Изменились интересы, нравы людей, сброшены путы сословных привилегий и ограничений. Появились новые хозяева жизни, которые бросили лозунг : « Обогащайтесь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Верь сам в себя наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех.
Advertisements

Воспитай себя сам. Все победы в жизни начинаются с победы над самим собой. Народная мудрость.
ЛИТЕРАТУРА XIX век в зеркале художественных исканий.
« Вот, иду скоро ; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего » Откр. 3:11.
Классный час: «Искусство жить. Как быть счастливым.» Выполнила: учитель математики МКОУ СОШ 8 с. Приозерского Землянская А.Б.
«Поэзия сердца» и проза жизни. Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья,- Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни,
Владей собой среди толпы смятенной, Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятения всех, Тебя клянущей за смятения всех, Верь сам в себя.
Сквозь "зеркало жизни" Я вижу судьбу. Я вижу жизнь всех, Но не вижу свою. Что значит все это? Где жизнь здесь моя? У "зеркала жизни" Спросил тотчас я.
Весь мир таков, как мы его себе рисуем Какое восприятие его, у нас внутри Раскрасишь черным, сам уж рад не будешь Цветами радуги раскрась и радуясь живи!
Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
1. Фотографическая точность малозначительных фактов, мелочей быта 2. На всеобщее обозрение - неприглядная изнанка жизни, жизнь "людей дна" 1. Поэтизация.
Стихи Моя Судьба. Одиночество Вот ты сидишь одна В твоих глазах дрожит слеза И на столе неподалеку догорает не так давно зажженная свеча Но почему ты.
Гордиться славою своих предков Не только можно, но и должно. А.С. Пушкин.
ХIХ век в зеркале художественных исканий Литература Работу выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ п.Заря Шушакова Ксения.
«я помню чудное мгновенье...» «я помню чудное мгновенье...» Гриневич Л.А., учитель физики МОУ СОШ 1 г. Богданович.
Тема года Вечные темы искусства Мир человеческих чувств Сказочно-мифологическая тема Тема природы Тема Родины (Земли, матери) Тема мира и войны (добра.
Великий праздник – материнства день, Праздник тепла, заботы и признанья. Хочу я матерей поздравить всех И пожелать им от детей вниманья!
Цели и задачи: Обратить внимание учащихся на значение слов «семья», «гражданин», «личность». Сделать совместные выводы о качествах зрелой личности.
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
К 200-летию великого русского писателя. Н. В. Гоголь считал, что искусство способно пересоздать жизнь согласно христианскому идеалу. «Поэзия – это незримая.
Транксрипт:

Изменились интересы, нравы людей, сброшены путы сословных привилегий и ограничений. Появились новые хозяева жизни, которые бросили лозунг : « Обогащайтесь !» Утонченная культура аристократов уже не интересовала их. Золотой телец – вот божок « новых людей ».

Смотри : вокруг тебя Всё новое кипит, былое истребя. Свидетелями быв вчерашнего паденья, Едва опомнились младые поколенья, Жестоких опытов сбирая поздний плод, Они торопятся с расходом свести приход, Им некогда шутить, обедать у Темиры Иль спорить о стихах. Звук новой чудной лиры, Звук лиры Байрона развлечь едва их мог. Бальзак « Человеческая комедия »

Наступила пора разочарования. Всё меньше можно было найти изысканных ценителей тонкостей искусства. Искусство помпезного классицизма и затейливого и шаловливого рококо ушло в прошлое. На глазах менялся мир, но далеко не всегда можно было сразу разобраться в сути перемен. На смену пришли романтизм - мир выдуманной прекрасной мечты, беспощадная правда критического реализма, натурализм - неприглядная изнанка жизни - как вызов обществу.

Романтизм Критический реализм Натурализм

- направление, характеризующееся исключительностью героев, страстей, обстоятельств, идеализацией, мечтательностью. Романтики не стремились к переустройству общества. Презирая мир разбогатевших лавочников, они противопоставляли ему мир выдуманной прекрасной мечты, в котором видели царство добра и искренности. Человеком управляет не только мыслящий рассудок, человек живёт, подчиняясь велению сердца, повинуясь чувству.

- направление, отражающее критическое отношение к изображаемой реальности. Реалисты пытаются понять современное общество, вскрыть причины уродливых явлений жизни. Герои являются порождением общества. Человек немыслим вне социальной среды, даже если ненавидит её, борется с ней.

- направление, стремящееся к объективному, бесстрастному воспроизведению реальности ; копирование отталкивающих ( нередко низменных ) сторон жизни. Перенос законов, существовавших в природе, на общество людей. Поднимаются темы, считавшиеся неприличными и запретными : уродливые стороны бытия, жизнь « людей дна ». На всеобщее обозрение выставлялась неприглядная изнанка жизни.

«… Чтобы разгадать загадку мрачной поэзии такого необъятно колоссального поэта, как Байрон, должно сперва разгадать тайну эпохи, им выраженной ». В. Г. Белинский

Не пугайся, не думай о духе моём ; Я лишь череп – не страшное слово, Мёртвый череп, в котором, не так, как в живом, Ничего не таится дурного … Пей, покуда ты жив, а умрёшь, может быть, И тебя из могилы достанут, И твой череп, как я, кубком будет служить, Пировать с ним живущие станут … « Надпись на кубке из черепа » Дж. Байрон

О, я не стар ! Но мир бесспорно Был сотворён не для меня ! Зачем же скрыты тенью чёрной Приметы рокового дня ? Мне прежде снился сон прекрасный, Виденье дивной красоты … Действительность ! Ты речью властной Разогнала мои мечты … Я изнемог от мук веселья, Мне ненавистен род людской, И жаждет грудь моя ущелья, Где мгла нависнет над душой ! Когда б я мог, расправив крылья, Как голубь к радостям гнезда Умчаться в небо без усилья Прочь, прочь от жизни навсегда. « Хочу я быть ребёнком вольным …» Дж. Байрон

« Проснитесь, человек бедствует » « Богач ! делись своим состоянием ; бедняк ! делись своим сердцем ». « Величие лучше всего проявляется в кротости ». « Мысль – труд ума, мечтательность – его наслаждение. Заменить мысль мечтой – значит принять яд за пищу ». « Улыбка любимой сияет даже ночью ». « Великий художник – это великий человек в большом ребёнке ». Многие его фразы были яркими и поражали неожиданным оборотом.

« Собор Парижской богоматери » таит в себе тайну и музыку веков. Его загадочные химеры олицетворяют ужасы Средневековья, и автор показывает фигуру Клода Фроло, монаха - фанатика, ставшего чудовищем из - за своей грешной и неутолимой любви к цыганке Эсмеральде. А урод Квазимодо обладает душой необыкновенной красоты. И умирает он, как Ромео рядом со своей Джульеттой, рядом с телом любимой Эсмеральды.

« Я ненавижу всякое притеснение, а на земле стонут народы под тяжким игом. Когда я вижу, как мучается Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своею палкой, постыдным и тяжёлым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена держит в своих когтях Милан – о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую, что поэт – их судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире медную струну », - писатель бросался в бой с любой формой ущемления прав человека.

Вы царь царей – Наполеон. А завтра что ? Осколки, щепки И куча дров – ваш славный трон. Сегодня Австерлиц, огонь Ваграма, Иена, А завтра дымный столб пылающей Москвы, А завтра Ватерлоо, скала святой Елены, А завтра ?.. А завтра – в гробе вы. Гюго

Повинуясь лишь капризу, То галопом, то на крыльях Мчится в сказочное царство Мой возлюбленный пегас … Конь мой белый, конь крылатый, Чистым золотом подкован, Нити жемчуга – поводья, Мчись, куда захочешь, конь !

Они меня истерзали И сделали смерти бледней, Одни своею любовью, Другие враждою своей. Они мне мой хлеб отравили, Давали мне яду с водой, Одни своею любовью, Другие своею враждой. Но та, от которой всех больше Душа и доселе больна, Мне зла никогда не желала, И меня не любила она.

Не хлебом единым жив человек. Бальзак показал с громадной силой таланта, как жернова чудовищной буржуазной мельницы размалывают судьбы людские, измельчают души. Но он же заставляет увидеть и нравственную победу отдельных личностей, сумевших остаться людьми среди хаоса эгоистических расчётов, политического честолюбия, корысти, стяжательства, и подняться в сферы чистого чувства.

« В героях Бальзака бьёт через край избыток сил. Их желания безмерны, их страсти вулканичны, их радости и печали убийственны, они действуют как одержимые, живут как в лихорадке, совершают чудеса воли, ума и выносливости, доходят до последнего во всём : в низости и благородстве, в подвигах и в преступлениях. Если они порочны – они чудовища, если добродетельны – они святые. В « Человеческой комедии » исчезает всё бесцветное, тусклое – все краски раскалены, сама темнота ослепительна ; сумерки, полутона поглощаются светотенью, резкой до боли ; нет мёртвой вещественности – всё пламя, порыв. Мир Бальзака заряжен небывалой энергией. Здесь каждое прикосновение – удар, каждая царапина – рана ». Владимир Гриб

Бальзак покажет каторжника Вотрена, умного, почти философа. Покажет хищника - ростовщика Гобсека, страсть к накопительству которого маниакальна. Покажет отца, безоглядно влюблённого в своих дочерей и не видящего их холодного эгоизма. Бальзаковский Вотрен великолепно рассуждает : « Есть две истории : официальная, лживая история и история тайная, раскрывающая истинные причины события, история постыдная ». Вот эту « постыдную » историю своих дней писатель и раскрыл в « Человеческой комедии ».

Произведения писателя показывают изнанку реальной жизни. Так в « Посмертных записках Пиквикского клуба » правят бал обманщики, вымогатели, жулики.

В романах « Холодный дом », « Лавка древностей » показана Англия работных домов, трущоб, фабрик. В романе « Оливер Твист » раскрывается история мальчика из работного дома – страшная жизнь ребёнка в жестоком мире зла и корысти.

« Толпы безработных маршировали по дорогам или при свете факелов теснились вокруг своих главарей, которые вели суровый рассказ о всех несправедливостях, причинённых трудовому народу, и исторгали из уст своих слушателей яростные крики и угрозы … доведённые до отчаяния люди, вооружившись дубинами и горящими головнями и не внимая слезам и мольбам женщин, старавшихся удержать их, шли на месть и разрушение, неся гибель прежде всего самим себе ». Ч. Диккенс « Лавка древностей »

Страстное желание исследовать французское общество времён Второй империи подтолкнуло писателя к созданию грандиозной семейной хроники. Действие двадцати романов, составляющих серию « Ругон - Маккары », разворачивается на железной дороге и бирже, в шахтёрском городке и модном парижском магазине ….

Эта машинная цивилизация формирует в человеке « зверя », насаждает жажду наслаждений, культивирует власть денег и, в конечном счёте, обезличивает человека.

« Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд. Но нет Востока, и Запада нет, что - племя, родина, род, если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает ».

О, если разум сохранить сумеешь, Когда вокруг безумие и ложь, Поверить в правоту свою - посмеешь, И мужество признать вину - найдешь, И если будешь жить, не отвечая На клевету друзей обидой злой, Горящий взор врага гасить, встречая, Улыбкой глаз и речи прямотой, И если сможешь избежать сомненья, В тумане дум воздвигнув цель - маяк... Р. Киплинг « Если »

Мир природы – это мир инстинкта, включающий в себя инстинкт созидания и инстинкт разрушения. Инстинкт жизни рождает Закон джунглей, регламентирующий порядок. Природа – основание для цивилизации. Союз разума и инстинкта рождает особую силу, которая превращает Маугли в властелина джунглей.

Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя, наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех ; Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них ; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив ; Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив ; Останься тих, когда твое же слово Калечит плут, чтоб уловлять глупцов, Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен все воссоздавать с основ. Умей поставить, в радостной надежде, На карту все, что накопил с трудом, Все проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том ; Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно все пусто, все сгорело. И только Воля говорит : " Иди !" Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой ; Будь прям и тверд с врагами и с друзьями, Пусть все, в свой час, считаются с тобой ; Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег,- Тогда весь мир ты примешь, как владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек !