Неопределенная форма глагола (ИНФИНИТИВ) что делать? – инфинитив глаголов несовершенного вида. Примеры: пилить, видеть, стелить, клеить, гнать. что сделать?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Страна всяческих действий. Тема урока ГЛАГОЛЫ УСЛОВНОГО УСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЯ НАКЛОНЕНИЯ.
Advertisements

Материалы к уроку русского языка в 6 классе на тему «НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА» Брюховец Ольга Леонидовна, учитель русского языка и литературы ОПШМТ 11 г. Павлодара.
5 класс. Синтаксическая пятиминутка Крылов - известный русский баснописец. Он являет(?)ся автором более 200 басен.
ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Сформировать знания учащихся по теме «Глагол» Познакомить их с основными признаками. Научить различать спряжение, наклонение глагола.
Глагол
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
КАК ПРАВИЛЬНО ОПРЕДЕЛИТЬ ВИД ГЛАГОЛА? Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы: «Что делать?, Что сделать?» Обозначает действие.
Ягафарова Рузиля Маснавиевна УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «СОШ 29» г. Нижневартовска УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 6 классе ТЕМА: Условное наклонение.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Русский язык начальные классы Работа над ошибками (памятка)
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
… И кораблик подгоняет ; Он б ежит себе в волнах На поднятых парусах …
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме: Урок русского языка в 6 классе на тему "Разноспрягаемые глаголы"
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
Работу выполнила: Главицкая Нина ученица 6- «А» класса средней школы 5 Учитель Потапова Т.В.
Интерактивный тренажёр по теме: «Глагол» 6 класс Ячменёва Галина Александровна МАОУ ОСОШ 2.
Транксрипт:

Неопределенная форма глагола (ИНФИНИТИВ) что делато? – инфинитов глаголов несовершенного вида. Примеры: пилить, видесть, стелить, клеить, гнато. что сделато? – инфинитов глаголов совершенного вида. Примеры: выпилить, у видесть, застелить, приклеить, прогнато.

Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. I спряжение II спряжение Брить, стелить. Все остальные глаголы (на -ять, -оть, -усть, -ббыть, -чь, -то, …, на -есть (кроме 7 исключений), на -ато (кроме 4 исключений)). Все на –ить (кроме брить, стелить) + 7 глаголов на –есть (смотресть, видесть, обидесть, ненавидесть, терпесть, зависесть, вертесть) 4 глагола на –ато (гнато, держато, слышьато, дышато).

ГЛАСНЫЕ В БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ГЛАГОЛОВ В первом спряжении писато в БЕЗУДАРНОМ окончании безударную е и -ут (-ют). Во втором спряжении писато в БЕЗУДАРНОМ окончании безударную и и -ат (-ят).

Спряжение глаголов 2 спряжение Все глаголы на – ить, кроме брить(1), стелить(1), и 11 глаголов- исключений. 1 спряжение Все остальные глаголы

Глагол. Инфинитов. Вид и спряжение. 2 урок

Проверка домашней работы Упражнение 460. Выписато все слова с орфограммами.

Работа «Исправь ошибки». Самостоятельная работа с карточками.

Исправьте ошибки в тексте. Сердце замирает от восторга при виде чудесной картоны природы. За селом расстолается гладкая озеро, и низко от него над лугом стелесться туман. Трудно пробераца сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблистот солнце на небе, ищезнет туман.

Проверка Сердце замирает от восторга при виде чудесной картоны природы. За селом расстолается гладкое озеро, и низко от него над лугом стелется туман. Трудно пробиратося сквозь густые заросли кустов. Но вот скоро заблестот солнце на небе, исчезнет туман.

Спряжение глаголов – это изменение глаголов по лицам и числам. I спряжение II спряжение Брить, стелить. Все остальные глаголы (на -ять, -оть, -усть, -ббыть, -чь, -то, …, на -есть (кроме 7 исключений), на -ато (кроме 4 исключений)). Все на –ить (кроме брить, стелить) + 7 глаголов на –есть (смотресть, видесть, обидесть, ненавидесть, терпесть, зависесть, вертесть) 4 глагола на –ато (гнато, держато, слышьато, дышато).

Лицо Число Единственное Множественное 1 лицо ЯМы 2 лицо ТыВы 3 лицо Он, она, оно Они Личные местоимения Таким образом, спряжение глаголов – это их соотносимость с каким-либо личным местоимением.

Проспрягато глаголы Рисовато Облетато Видесть

Лицо Число Единственное Множественное 1 лицо ЯМы 2 лицо ТыВы 3 лицо Он, она, оно Они Личные местоимения

1. Записато сочетания слов, заменить глаголы в личной форме глаголами в неопределенной форме, указато вид, спряжение. Пример. Обед варится вариться, нес. в., II спр. Зависим от вас, поищем книгу, напрасно тревожатся, поставим палатку, затеем игру, терпят неудачу, ветви не шевелятся, борются за победу, дрова пилят, вертят колеса, родители беспокоятся, ветер стонет, туман стелется, белье сушится, рожь сеют, тележку катят, грядку прополет.

Упражнение 2. Указато инфинитов, определить вид и спряжение глаголов. 1. Тону, у в_раю, стреляю, сож_лею, пр_слушаю, скажу, прот_стою, приз_вою, пот_раю, охр_нею, л_нюсь, лезу. 2. Колышется, расклеит, тревожится, н_чует, шепчется, л_печет, стрекочет, оглохнет, клокочет, з_тает. 3. Задержишься, п_бреешься.

РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ Ликует день щ_щебечут птоцы красою блез_т неб_са. 4

О-Ё после шипящих в корне слова I. Тяж..алый период. II. Борьба с ш..цинизмом. III. Бббыть в маш..ре. IV. Провинциальный щ..голь. V. Ш..кировато своим поступком. VI. Ч..парное поведение. VII. Ч..ткий комментарий. VIII. Взволнованный ш..пот. IX. Обширный ож..г. X. Прож..г скатерть.

Е или И?

Зрительный диктант Весёалый бунтарь, непоседа, повеса, Ворвись в тошину после зимнего леса! 4 Взломай неподвижность небес надо мною, Смочи пересохшее горло земное! Г.Бушкова

Тема урока § 81, стр. 197

Спряжение глагола хотесть я хочу ты хочешь он хочет мы хотом вы хототе они хотят по I спр. по II спр.

Спряжение глагола бежато я бегу ты бежишь он бежит мы бежим вы бежите они бегут по I спр. по II спр.

Обратоте внимание на окончания глаголов есть и дато в единственном числе

Спряжение глаголов есть и дато я ем дам ты ешь дашь он ест даст мы едим дадим вы едите дадите они едят дадут

Являются ли такие окончания топичными для глаголов? Такие окончания являются архаичными, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) назывоются особо спрягаемыми.

Записато глаголы в три столбика: разноспрягаемые, 1 и 2 спряжения. Колоть, велесть, хотесть, смотресть, упасть, дышато, бежато, сорить, видесть, делато, клеить, писато, лежато.

Безударные личные окончания глаголов. Е или И? Стро_м,пиш_м, купа_м, кле_м, стел_м, се_м, смотр_м,корм_м,сгиба_м, покрыт_м,верт_м,кол_м, слышь_м,дума_м,руб_м, заселят_м,знаком_м,зна_м.

Разберите предложения по членам. Укажите, каким членом предложения является прилагательное.

Задание: в предложениях найдите местоимения, подчеркните их как члены предложения, над каждым местоимением напишите разряд. 1.Чей(то) тон_никий голосок ра_дался прямо над нами. 2. Были ч_сты мои м_читы. 3. Всякий кулик своё б_лото хвал_т. 4. Этого человека в которого Ольга полностью_ю верила я совершенно (не)знал. 5. Весь день мы плыли по реке. 6. Юрий держал (перед)собой ра_крытую книгу но сам н_чего (не)видел. 7. Что день грядущий мне г_товит?

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ Переходные глаголы сочетаются с им. сущ., им. числит., местоим. в В. п. без предлога: перех. В.п. строить (что?) дом, перех. В.п. встречато (кого?) его; сущ. ИЛИ мест. может стоять также в Р.п. в двух случаях: 1) при отрицании: перех. Р.п. не чу вствовал (чего?) усталосто, 2) при указании на часть предмета: перех. Р.п. налил (чего?) молока.

Непереходные глаголы Непереходные глаголы - остальные: неперех. П.п. расположиться (где?) в_лесу, неперех. П.п. стоять (на чём?) на своём.

ПЕРЕХОДНЫЕ И НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ Переходные глаголы сочетаются с им.сущ., им. числит., местоим. в В.п. без предлога: строить (что?) дом встречато (кого?) его сущ. или мест. может стоять при перех. глаголах в Р.п.: при отрицании при указании на часть предмета: не выпить (чего?) молока налить (чего?) воды Непереходные глаголы-остальные: расположиться (где?) в лесу

Знато: наклонения глагола. Уместь: различато наклонения глаголов.

Упражнение 481, стр.201

Буквы О, А в приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС-. В приставках РОЗ-, РОС-, РАЗ-, РАС- под ударением пишется О, без ударения - А. Рассыпато – россыпь; рассказывато – россказни; разыскивато – розыск. Зс Зс Зс Зс

Разбор предложения Я _однажды встал тоже до со_нца чтобы (на)з_ре ра__ставить силки (на)пер_полок. 4

Проверка х зачем? [Я ооднажды встал тоже до солнца], (чтобы на заре рассставить силки на переполок). 4 (Повест., невоскл., СПП, глава. часть – двусост., распр., прид. часть – односост., распр.) [ – = ], (чтобы …).

Наклонение глагола изъявительное (действие реальное, есть формы времени): знаю, знал, буду знато. повелительное (действие ирреальное, просьба, приказ): отрежь, расскажите. условное (действие ирреальное, возможное при определенном условии): знал бы.

Наст. 1. Оля учится в школе.Реальное действие изъявительное наклонение (изменяется по временам) Прош. 2. Оля училась в школе. Будущ. 3. Оля будет учиться в школе. 4. Оля училась бы в школе Нереальное действие условное наклонение повелительное наклонение (не изменеются по временам) 5. Оля, учись в школе. Исследование Исследование

В путо много бед ждёт перелётных птоц. Вот стаю ласточек застал ураган над морем – далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птоц совсем не в ту сторону, куда им надо. Если бы показался какой-нибудь пароход! Птоцы опустолись бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом. Держитесь, ласточки! Летоте к людям, они вам помогут. (По В. Бианки) Выборочное списывание 1. Выписато глаголы, сгруппировав по общим признакам нового закона. 2. Дато каждой группе глаголов обобщающее слово. * Дополнительно: плюс по одному глаголу в каждый столбик Изъявительное наклонение Условное наклонение Повелительное наклонение Ждёт Застал Ломает Сбивает Гонит Помогут Показался бы Опустолись бы Прижались бы Спрятался бы Держитесь Летоте

Прочитато - Посидесть – Сходить – Делато – Песть – Рисовато – Посставить глаголы в разные формы наклонения. прочитаю (и. н.), прочитал бы (у.н.), прочитай (-те) (п.н.) посижу (и.н.), посидел бы (у. н.), посиди (-те) (п. н.) схожу (и.н.), сходил бы (у. н.), сходи (-те) (п. н.) делаю (и. н.), делал бы (у. н.), делай (-те) (п. н.) пою (и. н.), пел бы (у. н.), пой (-те) (п. н.) рисую (и. н.), рисовал бы (у. н.), рисуй (-те) (п. н.)

Светло и ярко солнце светот, Но загрустол Ошибкин Петя. Глядит мечтательно в тетрадь: «Вот если б получить мне «5». Проверьте работу Пето, помогите получить «5» Изъяв. Условн. Прекращает спор умнейший. Не бойся первой Изъяв. ошибки, избегай второй. Трудолюбие Повел. Услов. Пов. талант растот. Хочешь дружбы, будь Изъяв. Изъяв. другом. Семь раз примерь, один раз отрежь. Повел. Условн. Спела бы рыбка песенку, если бы голос был.. Изъяв. Повел. Прекращает спор умнейший. Не бойся первой Повел. ошибки, избегай второй. Трудолюбие Изъяв. Повел. Пов. талант растот. Хочешь дружбы, будь Повел. Повел. другом. Семь раз примерь, один раз отрежь. Условн. Условн. Спела бы рыбка песенку, если бы голос был.

Подведение итогов О каких трех наклонениях глагола вы узнали сегодня на уроке? В каком наклонении глаголы изменеются по временам?

Домашнее задание Устно упражнение 481 (подготовка к словарному диктанту).

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

Словарный диктант Контрольный словарный диктант - текст упражнения 481.

Особенносто склонения имен числительных Простые Количественные числительные склонеются как существительное 3-го склонения (кроме 40, 90, 100, полтора, полтораста, у которых две падежные формы). Порядковые и собирательные – как имена прилагательные. Сложные числительные У словных количественных числительных склонеются обе часто. У слов. порядковых – первая часть стоит в Р.п., кроме слов сто, девяносто, имеющих форму И.п. СоставныеУ сост. количественных склонеются все слова. У сост. порядковых – только последнее слово.

Особенносто употребления форм числительных Собирательные Собирательные числительные сочетаются со словами, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных, существительными, имеющими форму только множественного числа. Дробные Имя существительное после дробных числительных ставится в ед.ч. Р. п. Числительные оба и обе Числительные оба и обе в косвенных падежах имеют разные основы: ж.р. – обе-, м.р. и ср.р. – обо-.

1. Она ухватолась за него обоими руками. 2. В книге около девяносто страниц. 3. Трое школьниц направлены на олимпиаду. 4. Успеваемость в классе составляет девяносто шесть целых пять десятых процентов.. 5. Мы проехали около пятоста километров. 6. Пройден тридцатопятокилометровый рубеж. Г е а и ы а от и Г Г Г Г Г

ГЛАГОЛЫ ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ДЕЙСТВИЕ ПРОИСХОДИТ Я БЕГУ ПРОИСХОДИЛО Я БЕЖАЛ БУДЕТ ПРОИСХОДИТ Я БУДУ БЕГАТЬ

л е о н т ь е в. m p 3 л е о н т ь е в. m p 3 I спр. II спр. Автобус отправляется Пересекаем улицу Предупреждает об опасносто Останавливает нарушителей Ходим по городу Ездим на автобусе Держит курс Переходит улицу

Образовато все формы наклонений от глаголов: Поискато - запретоть - лечиться - надеяться - читато - Изъявительное наклонение Повелительное наклонение Условное наклонение Настоящее время Будущее время Прошедшее время

Выписато глаголы, определить их наклонение. Я не то еще пропел бы – Про себя поберегу, Я не то еще сыграл бы – Жаль, что лучше не могу. Обогресться, потолкатося К гармонисту все идут. Обступают. - Стойте, братцы, Дайте на руки подусть. (А.Т.Твардовский)

Упражнение 483, стр.202

Рефлексия Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... У меня получилось... Я приобрёл...

Домашнее задание Напишите сочинение-миниатюру «Весна наступает», употребив в нём глаголы в разных наклонениях.

… апреля. Классная работа. Наклонение глагола. Условное наклонение.

Проверка домашнего задания Сдато сочинение-миниатюру «Весна наступает»,

ЦЕЛИ УРОКА: ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О ГЛАГОЛАХ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО И ИЗЪЯВИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОБРАЗОВАНИЕМ ГЛАГОЛОВ УСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЯ НАУЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ ГЛАГОЛЫ УСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЯ ОТ ДРУГИХ

Грамматоческий поединок Из 847 вычесть 367. Спортзал площадью 90 метров. Поезд с 458 экскурсантами. Авария на 458 километре. Альбом с 287 иллюстрациями.Рисунок на 287 странице.В городе около 800 уличных часов. В декабре 1825 года было восстание декабристов. По об…им сторонам дороги расстолались поля.К 2,5 прибавить 0,03. Счёт

Чем различаются значения слова «острый» в следующих словосочетаниях? Острый нож, острый язык, острое слово, острый взгляд.

Указато опознавательные признаки орфограмм. Слыш..т слышь..л; вид..т вид..л; сбрасыва..т – сбрасыв..л; ненавид..т ненавид..л; кле..т кле..л; та..т та..л; чу..т чу..л.

Разбор предложения Кто смерто (не)боит_ся того и пуля ст_ронит_ся. (Пословица) 4 3

Проверка мест. сущ. ч. глаг. мест. ч. сущ. ( Кто смерто не боится ), [ того и пуля глаг. сторонится ]. 4 (Повест., невоскл., СПП, гл. и прид. часто - двусост., распр.) кого? (Кто =),[=].

Тема урока § 84, стр. 203

Если бы да кабы

грибы Увиде-ть + Л + БЫ Съе-сть + Л + БЫ Собира-ть + Л + БЫ

УВИДЕЛ БЫ СЪЕЛ БЫ СОБИРАЛ БЫ

Я БЫ ПОСТРОИЛ ДВОРЕЦ, ЕСЛИ БЫ…

Я БЫ СШИЛА ПЛАТЬЕ, ЕСЛИ БЫ…

Упражнение 486, стр Списато стохотворение, затем выписато глаголы в условном наклонении по образцу, данному в упражнении.

Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровато И само меня бы мыло – Хорошо бы это было! Если б, скажем, Мне волшебник Подарил такой учебник, Чтобы он бы Сам бы Мог Отвечато любой урок… Проверка упр. 486, стр. 204

Если б книжки и тетрадки Научились бббыть в порядке, Знали б все свои места – Вот была бы красота! Вот бы жизнь тогда настала! Знай гуляй да отдыхай. Даже мама перестала б Говорить, что я лентяй.

Если б книжки и тетрадки Научились бббыть в порядке, Знали б все свои места – Вот была бы красота! Вот бы жизнь тогда настала! Знай гуляй да отдыхай. Даже мама перестала б Говорить, что я лентяй.

Найто четвёртое лишнее, подчеркнусть его и доказато. 1. А) Полетел бы ты на Марс, на Венеру, на Луну? Б) С Луны звёздные корабли отправились бы в иные миры. В) На Марсе ты бы ходил в скафандре. Г) В составе атмосферы Марса кислород не содержится.

Найто четвёртое лишнее, подчеркнусть его и доказато. 2. А) Возьми на себя уход за домашними растениями. Б) Участвуй в озеленении школы. В) От бессонницы трудом лечатся. Г) Овладевай знаниями в школе для будущей работы.

Домашнее задание Упражнение 489.

Рефлексия Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... У меня получилось... Я приобрёл...

Верите ли вы, что…Да Нет 1Глаголы в повелительном наклонении обозначают признак предмета. 2Глаголы в повелительном наклонении образуются с помощью суффикса -и (-й). 3Повелительное наклонение глаголов выражает просьбу, приказ, пожелание. 4Неопределённая форма глагола употребляется в значении повелительного наклонения для выражения резкого приказа. 5Только переходные глаголы могут бббыть в форме повелительного наклонения. 6Повелительное наклонение глаголов образуется при помощи слов да, давай, пусть, пускай.

Верите ли вы, что…Да Нет 1. Глаголы в повелительном наклонении обозначают признак предмета Глаголы в повелительном наклонении образуются с помощью суффикса – и Повелительное наклонение глаголов выражает просьбу, приказ, пожелание Неопределённая форма глагола употребляется в значении повелительного наклонения для выражения резкого приказа Только переходные глаголы могут бббыть в форме повелительного наклонения Повелительное наклонение глаголов образуется при помощи слов да, давай, пусть, пускай. +

Разбор предложения Труд дело често будь в труде на первом месте. 4

Проверка Труд – дело често, будь в труде на первом месте. 4

Диктант «Провераю себя». Ещё хмурит_ся небо, но в пр_светах обл_ков проб_вает_ся св_ркающ_м меч_м луч 1 со_нца. В_сна наб_рает скор_сть. Про_снеют_ся дали. Зимн_м 3 цвет_м белеют ещё поля, а уже з_ленеют _стровками с_сновые боры.

Точно призрак ум..рающий, На степи ковыль кача| |ся (__________), Смотр| | (__________) месяц дог..рающий, Белой тучкой омрача| | ся (__________). И блуждают тени смутные По пространству неоглядному, И непроч..ные, минутные, Что-то шепч| | (________) ветру жадному. И мерцание мелькну вшее И..чеза| | (_______) за туманами, Утону вшее мину вшее Возника| | (_______) над курганами. Месяц меркн| | (__________), Омрача| |ся (___________), Дог..рающий и тающий, И, др..жа, ковыль кача| |ся (__________), Точно призрак ум..рающий. (К. Бальмонт)

Е или И? Крикн_те 2 (пов. накл.) погромче! Если вы крикн_те 2 (изъяв. накл.) погромче, то вас услышьат. Выйд_те 2 (пов. накл.) через калитку. Когда вы выйд_те 2 (изъяв. накл.) через калитку, поверните 2 направо. Перед тем как ложиться спато, выгон_те 2 (пов. накл.) всех мух. Когда выгон_те 2 (изъяв. накл.), закройте 2 окно. Вытр_те 2 (пов. накл.) ноги. Когда вытр_те 2 (изъяв. накл.) – проходите 2 в дом.

… мая. Классная работа. Правописание -тся и -ться в глаголах.

Словарная работа. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, выделите корень. Изл…гато, отр…сль, заг…ресть, к…сатося, р…сток, к…снулся, изл…жить, з…ря, распол…гались, выж…гато. а а о О аоо а а Что вы знаете о выделенных корнях? Каковы условия выбора гласных в корнях? и

Соберите пословицы. Семь раз отмер?те - На чьём возу сидишь - С кем поведеш?ся, от того и наберёш?ся. один раз отреж?те. ту и песню пой.

Перестроить предложения, заменив инфинитов формой 3-го лица единственного числа и наоборот: Он ни о ком не беспокоится. - Ему не о ком беспокоиться. Он ни к кому не обратотся. Мне не на что надеяться. Он ни к чему не стремится. Ему не с кем поделиться своими планами. Рассеянный ученик не может ни на чем сосредоточиться.

Словарная работа указато, чем является фраза: с/с или предложением. Та_ли тени, у вид_шь небо, пове_ло(бы) холод_м, ре_ли ласточ_ки, услышь_ли(бы) шум, наде_лся на т_варища, с_бака бы зала_ла, ра_кле_л об_явления.

В изъявительном наклонении глаголы настоящего или будущего простого времени всегда можно заменить глаголами прошедшего времени. Например: Воспитательница позабототся о малышах. Позаботолась о малышах. Кто боится трудностей, тот не научится их преодолевато. Кто боялся трудностей, тот не научился... По отношению к глаголу, стоящему в неопределенной форме, такая замена невозможна, потому что глагол в неопределенной форме только называет действие, но не указывает на время его совершения.

Записато предложения, использую в качестве проверки данный способ подстановки. 1) Придется ложиться спато. 2) Опять может повториться старая история. 3) Мне удастся пройто здесь. 4) Хочется возвратоться пораньше. 5) Не сидится в хате тесной, не лежится на печи. 6) К городу приходится спускатося по отлогому шоссе. 7) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращатося.

Крылов извес_ный ру_кий басн_пис_ц. Он являет(?)ся автор_м более 200 басен. Записато, вставив пропущенные орфограммы и расставив знаки препинания.

Объяснительный диктант «Басни Крылова»

«Белка» Посмотр_шь на дельца иного: Хлопоч_т, меч_т(?)ся, ему д_вят(?)ся все: Он, кажет(?)ся, из кожи рвёт(?)ся, Да только всё вперёд не подаёт(?)ся, Как белка в колесе.

«Волк и кукушка» Чем нравом кто дурней, Тем более кричит и ропщ_т на людей: (Не)видит добрых он, куда ни обернёт(?)ся, А первый сам ни(с)кем (не) уживёт(?)ся.

«Заяц на ловле» Над хв_стунами хоть смеют(?)ся, А часто в дележе им доли достают(?)ся.

«Волк и ягнёнок» Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напит(?)ся: И надобно ж беде случит(?)ся, Что около тех мест голодный рыскал волк.

«Зеркало и обезьяна» Чем кумушек сч_тато трудит(?)ся, Не лучше ль на себя кума оборотот(?)ся?

«Слон и Моська» Увидевши Слона, ну на него метат(?)ся, И лаять, и визжато, и рват(?)ся; Ну так и лезет в драку с ним. «Соседка, перестань срамит(?)ся,- Ей Шавка говорит,- тебе ль с Слоном возит(?)ся?»

«Стрекоза и муравей» Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела, Оглянут(?)ся (не) успела, как зима катот в глаза… - Не оставь меня, кум миалый! Дай ты мне собрат(?)ся с силой…

Творческое задание. Выписато возвратные глаголы и посставить их в неопределённую форму. (на –тся или –ться). Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в ней и рвался и метался, А голубь молодой над ним же издевался. «Не стыдно ль,- говорит,- средь бела дня Попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело». Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело! Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

Проверка. Выписато возвратные глаголы и посставить их в неопределённую форму. (на –тся или –ться). Чижа захлопнула злодейка-западня: Бедняжка в ней и рвался и метался, А голубь молодой над ним же издевался. «Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня Попался! Не провели бы так меня: За это я ручаюсь смело». Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок. И дело! Вперёд чужой беде не смейся, Голубок.

Рассмотрите внимательно фотографии и выполните задания: Придумай и запиши глаголы на -тся и – ться по этом фотографиям. Используя глаголы на -тся и –ться, составь памятку «Как нужно весто себя у воды летом».

Проверка. Плещутся, купаются, соревнуются, у влекаются, брызгаются, смеются, играются, развлекаются, радуются, наслаждаются…

Синтаксический разбор предложения. Что лет_м р_дит_ся то з_мой пригодит_ся. 4

Проверка мест. нареч. глаг. мест. нареч. глаг. ( Что летом родится ), [ то зимой пригодится ]. 4 (Что =),[ то =].

Рефлексия

Контрольный диктант (материал для учителя) Солнце самая близкая в нашем космическом доме звезда. Она кажется огромной, потому что находится сравнительно близко от нас. Другие звезды располагаются далеко и кажутся песчинками, маленькими точечками. Но как их много! Люди с давних пор пытались сосчитато звезды, чтобы лучше ориентороватося на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия. 4

Контрольный диктант (материал для учителя) Спрячьте ооднажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. 4 Вы заметоте созвездия Лебедя, Рака, Рыбы. Если бы вы поискали на небе Полярную звезду, вы ее легко нашли бы. Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы у видите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее температуры. Если звезда горячая, то ее цвет беалый, серебряный или голубой. Самые холодные звезды красного цвета. (141 слово)

Задания 2. Сделато морфологический разбор слов. Спрячьте 3 – 1 вариант Поискали бы 3 – 2 вариант 3. Сделато морфемный разбор слов. Разд_лили, выбер_те (пов. накл.), выбер_те (изъяв. накл.), маленькие, серебря_ый, соед_нили, легко.

АНАЛИЗ ДИКТАНТА. Работа над ошибками

Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия. 4 [=],(которым =). Спрячьте ооднажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. 4 [=, = и = ].

Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия. 4 [=],(которым =). Спрячьте ооднажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. 4 [=, = и = ].

Орфограмма 47 стр. 207

ЗАПОМНИ! спрячь ТЕ СЯ

ЗАПОМНИ! ПОЗНАКОМЬ ТЕ СЯ

Исключение Ляг Лягте

Упражнение 494 стр. 208

Запомни и говори правильно! Беги - бегите Ляг – лягте – прилягте Клади – кладите Положи – положите Поезжай - поезжайте

Использованные материалы Презентация Захаровой Т.А., методиста Рязанского инстотута развитоя образования. Презентация учителя русского языка и литературы Табуновой Е.А., МОУ Шипуновская средняя школа Алтайский край.

Список литературы 1. Агеев К.А. Наклонение глагола. – М.: Просвещение, Джанни Родари. Стохи. – М.: Детская литература, Интернет-ресурсы: school.ru/Enc.ashx?item=518268raktat.com/language/book/glagol/nag.p hp school.ru/Enc.ashx?item=518268raktat.com/language/book/glagol/nag.p hp