Научно - исследовательская работа студентов «Падение тел в воздухе» Электроугли 2015

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация по физике на тему «Свободное падение ».
Advertisements

Почему летают самолёты. Выполнил Кориков Егор, ученик 3 в класса.
Презентация по физике на тему «Свободное падение » Подготовила ученица 10 «А» класса Ханумиди Анастасия.
Движение тела в вязком газе АОУ Лицей 11 «Физтех» Преподаватель: Александр Александрович Пономарев, к.ф.-м.н., научный сотрудник ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша»
Механика (обобщающее занятие). Моторная лодка развивает скорость 4 м/с. За какое минимальное время лодка может пересечь реку шириной 200 м при скорости.
Урок физики 9 класс. Тема. Свободное падение тел и движение тела, брошенного вертикально вверх.
Научная-исследовательская работа ученика Гимназии 8 6 а класса Луцая Александра По теме: Измерение ускорения свободного падения.
Почему летают самолёты? Работу выполнила ученица 9 класса БОУ НюМР ВО «Брусенская ООШ» Зуевская Юлия.
Исследование физических моделей Преподаватель Иванская С.А.
С новым учебным годом! десятиклассники Урок 1 Основные темы по физике 10 класса Кинематика Динамика Законы сохранения Молекулярная физика Термодинамика.
Свободное падение тел. Свободным падением тел называют падение тел на Землю в отсутствие сопротивления воздуха (в пустоте). В конце XVI века знаменитый.
Исследовательская работа на тему: Ускорение свободного падения в условиях Крайнего Севера. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4» г. Надым 2006г. Выполнили:
Свободное падение тел. Замечательным примером прямолинейного равноускоренного движения, наблюдающимся в природе, является свободное падение тела.
Решение экспериментальных задач на равновесие твёрдого тела Повторительно-обобщающий урок.
Новые правила Деление на теоретические и практические занятия – в силе. Те, кто будут хорошо себя вести и активно работать на теоретическом уроке – допускаются.
Свободное падение Свободным падением называется движение тел под действием силы тяжести.
Координата тела брошенного вертикально (высота) ничем не отличается от формулы нахождения координаты для равноускоренного движения.
Свободное падение Свободное падение Автор проекта учитель физики школы 146 г.Казани Талманов Лев Николаевич.
Презентация к уроку по физике (9 класс) по теме: Презентация по физике "Движение тела, брошенного вертикально вверх"
Физика - наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности природы, строение и законы движения материи. Физику относят.
Транксрипт:

Научно - исследовательская работа студентов «Падение тел в воздухе» Электроугли 2009

Действующие лица Студент 2 курса Козлов Антон Руководитель Ильина Т. В. Студент 2 курса Репкин Павел Студентка 1 курса Казанцева Диана Студент 2 курса Еньков Алексей Студент 1 курса Черешнев Алексей

Цели Знакомство с основными физическими параметрами падения тел в воздушной среде Экспериментальное определение ускорения свободного падения, g Экспериментальное определение коэффициента лобового сопротивления, C x Причины гибели и спасения десантников

Свободное падение тел 1. Исследовательская работа позволила познать условия падения тел в воздушной среде Первый этап работы содержит экспериментальную проверку гипотезы Галилео Галилея «Влияют ли на характер падения форма, масса и размер тел?»

Опыты Бросали два листа ученической тетради. Убедились, что скомканный лист падает быстрее, не скомканный – медленнее Большие и маленькие железные шарики бросали с шести и десятиметровой высоты, отмечали момент удара о землю. Результат: шары падали одновременно Почему? Сопротивление воздуха практически незаметно на малых высотах

Проверка гипотезы Галилео Галилея Одинаковые листы падали одновременно

Скомканный лист падает быстрее Не скомканный падает медленнее

В пустоте перо и свинцовый шарик падают одинаково Из трубки Ньютона откачали воздух Поставили вертикально Все три предмета – птичье перо, пробка и дробинка упали одновременно В трубке заполненной воздухом, тела падали в следующем порядке: дробинка, пробка, перо Трефилов В. Н. студент 1 курса Причина, как отметил ещё Галилео Галилей, - сопротивление воздуха

Большие и маленькие шары падали одновременно Сопротивление воздуха практически незаметно на малых высотах

Определение ускорения свободного падения 2. Следующий этап нашей работы, экспериментальное определение g – ускорения свободного падения. Известно, что при свободном падении скорость увеличивается прямо пропорционально времени: V = g t. Это равноускоренное движение. В лаборатории имеется установка по кинематике для определения ускорения свободного падения Установка КМП

Экспериментальное определение ускорения свободного падения Монорельс с электромагнитом Два контактных датчика Пульт управления Провода соединительные Шарик массой 14 г Ловушка Электронный секундомер Источник электрической энергии Оборудование и схема установки

Последовательность проведения эксперимента Снизу к нему «подвешивали» шарик. При размыкании цепи шарик начинал падать, задевал пластинки датчиков. Секундомер отсчитывал время свободного падения шарика до данной точки На монорельс с метровой шкалой и укреплённым на нём электромагнитом ставились два датчика, соответствующие начальному положению шарика и текущей точке отсчёта. Цепь питания электромагнита замыкали.

Таблица 1 Для каждой точки вычисляли ускорение свободного падения по формуле: g = 2h / t 2. Среднее значение g = 9,81 м / с 2. Результаты эксперимента представлены в таблице 1 опыта Время падения t, c Перемещение S, м Ускорение свободного падения g, м / с 2 10,1450,19,52 20, , ,99 40,2850,49,86 50,320,59,76 60,350,69,76 70,380,79,69 80,40,810 90,430,99,73 100,4519,86

Аэродинамическая труба Аэродинамическая труба это установка, создающая поток воздуха для изучения явлений обтекания тел С помощью Аэродинамической трубы определяются силы, возникающие при полёте самолётов, вертолётов, ракет и космических кораблей при движении подводных судов Исследуются их устойчивость и управляемость; отыскиваются оптимальные формы самолётов, ракет, космических и подводных кораблей, а также автомобилей и поездов; определяются ветровые нагрузки, а также нагрузки от взрывных волн, действующие на здания и сооружения мосты, мачты

Спортивная аэродинамическая труба в Самаре для тренировок парашютистов Наша аэродинамическая труба

Экспериментальное определение коэффициента лобового сопротивления В прессе и на ТВ появляются сведения о чудесных спасениях спортсменов – десантниках, упавших с нераскрытым парашютом. Почему это происходит? В нашей лаборатории имеются установки для определения ускорения свободного падения g Имеется модель аэродинамической трубы с аэродинамическими весами для определения коэффициента лобового сопротивления C x C x и g являются основными параметрами при определении скорости свободного падения Подготовка установки к эксперименту

Методика определения коэффициента лобового сопротивления тел различной формы В аэродинамике С х – коэффициент лобового сопротивления безразмерная величина с максимальным значением равным 1 (С x max = 1) и минимальным значением близким к нулю (С x min 0. У фюзеляжей скоростных самолётов С х 0,08 0,1) Исходя из этих величин С х плоской пластины равен 1. У сферы С х 0,5. Коэффициент лобового сопротивления капли определяли с помощью модели аэродинамической трубы и аэродинамических весов.

Тарировка шкалы аэродинамических весов При отклонении стрелки весов на n –делений, определяем максимальное значение силы лобового сопротивления Q

Первая продувка – плоская пластина Отклонение стрелки весов при продувке плоской пластины Начало отсчёта для пластины С х – коэффициент лобового сопротивления плоской пластины равен 1 Экспериментальная установка

Вторая продувка - сфера Стрелка весов отклоняется на величину n /3 в этом случае Q n = 3 Q сф. Сх сферы 0,5 С х – коэффициент лобового сопротивления сферы примерно равен 0,5

Третья продувка – падающая капля Аналогично определили силу лобового сопротивления падающей капли Q п.к. по формуле Q п. к. / Q n = С х / 1 В результате коэффициент лобового сопротивления определили по формуле: С х = Q п. к. / Q n С х – коэффициент лобового сопротивления падающей капли равен примерно 0,15

График Q = f (C x ) падающих тел различной формы с миделем М = d 2 / 4 = const

На графике: Ось ординат Q – сила лобового сопротивления Ось абсцисс С х – коэффициент лобового сопротивления. l продувка (оранжевая кривая ) Q = f (С х ) показания весов пластины на оси ординат 1; показания сферы - 0,35; показания капли 0,15 l l продувка (синяя линия),точки см. на графике. l l l продувка (красная линия), точки см. на графике. Зелёная линия это среднее арифметическое показание трёх экспериментов. Это прямая пропорциональная зависимость Q = C x S V 2 / 2. График – прямая линия с угловым коэффициентом равным S V 2 / 2. Три эксперимента близких к теоретической Q = f (C x )

Объяснение к графику Q = f (C x) Три эксперимента На нашей установке проводили продувки с пластиной и сферой. Фиксировали на весах условные единицы У.Е. лобового сопротивления Q. По результатам эксперимента построили графики, приняв, как постулат, что С х пл. = 1, С х сф. = 0,5 В пропорциональном сравнении Q = f (C x) продували тело падающей капли и определяли С х. 1 эксперимент оранжевая кривая 2 эксперимент синяя кривая 3 эксперимент красная кривая Зелёная кривая – средняя арифметическая от трёх экспериментов

Формула Жуковского даёт возможность определить скорость падения тел с различной формой С помощью аэродинамической трубы мы осуществили продувку твёрдых тел формы: падающей капли, сферы и плоской пластины Определили их коэффициенты лобового сопротивления Человеческое тело при падении может менять свою позу от близкой к падающей капле, сфере (эмбрион) и плоской пластины (лягушке) Q = C x S V 2 / 2 Q – сила лобового сопротивления С х – коэффициент лобового сопротивления - плотность воздуха S – мидель V – скорость тела

Восходящие потоки воздуха Опытный десантник должен знать законы плавания в воздушном океане Искать потоки воздуха, способствующих уменьшению скорости падения Аналогия: птицы парят в восходящих потоках не взмахивая крыльями В случае нераскрытого парашюта десантник должен принять позу лягушки (плоской пластины с С х = 0,9) – это его спасёт В бессознательном состоянии человеческое тело принимает форму падающей капли с С х 0,25 – это гибель

Если падающий потерял сознание Поток воздуха выпрямит его фигуру (в виде капли). В этом случае: С х 0,5 S 0,25 м 2 V 250 м / с Скорость падения будет в шесть раз больше чем у падающего в позе распластанной лягушке. Шансов выжить близки к нулю!

Ц Т Зависимость коэффициента лобового сопротивления от позы десантника С х = 0,6 Поза эмбриона С х = 0,9 Поза лягушки С х = 0,25 Поза падающей капли Вариант спасения Гибель V V V Ц Т

Упавший с высоты 1200 метров с нераскрывшимся парашютом и чудом выживший «… при падении ключ от квартиры согнулся вдвое, а шариковая ручка поломалась. Комбинезон зашил на груди и продолжаю в нем ходить. Некоторое время приберегал еще два кольца и подушку от парашюта, но потом выбросил, подумав, что сохранять все это дома плохая примета. Парашют, который меня так подвел, просто списали в установленном порядке …». Капитан Николай Павлюк снова летает на боевых вертолетах Он сделал всё, чтобы остаться в живых

Литература Мартынов А. К. Практическая аэродинамика. – М. Машгиз, Эллиот Л. Падающие тела, утверждения Аристотеля – М.: Наука, Энциклопедический словарь юного техника. – М.: Педагогика, Энциклопедический словарь юного физика. – М.: педагогика, Ильина Т. В. газета Первое сентября 35, 2004 г. исследование свободного падения в воздухе. Ильина Т. В. научно – практическая конференция «Деятельностный подход в преподавании предметов естественно математического цикла, МИОО, М г.»,