Достижение диверсифицированного роста и сохранение экономической стабильности в Казахстане: проблемы и возможности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Усиление влияния миграции на развитие: Проблемы и варианты политики Г-н Лука Барбоне Всемирный банк 5 февраля 2009 г.
Advertisements

1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
Регулирование и надзор банковской деятельности Подготовил: Жолжанов Н.М.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Тема 2. Финансирование организаций социальной сферы.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Обзор Государственных Расходов : основные выводы и рекомендации Семинар «Управление государственными финансами в Республике Беларусь: текущая ситуация.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Международное движение капитала.
1 Экономический меморандум для Республики Беларусь: энергетический сектор Стабильность структуры и управления сектором в течение последнего десятилетия.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Стратегический Аудит России Поиск новых возможностей для повышения конкурентоспособности Москва, 2006.
Экономика и государство. Экономические функции государства Рыночная экономика Условие эффективности: Активная регулирующая роль государства Конкретные.
Транксрипт:

Достижение диверсифицированного роста и сохранение экономической стабильности в Казахстане: проблемы и возможности

Казахстанская экономика продолжает развиваться весьма впечатляющими темпами Ускоренный (выражаемый двузначными цифрами) экономический рост Ускоренный (выражаемый двузначными цифрами) экономический рост Высокий уровень инвестиций (в 2006 году вложения в основной капитал достигли 28 % от ВВП) Высокий уровень инвестиций (в 2006 году вложения в основной капитал достигли 28 % от ВВП) Прочная финансовая позиция правительства Прочная финансовая позиция правительства Положительное сальдо внешнеторгового и платежного баланса Положительное сальдо внешнеторгового и платежного баланса Умеренная инфляция Умеренная инфляция Потенциал значительного увеличения добычи нефти в среднесрочной перспективе. Потенциал значительного увеличения добычи нефти в среднесрочной перспективе.

Однако перед Казахстаном стоит ряд сложных задач развития Низкий уровень конкурентоспособности за пределами ресурсо-ориентированных отраслей: Низкий уровень конкурентоспособности за пределами ресурсо-ориентированных отраслей: зависимость от ресурсов в общем связана с более медленным ростом, большей нестабильностью и неравенством. зависимость от ресурсов в общем связана с более медленным ростом, большей нестабильностью и неравенством. Текущий уровень некоторых важных источников роста (финансовый сектор, недвижимость) не устойчив и создает краткосрочные и среднесрочные риски. Текущий уровень некоторых важных источников роста (финансовый сектор, недвижимость) не устойчив и создает краткосрочные и среднесрочные риски. Растущий дефицит инфраструктуры и квалифицированной рабочей силы. Растущий дефицит инфраструктуры и квалифицированной рабочей силы. Барьеры на пути мобильности рабочей силы, товаров и услуг; Барьеры на пути мобильности рабочей силы, товаров и услуг; Низкий уровень конкуренции на многих рынках. Низкий уровень конкуренции на многих рынках. Низкая эффективность многих государственных услуг. Низкая эффективность многих государственных услуг.

Положительный момент для перспектив диверсификации: курс тенге испытывает меньшее давление на реальное удорожание, чем валюты многих других экспортеров нефти Ответственная фискальная политика и накопление избыточных ресурсов в Национальном фонде замедлили реальное укрепление тенге. Ответственная фискальная политика и накопление избыточных ресурсов в Национальном фонде замедлили реальное укрепление тенге. Этому также способствовал быстрый рост импорта и отток доходов иностранных инвесторов. Этому также способствовал быстрый рост импорта и отток доходов иностранных инвесторов. Большой приток капитала, создающий внешний долг, может стать более умеренными, и давление на тенге может ослабиться. Большой приток капитала, создающий внешний долг, может стать более умеренными, и давление на тенге может ослабиться.

Тенге остается более слабым, чем в конце 1990-ых годов. Реальный эффективный курс тенге (вверх = укрепление )

Однако низкий по отношению к заработной плате рост производительности в торгуемых отраслях, возможно, в последние годы ограничил возможности казахстанской экономики по использованию этого относительного преимущества. Добыча Обработка

Конкурентоспособность также, по-видимому, страдает от некоторых других проблем, связанных с ведением бизнеса в Казахстане Административные затраты на внешнеторговые сделки в Казахстане одни из самых высоких (он занимает 172-е место среди 175 стран, упомянутых в докладе Всемирного Банка «Doing Business 2007»). Административные затраты на внешнеторговые сделки в Казахстане одни из самых высоких (он занимает 172-е место среди 175 стран, упомянутых в докладе Всемирного Банка «Doing Business 2007»). По сравнению с другими странами СНГ и Восточной Европы казахстанские фирмы подвергаются большому количеству различных проверок, которые зачастую длятся очень долго (ОДПС Всемирного банка за 2005 год). По сравнению с другими странами СНГ и Восточной Европы казахстанские фирмы подвергаются большому количеству различных проверок, которые зачастую длятся очень долго (ОДПС Всемирного банка за 2005 год). Казахстанские фирмы подают меньше жалоб на это и на многие другие административные препятствия бизнесу, чем в среднем в СНГ или Восточной Европе, однако это - не обязательно положительный признак (более эффективные фирмы, конкурирующие на мировых рынках, жалуются больше на такие административные затраты). Казахстанские фирмы подают меньше жалоб на это и на многие другие административные препятствия бизнесу, чем в среднем в СНГ или Восточной Европе, однако это - не обязательно положительный признак (более эффективные фирмы, конкурирующие на мировых рынках, жалуются больше на такие административные затраты). В Казахстане имеется много резервов для повышения качества управления (Вопросы управления, 2007 год). В Казахстане имеется много резервов для повышения качества управления (Вопросы управления, 2007 год).

Голландская болезнь может стать более серьезной в будущем по мере быстрого роста добычи нефти: теперь наступило время воспользоваться возможностью для достижения диверсификации. Потенциальное производство нефти

Перегрев на рынке недвижимости и растущие риски в банковском секторе вызывают беспокойство. Пятьдесят процентов текущего роста ВВП приходятся на строительный и финансовый секторы: это устойчивый процесс. Пятьдесят процентов текущего роста ВВП приходятся на строительный и финансовый секторы: это устойчивый процесс. Темпы роста коммерческого кредита в Казахстане по международным стандартам огромны. Оно финансируется главным образом за счет иностранного заимствования и создает серьезные риски. Темпы роста коммерческого кредита в Казахстане по международным стандартам огромны. Оно финансируется главным образом за счет иностранного заимствования и создает серьезные риски. Большая часть текущей кредитной экспансии связана с предоставлением потребительских кредитов, многие из которых не имеют обеспечения. Большая часть текущей кредитной экспансии связана с предоставлением потребительских кредитов, многие из которых не имеют обеспечения. Рынки недвижимости подвержены высокой волатильности и возникновению спекулятивных пузырей. Рынки недвижимости подвержены высокой волатильности и возникновению спекулятивных пузырей.

Четыре актуальных вопроса достижения диверсификации и стабилизации Административная реформа: повышение эффективности управления и качества государственных услуг. Административная реформа: повышение эффективности управления и качества государственных услуг. Решение проблемы перегрева: снижение рисков, возникающих в связи с быстрым ростом иностранного заимствования, кредита и рынка недвижимости. Решение проблемы перегрева: снижение рисков, возникающих в связи с быстрым ростом иностранного заимствования, кредита и рынка недвижимости. Программы стимулирования роста и конкурентоспособности вне добывающих отраслей. Программы стимулирования роста и конкурентоспособности вне добывающих отраслей. Жилищно-коммунальные услуги: устранение узких мест в инфраструктуре и барьеров, препятствующих мобильности рабочей силы. Жилищно-коммунальные услуги: устранение узких мест в инфраструктуре и барьеров, препятствующих мобильности рабочей силы.

Реформирование государственного управления: переход к ориентированному на результаты, прозрачному, уполномоченному, эффективному и ответственному государственному управлению

Административная реформа: уроки международного опыта Это - не легкое дело, и ее особенно трудно проводить в условиях коррупции, при ограниченных знаниях и квалификации на местах, ограниченной информации и низкой заработной плате на государственной службе. Это - не легкое дело, и ее особенно трудно проводить в условиях коррупции, при ограниченных знаниях и квалификации на местах, ограниченной информации и низкой заработной плате на государственной службе. Административная реформа длиться много лет даже в наиболее развитых странах и остается непрерывным процессом. Административная реформа длиться много лет даже в наиболее развитых странах и остается непрерывным процессом. Начинать необходимо с глубокого понимания того, где вы находитесь сегодня и чего вы сможете реально достичь, а не с какого-то абстрактного представления о лучшей мировой практике. Начинать необходимо с глубокого понимания того, где вы находитесь сегодня и чего вы сможете реально достичь, а не с какого-то абстрактного представления о лучшей мировой практике. Принципы хорошего государственного управления применимы для многих стран, но их необходимо тщательно адаптировать к местным условиям. Важность сильной долгосрочной приверженности правительства в отношении политики и ресурсов. Принципы хорошего государственного управления применимы для многих стран, но их необходимо тщательно адаптировать к местным условиям. Важность сильной долгосрочной приверженности правительства в отношении политики и ресурсов.

Внедрение государственного управления, ориентированного на результаты, повлечет за собой изменения: в управлении, включая роли министров, профессиональных консультантов, менеджеров и персонала, оказывающего услуги; в управлении, включая роли министров, профессиональных консультантов, менеджеров и персонала, оказывающего услуги; системы подотчетности и прозрачности; системы подотчетности и прозрачности; распределения функций между министерствами и уровнями правительства, а также государственными и частными организациями; распределения функций между министерствами и уровнями правительства, а также государственными и частными организациями; системы бюджетирования и финансового управления; системы бюджетирования и финансового управления; законов о государственной службе, структур, процессов и вознаграждения; законов о государственной службе, структур, процессов и вознаграждения; стратегического планирования, анализа и оценки политики; стратегического планирования, анализа и оценки политики; методов управления: переход от соблюдения правил к качеству, реагированию на нужды граждан и непрерывному обучению; ресурсов; методов управления: переход от соблюдения правил к качеству, реагированию на нужды граждан и непрерывному обучению; ресурсов; культуры. культуры.

Некоторые вопросы, которые необходимо рассмотреть Управление процессом реформирования Управление процессом реформирования Определение приоритетов и последовательности реализации инициатив и проектов реформирования Определение приоритетов и последовательности реализации инициатив и проектов реформирования Достижение реального баланса между ответственностью и подотчетностью Достижение реального баланса между ответственностью и подотчетностью Достижение результатов акционерными компаниями и социально-предпринимательскими корпорациями Достижение результатов акционерными компаниями и социально-предпринимательскими корпорациями Внедрение управления результативностью работы во всех остальных государственных учреждениях в текущей конституционной и культурной среде Внедрение управления результативностью работы во всех остальных государственных учреждениях в текущей конституционной и культурной среде

Некоторые вопросы, которые необходимо рассмотреть (продолжение) Разъяснение роли министров и руководителей Разъяснение роли министров и руководителей Связь стратегического планирования с бюджетами и системами представления отчетности Связь стратегического планирования с бюджетами и системами представления отчетности Система подотчетности: что подходит для конституционной среды? Система подотчетности: что подходит для конституционной среды? Подотчетность должна основываться на понимании связи между действием и результатом в общих рамках среды управления. Подотчетность должна основываться на понимании связи между действием и результатом в общих рамках среды управления. Избегайте плохо выбранных индикаторов результатов, которые могут быть очень вредными. Избегайте плохо выбранных индикаторов результатов, которые могут быть очень вредными. Создание возможностей, необходимых для улучшения результатов работы государственного сектора - вспомните Бисмарка. Создание возможностей, необходимых для улучшения результатов работы государственного сектора - вспомните Бисмарка.

Решение проблемы перегрева и поддержание финансовой стабильности

Улучшение распределения рисков Снижение рисков, связанных с moral hazard: международные кредиторы и казахстанские банки не должны почувствовать, что правительство неявно страхует свои рискованные мероприятия на рынке недвижимости. Снижение рисков, связанных с moral hazard: международные кредиторы и казахстанские банки не должны почувствовать, что правительство неявно страхует свои рискованные мероприятия на рынке недвижимости. Необходимо придерживаться процедур решения проблем в отдельных банках, которые предусматривают перераспределение большей доли рисков обвала частному (коммерческому) сектору. Необходимо придерживаться процедур решения проблем в отдельных банках, которые предусматривают перераспределение большей доли рисков обвала частному (коммерческому) сектору.

Улучшение управления рисками со стороны АФН и правительства Меры макроэкономической политики для поглощения ликвидности (сдержанная финансовая и валютная политика) Меры макроэкономической политики для поглощения ликвидности (сдержанная финансовая и валютная политика) Регулирующие нормы для обеспечения состоятельности и ограничения роста рисков в финансовом секторе Регулирующие нормы для обеспечения состоятельности и ограничения роста рисков в финансовом секторе Усиление надзора для проведения мониторинга и проверки соблюдения регулирующих норм Усиление надзора для проведения мониторинга и проверки соблюдения регулирующих норм Укрепление возможностей АФН Укрепление возможностей АФН Усиление консолидированного надзора Усиление консолидированного надзора Переход к надзору на основе рисков: укрепление управления Переход к надзору на основе рисков: укрепление управления Готовность решать проблемы финансового сектора: планирование действий на случай непредвиденных ситуаций, а также банковский надзор и регулирование. Готовность решать проблемы финансового сектора: планирование действий на случай непредвиденных ситуаций, а также банковский надзор и регулирование.

Финансовая нестабильность часто наблюдается на развивающихся рынках: многие страны пережили всплески нестабильности и быстро восстановились Эффективное регулирование и планирование на случай непредвиденных ситуаций могут снизить экономические потери от финансовой нестабильности, а также предотвратить заражение всей банковской или финансовой системы от отдельных несостоятельных организаций.

Государственные программы содействия росту конкурентоспособности и диверсификации

Существует ряд важных направлений политики содействия росту конкурентоспособности и диверсификации Инвестирование в человеческий капитал: человеческий капитал является главным фактором повышения производительности и конкурентоспособности. Государственное образование и поддержка профессионального обучения в Казахстане финансируются недостаточно и (в большинстве случаев) устарели. Инвестирование в человеческий капитал: человеческий капитал является главным фактором повышения производительности и конкурентоспособности. Государственное образование и поддержка профессионального обучения в Казахстане финансируются недостаточно и (в большинстве случаев) устарели. Снижение налогов и административных барьеров для бизнеса. Снижение налогов и административных барьеров для бизнеса. Доходы от продажи ресурсов откроют возможность для компенсации недобывающим секторам более высоких затрат, связанных с более сильным тенге, за счет снижения общего налогового бремени (хотя зависимость государственного финансирования от нефти не должна становиться слишком большой). Доходы от продажи ресурсов откроют возможность для компенсации недобывающим секторам более высоких затрат, связанных с более сильным тенге, за счет снижения общего налогового бремени (хотя зависимость государственного финансирования от нефти не должна становиться слишком большой). Необходимо упростить режим внешней торговли и чрезвычайно высокие нетарифные барьеры. Необходимо упростить режим внешней торговли и чрезвычайно высокие нетарифные барьеры. Создание возможностей для справедливой конкуренции, включая вход и выход с рынка. Создание возможностей для справедливой конкуренции, включая вход и выход с рынка. Промышленная политика. Промышленная политика.

Промышленная политика Казахстан может извлечь выгоду из тщательного изучения мирового опыта, который является очень неоднозначным. Казахстан может извлечь выгоду из тщательного изучения мирового опыта, который является очень неоднозначным. Этот процесс следует понимать как совместный поиск выявления информации о возможностях роста, проводимый всеми уровнями государственной власти и бизнеса. Этот процесс следует понимать как совместный поиск выявления информации о возможностях роста, проводимый всеми уровнями государственной власти и бизнеса. Здоровые стимулы для государственных должностных лиц и бизнеса к проведению децентрализованных инициатив является ключом к успеху. Здоровые стимулы для государственных должностных лиц и бизнеса к проведению децентрализованных инициатив является ключом к успеху. Правительство может играть потенциально важную роль, предоставляя местные общественные блага и осуществляя координацию. Правительство может играть потенциально важную роль, предоставляя местные общественные блага и осуществляя координацию.

Важные характеристики эффективной промышленной политики по поддержке диверсификации Политическая поддержка и мониторинг очень высокого уровня Политическая поддержка и мониторинг очень высокого уровня Четкие каналы коммуникации с частным сектором Четкие каналы коммуникации с частным сектором Механизмы обеспечения прозрачности и подотчетности Механизмы обеспечения прозрачности и подотчетности Четкие эталоны и критерии достижения успеха при оказании поддержки частному сектору Четкие эталоны и критерии достижения успеха при оказании поддержки частному сектору Положения о прекращении деятельности, чтобы заставить систему закрывать неуспешные проекты: успех будет определяться не тем, насколько хорошо система выбирает победителей, а тем, насколько эффективно она заставляет проигравших уйти. Положения о прекращении деятельности, чтобы заставить систему закрывать неуспешные проекты: успех будет определяться не тем, насколько хорошо система выбирает победителей, а тем, насколько эффективно она заставляет проигравших уйти.

Реформирование жилищно- коммунального хозяйства в Казахстане

Основные ограничения, с которыми в настоящее время сталкиваются поставщики коммунальных услуг в Казахстане Структура тарифов: Структура тарифов: основывается на затратах, отсутствуют какие-либо нормы для реабилитация/инвестиций или стимулов к снижению затрат; основывается на затратах, отсутствуют какие-либо нормы для реабилитация/инвестиций или стимулов к снижению затрат; прогрессивные тарифы запрещены. прогрессивные тарифы запрещены. Финансовая/регулятивная среда: Финансовая/регулятивная среда: отсутствует механизм предоставления займов коммунальным предприятиям; отсутствует механизм предоставления займов коммунальным предприятиям; сектор не привлекателен для частных инвестиций ввиду тарифных и регулятивных ограничений. сектор не привлекателен для частных инвестиций ввиду тарифных и регулятивных ограничений. Устаревшая и неэффективная инфраструктура: Устаревшая и неэффективная инфраструктура: чрезмерно усложненная и созданная в соответствии с критериями спроса, основанными на советских нормах; чрезмерно усложненная и созданная в соответствии с критериями спроса, основанными на советских нормах; перемещение населения после обретения независимости; перемещение населения после обретения независимости; небольшие инвестиции в техническое обслуживание и реабилитацию; небольшие инвестиции в техническое обслуживание и реабилитацию; внутриквартирные сети находятся в особенно плохом состоянии. внутриквартирные сети находятся в особенно плохом состоянии. Институциональное устройство после децентрализации: Институциональное устройство после децентрализации: отсутствие какого-либо центрального органа, проводящего скоординированную политику и осуществляющего стратегическое руководство; отсутствие какого-либо центрального органа, проводящего скоординированную политику и осуществляющего стратегическое руководство; необходимость в создании сильных учреждений, управленческих возможностей на местном уровне и в коммунальных предприятиях. необходимость в создании сильных учреждений, управленческих возможностей на местном уровне и в коммунальных предприятиях.

Реформирование жилищно- коммунального хозяйства: уроки международного опыта (1) Процесс реформирования требует полной приверженности со стороны разработчиков политики, чтобы правильно сбалансировать финансовые и политические цели. Процесс реформирования требует полной приверженности со стороны разработчиков политики, чтобы правильно сбалансировать финансовые и политические цели. Успех часто недостижим без реформирования внешней среды, особенно роли собственника. Успех часто недостижим без реформирования внешней среды, особенно роли собственника. Фундаментальные реформы - это не мелкий ремонт, и их нельзя заменить участием частного сектора. Фундаментальные реформы - это не мелкий ремонт, и их нельзя заменить участием частного сектора. Необходимо следовать целям финансовой устойчивости. Необходимо следовать целям финансовой устойчивости. Другие внешние заинтересованные стороны могут быть важны для того, чтобы сбалансировать потенциально противоречивые цели. Другие внешние заинтересованные стороны могут быть важны для того, чтобы сбалансировать потенциально противоречивые цели.

Реформирование жилищно- коммунального хозяйства: уроки международного опыта (2) Управление и техническое обслуживание жилого фонда не являются естественным монополиями и поэтому кардинально отличаются от коммунальных услуг. Управление и техническое обслуживание жилого фонда не являются естественным монополиями и поэтому кардинально отличаются от коммунальных услуг. Собственники квартир должны владеть своими домами и отвечать за них. Собственники квартир должны владеть своими домами и отвечать за них. Отделение функций по предоставлению коммунальных услуг (владение, надзор, предоставление услуг) и сделки между партнёрами, не имеющими нерыночной заинтересованности, имеют особое значение для создания институциональной среды. Отделение функций по предоставлению коммунальных услуг (владение, надзор, предоставление услуг) и сделки между партнёрами, не имеющими нерыночной заинтересованности, имеют особое значение для создания институциональной среды. Клиенты должны иметь право голоса в отношении улучшения качества работы провайдеров коммунальных услуг. Клиенты должны иметь право голоса в отношении улучшения качества работы провайдеров коммунальных услуг. Рекомендации/инструкции не должно быть чрезмерно ограничительными. Предприятия коммунального обслуживания не обязательно должны придерживаться всего того, что предписано для достижения успеха. Каждый случай уникален, и каждое предприятие коммунального обслуживания, обладает совокупностью признаков, которые действуют в его собственной институциональной среде. Рекомендации/инструкции не должно быть чрезмерно ограничительными. Предприятия коммунального обслуживания не обязательно должны придерживаться всего того, что предписано для достижения успеха. Каждый случай уникален, и каждое предприятие коммунального обслуживания, обладает совокупностью признаков, которые действуют в его собственной институциональной среде.