КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ.
Advertisements

К ОНФЛИКТЫ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Подготовила педагог – психолог Дорошенко Л.Н МБДОУ « Детский сад 8 «Улыбка» г Щучье.
Семинар по социально-личностному развитию детей. Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) – столкновение противоположных направленных целей, интересов,
КОНФЛИКТЫ conflictus – столкновение Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов.
Конфликты и продуктивные методы их разрешения Гулькевичский район Трикоз Алёна.
Социальный педагог МБОУ «СОШ 5 с УИОП г. Шебекино» Ерохина Наталья Васильевна.
1. Доверительный стиль общения. 2. Правило «здесь и теперь». 3. Отказ от обезличенной речи. 4. Искренность общения. 5. Конфиденциальность происходящего.
Презентация урока по предмету «Основы деловой культуры»
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций.
Конфликты: Преодоление Преодоление Сущность СущностьПетрозаводск
Классное ученическое собрание- одна из форм привлечения учащихся к самоуправлению Классное ученическое собрание- одна из форм привлечения учащихся к самоуправлению.
Игровое моделирование проблемных ситуаций на примере формирования нравственного поведения детей Поздеева С.Е. воспитатель коррекционной гр. ДОУ «Улыбка»
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
« Вызывающее поведение подростков: как реагировать?»
МОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб» Педагог-психолог Швецова Венера Ильясовна.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
ПОДГОТОВИЛА РУКОВОДИТЕЛЬ ШСП КУРГИНА М.Н. ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение.
Динамика конфликтов 1.Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием.
Конфликт. Особенности. Причины. Психологический семинар Ноябрь 2007 г.
Транксрипт:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ. Конфликт от латинского conflicts – ссора, столкновение, спор. Конфликты могут быть скрытыми или явными.

В основе конфликта лежит конфликтная ситуация Скрытое или открытое противоборство двух или нескольких участников; Включает в себя: противоречие позиций сторон, целей или средства их достижения в данных условиях, несовпадение интересов, желаний, влечений оппонента.

Инцидент – это практические (конфликтные) действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного интереса. Инцидент

Причины возникновения конфликтов между детьми в игре (%) Причины конфликта Возраст детей (лет) 1 – 2 2 – 3 3 – 4 4 – Разрушение игры По поводу выбора общей темы игры По поводу состава участников Из-за ролей Из-за игрушек По поводу сюжета игры По поводу правильности игровых действий

Задачи взрослого: 1. Научить основным правилам жизни среди людей: Умение выражать свои желания Выслушивать желания другого Договариваться 2. Вместе находить выход из сложной ситуации и варианты разрешения конфликта.

Два способа разрешения конфликтной ситуации: 1. Диструктивный Уход от ситуации («Сам буду играть», «Уйду, и не буду с ними играть»); Агрессивное разрешение ситуации («Всех побью и заставлю играть») Привлечение внешних средств для разрешения конфликтов («Позову воспитателя, она всех заставит играть») 2. Конструктивный Продвижение в ситуации и её разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»)

Факторы, обостряющие протекание конфликта Повышение и внешнее проявление накала страстей; Проявление безразличия со стороны взрослого на возникший конфликт; Отсутствие попыток установления и поддержания отношений, как со стороны взрослого, так и со стороны самих участников конфликта – детей; Эскалация, тиражирование конфликтной ситуации, увеличение числа детей, участников конфликта, которые принимают ту или иную сторону; Вовлечение родителей

Факторы, ведущие к ослаблению конфликта Уход на нейтральную сторону; Беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их; Уменьшение ощущения угрозы, наличие и использование детьми и взрослыми умений и коммуникативных навыков в урегулировании конфликтов; сохранение и укрепление межличностных отношений.

Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми 1. Признать существование конфликта, определить участников. 2. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. 3. После признания наличия конфликта и невозможности его решения «с ходу» целесообразно перенести разбор конфликта на более подходящее время. 4. Разработать варианты решения конфликтной ситуации и методы воспитательных воздействий. 5. Деструктивное разрешение конфликта может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов, и уже с участием взрослых.

Методы управления конфликтами 1. Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны участников конфликта 2. Межличностные методы или стили поведения в конфликте заключаются в умении выбирать форму и стиль своего поведения с тем, чтобы оно в наименьшей степени отразилось на их интересах.

Основные причины межличностных конфликтов в детских коллективах Несовместимость характеров; Столкновение противоположных мотивов, потребностей и интересов; Внутриличностные противоречия; Соперничество (конкуренция)

Деятельность воспитателя при разрешении межличностных конфликтов включает следующие стадии: 1. Определение и оценка сущности конфликтной ситуации (повод, причины). 2. Оценка целей конфликтной ситуации: Утверждение личных привязанностей; Навязывание своего стиля поведения; Умаление достоинств другой стороны Корыстные устремления; Применить методы воспитательного воздействия; выдвинуть определенные жесткие требования; Указать на необходимость придерживаться установленных норм поведения. 3. Определить динамику процесса развития конфликтной ситуации и использовать меры на ее прерывание. 4. Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт. 5. Оценка особенностей участников конфликта. 6. Провести диагностическую беседу.

Типы трудных детей 1. Агрессивисты – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают. 2. Жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для разрешения конфликта. 3. Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма трудно. 4. Сверхпокладистые – со всеми соглашаются. 5. Всезнайки – считают себя выше, умнее других детей и всячески демонстрируют свое превосходство. 6. Нерешительные – медлят с принятием решения, потому что бояться ошибиться. 7. Максималисты – хотят что-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости. 8. Скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика. 9. Невинные лгуны (фантазеры) – вводят других в заблуждение ложью и обманом.

Приемы разрешения конфликтной ситуации В решении проблем учитывать нужды каждого; Использовать творческий подход к решению проблемы: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, саму проблему – в возможность открыть для себя и для других нечто новое; Развивать у ребенка эмпатию, навыки общения, ведущие к сближению; Оценивать совершенный поступок, а не личность ребенка; Высказывать свое мнение так, чтобы быть услышанным; Нейтрализовать борьбу за власть; Учить детей управлять эмоциями Формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта; Вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску.

В опасных конфликтных ситуациях воспитатель должен: Вмешаться в конфликт, прервать акт насилия; Оценить обстановку, выяснить, кто участвует в конфликте, и кто знает, что произошло; Сообщить виновнику, о своем неудовольствии его поведением, решить вопрос – сразу предпринять какие-нибудь действия; Позаботиться о поддержке, если она нужна со стороны, обратиться конкретно к кому 0 нибудь из детей; Избавиться от «зрителей», если присутствие других детей осложняет ситуацию или уйти с участниками конфликта в другое место; Успокоить участников конфликта, например, велеть им несколько раз глубоко вдохнуть и выдохнуть; Развести их в разные стороны, устроить так, чтобы они не видели друг друга или не могли коснуться; разрешить конфликт: провести совместное обсуждение или в отдельности провести беседу; Сделать выводы: какие последствия влечет за собой поведение участников конфликта, должно ли последовать наказание; Оказать помощь пострадавшему.

Техника активного слушания Американский психолог В.Сатир особо подчёркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. А «активно» слушать ребенка – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.

Обсуждать нужно следующее: 1. Что произошло? (сформулировать суть конфликта) 2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причину) 3. Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства) 4. Как быть в этой ситуации? (найти решение)

В ситуации конфликта совершить следующие действия: Справиться с эмоциональным фоном ситуации, научить управлять поведением ребенка; Получить ответ на вопросы: что произошло и кто свидетель; Определить последствия развития ситуации и имеет ли смысл в неё включаться; Разобраться в мотивации обращения за помощью и вывода конфликтной ситуации на себя; Найти возможность вывода негативной энергии ситуации из собственного сознания

В ходе беседы воспитатель обязательно отмечает: Стиль ведения разговора – повышенный эмоциональный тон речи, упреки, оправдания, высказывания, отражающие интересы конфликтующих, игнорирование реакции партнера и слабость обратной связи; Характеристики поведения – уход от разговора, прекращение игры или совместной деятельности, её некачественное выполнение, напряженный самоконтроль поведения, замешательство.

Применяя технику активного слушания, необходимо соблюдать следующие правила: Поставить себя на место ребенка, чтобы понять, что он говорит и как себя чувствует; Слушать с сочувствием, сосредоточившись на предмете разговора; Относиться к говорящему (ребенку) уважительно; Слушать внимательно, не делая оценок; Высказывать свое мнение об услышанном, чтобы ребенок понял, что его действительно слушают; Выделять то, что было не понято, или в чем-то есть сомнение; Побуждать ребенка к дальнейшему разговору, используя высказывания, помогающие в этом: поддержку, уточнение, прояснение; Повторить наиболее важные мысли и чувства; Показать принятие и понимание ребенка; Не перебивать, не давать советов и предложений; Не приводить примеры сходных чувств из собственного опыта; Оставаться нейтральным, не принимать чью-либо сторону.