ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВЕКОВ. ПОЗИТИВИЗМ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 2 Позитивисткая традиция в философии науки. О.Конт как основоположник позитивизма.
Advertisements

Огюст Конт (1798 – 1857) «Курс позитивной философии» гг.
. Позитивизм Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания.
Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Философские проблемы науки и техники 1.Философские концепции науки. 2.Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы науки. 3.Техника:
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 3 Неопозитивизм. (логический позитивизм – Карнап, Шлик, Рейхенбах и др.). Принципы верификации, физикализма и конвенционализма.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Возникновение социологии В процессе развития гражданского общества значительно возрастала географическая и социальная мобильность людей, появились новые.
Неопозитивизм и проблема моделей Нуриева А.У.. Неопозитивизм Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм начинается с 20-х годов XX в. и продолжается.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Познание Блок 1: Понятие и история гносеологии. Занятие 2.
ЧТО ТАКОЕ НАУКА ? НАУКА Система знаний Система организаций и учреждений Система научных учреждений Проникновение в суть явлений Теоретическое обоснование.
Аристотель ( г.г. до н.э.) Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый-энциклопедист. Ученик Платона. С 343.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «История экономических учений». История экономических учений - это наука, изучающая процесс возникновения и развития экономических воззрений.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Методология научных исследований Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Огюст Конт ( ) - основатель позитивизма и позитивной социологии. г. Абдуллаев Амид 2 курс МО.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Транксрипт:

О СНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ XIX-XX ВЕКОВ. П ОЗИТИВИЗМ.

П ОЗИТИВИЗМ - ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЕ ЕДИНСТВЕННЫМ ИСТОЧНИКОМ ИСТИННОГО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО ЗНАНИЯ ЭМПИРИЧЕСКИЕ ( ОСНОВАННЫЙ НА ОПЫТЕ, ФАКТАХ ) ИССЛЕДОВАНИЯ И ОТРИЦАЮЩЕЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ЦЕННОСТЬ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Л ОЗУНГ ПОЗИТИВИЗМА. «Н АУКА САМА СЕБЕ ФИЛОСОФИЯ »: - НАУКА НИЧЕГО НЕ ОБЪЯСНЯЕТ, ОНА НЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС « ПОЧЕМУ », А ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС, « КАК »; - ОНА ДАЕТ ПОЗИТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ, Т. Е. ОПИСЫВАЕТ И РЕГИСТРИРУЕТ ФАКТЫ, А НЕ ОБЪЯСНЯЕТ ИХ ; - ОНА НЕ НУЖДАЕТСЯ В КАКОЙ - ЛИБО СТОЯЩЕЙ НАД НЕЙ ФИЛОСОФИЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ ДЕЛО С « МЕТАФИЗИЧЕСКИМИ » АБСТРАКЦИЯМИ.

П ОЭТОМУ ПОЗИТИВИСТЫ - ОБЪЯВИЛИ БОРЬБУ МАТЕРИАЛИЗМУ, ИДЕАЛИЗМУ И ДИАЛЕКТИКЕ - ЗАЯВИЛИ, ЧТО ПОЗИТИВИЗМ БУДЕТ ИМЕТЬ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ - ЗАДАЧА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ В СИСТЕМАТИЗАЦИИ КОНКРЕТНО - НАУЧНОГО ЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК.

Ф ОРМЫ ПОЗИТИВИЗМА. Классический позитивизм Махизм Неопозитивизм Постпозитивизм

П ОЗИТИВИЗМ ВОЗНИК В ГОДЫ XX ВЕКА И В СВОЕМ РАЗВИТИИ ПРОШЕЛ РЯД ЭТАПОВ. П ЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОЗИТИВИЗМА – КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ. (О ГЮСТ К ОНТ ). В СЮ КЛАССИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ ПОЗИТИВИСТЫ ОТРИЦАЛИ, ПЫТАЯСЬ СОЗДАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ, ПОЗИТИВНУЮ ФИЛОСОФИЮ. Е Е ЗАДАЧА ДОЛЖНА СОСТОЯТЬ В СИСТЕМАТИЗАЦИИ КОНКРЕТНО - НАУЧНОГО ЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК.

В ТОРАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОЗИТИВИЗМА МАХИЗМ – ВОЗНИКЛА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ. Г ЛАВНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ – АВСТРИЙСКИЙ ФИЗИК, Э РНСТ М АХ. М АХИСТЫ СВОДИЛИ ФИЛОСОФИЮ К ГНОСЕОЛОГИИ ( ТОРИИ ПОЗНАНИЯ ) И СТРЕМИЛИСЬ ПОСТРОИТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ.

Т РЕТЬЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОЗИТИВИЗМА – НЕОПОЗИТИВИЗМ– ВОЗНИКЛА В 20- Е ГОДЫ XX ВЕКА В А ВСТРИИ, А НГЛИИ, П ОЛЬШЕ. Е ГО ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ : М ОРИЦ Ш ЛИК, Р УДОЛЬФ К АРНАП, Л ЮДВИГ В ИТГЕНШТЕЙН. П ОЗИТИВИСТЫ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО ФИЛОСОФИЯ – ЭТО НЕ НАУКА О КАКОЙ - ЛИБО РЕАЛЬНОСТИ И НЕ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. О НА – ОСОБЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫЙ С ЛОГИЧЕСКИМ АНАЛИЗОМ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ИСКУССТВЕННЫХ ЯЗЫКОВ. П ОТОМУ ПЕРВОНАЧАЛЬНО ЭТА ФОРМА ПОЗИТИВИЗМА НАЗЫВАЛАСЬ ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ ИЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

Ч ЕТВЕРТАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА ПОЗИТИВИЗМА ПОСТПОЗИТИВИЗМ – ВОЗНИКЛА В КОНЦЕ 50 - НАЧАЛЕ 60- Х ГОДОВ. Г ЛАВНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ ПОСТПОЗИТИВИЗМА ЯВЛЯЮТСЯ : РАЗВИТИЕ, ДИНАМИКА, КУЛЬТУРНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ НОВЫХ ИДЕЙ И ТЕОРИЙ, КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ И ВЫБОРА КОНКУРИРУЮЩИХ НАУЧНЫХ ИДЕЙ И КОНЦЕПЦИЙ.

П РЕДСТАВИТЕЛИ. Огюст Конт

О ГЮСТ К ОНТ НАПИСАЛ РАБОТУ «К УРС ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ » В 30- Е ГГ. 19 В., ПОЭТОМУ С ЭТОГО ПЕРИОДА ДАТИРУЕТСЯ КЛАССИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ (К ОНТ – ОСНОВОПОЛОЖНИК ). М ЕТОД ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТОБЫ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТАКИХ ЯВЛЕНИЙ, КАК ИДЕОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И Т. Д. П ОЯВЛЯЕТСЯ ПОНЯТИЕ МЕТАФИЗИКИ МЕТОДА ФИЛОСОФИИ.

М ЕТАФИЗИКА ИМЕЕТ 2 СМЫСЛА : 1) МЕТОД, ПРОТИВОРЕЧАЩИЙ ДИАЛЕКТИКЕ (Г ЕГЕЛЬ ); 2) ОТ А РИСТОТЕЛЯ – МЕТОД, БЕРУЩИЙ НАЧАЛО ОТ РЕЛИГИИ. П О К ОНТУ НУЖНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ МЕТАФИЗИКИ ( ФИЛОСОФИИ В МЕТАФИЗИЧЕСКОМ ЕЕ АСПЕКТЕ ), ПОСКОЛЬКУ ОНА НЕ ДАЕТ ЗНАНИЕ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ ИСТИННОМУ ПОЗНАНИЮ. С ПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ – ПОЗИТИВНЫЕ ЗНАНИЯ.

Ф ИЛОСОФИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ПОЗИТИВНОЙ НАУКОЙ, ЕЕ СЛЕДУЕТ ИЗБАВИТЬ ОТ МЕТАФИЗИКИ, ИДЕОЛОГИИ. Г ЛАВНЫМ МЕТОДОМ ПОЗНАНИЯ ( ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИМ МЕТОДОМ ) ДОЛЖЕН СТАТЬ ЭМПИРИЗМ – ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКРЕТНЫХ ФАКТОВ.

Г ЕРБЕРТ С ПЕНСЕР

Г ЕРБЕРТ С ПЕНСЕР НАУЧНАЯ СИСТЕМА МИРА. Н ЕСПОСОБНОСТЬ НАУКИ ПРОНИКНУТЬ В СУЩНОСТЬ ВЕЩЕЙ. Л ЮБОЕ НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ ПРОТИВОРЕЧИВО, СЛЕДОВАТЕЛЬНО НЕПОСТИЖИМО. Н АУКА БАЗИРУЕТСЯ ЛИШЬ НА ОГРАНИЧЕННОМ ОПЫТЕ ИНДИВИДА, Т. Е. НА ЛОЖНОЙ ОСНОВЕ.

"Н ЕПОЗНАВАЕМОСТЬ " СБЛИЖАЕТ НАУКУ И РЕЛИГИЮ. П ЕРЕНЕС ИДЕЮ ЭВОЛЮЦИИ НА ВСЕ ПРЕДМЕТЫ И ЯВЛЕНИЯ, ПОНИМАЯ ЕЕ МЕХАНИСТИЧЕСКИ, КАК ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ В МИРЕ ВЕЩЕСТВА И ДВИЖЕНИЯ.

Д ЖОН С ТЮАРТ М ИЛЛЬ

Д ЖОН С ТЮАРТ М ИЛЛЬ МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. М АТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ - ДВЕ МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ КРАЙНОСТИ. М АТЕРИЯ ПОСТОЯННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ОЩУЩЕНИЯ, А ДУХ - ПОСТОЯННОЙ ВОЗМОЖНОСТЬЮ ЧУВСТВОВАНИЯ. В ЕЩИ ВНЕ ИХ ВОСПРИЯТИЯ НЕ СУЩЕСТВУЮТ.

Ч ЕЛОВЕКА ПОЗНАЕТ ЛИШЬ ЯВЛЕНИЯ, ЗА КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ВЫЙТИ. О ТРИЦАЛ ДЕДУКЦИЮ, ПРЕУВЕЛИЧИВАЯ РОЛЬ ИНДУКЦИИ. З АСЛУГА В ТОМ, ЧТО РАЗРАБОТАЛ МЕТОДЫ ИНДУКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ.