FokinaLida.75@mail.ru ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ» И.А.Суязова, учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ 1 с УИОП» Воронежской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский язык и культура речи. ФОНЕТИКА Фонетика – наука о звуковой стороне языка (раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка)
Advertisements

Основные нормы современного литературного произношения в русском языке.
Задание А 4. Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовила учитель русского языка и литературы ГБУ СОШ 924 О. Н. Иванова.
Задание А4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Звуковые средства художественной выразительности Составила Ляшенко Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 города Алексеевки.
Задание А 4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Занятие 9. Фонетика. Звуки речи. Фонетический анализ слова.
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовка к ГИА (выполнение задания А4)
ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. ВЫПОЛНИЛ: УЧЕНИК 5 КЛАССА ЕВСЕЕВ АНТОН УЧИТЕЛЬ: ПРОСКУРЯКОВА Е.Д. Исследовательский проект.
Фонетика Урок 9 Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Чередование звуков. Фонетический разбор.
Фонетика (от лат. «phone» – звук) – раздел лингвистики, который изучает звуки речи.
Подготовка к ГИА ФОНЕТИКА. Парные твёрдые и мягкие согласные Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] Мягкие:[б],[в],[г],[д],[з],[л],[м],[н],[п],[р],[с],
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ» И.А.Суязова, учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ 1 с УИОП» Воронежской области.
Задание А 4 Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова.
Автор: Омельчук Людмила Николаевна учитель русского языка и литературы МКОУ Сортавальского МР Республики Карелия СОШ 7.
Речевая норма и культура речи. Речевая норма … … это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных.
Фонетика Подготовила Тинчурина Дания М.. Фонетика (от греческого слова phone – звук) – это раздел языкознания, изучающий способы образования и акустические.
Лабораторная работа Изобразительные возможности звуков.
ГИА А 4 Подготовила: Попова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы.
Звуки речи [ ] Гласные [ ] Ударные Безударные Согласные [ ] Твёрдые Звонкие ^ Глухие Мягкие, Звонкие ^ Глухие.
Транксрипт:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ» И.А.Суязова, учителль русского языка МКОУ «Каменска я СОШ 1 с УИОП» Воронежской области

ТЕМА ЗАНЯТИЯ 4: ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ. СРЕДСТВА ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ.

Орфоэпия (от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность правил устной речи, произношения и ударения, тем самым обеспечива я единообразное и обязателльное для всех грамотных носителией языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнессение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ – это правила произношения отдельных звуков (согласных и гласных), определиенных звукосочетаний, некоторых слов и их форм.

ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ. 1. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ Основные законы произношения согласных оглушение и уподоблиение. Оглушение - один из характерных признаков литературной речи. 1. Обязателльное оглушение звонких согласных в конце слова: хлиеб[п] -хлиебб, са[т] - сад, любо[ф] любовь и т.д. 2. Согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный глухой [к]: лие[к]- лиег, про[к]- прог и т.д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалиектное: лие[х] лиег Исключение составляет слово Бог - БО[Х]. 3. [Г] произносится как [х] в словосочетаниях ГК и ГЧ: лие[хк']ий - лиегкий, лие[хк]о лиегко.

ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ. 1. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ 4. В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму: а) если первый из них звонкий, а второй глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка ложка; б) если первый глухой, а второй звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]добра - сдобра, [з]губить - сгубить. 5. Перед согласными [л], [м], [р], [н] и перед [в] уподоблиения не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: все[тл]о, [шв]нырять

6. Уподоблиение происходит при сочетании согласных. Например, сочетание СШ и ЗШ произносятся как долгий твердый согласный Ш: ни[ ш ]ий низший, вы[ш ]ий высший, ра[ ш ]уметъся расшуметься. 7. Сочетание СЖ и ЗЖ произносятся как двойной твердый [ж]: ра[ ж ]мати разжмати, [ж]изнъю - с жизнью, сжварить - [ж]варить. 8. Сочетание ЗЖ и ЖЖ внутри корня произносится как долгий мягкий звук [ж']. В настоящее время вместо долгого мягкого [ж] все шире употребляется долгий твердый звук [ж]: по[ ж'] и и по[ж]е - позже, дро[ж']и и дро[ж]и дрожжи. 9. Сочетание СЧ произносится как долгий мягкий звук [ш'], так же, как звук, передаваемый на письме буквой щ : [ щ '] - счастье, [ щ '] - счет.

ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ. 1. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ 10. Сочетание ЗЧ (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш]: приказзчик –приказ [ш'] ик; образчик – обра [ш'] ик 11. Сочетания ТЧ и ДЧ произносится как долгий звук [ч ']: докладдчик- доклад[ч'] ик, лиетчик - ли[ч ']ик. 12. Сочетания ТЦ и ДЦ произносятся как долгий звук [ц]: двадцмати - два[ц] мати, солотце - соло[ц]е. 13. Сочетания ДС и ТС на стыке корня и суффикса произносятся как [ц]: городдской - город[ц] кой, всетский - все[ц]кий. 14. Сочетание ТС на стыке окончания 3 лица глаголов с частицей - СЯ произносится как долгий [ц]: катятся - катя[ц] а.

ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ. 1. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ 15. Слиедует обратить внимание на сочетание ЧН, так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колиебание, что связано с изменением правил старого московского произношения. По нормам современного русского литературного языка сочетание ЧН обычоно так и произносится [ЧН], особенно это относится к словам книжного происхождения (алчоный, беспечоный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочоный, посадочоный).

Произношение [ШН] вместо орфографического ЧН в настоящее время требуется в женских отчествах на -ИЧНА: Ильиничона [шин], Лукиничона [шин], Никитичона [шин] и сохраняется в отдельных словах: горничоный [шин], конечоно [шин], прачечона я [шин], скворечоник [шин]. яичоница [шин]. Некоторые слова с сочетанием ЧН в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко: буало[шин]а я и буало[чон]а я, копье[шин]ый и копье[чон]ый, мало[шин]ый и мало[чон]ый, порядокк[шин]ый и порядокк[чон]ый, сливо[шин]ый и сливо[чон]ый. В отдельных случа ях различоное произношение сочетания ЧН служит для смысловой дифференциации слов: сердце[чон]ый удар - сердце[шин]ый друг.

ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ. 2. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ Заимствованные слова, как правило, подчиняются орфографическим нормам современного русского литературного языка и только в некоторых случа ях отличаются особенностями в произношении. Наиболиее существенное из них сохранение в произношении звука [о]: м[о]дерн, [о]азиз, [о]телль, ф[о]нема. Однако большинство заимствованной лиексики, представляющей собой слова, прочоно усвоенные русским литературным языком, подчиняется общим правилам произношения [о] и [а] в безударных слогах: б [а] кал, к[а]стом, р[а]я ль, пр[а]гресс и др.

ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ. 2. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗАИМСТВОВАННЫХ СЛОВ В большинстве заимствованных слов перед буквой Е согласный смягчается: ка[т']ет, па[т']афон, пио[н']ер, [с']ерия. Однако в ряде иноязычоных твердость согласных перед Е сохраняется: ш[тэ]псель, о[тэ]ль, каш[не], с[тэ]нд, мо[дэ]ль, ко[дэ]кс, э[не]ргия, и др.

СРЕДСТВА ЗВУКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Основным выразителльным средством фонетики является звукопись художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировмати в тексте звуки реального мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т. п.), а также вызывмати ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями.

Использование звуковых повторов с целью подражания с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы называется звукоподражанием. Например: Полночоной прою в болотной тиши Чуть слышино, бесшумно шуршат камыши. (К. Д. Бальмонт) Комментарий. В данном случае повторение глухого твердого шипящего звука [ш] создает звуковой образ шуршащего камыша.

Звукопись: ассонанс и аллитерация Ассонанс это прием усилиения выразителльности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков. Например: О, весна без конца и без краю Без конца и без краю мечта! Узнаю тебя, жизнь, принимаю... (А. А. Блок) Комментарий. В данном случае автор использует ассонанс, основанный на повторах ударного гласного звука [а]. Повторение широкого открытого гласного звука [а] как бы подчеркивает безграничоность, бескрайность, открытость души поэта, устремлиенной к весне и мечте.

ПРИМЕР АССОНАНСА И веют древними поверьями Ее упругие шелка. (А. А. Блок) Комментарий. Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука [э]. Повторение узкого и закрытого гласного [э] усиливает таинственность и загадочоность героини стихотворения.

АЛЛИТЕРАЦИЯ это прием усилиения выразителльности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков. Например: Люблю грозу в началие ма я, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и игра я, Грохочет в небе голубом. (Ф. И. Тютчев) Комментарий. В данном случае используются приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на повторении согласного звука [р], повторении сочетания звуков [р] и [з], а также сочетания [гр]. Прием аллитерации помогает воспроизвести звучание громовых раскатов и создает звуковой образ начинающейся грозы.

ПРИМЕР АЛЛИТЕРАЦИИ Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелиесте снежного шума. (С. А. Есенин) Комментарий. В данном случае также использованы приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплиении шипящих [щ], [ж], [ш], что помогает передмати шум ветра, шелиест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, котора я не пюгает, а манит.

Способность звуков языка вызывмати не только слуховые, но и зрителльные, осязателльные, обонятелльные и вкусовые представлиения, а также различоные чувства и эмоции называется звуковым символизмом.

РОЛЬ ЗВУКОПИСИ В ТЕКСТЕ Звукопись придает речи особую наглядность и изобразителльность, способствует болиее яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.

ПРАКТИКУМ Задание 1: прочитайте слова вслух, обраща я внимание на твердость или мягкость согласного перед гласным, обозначенным буквой Е детектив капелла критерий компьютер свитер теннис террор

ПРАКТИКУМ Задание 2: Распределите слова на 2 группы в зависимости от характера произношения согласного перед Е. Тенденция, депо, диспансер, отелль, музей, патент, тема, термос, детектив, эксперт, термин, свитер, теннис, кофе, лотерея, тембр, тире, шоссе, тезис, фанера, претензия, Одесса, брюнет, шатен, тент, кларнет, штемпель.

ПРАКТИКУМ Задание 4: Прочтите слова. Проверьте правильность произношения сочетаний согласный звуков (см.ключ). Угасший, замерзший, расшбитый, произнессший, происшшедший, расширять, восшшествие,, безжжизненный, с жадностью, с шумом, разжмати, наезжмати,

Ключ: юга[ш ]ий, замер[ ш ]ий, ра[ ш ]битый, произнес[ш ]ий, прои[ш ]шедший, ра[ ш ]ирятъ, во[ ш ]шествие, бе[ж]жизненный, [ж ]адностъю, [ ш ]умом, ра[ж]мати, нае[ж ]мати, доп. нае[ж]мати.

ПРИГЛАШАЮ В ГОСТИ Мой сайт Ирина Анатольевна Суязова – личона я страница

источоник шаблона: Фокина Лидия Петровна учителль начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт