Родительское собрание на тему: Роль семьи в формировании личности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Составитель: классный руководитель 5б класса Постовалова Г.М.
Advertisements

Роль семьи в формировании личности ребёнка Родительское собрание МОУ СОШ1 3 «в» класс Классный руководитель: Баймаганбетова Р.Б.
КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.
КИТАЙСКАЯ ПРИТЧА «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.
Родительское собрание на тему: «Роль семьи в формировании личности».
Семья и семейные ценности Что такое семья? Это – семь Я ! Опубликована на сайте – viki.rdf.ru.
Родительское собрание «Искусство любить детей». Отношения между родителями и детьми столь же трудны и столь драматичны, как отношения между любящими.
Родительское собрание Роль семьи в формировании личности.
Быть человеком Мир семьи Семья - людей святой оплот, Надежду жить она дает, Дает простор, дает тепло, Проблемам и беде назло. Заботы делит пополам.
Роль семьи в формировании личности. С каким лицом вы общаетесь со своим ребенком? С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок? Каким, по вашему.
Семья – это громкое слово ! Семья – это звонкое слово ! Семья – это важное слово, Об этом вам скажет каждый. Семья – это солнце светит, Семья – это звезды.
Роль семьи в проектировании будущего своего ребёнка Родительское собрание.
Родительское собрание «Мудрость родительской любви"
Семья и семейные ценности Автор: Смирнова Елена Анатольевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ с углубленным изучение английского языка 1383,САО,г.Москва.
Тема: «Родительская любовь и воспитание» Слепая неразумная родительская любовь забивает ребенка куда хуже, чем розги. П.Ф.Лесгафт.
6 класс Logo Logo Семья!
УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ в 4 классе Учитель начальных классов Мстёрской СОШ Вязниковсого района Никитина Наталья Борисовна.
Родительское собрание на тему: «Как помочь ребёнку в учёбе?» 2013 г.
Для поддержания у ребенка нормальной самооценки важно: Для поддержания у ребенка нормальной самооценки важно: безусловно принимать его; безусловно принимать.
МООУ санаторная школа-интернат 6. Родительское собрание Как помочь ребёнку в учёбе Ярославль 2012 г.
Транксрипт:

Родительское собрание на тему: Роль семьи в формировании личности

Цели собрания: Цели собрания: Обратить внимание учащихся и их родителей на значение слова «семья» в их жизни. Обратить внимание учащихся и их родителей на значение слова «семья» в их жизни. познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье. познакомить родителей с приёмами построения гуманных взаимоотношений в семье.

Повестка родительского собрания. Вступительная беседа учителя на тему «Роль семьи в формировании личности »? Вступительная беседа учителя на тему «Роль семьи в формировании личности »? Анкетирование «Взаимоотношения детей и родителей». Анкетирование «Взаимоотношения детей и родителей». Обсуждение путей решения возникающих проблем. Обсуждение путей решения возникающих проблем. Вынесение решения родительского собрания. Вынесение решения родительского собрания.

Готовясь к собранию, с учащимися был проведен тест «Незаконченное предложение». Готовясь к собранию, с учащимися был проведен тест «Незаконченное предложение». Семья – это … Семья – это … Мои родители – это … Мои родители – это … Свет в окнах моего дома – это … Свет в окнах моего дома – это … Радость в моей семье – это … Радость в моей семье – это … Горе в моей семье – это … Горе в моей семье – это … Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это … Я считаю, что самое сокровенное желание моих родителей – это … Больше всего мои родители боятся, что … Больше всего мои родители боятся, что …

Самое главное для ребенка – чтобы его любили. Самое главное для ребенка – чтобы его любили. Но эта любовь должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Но эта любовь должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них: Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них: Любовь умиления; Любовь умиления; Любовь деспотическая; Любовь деспотическая; Любовь откупа. Любовь откупа.

Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете. Любовь умиления – самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Деспотическая любовь – это форма, одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Деспотическая любовь – это форма, одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын или ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын или ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Любовь откупа – Она состоит в том, что родительский долг видится родителями лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие. Любовь откупа – Она состоит в том, что родительский долг видится родителями лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным:

Положение бывает различным: Положение бывает различным: Благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке; когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех; когда его уважают и он уважает других. Благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке; когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех; когда его уважают и он уважает других. Неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем. Неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Нужно ли наказывать детей? Нужно ли наказывать детей? Когда и как это делать? Когда и как это делать? Можно ли испортить ребенка похвалой? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка? За что можно хвалить ребенка?

Упражнение «Виды поощрения». Упражнение «Виды поощрения». Классный руководитель. Перечислите виды поощрений, которые вы используете, и те, которые могут заинтересовать ваших детей. (Покупка наклеек, любимых журналов, сладостей, поездка в парк, разрешение оставить друга ночевать у себя дома и т. д.). Классный руководитель. Перечислите виды поощрений, которые вы используете, и те, которые могут заинтересовать ваших детей. (Покупка наклеек, любимых журналов, сладостей, поездка в парк, разрешение оставить друга ночевать у себя дома и т. д.). (После обсуждения принимаются некоторые идеи.) (После обсуждения принимаются некоторые идеи.) Упражнение «Правильно ли?» Упражнение «Правильно ли?» Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно. Послушайте описание ситуаций. Решите, правильно ли похвалили ребёнка. Если нет, постройте фразу как нужно. 1) После концерта для родителей: « Юля, ты лучшая пианистка в школе!» 1) После концерта для родителей: « Юля, ты лучшая пианистка в школе!» (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!») (Преувеличенная похвала. Лучше сказать: «Сегодня ты играла действительно хорошо!») 2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». 2) «Маша, ты отлично убралась: пол чистый, кровать убрана, игрушки сложены». (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.) (Правильно. Перечислены конкретные поступки, которые заслуживают одобрения.) 3) Мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!» 3) Мальчик играл с другом в шахматы. Пришла мама и сказала: «Какой ты сегодня молодец!» (Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты помыл посуду!» или «Я рада, что ты полюбил шахматы!») (Неясная похвала. Надо объяснить, почему, например: «Я рада, что ты помыл посуду!» или «Я рада, что ты полюбил шахматы!») 4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» 4) «Ты у нас такой умница! Настоящий помощник! Что бы мы без тебя делали!» (Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Всё сделал, как было надо»). (Ребёнка «захваливают». Лучше сказать: «Ты много работал сегодня. Всё сделал, как было надо»).

Анкета для родителей. Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда». Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда». 1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? 2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли «по личным делам»? 2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли «по личным делам»? 3. Интересуются ли они вашей работой? 3. Интересуются ли они вашей работой? 4. Знаете ли вы друзей ваших детей? 4. Знаете ли вы друзей ваших детей? 5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах? 5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах? 6. Проверяете ли вы, как они учат уроки? 6. Проверяете ли вы, как они учат уроки? 7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения? 7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения? 8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? 8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам? 9. На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ни ми, или хотят проводить их «без взрослых»? 9. На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ни ми, или хотят проводить их «без взрослых»? 10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы? 10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы? 11. А телевизионные передачи и фильмы? 11. А телевизионные передачи и фильмы? 12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах? 13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах? 13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах? 14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет? 14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет? За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

Анкета для учащихся. Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти». Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти». 1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями? 1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями? 2. Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам? 2. Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам? 3. Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками? 3. Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками? 4. Знают ли родители ваших друзей? 4. Знают ли родители ваших друзей? 5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями? 5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями? 6. Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки? 6. Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки? 7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения? 7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения? 8. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников? 8. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников? 9. Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых? 9. Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых? 10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты? 10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты? 11. А телевизионные передачи, фильмы? 11. А телевизионные передачи, фильмы? 12. Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театре, музее? 12. Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театре, музее? 13. Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах? 13. Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах? 14. Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск? 14. Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск? За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. За каждое «да» - 2 балла, «отчасти, иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов.

Результаты анкет. Более 20 баллов – ваши отношения с детьми можно считать благополучными. Более 20 баллов – ваши отношения с детьми можно считать благополучными. От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние. От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние. Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения. Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Памятка для родителей Памятка для родителей 1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка. 1. Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребёнка. 2. Помните об ответственности при выборе форм наказания. 2. Помните об ответственности при выборе форм наказания. 3. Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов. 3. Не спешите наказывать своего ребёнка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов. 4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка). 4. Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребёнка). 5. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его. 5. Уважайте ребёнка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его. 6. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя. 6. Не бойтесь рассказывать своему ребёнку о своих проступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребёнку понять себя. 7. Требуйте то ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была. 7. Требуйте то ребёнка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была. 8. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка. 8. Защищайте своего ребёнка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка. 9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета. 9. Наказывая ребёнка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи; не скрывайте его проступки от супруга (-и). Это может привести к потере вашего авторитета. 10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением. 10. Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребёнок станет управлять вашим поведением. 11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей. 11. В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей. 12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным. 12. Наказывая ребёнка, не вспоминайте его прошлых проступков. Иначе он почувствует себя неполноценным. 13. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной! 13. Не захваливайте ребёнка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной! 14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть. 14. Умейте дарить прощение! Принимайте ребёнка таким, какой он есть. Любите сына или дочку, несмотря ни на что!!! Любите сына или дочку, несмотря ни на что!!!

Делайте! Не делайте! Радуйтесь вашим сыну и дочке Не перебивайте ребенка Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов Слушайте ребенка внимательно, не перебивая Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он устал, расстроен Установите четкие и определенные требования к ребенку Не говорите: Нет, она не красная, лучше скажите: Она синяя В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними Не устанавливайте для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание Будьте терпеливы Не оскорбляйте ребенка Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное Не ожидайте от ребенка понимания всех логических правил Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы Не ожидайте от ребенка понимания всех ваших чувств Чаще хвалите ребенка Не ожидайте от ребенка понимания абстрактных рассуждений и объяснений Поощряйте игры с другими детьми Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми (братом или сестрой, соседями и пр.)

Подведение итогов. Притча Подведение итогов. Притча Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: -И все? -Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже. Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: -И все? -Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: -И мира тоже. И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее. И я желаю счастья вашим семьям и успехов в воспитании детей, ведь дети не только наше будущее, но и наше настоящее.

Решение родительского собрания. рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем. рекомендовать родителям проводить больше времени с детьми и совместно разработать программу действий по решению возникших проблем. напомнить о возможных формах общения с детьми. напомнить о возможных формах общения с детьми. не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов. не забывать о постоянном сотрудничестве детей, родителей и педагогов.