Приёмы изучающего чтения 15-16 уроки. Как работать после чтения книги.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дидактический материал Обучение разным видам чтения на уроках русского языка в 7– 9 классах.
Advertisements

Прочитайте текст. (1)… Самая большая ценность народа это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. (2)Думает! (3)Ведь это значит, что вся сознательная.
Домашнее задание к занятию 3 по теме: «Приемы компрессии текста».
Подготовка к написанию изложения. ГИА 9 класс.. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная.
Микротема. Микротекст. Абзац.. Значение Макро.. ( гр.) Первая составная часть сложных слов, обозначающая : 1) большой, крупный, больших размеров ; 2)
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
«Сложноподчиненные предложения с придаточными образа и степени действия, сравнительными»
УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ... ЗАЧЕМ? О ЧЁМ? КАК?. Сегодня мы поговорим о таком типе речи, как рассуждение. Есть даже в детских книгах герои, любящие порассуждать.
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
Урок 15 ОРКСЭ. Цель урока: определение понятия «моральный человек», присвоение его нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Памятки по чтению в 1 классе Научить ребенка читать, привить ему любовь к чтению – что может быть труднее и более желанно для любого учителя! Сделать это.
Технология продуктивного чтения. Мастер-класс.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Ребёнок достаточно активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно.
Что такое текст.. Тебе, конечно, приходилось слышать слово текст. А что такое текст? Трудно?
Жизнь и творчество Льва Николаевича Толстого. Рассказ «Кавказский пленник». Проект-презентация урока литературы в 5 классе.
Учебник – это основное средство обучения. Дидактические функции учебника: Мотивационная Информационная Контрольно-корректирующая.
« Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угадывать ее смысла ; когда в ней предмет развивается легко и последовательно ; когда она течет, как прозрачный.
Транксрипт:

Приёмы изучающего чтения уроки. Как работать после чтения книги.

Ясинская Светлана Георгиевна Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ 22» МОУ «СОШ 22» Череповец Череповец

Содержание Задание – 1. Задание – 1. Задание – 1. Задание – 1. Повторение. Повторение. Повторение. Приёмы изучающего чтения. После чтения. Приёмы изучающего чтения. После чтения. Приёмы изучающего чтения. После чтения. Приёмы изучающего чтения. После чтения. Задание – 2. Задание – 2. Задание – 2. Задание – 2. Задание – 3. Задание – 3. Задание – 3. Задание – 3. Задание – 4. Задание – 4. Задание – 4. Задание – 4. Задание – 5. Задание – 5. Задание – 5. Задание – 5. Творческое задание. Творческое задание. Творческое задание. Творческое задание. Домашнее задание. Домашнее задание. Домашнее задание. Домашнее задание.

Задание - 1 Прочитайте узбекскую сказку Три сосуда с водой. Прочитайте узбекскую сказку Три сосуда с водой. Каким будет финал этой сказки? Каким будет финал этой сказки?

Узбекская сказка Три сосуда с водой Три сосуда с водой В давние времена правил в одной стране жадный и глупый шах. Совсем разорил свой народ, а жадность его всё увеличивалась. »Зачем, - решил он, - старикам жить в моём государстве. Работать они уже не могут, а есть просят». И выгнал всех стариков на пустынные земли. Но один добрый человек спрятал своего отца от слуг шаха. В давние времена правил в одной стране жадный и глупый шах. Совсем разорил свой народ, а жадность его всё увеличивалась. »Зачем, - решил он, - старикам жить в моём государстве. Работать они уже не могут, а есть просят». И выгнал всех стариков на пустынные земли. Но один добрый человек спрятал своего отца от слуг шаха. Случилась в том краю большая засуха. Высохли посевы, звери ушли, птицы улетели. И приказал шах объявить народу, что того, кто найдёт воду, он осыплет золотом. Но только старые мастера знали, как её искать, а стариков в государстве не осталось. Случилась в том краю большая засуха. Высохли посевы, звери ушли, птицы улетели. И приказал шах объявить народу, что того, кто найдёт воду, он осыплет золотом. Но только старые мастера знали, как её искать, а стариков в государстве не осталось.

Узбекская сказка Пришёл добрый человек к своему спрятанному отцу. Тот сказал: «Пойди к шаху и скажи, что берёшься найти воду». И научил, как её искать. Попросил добрый человек у шаха самого быстрого скакуна, выехал в поле и направился туда, куда летела птица. Птица села на камень, туда же опустились другие птицы, и стали они этот камень долбить клювами. Приехал добрый человек и сказал, что бежит с гор быстрый ручей с прохладной водой, но бежит он под землёй, а выход ему преграждает большой камень. Пришёл добрый человек к своему спрятанному отцу. Тот сказал: «Пойди к шаху и скажи, что берёшься найти воду». И научил, как её искать. Попросил добрый человек у шаха самого быстрого скакуна, выехал в поле и направился туда, куда летела птица. Птица села на камень, туда же опустились другие птицы, и стали они этот камень долбить клювами. Приехал добрый человек и сказал, что бежит с гор быстрый ручей с прохладной водой, но бежит он под землёй, а выход ему преграждает большой камень. Люди открыли дорогу воде, и вызвал к себе доброго человека. Предложил он ему золота, но добрый человек от золота отказался. Удивился шах. Он в первый раз увидел человека, который не хотел золота. «Так чего тебе надо?» - закричал шах. Люди открыли дорогу воде, и вызвал к себе доброго человека. Предложил он ему золота, но добрый человек от золота отказался. Удивился шах. Он в первый раз увидел человека, который не хотел золота. «Так чего тебе надо?» - закричал шах. Как, по-вашему, закончилась сказка? Как, по-вашему, закончилась сказка?

Проверка Окончание сказки Окончание сказки Рассказал добрый человек, что нашёл воду по совету своего отца, и закончил свой рассказ словами: «Разреши, повелитель, старикам жить в нашем царстве». Согласился с ним шах, и с тех пор старики живут в этом государстве в безопасности и в почёте. Рассказал добрый человек, что нашёл воду по совету своего отца, и закончил свой рассказ словами: «Разреши, повелитель, старикам жить в нашем царстве». Согласился с ним шах, и с тех пор старики живут в этом государстве в безопасности и в почёте.

Повторение Что такое текст? Что такое текст? Каковы три этапа работы с книгой? Каковы три этапа работы с книгой? Какие виды информации обнаруживаются в художественном тексте? Какие виды информации обнаруживаются в художественном тексте? Всегда ли мы читаем одинаково? Почему? Всегда ли мы читаем одинаково? Почему? Назовите виды чтения. Назовите виды чтения. Каковы признаки ознакомительного чтения? Каковы признаки ознакомительного чтения? Каковы признаки изучающего чтения? Каковы признаки изучающего чтения? Какие приёмы использует читатель до чтения книги? Какие приёмы использует читатель до чтения книги? Какие приёмы применяются по ходу чтения текста? Какие приёмы применяются по ходу чтения текста?

Модель работы читателя с текстом I До чтения I До чтения Автор. Название. Эпиграф. Прогноз. II По ходу чтения II По ходу чтенияУстановка. Внимание к слову. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы. Диалог с текстом. Главная мысль. Понимание. III После чтения III После чтенияРефлексия. Виды информации в художественном тексте. Использование. Переработка информации. Вторичные тексты.

Виды информации в художественном тексте Фактуальная(фабула)Концептуальная(концепция)Подтекстовая(подтекст) Факты, события, место и время действия (фабула). Передаётся пересказом текста. Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная информация. Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств ( под- текст).

Виды и цели чтения Виды и цели чтения Виды чтения Цель чтения Характер чтения Ознакомите- льное чтение. Читать или нет? Какая информация содержится? Для кого книга написана? Перелистыва- ние, рассматри вание рисунков, быстрое чтение заголовков, фрагментов текста.

Виды и цели чтения Виды чтения Цель чтения Характер чтения Изучающее чтение. В чём замысел автора? Что нового есть для меня как читателя? Медленное чтение всей книги, максимально полный охват информации, стремление её осмыслить.

Приёмы изучающего чтения. До чтения. Осмыслить В какой степени Осмыслить В какой степени заголовок знаком автор? заголовок знаком автор? До чтения До чтения Внешние данные Предугадать Внешние данные Предугадать книги содержание книги содержание текста текста

Приёмы изучающего чтения. По ходу чтения. Выявить Искать в тексте Выявить Искать в тексте скрытые ответы на скрытые ответы на вопросы скрытые вопросы скрытые в тексте вопросы в тексте вопросы По ходу чтения По ходу чтения Выделять, подчёркивать, записывать Выделять, подчёркивать, записывать главное, существенное, непонятное, главное, существенное, непонятное, неизвестное неизвестное

Приёмы изучающего чтения. После чтения. Сформулировать Выделить Сформулировать Выделить основную основную основную основную мысль информацию мысль информацию текста текста После чтения После чтения Выделить Выбрать материал главные мысли для выполнения Выделить Выбрать материал главные мысли для выполнения каждой части задания каждой части задания текста (пересказ, план, текста (пересказ, план, устный ответ) устный ответ)

Задание - 2 Прочитайте рассказ «Трусливый зайчонок» и три пословицы. Прочитайте рассказ «Трусливый зайчонок» и три пословицы. Выделите в рассказе главную мысль. Выделите в рассказе главную мысль. Какая пословица может стать заголовком для рассказа? Какая пословица может стать заголовком для рассказа?

Трусливый зайчонок Это было в далёкой Индии. Жил в лесу маленький зайчонок, который всего боялся. Однажды он услышал, как что-то очень сильно громыхнуло. Зайчонок испугался, закричал: «Земля проваливается!» – и пустился убегать со всех ног. И все встречные звери бросились бежать и кричать: «Земля проваливается!» Добежали они до того места, где лежал под деревом мудрый старый лев. «Откуда вы взяли, что земля проваливается?» – спросил он. «Что-то очень сильно грохнуло!» – ответил зайчонок. Тогда лев поднял с земли большой кокосовый орех и уронил его на камень. Раздался сильный грохочущий звук. Это было в далёкой Индии. Жил в лесу маленький зайчонок, который всего боялся. Однажды он услышал, как что-то очень сильно громыхнуло. Зайчонок испугался, закричал: «Земля проваливается!» – и пустился убегать со всех ног. И все встречные звери бросились бежать и кричать: «Земля проваливается!» Добежали они до того места, где лежал под деревом мудрый старый лев. «Откуда вы взяли, что земля проваливается?» – спросил он. «Что-то очень сильно грохнуло!» – ответил зайчонок. Тогда лев поднял с земли большой кокосовый орех и уронил его на камень. Раздался сильный грохочущий звук.

Пословицы «Вот так?» - спросил лев. «Так!» – ответил зайчонок. И всем стало ясно, что тревога была напрасной. Все побежали по своим делам, а зайчонок кричал на бегу: «Земля не проваливается!» «Вот так?» - спросил лев. «Так!» – ответил зайчонок. И всем стало ясно, что тревога была напрасной. Все побежали по своим делам, а зайчонок кричал на бегу: «Земля не проваливается!» Зайца ноги спасают. Зайца ноги спасают. У страха глаза велики. У страха глаза велики. Петух сказал курице, а курица всей улице. Петух сказал курице, а курица всей улице.

Задание - 3 Прочитайте стихотворение Д. Блынского Солнышко. Прочитайте стихотворение Д. Блынского Солнышко. Определите главную мысль текста. Определите главную мысль текста.

Солнышко Я слышал: Я слышал: Ежонка ежиха Ежонка ежиха Звала-зазывала домой, Звала-зазывала домой, Шептала спокойно и тихо: Шептала спокойно и тихо: - Мой гладенький, - Мой гладенький, Мягонький мой… Мягонький мой… Качала Качала Жучиха жучонка, Жучиха жучонка, Качала Качала Под вишней в тени Под вишней в тени И пела протяжно и тонко: И пела протяжно и тонко: - Мой беленький мальчик, - Мой беленький мальчик, Усни… Усни…

Солнышко Зайчонка зайчиха Зайчонка зайчиха Будила: Будила: - Ну что же ты, львёнок мой, - Ну что же ты, львёнок мой, Спишь? Спишь? Пойдём на охоту, мой милый, Пойдём на охоту, мой милый, Мой сильный, Мой сильный, Мой храбрый малыш… Мой храбрый малыш… А мы с тобой А мы с тобой Весело пляшем, Весело пляшем, Цветы собираем во рву. Цветы собираем во рву. И я тебя И я тебя Солнышком нашим Солнышком нашим И радостью нашей И радостью нашей Зову. Зову.

Задание - 4 Вам предлагается такая речевая ситуация. Вам предлагается такая речевая ситуация. Сестра-дошкольница просит тебя прочитать ей книгу. Сестра-дошкольница просит тебя прочитать ей книгу. Ты говоришь: «Давай почитаем басни Крылова». Ты говоришь: «Давай почитаем басни Крылова». Сестра спрашивает: «А что такое басня?» Сестра спрашивает: «А что такое басня?»

«Басня» в учебнике В учебнике так объясняется это понятие. В учебнике так объясняется это понятие. Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишут в стихах, но бывают и прозаические басни. Басня - краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишут в стихах, но бывают и прозаические басни. Что нужно сделать, чтобы было понятно маленькому ребёнку? Что нужно сделать, чтобы было понятно маленькому ребёнку?

Что делать? Нужно заменить слова научного стиля или непонятные словами общеупотребительными. Нужно заменить слова научного стиля или непонятные словами общеупотребительными. Иносказательный рассказ – история, чаще всего из жизни животных, хотя имеются в виду люди, их поступки, их человеческие качества. Иносказательный рассказ – история, чаще всего из жизни животных, хотя имеются в виду люди, их поступки, их человеческие качества. Поучительный характер – басня всегда чему-нибудь учит (не жадничай, не трать времени попусту). Поучительный характер – басня всегда чему-нибудь учит (не жадничай, не трать времени попусту). Проявляются человеческие качества – львы, птицы, другие животные в басне живут так, как на самом деле живут люди. Проявляются человеческие качества – львы, птицы, другие животные в басне живут так, как на самом деле живут люди. Прозаические басни – басни, которые написаны не стихами. Прозаические басни – басни, которые написаны не стихами.

Выбирай! Басня – это маленький поучительный рассказ, в котором высмеиваются жадность, глупость, жестокость, хитрость и другие плохие качества людей. Хотя в баснях чаще говорится о животных или предметах. Басня – это маленький поучительный рассказ, в котором высмеиваются жадность, глупость, жестокость, хитрость и другие плохие качества людей. Хотя в баснях чаще говорится о животных или предметах. Басня – это стихотворение, в котором рассказывается какая- нибудь история из жизни животных. Помнишь, мы смотрели мультфильм про Ворону, которую обманула Лисица. Ворона держала во рту сыр, а Лисице тоже захотелось его попробовать. Чтобы заставить Ворону раскрыть рот, Лисица начала говорить, какая Ворона красивая, просила её спеть что-нибудь. Ворона слушала- слушала, поверила, что она красавица и петь мастерица, да и каркнула во всё воронье горло. Сыр выпал, Лисица подобрала его и убежала. А Ворона осталась с носом, потому что любила лесть. Вот басня и написана для таких, как Ворона, - готовых поверить любым льстивым словам. Басни высмеивают недостатки людей. Басня – это стихотворение, в котором рассказывается какая- нибудь история из жизни животных. Помнишь, мы смотрели мультфильм про Ворону, которую обманула Лисица. Ворона держала во рту сыр, а Лисице тоже захотелось его попробовать. Чтобы заставить Ворону раскрыть рот, Лисица начала говорить, какая Ворона красивая, просила её спеть что-нибудь. Ворона слушала- слушала, поверила, что она красавица и петь мастерица, да и каркнула во всё воронье горло. Сыр выпал, Лисица подобрала его и убежала. А Ворона осталась с носом, потому что любила лесть. Вот басня и написана для таких, как Ворона, - готовых поверить любым льстивым словам. Басни высмеивают недостатки людей. Какой вариант в какой речевой ситуации уместен? Почему? Какой вариант в какой речевой ситуации уместен? Почему?

Задание - 5 Почти на всех предметах вам предлагают прочитать параграф учебника и на его основе подготовить сообщение. То есть выбрать основную информацию, определить главную мысль каждой части, составить план и пересказать. Но далеко не всегда вы делаете это осмысленно. Вот образец выполнения такого задания. Почти на всех предметах вам предлагают прочитать параграф учебника и на его основе подготовить сообщение. То есть выбрать основную информацию, определить главную мысль каждой части, составить план и пересказать. Но далеко не всегда вы делаете это осмысленно. Вот образец выполнения такого задания.

Сделайте это! Прочитайте отрывок из книги Д.С.Лихачева «Земля родная». Определите его тему, основную мысль. Выпишите (можно в сокращенном виде) те его части (элементы), которые необходимы для подготовки к сообщению на одну из тем: Прочитайте отрывок из книги Д.С.Лихачева «Земля родная». Определите его тему, основную мысль. Выпишите (можно в сокращенном виде) те его части (элементы), которые необходимы для подготовки к сообщению на одну из тем: I. «Речь человека и его культура». I. «Речь человека и его культура». II. «Язык твой друг (враг)». II. «Язык твой друг (враг)». III. «Язык - самая большая ценность народа». III. «Язык - самая большая ценность народа». Запишите основные смысловые вехи (смысловые блоки) будущего сообщения. Запишите основные смысловые вехи (смысловые блоки) будущего сообщения.

Д.С.Лихачёв Учиться говорить и писать. Учиться говорить и писать. Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать (I). За своим языком - устным или письменным - надо следить постоянно. Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык - самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать (I). За своим языком - устным или письменным - надо следить постоянно. Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком (III). Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком (III). О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (III). О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (III).

Д.С.Лихачёв Речь в этой моей заметке пойдет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек. Речь в этой моей заметке пойдет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит (II, I). Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит (II, I). Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа (I, Ш). Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств - качеств человека, который пользуется языком народа (I, Ш).

Д.С.Лихачёв Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры (I). Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры (I). А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами- плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится (I). А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами- плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится (I). А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.

Д.С.Лихачёв Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «словами-плевками». Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти...(I, II). Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «словами-плевками». Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти...(I, II). Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном...(I, II). И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном...(I, II).

Что делать ? Речевая ситуация. Речевая ситуация. Вам учитель предложил подготовить сообщение на 1 тему. В основу вы положили эту статью. Вам учитель предложил подготовить сообщение на 1 тему. В основу вы положили эту статью. Какие части могут быть использованы? Какие части могут быть использованы? Они пронумерованы. Они пронумерованы. А что делать дальше? А что делать дальше?

Образец выполнения предложенного задания «Речь человека и его культура» Смысловые блоки Примечания Вступление. Определить цель сообщения, его актуальность, основную мысль, сформулировать тезис, который следует доказать. Подобрать строки из поэтических произведений (о языке, его роли, красоте, силе).

Делаем так! Основная часть. 1. Язык - самая большая ценность человека. Он на нем пишет, говорит, думает (мысли наши формулируются с помощью языка). Найти пословицы о значении языка в в жизни людей.

Дальше 2. Язык - показатель культуры человека, его умственного развития, морального облика, характера. Недостаток слов, бедность речи (умственное развитие).Использование бранных слов, грубых выражений (моральный облик, характер). Привести примеры (эпизоды из жизни, речь литературных героев), иллюстрирующие эту мысль.

Дальше 3. Конкретный пример того, как язык обнажает сущность человека. Что можно сказать о человеке, который не говорит, а «плюется словами»? Внимательно прочитать об этом у Д.С.Лихачева, сформулировать своё мнение, привести примеры.

Продолжаем 4.Отношение к языку в наше время. Речь взрослых, детей, язык газет, радио, телевидения. Привести примеры, когда требования к речи нарушаются (о чем это свидетельствует?); сделать выводы, обобщения.

Продолжаем 5.Что необходимо сделать для того, чтобы стать культурным, интеллигентным человеком? Можно говорить о многом, но в данном случае обратить особое внимание на советы Д.С.Лихачева. Выписать советы Д.С.Лихачева. Сделать вывод.

Заканчиваем Заключение. Обобщение и вывод. Речь человека является показателем его культуры. Выразить эмоционально актуальность вывода.

Творческое задание Прочитайте стихотворение Леонида Мартынова «Искусство чтения и письма». Прочитайте стихотворение Леонида Мартынова «Искусство чтения и письма». Напишите эссе на тему «Почему для поэта чтение – искусство?» Напишите эссе на тему «Почему для поэта чтение – искусство?»

Л.Мартынов Всё, Всё, Что старательно мы пишем Что старательно мы пишем При свете солнца и луны, При свете солнца и луны, В высоком стиле или низшем,- В высоком стиле или низшем,- Любовно мы хранить должны. Любовно мы хранить должны. А если столь уж стало тесно, А если столь уж стало тесно, То, значит, целый новый дом То, значит, целый новый дом Придётся строить, хоть известно, Придётся строить, хоть известно, Что это связано с трудом. Что это связано с трудом.

Л.Мартынов И в небывалом этом доме, И в небывалом этом доме, Воздвигнутом в свою же честь, Воздвигнутом в свою же честь, Пусть ничего не будет, кроме Пусть ничего не будет, кроме Людей, умеющих прочесть. Людей, умеющих прочесть. А если вдруг искусство чтенья А если вдруг искусство чтенья У них похитит некий тать, У них похитит некий тать, То наших строк трудносплетенья То наших строк трудносплетенья Пусть вновь научат их читать. Пусть вновь научат их читать.

Домашнее задание Упражнение 285 (учебник М.Разумовской для 8 класса). Упражнение 285 (учебник М.Разумовской для 8 класса). 1.Определить основную мысль текста. 1.Определить основную мысль текста. 2. Составить план и тезисы. 2. Составить план и тезисы. 3. Подготовить пересказ текста. 3. Подготовить пересказ текста.