Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой.
Advertisements

Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Презентация к уроку (1 класс) на тему: Презентация "Технология продуктивного чтения"
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Технология продуктивного чтения. Мастер-класс.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ оош 23 г.Бикина Балахонцевой Натальи Александровны по учебнику О.В.Кубасовой, УМК «Гармония» 2010 год Система.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Зайцева Л.Н. –учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Борское.
Министерство образования и науки РФ Обучение русской грамоте – проблемы и технологии 1 класс «Школа 2100» Разработала: учитель начальных классов МОУ Ярковская.
Основные образовательные технологии и методики в ОС «Школа 2100» и их соответствие требованиям ФГОС: -Технология проблемно- диалогического обучения; -Технология.
«Литературное чтение, должным образом поставленное, является школой взглядов, понятий, языка: литературное чтение – почти единственный в школе предмет,
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Технология продуктивного чтения. «Читать –это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное –вот в чём главное дело» К.Д. Ушинский.
Отчёт по самообразованию Бойковой Н.А уч.год.
1 3) После чтения В разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других 2) Во время.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Составила: учитель начальных классов Фалько Ирина Владимировна.
Стратегии смыслового чтения на уроках русского языка и литературы.
Транксрипт:

Использование инновационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе. «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл». К.Д.Ушин-ский.

Особенности литературного чтения: Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями работы с произведением и детской книгой; Одновременная работа над языком произведения и над речью детей; Сочетание знаний о тексте и умение различать художественные, научно-познавательные произведения; Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих детям полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг; Освоение литературных произведений сочетается с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира; Аналитические и синтетические действия с произведением опираются на практические действия и, что вне формы, изобразительную деятельность, в которой отражается глубина и самостоятельность воспроизведения произведения. 2

Курс «Литературное чтение» направлен: На решение важных общепедагогических задач: развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры, а также учебной деятельности, учет индивидуальных возможностей каждого ученика и построение на этой основе дифференцированного обучения. Характерной чертой курса является «нерасчлененность» обучения чтению, работе с текстом произведения и детской книгой, т.е. нет деления на чтение «классное» и «внеклассное»

Причины по которым дети неохотно и мало читают: Компьютеризация, развитие Интернета; Усиление влияния средств массовой информации; Резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло; Установка родителей на то, чтобы они научили детей читать сами до школы; Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (Ты теперь большой, читай сам.) ; Несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников. 4

Традиционный урок 5 3) После чтения Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст, по заданию учителя 2) Во время чтения Учитель сам читает вслух, дети слушают 1)До чтения текста Учитель готовит к восприятию текста

Технология продуктивного чтения (технология формирования типа правильной читательской деятельности) 6 1) до чтения текста – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения 2 ) Во время чтения текста – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста 3) После чтения текста – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации Цель: формирование умения самостоятельно понимать текст.

Антиципация (предвосхищение, предугадывание, предположение содержания текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов ). Специфические принципы проведения урока литературного чтения с использованием антиципации: Принцип предварительного осознания учащимися содержания и видов учебных действий на уроке литературного чтения состоит в том, что учащиеся привлекаются к планированию, организации и проведению учебного процесса; Принцип возрастающего объема антиципации в предвосхищении школьниками содержания и видов предстоящих учебных действий предполагает, что привлечение детей к планированию, организации и проведению урока литературного чтения осуществляется постепенно; Принцип триединого развивающего характера заданий для прогнозирования учащимися содержания и видов учебных действий: развитие учебной деятельности, интеллектуальное, речевое развитие. 7

Антиципация Восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой. Ба…ов, Уш...н-ский, Паус...овский, Биан...и,...сева,...высоцкая. (Житков) Исключение иностранных букв: QАНRГSЛWИЧFАGНNИНL ПVАZВJЛЯ («Англичанин Павля») Цветные геометрические модели жанров и тематики литературных произведений (цвет геометрической жанровой модели символизирует тематику произведения: Графические модели различных эмоций и чувств: «Зашумление» словарного слова линиями, штрихами, пересекающими буквами, наложением одного слова на другое и т.д.; Словарная работа с применением символа, шифра, кода. Выделение фамилии автора из данного ряда по какому - либо признаку. Е.И. Чарушин, С.В. Михалков, В.В. Бианки (Михалков –фамилия поэта, другие – прозаики) Составление фамилии, имени, отчества автора или названия произведения из ответов на вопросы литературных викторин и при разгадывании шарад 8

Работа с текстом до начала чтения Цель этапа: развитие важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, по фамилии автора и группе ключевых слов. Последовательные шаги работы с текстом до начала чтения: Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая высказывает свои предположения о героях, теме, содержании. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. Уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия. Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения. Детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение не непосредственно, а через текст, созданный автором. 9

Работа с текстом во время чтения. Цель: достижение понимания текста на уровне содержания. Необходимо соблюдать последовательность действий: научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые: включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение); научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме расстановка в тексте (в конце предложений) сигналы: В - вопрос (найди, задай), О - ответ (ответь на этот вопрос), П - проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), 3 - зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало). 10

Работа с текстом после его прочтения. Цель этого этапа достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста «чтение между строк») Виды работ: Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк». Рассказ учителя о писателе. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д. Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и др.). 11