Составитель Васильева Г.Ф. со слабоуспевающими детьми во внеурочное время.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Д/с 175 Любавина Оксана Сергеевна. Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками.
Advertisements

-Отчего ты плачешь, Глупый ты медведь? -Как же мне, Медведю, Не плакать, не реветь? Бедный я, несчастный Сирота, Я на свет родился Без хвоста. Добрый,
Части речи к урокам русского языка в 1 классе Презентация выполнена учителем начальных классов ГБОУ школы Санкт - Петербурга.
Составила: учитель-логопед Ко сен ок В.И. г. Елизово, 2011 год.
« ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ »
Дидактические материалы по русскому языку. 2 класс Подготовила : учитель начальных классов, Самматова Э. З. Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Развивающие игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
1 команда Тарелка, кастрюля, стул, чайник Роза, лиса, колокольчик, ландыш Курица, овца, корова, лошадь.
Воспитатель : Данилова А.Г. 2013г. Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет должен уметь: 1. Ребенок должен уметь считать до трех и показывать соответствующее.
LOGO Логические упражнения для развития речи Ястребинская Наталия Николаевна учитель начальных классов СОШ 4 г. Усинск Республика Коми.
Использование аналогии в обучении. Открытие опытной мастерской. Работа исследовательских групп. Выводы. Обсуждение. Презентация Полиной Е.М.
Развитие логического мышления у дошкольников Развитие логического мышления у дошкольников Выполнила: Старший воспитатель ГБОУ детский сад 1343 ЮВОУО Андрианова.
Урок русского языка в 5 классе Подготовила: учитель русского языка и литературы Борисова А.Н.
Будут ли антонимами слова? Высоко – низко Высоко – низко Смех – плач Смех – плач Низкий – счастливый Низкий – счастливый Тепло – жара Тепло – жара Радость.
Открытый урок по теме: « Предлог – часть речи.» Клюева Елена Васильевна Учитель начальных классов 1 категории Московская обл. г.Жуковский МОУ СОШ 3 С углублённым.
Уважаемые родители, предлагаемые Вам игры со словами и предложениями способствуют расширению словарного запаса и развитию связной речи у детей.
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ 900igr.net ШЕРШАВЫЙ СТВОЛ ГЛАДКИЙ КАМЕНЬ Шершавый ствол. Гладкий камень.
Машакушаетвкуснуюкашу. I.Упражнения на основе образца; II. Конструктивные; III. Творческие. Упражнения с предложениями могут быть разделены на 3 группы:
Игротека План проведения игротеки 1. Познакомьтесь с нами. 2. Участники проекта. 3. Кто (что) лишнее? 4. Игра на внимание. 5. Хлоп-Шлёп. 6. Угадай по вкусу.
17 вопросов и заданий для тестирования Запись в 1 класс: 17 вопросов и заданий для тестирования Подготовка к школе: что должен уметь будущий первоклассник.
Транксрипт:

Составитель Васильева Г.Ф. со слабоуспевающими детьми во внеурочное время

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Развитие речи – одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Развивать речь детей – это значит научить их наблюдать явления и предметы окружающего мира, сравнивать их, связно рассказывать о том, что видит и слышит ребёнок, т. е. развивать мышление, формировать навыки наблюдения и изложения своих мыслей, обогащать словарный запас. Речь возникает из потребности говорить, высказаться: а высказывания пробуждаются определёнными чувствами и мыслями, побуждениями. Мотив речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предложит учитель. Такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми. В процессе живого общения высказывания детей должны быть свободными по форме. Это могут быть слово, фраза, развёрнутое сообщение.

Известно, что основой становления связной речи является богатый и разнообразный словарь. У некоторых детей словарь значительно беднее и ограниченнее, чем у нормально развивающихся учеников. Эти ученики быстро теряют интерес к учебным занятиям. Данные ниже упражнения активизируют детей своей необычностью, внешне как бы отвлекают ученика от задачи – обогащать словарный запас и развивать речь – и одновременно служат этой цели.

Упражнение 1. Задание: озаглавить группу понятий, соответствующих одному обобщению, подобрать не менее 3 слов. Стол, стул, дива Творог, сыр, масло Врач, повар, лётчик Сок, кефир, компот Шишка, жёлудь, орех Корабль, лодка, яхта Книга, альбом, блокнот Сосиска, колбаса, котлета Земляника, клюква, черника Сыроежка, подберёзовик, боровик Сосна, берёза, липа Иней, ветер, дождь Топор, пила, отвёртка Простыня, пододеяльник, наволочка Пруд, озеро, река

Упражнение 2. Задание: озаглавить группу понятий, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком, объяснить свой выбор. Глаза, нос, брови Книга, тетрадь, альбом Яблоко, малина, груша Брюки, юбка, шорты Стол, полка, стул Коза, свинья, корова Огорец, картофель, морковь Ель, сосна, берёза Лев, тигр, жираф Петух, журавль, гусь Вертолёт, самолёт, автобус Пчела, оса, муха Кисель, молоко, кефир Изба, муравейник, нора Борщ, щи, каша

Упражнение 3. Задание: выбрать из ряда слов одно главное, без которого указанное понятие не существует, и объяснить свой выбор. Огород: пугало, теплица, грядки, забор, сорняк. Сад: собака, скамойка, цветы, фруктовые дедеревья. Улица: дома, магазины, люди, столбы. Лес: яготы, грибы, дедеревья, птицы. Море: рыбы, сок, пляж, солёная вода. Река: вода, лодка, рыба, рыбак. Поле: бабочки, василики, пшеницца, человек. Зоопарк: люди, звери, клетки, вольеры. Цирк: арена, зрители, кресла, билеты. Зима: снег, лёд, мороз, иней. Весна: лужи, сосулики, ледоход, солнце.

Задание 1. Назвать пропущенные буквы и подобрать проверочные слова. Ог_род: пугало, т_плица, грядки, з_бор, с_рняк. Сад: с_бака, ск_мойка, цв_ты, фруктовые д_деревья. Ул_ца: д_ма, м_г_зины, люди, ст_лбы. Лес: яг_ты, гр_бы, д_деревья, птицы. Море: рыбы, сок, пляж, с_лёная в_да. Р_ка: в_да, лодка, рыба, рыбак. Поле: бабочки, в_с_лики, пш_ницца, ч_л_век. Зоопарк: люди, звери, клетки, вольеры. Цирк: арена, зрители, кресла, б_лет З_ма: снег, лёд, м_роз, ин_й. В_сна: лужи, с_сулики, л_доход, солнце. Задание 2. Выбрать из ряда слов одно главное, без которого указанное понятие не существует, и объяснить свой выбор.

Упражнение 4. Задание: подобрать слово по образцу и объяснить свой выбор. Стрелка – часы, колесо - Белка – дупло, медведь - Магазин – продавец, больницца - Коза – капуста, белка - Лошадь – сено, кошка – День – обед, вечер - Дождь – сырость, жара – Лес – дедеревья, поле - Палец – кольцо, ухо - Поезд – станция, самолёт - Цветок – бутон, листок - Автомобиль – дорога, поезд Море – капля, толпа - Задача – решение, вопрос - Писатель – книга, скульптор -

Упражнение 5. Задание: рассказать, во что превратится. Стул без спинки. Чашка без ручки. Мороженое без холодильника. Дерево без веток. Снеговик без холода. Сад без деревьев. Окно без стекла. Кепка без козырька. Подушка без перьев. Всадник без лошади. Стол без ножек Диван без спинки. Туча без дождя. Книга без листов. Шарик без воздуха.

Упражнение 5 - при изучении темы «Предлоги». Задание 1. Слова из первого столбика свяжите со словами из второго столбик а при помощи предлогов: порошок головная боль капли глаза жидкость выведение пятен таблетки бессонницца Задание 2. Найти и назвать предлоги. Рассказать, во что превратится стул без спинки, чашка без ручки. мороженое без холодильника. дерево без веток. снеговик без холода. сад без деревьев. окно без стекла. кепка без козырька. подушка без перьев. всадник без лошади. стол без ножек

Упражнение 6. Задание: подробно рассказать, чем похожи и отличаются эти предметы. Самолёт и птица. Река и озеро. Кукла и девочка. Солнце и луна. Туча и облако. Автобус и троллейбус. Книга и альбом. Компьютер и телевизор. Велосипед и мотоцикл. Зонт и крыша. Столб и дерево. Нож и ножницы. Гвоздь и шуруп. Коляска и санки. Дом и теплица.

Упражнение 7 Задание: подробно рассказать, как понимаешь значение этих слов. Ложь. Ссора. Праздник. Наказание. Дружба. Открытка. Шалаш. Бассейн. Перила. Палатка. Приз. Стужа. Подъезд. Подарок.

Упражнение 8. Задание: к данным словам подобрать подходящее время года и составить предложения. Ливень. Слякоть. Листопад. Мороз. Жара. Купание. Снеговик. Ледоход. Ручейки. Почки. Одуванчики. Каток. Капель. Проталинки. Цветение.

Упражнение 9. Задание: подробно рассказать хорошую и плохую сторону в названных явлениях и действиях. Листопад. Путешествие. Купание в реке. Езда на велосипед. Снегорад. Прогулка по лесу. Ремонет в кватире. Охота. Долгий сон. Солнечные ванны. Компьютерные игры. Катание на кониках. Дождь. Лето. Зима.

Упражнение 9. Задание 1. Назвать пропущенные буквы и подобрать проверочные слова Л_стопа_. Путешествие. Купание в р_ке. Езда на в_лос_пед. Сн_гора_. Прогулка по лесу. Р_монет в кв_тире. _хота. Долгий сон. Солне_ые ванны. К_мп_терные игры. К_тание на к_никах. Дож_. Лето. З_ма. Задание 2. Найти сложные слова и выделить корни. Задание 2. Подробно рассказать хорошую и плохую сторону в названных явлениях.

Упражнение 10. Задание: подробно пояснить, чем похожи эти предметы. Пилотка – лодка. Шкаф – холодильник. Снеговик – пирамидка. Грабли – расчёска. Вата – облако. Волосы – трава. Мука – песок. Зонтик – гриб. Часы – градусник. Дверь – окно. Дрель – велосипед. Батарея – гармонь. Аквариум – теплица. Подъёмный кран – жираф. Муравейник – детский сад.

Упражнение 11. Задание: выбрать лишний предмет с учётом выделенного признака, объяснить свой выбор и составить с этим словом предложение. Цвет: цыплёнок, лимон, василёк; огорец, морковь, трава; халат врача, помидор, снег. Форма: телевизор, книга, колесо; косынка, арбуз, палатка. Величина: бегемот, муравей, слон; дом, карандаш, ложка. Материал: банка, кастрюля, рюмка; альбом, тетрадь, ручка; гвоздь, доска, ножницы. Вкус: конфета, варенье, картофель; торт, селёдка, мороженое; лимон, апельсин, мандарин. Вес: вата, гиря, штанга; камень, пёрышко, пушок.

Упражнение 11. Задание 1.Спиши,вставляя нужную букву. Цвет:цыплёнок, л(и,е)мон, в(а,о)с(и,е)лёк; (о,а)горец, м(а,о)рко(в,ф)ь, тр(а,о)ва; Х(а,о)ла(т,д) вр(а,о)ча, п(о,а)м(и,е)дор, сне(г,к). Задание 2. Выбери лишний предмет, с учётом выделенного признака, объяснить свой выбор и составить с этим словом предложение.

Упражнение 12. Задание: к каждому слову подобрать антонимы и с каждой парой составить предложение. Молодой. Быстро. Молчать. Длинный. Грубо. Встречать. Веселый. Гладко. Открывать. Добрый. Мелко. Искать. Широкий. Хорошо. Плакать.

Упражнение 13. Задание: к каждому слову данных словосочетаний подобрать антонимы и с каждой парой составить предложение. Слабый мороз. Радостная встреча. Умный друг. Светлый верх. Трусливый богач. Тёмное прошлое. Тихий плач. Извилистый спуск. Добрый друг. Злой враг.

Упражнение 13. Задание 1. Найти слова с опасными согласными и подобрать проверочные. Слабый мороз. Радостная встреча. Умный друг. Светлый верх. Трусливый богач. Тёмное прошлое. Тихий плач. Извилистый спуск. Добрый друг. Злой враг. Задание 2. К каждому слову данных словосочетаний подобрать антонимы и с каждой парой составить предложение.

Упражнение 14. Задание: найти ошибки в рассуждениях, подробно объяснить и составить правильный вариант. Морковь оранжевая, а огорец растёт на земле. У гуся длинная шея, а цыпленок маленький. Ваза хрустальная, а стаканчик лёгкий. Холодильник белый, а ковёр мягкий. У зайца длинные уши, а медведь коричневый. Зебра полосатая, а лев злой. У берёзы круглые листочки, а ель старая.

Упражнение 15. Задание: подробно объяснить, в чём ошибочность приведённых рассуждений. У Оли кукол больше, чем игрушек. Ручеёк шире реки. Самолёт летит медленнее птицы. Папа моложе сына, но старше дедушки. Черепаха ползает быстрее змеи. Тигр слабее кошки. В корзине у Миши мухоморов больше, чем грибов. У лисы хвост короче, чем у зайца. Шоколад слаще мёда. В холодильнике больше кефира, чем молочных продуктов.

Упражнение 16. Задание: закончить предложение одним из слов, данных в скобках, и договорить получившуюся фразу. Моряк увидел далёкий остров, так как взял в руки … (лупу, бинокль, очки). Маша уколола спицей палец, так как не умела… (стирать, шить, вязать). Грузчики не могли поднять пианино в квартиру, так как лестницца в подъезде была… (старая, грязная, узкая). Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломался … (багажник, двигатель, кузов). Вода в бочке поднялась, потому что мальчик накидал в неё… (камней, крошек, веток). Катя надела резиновые сапоги, потому что на улице … (снег, дождь, ветер). Малыш уснул быстро, так как он… (устал, смеялся, плакал).

Упражнение 17. Задание: закончить предложения. Мама отругала сына, потому что. Мальчик решил переодеться, потому что _______. У Саши заболели глаза, потому что. Бабушка выключила телевизор, потому что. Собака грозно зарычала, потому что. Маша заплакала, потому что. весело завиляла хвостом, потому что Мама открыла окно, потому что. Машина резко затормозила, потому что _____. Петя громко закричал, потому что.

Упражнение 18. Задание: закончить предложения. Дети сели в лодку, чтобы. Мама надела нарядное платье, чтобы. Саша закрыл лицо руками, чтобы Катя сделала большой букет, чтобы ________. Вова взял собаку на поводок, чтобы _______. Дедушка поставил в огороде пугало, чтобы. Рабочие привезли кирпич, чтобы. Лена размахивала руками, чтобы. Папа взял молоток, чтобы. Света набрала ведро воты, чтобы.

Упражнение 19. Задание 1. Разобрать по составу: Кисточка Морозильник Молоток Крючок Ложка Клей Подъёмный кран жираф Муравейник детский сад Плита Иголка Вешалка Лодка Бумага Гвоздь Холодильник Краска Нитка Тарелка Весло Удочка Рыбак Духовка Задание 2. К каждому слову из первого столбика подобрать подходящее по смыслу слово, с учётом назначения предмета, из второго столбика и составить с каждой парой предложение.

Упражнение 20. Задание: объединить данные слова предложениями в небольшом тексте. Поход – каша – рыба. Пример: Мы с классом были в походе. Мальчики ловили рыбу. Вечером девочки варили кашу и жарили рыбу. Лодка – карандаш – муравейник. Лес – парта – бегемот. Часы – плита – облако. Попугай – ветер – дерево Шишка – помидор – дождь Обезьяна – самолёт – море. Весы – дом – берег Дерево – трава – озеро. Собака – машина – тетрадь.

Упражнение 21. Задание: на основании 2-х предложений составить 3 - е предложение. Овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит (её привезли в магазин с огорода). Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит. Рыбы живут в водоёмах. Щука лежит в ведре. Значит. Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит ________. Всем цветам нужна вода. Маша долго не поливала цветы. Значит. Одежду надо содержать в чистоте. Ваня испачкал рубашку. Значит. Стеклянная посуда очень хрупкая. Наташа уронила со стола вазу с цветами. Значит ____________. Подули холодные ветры. С неба падают снежинки. Значит ____________________. Солнце греет всё сильнее и сильнее. С крыш капают сосулики. Значит С тёплых стран прилетели ласточки. В лесу кукуют кукушки. Значит.

Вопросы - шутки. Задание: Найти как можно больше ответов. -Что можно сделать с яблоком? Пример: сорвать, помыть, съесть, откусить, купить, разделить, уронить, запечь и т. д. - Что может быть тёплым? - Что может быть холодным? - Почему плачет Миша? - Для чего пригодится пустой фантик? - Что можно сделать из пустого стержня? - Для чего пригодится лопнувший шарик? - Что можно сделать из сломанного карандаша?

Речевые игры. 1) «Бывает - не бывает» Задание: придумывать предложения-небылицы. ( Класс утверждает: бывает, не бывает.) Примеры: Собака летает над рекой. Волк залез на дерево. Заяц поймал лису. Подснежник вырос зимой. По снегу ползает змея. Комар поймал ласточку. 2) «Дразнилка» Задание: придумывать предложения по образцу. Примеры: 1-ый: «У меня есть яблоко, а у тебя нет яблока». 2-ой: «У меня есть машина, а у тебя нет машины». («Дразнятся» 2 ученика. У каждого определеннее количество предметных картинок.)

3) «Узнай меня» Задание: придумать загадку-описание. (Ученик берёт предметную картинку и указывает признаки данного предмета: цвет, форму, из чего сделан и т. д., то есть описывает. Остальные должны угадать.) Пример: Он неживой. Есть ручка, крышка, нос. Бывает синий, зелёный, красный, белый; эмалированный, алюминиевый. Кипятят воду.

«Шкатулка сказок» Задание: Сочинить сказки. (В шкатулке лежат цветные кружки. Учитель достаёт по очереди кружки и крепит их на доску. По ним сочиняют сказки.) Пример: (Красный кружок – огонь, жёлтый – цыплёнок, чёрный – туча, голубой – вода.) Во дворе жил Огонь. У него никогда не было друзей. Он был очень злой, поэтому с ним никто не дружил. У курицы родился Цыплёнок. Он увидел Огонь и побежал к нему играть. Огонь обрадовался и потянул к Цыплёнку руки. Испугалась Туча, что Цыплёнок сгорит, полила водой. Злой Огонь погас. Цыплёнок с тех пор не гулял один.