Рассвет. Еще не знали ничего. Обычные `Последние известия`. А он летит через созвездие. Земля проснется с именем его. `Широка страна моя родная`... Знакомый.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил ученик 8 «А» класса Казаков Александр Славному подвигу первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина посвящается.
Advertisements

После четырехмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался.
Юрий Алексеевич Гагарин Родился 9 марта 1934 года на Смоленской земле 12 апреля 1961 года совершил полёт в космос.
Гагарин, Юрий Алексеевич Автор Гулиев Сархан Для 5 класса.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ОБЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 Подготовила ученица 7 класса Спирякова Диана.
Автор: Файзулина Таня 3 а класс М О У Е л а н ц ы н с к а я С О Ш.
первый полет в космос
ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ. Презентация выполнена учителем начальных классов ГБОУ города Москвы СОШ «Школа здоровья» 384 им.Д.К.Корнеева Смирнов ой Д.М.
МОУ СОШ 6 СУИОП, Сергиев Посад Юрий Алексеевич Гагарин Подготовили : учащиеся 6 класса Канищев Никита Ершов Иван.
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области, недалеко от города Гжатск, который ныне переименован.
Содержание Биография Полёт в космос Подготовка Полёт в космос Подготовка Полёт Исторические слова Юрия Гагарина Жизнь и карьера после полёта Гибель Память.
Полёт Юрия Гагарина Работу подготовила ученица 4 «А» класса МАОУ лицея 5 г.Советска Потапенкова В. Потапенкова В.
Первый человек покоривший космос.. Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934), Клушино, Гжатский район советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза,
12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» впервые в мире совершил орбитальный облёт Земли. Полет,
История великого человека О полёте Участие СССР в космической гонке привело к тому, что при создании корабля « Восток » был выбран ряд неоптимальных,
Классный час Полет Ю.А. Гагарина в космос. 12 апреля 1961 года человек впервые покорил космос. С космодрома Байконур впервые в мире стартовал советский.
Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области),
Первый космонавт планеты – Юрий Алексеевич Гагарин Родился 9 марта 1934 года. Погиб 27 марта 1968 года.
Первый полет человека в космос Юрий Алексеевич Гагарин ( )
«Полёт проходит нормально, чувствую себя хорошо» презентация ученика 4 «А» класса Шарипова Ильдара «МОУ «СОШ 54» Кировского района г. Саратова.
Транксрипт:

Рассвет. Еще не знали ничего. Обычные `Последние известия`. А он летит через созвездие. Земля проснется с именем его. `Широка страна моя родная`... Знакомый голос первых позывных. Мы наши сводки начинали с них. И я недаром это вспоминаю. Не попросив подмог ни у кого, Сама восстав из пепла и из праха, Моя страна, не знающая страха, Шлет в космос ныне сына своего.

За этот полёт космонавт получил звание Героя Советского Союза. С 1962 года 12 апреля объявлен государственным праздником - Днём космонавтики.

Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр». Ракета-носитель Восток проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.Восток-1Байконур Ракета-носитель Востоктаймераапогей

На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он наговаривал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запечатанный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.

В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Ещё одна неожиданность (о которой Гагарина не предупредили) ждала космонавта после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля, а по стеклам иллюминаторов потёк жидкий металл ТДУИсаеваспускаемый аппарат

На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5-2 километрах от берега. [Востокскафандре Волги [

Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. В 10:48 радар близлежащего ракетно-зенитного дивизиона засёк неопознанную цель это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.Земли спускаемый аппарат Сталинграда Саратовской области Энгельса Смеловкарадар Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».ПВО

Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми- 4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии, такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам. [20]Энгельского аэропорта Ми- 4Энгельсмедаль «За освоение целинных земель» [20] На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой. «Победе»

Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущёв. По словам его сына Сергея Хрущёва: «Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.Москве Никита Сергеевич Хрущёвмаршалу Малиновскомустарший лейтенант капитана майора Кремль По другим свидетельствам, очередное звание «капитан» Гагарин должен был получить в апреле 1961 года, но Д. Ф. Устинов предложил дать ему сразу «майора». Приказ о присвоении этого внеочередного звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о том, что он стал майором только после посадки. Во всех сообщениях ТАСС 12 апреля уже говорилось о «майоре Юрие Гагарине».Д. Ф. Устинов За Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолёт прилетел в аэропорт Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин (по пути у него развязался шнурок на ботинке (по другой версии подтяжка от носков), но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть, под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью».Ил-18Внуковоавиамарш

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин сел на самолёт Ил- 14 и полетел в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно много, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос.Байконура Ил-18Ан-10ВВСАгальцов БрежневуХрущёву Ил- 14Самара Волги Королёв

108 минут полёта навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Лётчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире. Настолько велико было желание советских людей встретиться с первым космонавтом, что в течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть времени. По свидетельству Н. П. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем. Гагарин ежедневно подвергался натиску со стороны родственников, друзей, министров, маршалов, академиков и других «больших» людей. Всем хотелось выпить с Гагариным за дружбу, за любовь и за тысячи других поводов, и выпить «до дна». Было много ситуаций, когда Гагарин чудом избегал тяжёлых несчастий (в октябре 1961 года Юрий чуть не поплатился жизнью за попытку «вести себя как все»). Эти ситуации были связаны со встречами за столом, с поездками на автомашинах и катерах, с выездами на охоту с высоким начальством. Юрий имел очень крепкий характер, он стойко держался в любой обстановке, но такая жизнь не могла не сказаться на нём. В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Только подготовка к новому космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый для этого режим могли остановить этот процесс.знаменитых людейН. П. Каманина

В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы. [27]Центра подготовки космонавтов Верховного Совета СССР ЦК ВЛКСМВЛКСМ Общества советско-кубинской дружбы [27] Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1, полёт закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полёта была отработка отечественной лунной программы. Юрий приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского Владимира Комарова Союз-1 лётчик-истребитель

После защиты дипломной работы в академии Жуковского Ю. А. Гагарин приступил к лётной практике тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением «спарка»). В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным. [28]академии Жуковского МиГ-15УТИВладимиром Серёгиным [28] 27 марта 27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.1968 года Чкаловский Щёлковооблаков Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.Киржач Владимирской области Королёва Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося. Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.

2 года назад, 27 марта 1968 года при выполнении полета на самолете «МИГ-15УТИ» трагически погибли летчик-космонавт Юрий Гагарин и летчик-инструктор Владимир Серёгин. Государственная комиссия установила, что самолет разбился в районе деревни Новосёлово Владимирской области в 10 часов 31 минуту. Однако официальные выводы комиссии длительное время были засекречены и были открыты только в результате рассказов членов комиссии через много лет. Доктор технических наук Сергей Белоцерковский и летчик- космонавт Алексей Леонов в 1987 году опубликовали в журнале «Наука и жизнь» статью об этой трагедии. Так, стало известно, что экипаж совершил резкий манёвр и неожиданно сорвался в штопор. Были совершены попытки вывести самолет в горизонтальное положение, но он столкнулся с землёй и летчики погибли. Никаких технических неисправностей обнаружено не было. Здоровье летчиков было в порядке, и медицинская экспертиза не показала каких-либо примесей вредных веществ в крови погибших. Было собрано 95% обломков самолёта. Опознание погибших проводилось по фрагментам тел.

Созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия состояла из трёх подкомиссий: по изучению лётной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полётов 27 марта (лётная подкомиссия), по изучению и анализу материальной части самолёта УТИ МиГ-15 (инженерная подкомиссия), по оценке состояния лётчиков до и во время полёта, официального опознания погибших (медицинская подкомиссия). Отдельно работала комиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта или злого умысла. Были собраны 95 % самолёта и оборудования. С телами пилотов было сложнее их разметало от удара машины о землю, в результате которого образовалась воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м. Опознание обоих лётчиков было произведено по отдельным фрагментам тел. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через секунд после последнего радиообмена с Гагариным. Официальные выводы комиссии были таковы: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил. Комиссия КГБ обнаружила многочисленные нарушения наземного персонала аэродрома.

Версия Н. Ф. Кузнецова. По утверждению начальника Центра подготовки космонавтов в годах, Серёгину в те времена нездоровилось: его часто рвало и он жаловался на сердечные боли. Во время выполнения виражей Серёгину снова стало плохо, очевидно, произошёл сердечный приступ. Он расстегнул ремни кресла и ремни парашюта. Гагарин, выполняя пилотаж, не сразу заметил состояние инструктора. Тело Серёгина, перемещаясь по кабине, сдвинуло из нейтрали органы управления и это заблокировало некоторые из них. Бросать друга в беде и сразу катапультироваться Юрий не стал. Боролся до конца и почти 10 минут ходил кругами над Новосёлово, пытаясь привести в чувство Серёгина, а когда шансов на спасение не осталось погиб вместе с ним.Н. Ф. Кузнецова Центра подготовки космонавтов

Версия Игоря Кузнецова. В последние годы широкое распространение в СМИ получила версия бывшего сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники, полковника ВВС в отставке Игоря Кузнецова. В соответствии с его анализом, в самолёте МиГ-15УТИ мог остаться полуоткрытым один из вентиляционных кранов. Нарушение герметичности кабины было обнаружено только на высоте в 3-4 тысячи метров. Поддавшись панической атаке, лётчики резко попытались снизиться до рекомендованного инструкцией уровня в 2 тысячи метров, но быстрый перепад давления вызывал у них потерю сознания. Версия оспаривается другими специалистами, в том числе из-за того, что 1) маловероятно, чтобы такие опытные лётчики поддались панике; у того же Гагарина были более серьёзные происшествия; 2) разгерметизация на такой высоте не является особым поводом для беспокойства.Игоря Кузнецова ВВСМиГ-15УТИ

Версия Владимира Аксёнова. В день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года, Аксёнов проходил вместе с ним на аэродроме предполётное медобследование, но полетел на другом самолете. Версия Аксёнова сводится к тому, что экипаж Гагарина и Серёгина, совершив ошибку в сложных метеоусловиях, не сориентировался в обстановке, что и привело к падению и гибели самолета. Лётчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения лётных заданий. «Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землёй. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разрежениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолёта-метеоразведчика», отмечает Аксёнов. По его словам, последнее сообщение с борта самолёта Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серёгиным закончили выполнение лётного задания, которым они занимались над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 тысяч метров. Аксёнов полагает, что своё сообщение лётчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полёте, но находясь ещё на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.Владимира Аксёнова.

До сих пор выдвигаются версии причин гибели Юрия Гагарина. Самая экзотическая из них – та, согласно которой Гагарин и Серегин не разбились на самолете УТИ-МиГ марта 1968 года, а погибли на 18 дней раньше во время полета вокруг Луны. Тогда на окололунную орбиту действительно отправился «Зонд-4», но только беспилотный, не сумевший выполнить свою задачу. Мифотворцы утверждают: поскольку скрыть гибель первого космонавта было невозможно, пришлось инсценировать аварию самолета, который пилотировали два летчика- испытателя, катапультировавшиеся из машины незадолго до ее падения.

Перед легендарным полетом 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин написал жене Валентине прощальное письмо, и спрятал его. Полет прошел нормально, и про письмо Юрий Гагарин забыл. Но Валентина Ивановна все равно прочла его через много лет после смерти мужа Здравствуйте, мои милые, горячо любимые Валечка, Леночка и Галочка! Решил вот вам написать несколько строк, чтобы поделиться с вами и разделить вместе ту радость и счастье, которые мне выпали сегодня. Сегодня правительственная комиссия решила послать меня в космос первым. Знаешь, дорогая Валюша, как я рад, хочу, чтобы и вы были рады вместе со мной. Простому человеку доверили такую большую государственную задачу проложить первую дорогу в космос! Можно ли мечтать о большем? Ведь это история, это новая эра! Через день я должен стартовать. Вы в это время будете заниматься своими делами. Очень большая задача легла на мои плечи. Хотелось бы перед этим немного побыть с вами, поговорить с тобой. Но, увы, вы далеко. Тем не менее я всегда чувствую вас рядом с собой. В технику я верю полностью. Она подвести не должна. Но бывает ведь, что на ровном месте человек падает и ломает себе шею. Здесь тоже может что-нибудь случиться. Но сам я пока в это не верю. Ну, а если что случится, то прошу вас и в первую очередь тебя, Валюша, не убиваться с горя. Ведь жизнь есть жизнь, и никто не гарантирован, что его завтра не задавит машина. Береги, пожалуйста, наших девочек, люби их, как люблю я. Вырасти из них, пожалуйста, не белоручек, не маменькиных дочек, а настоящих людей, которым ухабы жизни были бы не страшны. Вырасти людей, достойных нового общества коммунизма. В этом тебе поможет государство. Ну, а свою личную жизнь устраивай, как подскажет тебе совесть, как посчитаешь нужным. Никаких обязательств я на тебя не накладываю, да и не вправе это делать. Что-то слишком траурное письмо получается. Сам я в это не верю. Надеюсь, что это письмо ты никогда не увидишь, и мне будет стыдно перед самим собой за эту мимолётную слабость. Но если что-то случится, ты должна знать все до конца.

Я пока жил честно, правдиво, с пользой для людей, хотя она была и небольшая. Когда-то ещё в детстве прочитал слова В. П. Чкалова: Если быть, то быть первым. Вот я и стараюсь им быть и буду до конца. Хочу, Валечка, посвятить этот полет людям нового общества, коммунизма, в которое мы уже вступаем, нашей великой Родине, нашей науке. Надеюсь, что через несколько дней мы опять будем вместе, будем счастливы. Валечка, ты, пожалуйста, не забывай моих родителей, если будет возможность, то помоги в чем-нибудь. Передай им от меня большой привет, и пусть простят меня за то, что они об этом ничего не знали, да им не положено было знать. Ну вот, кажется, и все. До свидания, мои родные. Крепко-накрепко вас обнимаю и целую, с приветом ваш папа и Юра г.

Больше всех возвращения на Землю Юрия Гагарина ждали жена Валентина, дочери Елена и Галина