Антонимы Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки к ЕГЭ по русскому языку (предполагает работу учащихся с толковым словарем и словарем.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Антонимы – зачем они? Исследовательская работа ученика 1 – А класса МОУ Лицей 1 Колесника А.В. Руководитель: Плотникова Елена Серафимовна. г. Сургут.
Advertisements

Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение.
Выпускная работа слушателя курсов «Информационные технологии» учителя русского языка и литературы БОУ «Вохтожской средней общеобразовательной школы 2»
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Антонимы
Антонимы 1.великий-ничтожный 2.гордость-скромность 3.фальшивый-поддельный 4.истина-ложь 5.утрата-потеря 6.роскошь-богатство 7.старинный-древний.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, Ученье – свет, а не ученье.
Назовите антонимы . Для чего нужны антонимы? Антоним – греческое слово: анти – приставка со значением «противоположный, онима – «имя»
или кое-что об Спорим летом и зимой, Спорим днем и ночью, Ты – со мной, а я – с тобой: Разные мы очень! ПОНЯТИЕ ЗАГАДКИ ЗАДАНИЯ ЭТО ИНТЕРЕСНО.
Страна «Лексика» Прямое и переносное значение слов Омонимы Однозначные и многозначные слова Синонимы Синонимы Антонимы Антонимы.
Балакирева Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 256 г. Фокино, Приморский край Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В.
Страна «Лексика» Прямое и переносное значение слов Омонимы Однозначные и многозначные слова Синонимы Синонимы Антонимы Антонимы.
/ Л.А. Введенская. – М.: ООО«Издательство Астрель» : ООО «Издательство Аст», 2004 – 445с.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Работа с антонимами. Rīgas Ostvalda vidusskola Jeļena Platonova Дидактический материал для уроков русского языка, литературы.
Синонимы и антонимы в речи Чжу Хайцзин (Аня). 1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличающиеся друг от друга оттенками.
Для учеников 4 В классаVIIвида Составил: учитель –логопед I категории Степанова Р.К МБОУ «ООШ 11 с углубленным изучением отдельных предметов» Чувашская.
«АНТОНИМЫ» Что такое омонимы? Монологическое высказывание с приведением примеров. Что такое омонимы? Монологическое высказывание с приведением примеров.
Разработала учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2 р.п. Беково Кручинкина Татьяна Викторовна.
Транксрипт:

Антонимы Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки к ЕГЭ по русскому языку (предполагает работу учащихся с толковым словарем и словарем антонимов) Упражнения взяты из статьи Б.И.Матвеева «Антонимы и их стилистические функции», опубликованной в N 38/2001 еженедельника "Русский язык" издательского дома "Первое сентября»N 38/2001

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением: вопрос – ответ, глупый – умный, громко – тихо, вспомнить – забыть. Они обычно противопоставляются по какому- либо признаку: день и ночь – по времени, легкий и тяжелый – по весу, вверху и внизу – по положению в пространстве, горький и сладкий – по вкусу и т.д. Отношения антонимии могут быть между словами (север – юг), между словами и фразеологизмами (победить – потерпеть поражение), между фразеологизмами (одержать победу – потерпеть поражение). Различаются также разнокоренные и однокоренные антонимы: бедный – богатый, прилететь – улететь.

Слова, которые обозначают конкретные предметы, обычно не имеют антонимов (шкаф, бумага, варенье). В художественной литературе, особенно в поэзии, на противопоставлении антонимов бывает основана выразительная сила произведения. Вот, например, начало одного из стихотворений Марины Цветаевой: Полюбил богатый бедную, Полюбил ученый глупую, Полюбил румяный бледную, Полюбил хороший вредную, Золотой полушку медную.

Поэт может использовать в качестве антонимов и такие слова, которые в общем языке не образуют антонимических пар. В этом случае слово обычно выступает не в прямом своем значении, а как символ более глубокого смысла: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» (А. С. Пушкин). Солнце здесь символ жизни, радости, просвещения, а тьма символ невежества, духовной пустоты (сравним антонимию свет тьма, где слова имеют прямые значения). Такие антонимы называются контекстными (контекстуальными)

Основная стилистическая функция антонимов – быть лексическим средством противопоставления, контрастного изображения природных и социальных явлений, черт характера и т.п. Противопоставление как стилистический прием широко используется в разговорно- бытовых фразеологизмах, пословицах и поговорках. Смысловая емкость, образность народных речений часто создается антонимами. Например: ни жив ни мертв, ни взад ни вперед, ни жарко ни холодно; ученье – свет, а неученье – тьма; с чем пришел, с тем и ушел.

Крылатые выражения классиков мировой и русской литературы также часто построены на антонимии: Кто не знает чужих языков, не имеет понятия и о своем (И.-В. Гете); Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех (Ф. Ларошфуко); Для хороших актеров нет плохих ролей (Ф.Шиллер); У сильного всегда бессильный виноват (И.Крылов); Дома новы, но предрассудки стары (А.Грибоедов); И ненавидим мы, и любим мы случайно (М.Лермонтов). Антонимы нередко используются писателями в названиях произведений: «Война и мир» Л.Толстого, «Толстый и тонкий» А.Чехова, «Дни и ночи», «Живые и мертвые» К.Симонова, «Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковского и т.д.

Стилистические функции антонимов разнообразны. В одном случае они конструктивно организуют текст, в другом – контрастно оттеняют характеры героев произведений, в третьем – выступают в уточняющей функции. Например, антонимы снаружи – внутри, направо – налево, сперва – потом служат для выражения пространственных или временных отношений в тексте. Вот как описывает Н.Гоголь гостиницу, в которой остановился Чичиков: «Наружный фасад гостиницы отвечал ее внутренности; она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выштукатурен и оставался в темно-красных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою краской...» («Мертвые души»).

Антонимы с временным значением показывают последовательность событий. Например, И.Тургенев в повести «Муму» пишет о Герасиме: «Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока». Антонимы с временным значением могут также употребляться и для раскрытия внутреннего мира героев. Вспомним хотя бы такую характеристику барыни из той же повести: «...она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи».

В поэме А.Твардовского «Василий Теркин» антонимы со значением местоположения подчеркивают масштабность батальных сцен: Фронт налево, фронт направо, И в февральской вьюжной мгле Страшный бой идет, кровавый, Смертный бой не ради славы – Ради жизни на земле.

Раскрывая характеры своих героев, автор использует антонимы, выражающие качественную противоположность понятий (оценочные существительные, качественные прилагательные и т.д.: враг – друг, бедный – богатый, тонкий – толстый, глупый – умный и т.п.). Весьма показательно в этом отношении стихотворение А.Пушкина «Ты и я»: Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ и бледен.

В функции уточнения антонимы выступают в следующем отрывке из поэмы Н.Гоголя «Мертвые души»: «Другой род мужчин составляли толстые или же такие, как Чичиков, то есть не так чтобы толстые, однако же и не тонкие...».

1. Подберите антонимы к данным существительным. Составьте словосочетания с антонимическими парами. Восток, весна, зима, большинство, жара, конец, любовь, практика, тыл.

2. Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Близкий родственник, вежливое обращение, чистые руки, горькая ягода, больной ребенок, верное решение, кривая линия, интересный спектакль, летние каникулы.

3. Замените выделенные слова антонимами. Составьте три предложения с полученными словосочетаниями. Легкое упражнение, легкий труд; мелкий дождь, мелкая река; старый костюм, старое дерево; крепкое здоровье, крепкий чай; веселое настроение, веселый человек; грубое обращение, грубая работа; мягкий карандаш, мягкие волосы, мягкий хлеб; низкий поступок, низкий дом; полное ведро, полная женщина; редкий лес, редкие встречи. Ключи: трудный, тяжелый; крупный, глубокий; новый, молодой; слабый, жидкий; грустный, мрачный; вежливый, тонкий; твердый, жесткий, черствый; благородный, высокий; пустой, худой; густой, частый.

4. Назовите авторов произведений «Война и мир», «Толстый и тонкий», «Волки и овцы», «Отцы и дети», «Живые и мертвые», «Что такое хорошо и что такое плохо».

5. Подберите к данным фразеологизмам антонимические словосочетания. Образец: спустя рукава – засучив рукава. 1. Важная птица. 2. Заварить кашу. 3. (Жить) как кошка с собакой. 4. Поджимать хвост. 5. Из другого теста (сделаны). 6. Кот наплакал. Ключи: 1. Мелкая сошка. 2. Расхлебывать кашу. 3. (Жить) душа в душу. 4. Задирать нос. 5. Из одного теста (сделаны). 6. Хоть пруд пруди, хоть отбавляй.

6. Найдите антонимы в пословицах и поговорках. 1. Утро вечера мудренее. 2. По одежке встречают – по уму провожают. 3. Днем тихо, ночью лихо. 4. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. 5. Готовь сани летом, а телегу зимой. 6. Любишь брать, люби и отдать. 7. Родная сторона – мать, чужая – мачеха. 8. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. 9. Наперед не узнаешь, где найдешь, где потеряешь. 10. Зимой и летом одним цветом.

7. Найдите антонимы в цитатах из стихотворений М.Цветаевой 1. Воспоминанье слишком давит плечи, / Я о земном заплачу и в раю, / Я старых слов при нашей новой встрече / Не утаю. 2. Ни здесь, ни там – нигде не надо встречи, / И не для встреч проснемся мы в раю! 3. Бессрочно кораблю не плыть / И соловью не петь. / Я сколько раз хотела жить / И сколько умереть. 4. Всюду бегут дороги; / По лесу, по пустыне, / В ранний и поздний час. 5. О муза плача, прекраснейшая из муз! / О ты, шальное исчадие ночи белой! / Ты черную насылаешь метель на Русь, / И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы. 6. Как правая и левая рука – / Твоя душа моей душе близка. 7. Пусть не помнят юные / О согбенной старости. / Пусть не помнят старые / О блаженной юности. 8. Знали бы вы, / Ближний и дальний, / Как головы / Собственной жаль мне Слез: не надо соли! / Запаслись на годы! / Триста лет неволи, / Двадцать лет свободы. 10. Взяли сахар и взяли клевер, / Взяли Запад и взяли Север, / Взяли улей и взяли стог, / Взяли Юг у нас и Восток.

8. Найдите в цитатах антонимы. Какова их функция? 1. Окошко. Стол. Половики. / В окошке – вид реки... / Черны мои черновики. / Чисты чистовики. / За часом час уходит прочь. /Мелькают свет и тень. / Звезда над речкой – значит, ночь. / А солнце – значит, день (Н.Рубцов). 2. Ни днем, ни ночью нет покоя (М.Булгаков. Белая гвардия). 3. С утра до вечера все буду думать (М.Салтыков-Щедрин. Мелочи жизни). 4. Пробьет этот желанный час, и явится свет, которого не победит тьма (М.Салтыков-Щедрин. Сказки). 5. Сперва он накормил Муму хлебушком, обласкал ее, уложил, потом начал соображать, да всю ночь напролет и соображал, как бы получше ее спрятать (И.Тургенев. Муму).

9. Дайте контрастную характеристику двух людей, использовав данные антонимические пары. Блондин – брюнет, высокий – низкий, молчаливый – разговорчивый, прилежный – ленивый, вежливый – грубый, громкий – тихий, младше – старше, нехотя – охотно, маменькин сынок, тепличное растение – пройти (сквозь) огонь, воду и медные трубы.