты, ответственные работники. Доходит очередь до меня. Спрашивают: кто из родителей есть? Недавно у нас на курсе был опрос: кто у кого родители, то есть профессии, образование родителей студентов. У всех почти писатели, артисты, ответственные работники. Доходит очередь до меня. Спрашивают: кто из родителей есть? Отвечаю: мама. Отвечаю: мама. -Образование у ней какое? -Образование у ней какое? Два класса, отвечаю. Но понимает она у меня не меньше министра. Смеются. Два класса, отвечаю. Но понимает она у меня не меньше министра. Смеются.

В. Шукшин пишет матери: «Здравствуй, милая мамочка! «Здравствуй, милая мамочка! Огромнейшее тебе спасибо, золотая моя, за песни. Песни отличные. Вот их именно, эти песни, и помнил. Но слов не знал. А мотив, ты знаешь, помню. Огромнейшее тебе спасибо, золотая моя, за песни. Песни отличные. Вот их именно, эти песни, и помнил. Но слов не знал. А мотив, ты знаешь, помню. Но, в общем, ты мне хорошо помогла. Вдоволь посмеялся, как ты их писала. Читал это место ребятам – говорят здорово!» Но, в общем, ты мне хорошо помогла. Вдоволь посмеялся, как ты их писала. Читал это место ребятам – говорят здорово!» Чтец 4. Народные песни – грустные и весёлые, искромётные и протяжные Шукшин слушал с детства.

Чтец 4 Чтец 4 Детство Василия Макаровича Шукшина – Великая Отечественная война. С юных лет причастность к трагедии народа, потрясение, раннее духовное взросление. Всё хорошее, доброе и светлое в человеке закладывается в детстве. Детство Василия Макаровича Шукшина – Великая Отечественная война. С юных лет причастность к трагедии народа, потрясение, раннее духовное взросление. Всё хорошее, доброе и светлое в человеке закладывается в детстве.

Чтец 4 Чтец 4 Шукшин был тесно Шукшин был тесно связан с алтайской связан с алтайской деревней. деревней. Все его Все его герои герои – деревенские – деревенские жители. жители.

Инсценировка по рассказу В.Шукшина «Долгие зимние вечера» Инсценировка по рассказу В.Шукшина «Долгие зимние вечера» Автор. Февраль 1942 года. Под Москвой идут тяжёлые бои. Февраль 1942 года. Под Москвой идут тяжёлые бои.

А на окраине далёкой сибирской деревни крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки. А на окраине далёкой сибирской деревни крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки.

Ванька Колокольников проигрался в пух и прах. Последнюю бабку Ванька выставил с болью, стиснув зубы. И проиграл. Потом стоял в сторонке злой и мрачный. Ванька. (с вызовом) – Мишка, хочешь «Барыню» оторву? Мишка. – За сколько? Ванька. – За пять штук. Мишка. – Даю три. Ванька. – Четыре. Мишка. – Три. Ванька. – Ладно, пупырь, давай три. Скупердяй ты, Мишка!.. Я таких сроду не видывал. Как тебя ещё земля держит? Мишка.(спокойно) - Ничего, держит. Не хочешь – не надо. Сам же напрашиваешься. (Ванька подбоченился и пошёл по кругу). (Ванька подбоченился и пошёл по кругу).

Автор. - В трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку, Ванька пляшет «Барыню». И как пляшет! Взрослые говорят про него, что он, чертёнок, «от хвоста грудинку отрывает» (Ванька пошёл трясогузкой, смешно подкидывая зад. Помахивал над головой воображаемым платочком и бабьим голоском вскрикивал: «Ух! Ух! Ух ты!»)

Автор. После этого ребятишки разошлись по домам.

(Запустил сумку под лавку, туда же – шапку. Полушубок снимать не стал – в избе было холодно). Ванька. (Заглядывает в кастрюлю на столе, разочарованно чешет затылок). - Пошамать нечего!

(Садится за стол, мечтательно говорит, подперев подбородок рукой) - Хорошо бы затопить камелёк. Мать придёт, а избе такая теплынь, хоть по полу валяйся. Она, конечно, удивится, скажет: «Да где же ты дров-то достал, сынок?» (Садится за стол, мечтательно говорит, подперев подбородок рукой) - Хорошо бы затопить камелёк. Мать придёт, а избе такая теплынь, хоть по полу валяйся. Она, конечно, удивится, скажет: «Да где же ты дров-то достал, сынок?»

Ванька. (Вскакивает навстречу появившейся в дверях матери) – Мам, че эт у тебя? Ванька. (Вскакивает навстречу появившейся в дверях матери) – Мам, че эт у тебя? Мать. (Отдаёт узелок) – Неси в избу. Опять разделкой выскакиваешь! Мать. (Отдаёт узелок) – Неси в избу. Опять разделкой выскакиваешь! Мать. (Заглядывая за печку)– У нас дровишек нисколько не осталось? Мать. (Заглядывая за печку)– У нас дровишек нисколько не осталось? Ванька. – Нету. Ванька. – Нету. Мать. – Обещал завезти Филипп одну лесинку… Не знаю…может завезёт. Мать. – Обещал завезти Филипп одну лесинку… Не знаю…может завезёт. (Садится за стол, рассказывает) (Садится за стол, рассказывает) Едем сейчас с сеном, глядь: а на дороге лежит лиса. Лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы. Едем сейчас с сеном, глядь: а на дороге лежит лиса. Лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы. Ванька. (Спокойно) – Это потому, что война идёт. Они в войну всегда смелые. Некому их стрелять – вот они и валяются на дорогах. Ванька. (Спокойно) – Это потому, что война идёт. Они в войну всегда смелые. Некому их стрелять – вот они и валяются на дорогах. Мать. (Вздыхает, смотрит в тёмное окно, встает со стула, в сердцах ударяет ладонью по столу) – Обманул нас Филиппушка… образина косая! Пойдём в березник, сынок. (Одеваются, берут топор, выходят из избы) Мать. (Вздыхает, смотрит в тёмное окно, встает со стула, в сердцах ударяет ладонью по столу) – Обманул нас Филиппушка… образина косая! Пойдём в березник, сынок. (Одеваются, берут топор, выходят из избы)

Автор. Автор. – На открытом месте гуляет злой ветер, лицо жжёт, как огнём. (Ванька идёт боком, идёт задом, пытаясь увернуться от ветра) (Ванька идёт боком, идёт задом, пытаясь увернуться от ветра) Ванька. Ванька. – Мам, посмотри! (Поворачивает к матери лицо). (Мать осматривает его лицо, трёт рукавицей щеку) (Поворачивает к матери лицо). (Мать осматривает его лицо, трёт рукавицей щеку)

Автор. Автор. – В лесу зато тепло и тихо. Удивительно тихо, как в каком-то сонном царстве. (Ванька выскакивает вперёд по глубокому снегу, ударяет обухом по стволу берёзки. Сверху падает снег. Ванька хочет отскочить, запинается и падает в сугроб). (Ванька выскакивает вперёд по глубокому снегу, ударяет обухом по стволу берёзки. Сверху падает снег. Ванька хочет отскочить, запинается и падает в сугроб). Мать (смеётся) Мать (смеётся) – Ну, вставай! (Мать рубит берёзку) – Ну, вставай! (Мать рубит берёзку)

Ванька. (Забирая у неё топор) – Мам, отдохни, я порублю! Мать. – Притомился? Мать. – Притомился? Ванька. – Ещё малость… (прикусил губу и отчаянно швыркает носом) (Мать поднимает его. Сидят на пеньках рядом) Мать. (тормошит его, прижимает к груди). – Мужичек ты мой маленький, мужичек… Потерпи маленько. Большую мы тебе срубили. Надо было поменьше. Мать. (тормошит его, прижимает к груди). – Мужичек ты мой маленький, мужичек… Потерпи маленько. Большую мы тебе срубили. Надо было поменьше. Мать. (задумчиво). – Отцу нашему тоже трудно там. Небось в снегу сидят сердешные… Хоть бы уж зимой-то не воевали. Мать. (задумчиво). – Отцу нашему тоже трудно там. Небось в снегу сидят сердешные… Хоть бы уж зимой-то не воевали. Ванька. (уверенно)- Теперь уж не остановются. Раз начали – не остановются, пока фрицев не разобьют. Мать. Помнишь, как мы с отцом пели песню? Мать. Помнишь, как мы с отцом пели песню? Ванька. Помню. (Поют песню «Миленький ты мой» 2 куплета). (Поют песню «Миленький ты мой» 2 куплета). Мать. – Отдохнул? Мать. – Отдохнул? Ванька. – Отдохнул. Мать. – Пошли с богом. Мать. – Пошли с богом. ( Берут на плечи берёзки и идут домой). ( Берут на плечи берёзки и идут домой). Автор. – Было уже совсем темно, когда они пришли домой. – Было уже совсем темно, когда они пришли домой.

Чтец 5 Горести и печали человеческие – живые, трепетные нити. Горести и печали человеческие – живые, трепетные нити. Идёт война, миллионы женщин в тылу не только обеспечили фронту победу, но и сохранили саму жизнь. Идёт война, миллионы женщин в тылу не только обеспечили фронту победу, но и сохранили саму жизнь. Какая потрясающая судьба его матери. Женщина с двумя детьми…муж репрессирован, расстрелян… Какая потрясающая судьба его матери. Женщина с двумя детьми…муж репрессирован, расстрелян…

Ты не забудь лампадки свет, Куда б ни кинула судьбина, Ты маму вспомни, как поэт, Её слезу, как вкус калины. Чтец 4

Письмо В.Шукшина к матери Пока до свидания, мама. Пока до свидания, мама. Дай бог тебе здоровья, хорошая моя. И дай бог терпения. Всю жизнь так и получается – дай бог терпения. Мамочка, я уже думаю, теперь скоро мы с тобой будем жить хорошо. Мы должны хорошо пожить – за всё прошлое. Только сейчас не ущемляй себя, золотая ты моя. Умница моя хорошая. Дай бог тебе здоровья, хорошая моя. И дай бог терпения. Всю жизнь так и получается – дай бог терпения. Мамочка, я уже думаю, теперь скоро мы с тобой будем жить хорошо. Мы должны хорошо пожить – за всё прошлое. Только сейчас не ущемляй себя, золотая ты моя. Умница моя хорошая.

Чтец 3 Чтец 3 Слов его простых, горячих сила Слов его простых, горячих сила Рвётся в наши души и сердца – Рвётся в наши души и сердца – Значит, с нами он, Шукшин Василий, Значит, с нами он, Шукшин Василий, И не будет жизни той конца. И не будет жизни той конца. Чтец 1 Чтец 1 И, словно сквозь кремнистую породу И, словно сквозь кремнистую породу Отчаянья, безверья и тоски, Отчаянья, безверья и тоски, Ломаясь, пробиваются в народе Ломаясь, пробиваются в народе Невидимые совести ростки… Невидимые совести ростки…

Чтец 2 Не кружитесь, вороны! Напрасно Не кружитесь, вороны! Напрасно Вы хотите веры нас лишать. Вы хотите веры нас лишать. Будет греть костёр калины красной! Будет греть костёр калины красной! Будет петь сибирская душа! Будет петь сибирская душа!

Литература 1.Власов, А. Куда же ты, ветер, постой!//Алтай с Карлин, А.Б. Шукшин – это Алтай.//Алтай с.4. 3.Наумова,Ю. Он был.//Алтай с Хайрулинов,И. Пушкин и Шукшин. Истоки.//Алтай с Черкасов,Н. Край мой…//Алтай с.1. 6.Шарабарин,Д. Шукшин.//Алтай с Шукшин,В.М. Письма.//Алтай с Шукшин,В.М. Статьи.//Алтай с.2. 9.Шукшин,В.М. Долгие зимние вечера.//Алтайское книжное издательство.- Барнаул с Щербатых,А. Памяти матери посвящается. Алтайский край, Алейск// jpg jpg 12. jpg jpg