Приемы сжатия текста. Сжатое изложение (СИ) Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сжатое изложение Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли.
Advertisements

Работа над сжатым изложением.Методы и приемы сжатия текста Выполнила учитель русского языка МОУ «Ефимовская средняя школа» Мельникова В.П.
Учимся писать сжатое изложение КУПРИН. (по о черку Б.Д.Челдышев а « В поисках пропавших рукописей » )
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ АТТЕСТАЦИЯ Консультацию для учащихся 9 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА.
Приемы компрессии текста Урок подготовки к ГИА 9 класс Подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л.Н.
С1. Сжатое изложение по тексту публицистического или научного стиля.
1 Урок русского языка в 8 классе. Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Б. Челышева «Он был «един и многолик»… Ларикова Ирина Евгеньевна,
Сжатое предложение – письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение только основного содержания. Сжатое изложение считается наиболее.
НАПИСАНИЕ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ (Подготовка к ГИА).. Сжатое изложение Полноценное понимание исходного текста Умение систематизировать собранный материал и.
Экзаменационная работа в 9-ом классе (в новой форме) состоит из трех частей: 1.Сжатое изложение текста. 2.Выполнение тестовых заданий на основе печатного.
Обучение изложению и сочинению на основе анализа текста.
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Алгоритм работы над сжатым изложением. В чем состоят основные трудности? НЕТ практики написания изложений НЕТ навыка восприятия на слух текста- рассуждения.
ГИА по русскому языку. Подготовка в 9 классе. Федотенко С.В.
Алгоритм работы над сжатым изложением. Что нужно для этого сделать? - передать основное содержание ТРЕХ микротем - использовать приемы сжатия текста для.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Приемы сжатия текста Громова В.И., Шевелева В.С..
Учимся писать сжатое изложение Подготовка к ГИА 9 класс.
Главная задача - научить ся кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
Транксрипт:

Приемы сжатия текста

Сжатое изложение (СИ) Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Задачи обучения СИ научить выделять главное (существенное) в информации; научить сокращать текст разными способами (исключения, обобщения или сочетания исключения и обобщения); сформировать умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли; научить отбирать и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Требования к сжатому изложению сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания.

3 способа компрессии текста 1) исключение подробностей, деталей; 2) обобщение конкретных, единичных явлений; 3) сочетание исключения и обобщения.

Способы компрессии При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

Приемы сжатого воспроизведения сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

Основные языковые приемы компрессии исходного текста 1) замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым; 2) исключения: исключение повторов; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких синонимов; 3) слияние нескольких предложений в одно.

«Содержательные» приемы компрессии текста разделение информации на главную и второстепенную, исключение несуще­ ственной и второстепенной информации; свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Что требуется для написания сжатого изложения 1. Отбор важной информации. 2. Сохранение авторской последовательности событий. 3. Передача характера действующих лиц и обстановки без искажений. 4. Выделение основных микротем. 5. Обобщение содержания исходного текста.

Деление текста на микротемы облегчает восприятие и запоминание текста Микротемы – это минимальные содержательные отрывки текста, заключающие в себе законченную мысль: они могут не совпадать с границами абзацев. Каждую микротему надо озаглавить как пункт подробного плана текста.

Облегчает работу над изложением и выделение лексических опор Лексические опоры – это слова и сочетания слов в пределах одной микротемы, создающие образную или смысловую опору каждого отрывка. Научившись видеть их в тексте, ученик сможет выделять лексические опоры на слух, что, безусловно, поможет ему на экзамене при прослушивании текста.

Порядок написания сжатого изложения Выделяются в тексте наиболее важные, существенные мысли. Находится среди них главная мысль. Разбивается текст на части, группирующиеся вокруг важных, существенных мыслей. Озаглавливается каждая часть и составляется план. Определяется, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей целесообразно отказаться.

Определяются факты (примеры, случаи), которые можно объединить, обобщить в соседних частях текста. Обдумываются средства связи между частями. Описывается отобранная информация «своим» языком. Записывается сокращенный, «сжатый» текст на черновике, затем он уточняется и переписывается на чистовик.

Практика написания сжатого изложения Первое чтение. Слушание текста. Действия ученика Содержание Определи тему текста (о чем данный текст?). Аргументируй своё мнение (обрати внимание на лексику!). Тема определяется: по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора); по заглавию текста. Определи идею текста.Идея текста определяется: по эмоциональной тональности звучания текста (настроению, которое вызывает прочтение текста); по отношению автора к событиям, героям (определение авторской позиции).

Определи композицию текста. Вспомни его структуру. Как сформулировать тезис? Композиция текста – построение текста. Основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста. Определи количество микротем по количеству пауз учителя. Помни: самая главная информация обычно содержится в первом или последнем предложении абзаца или в главной части сложного предложения. Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Абзац – показатель микротемы. Абзац определяется интонационными паузами учителя, читающего текст. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Второе чтение. Слушание текста. Осмысление прочитанного текста. Уточ– ни основную мысль микротемы. Дополни необходимой информацией. Используя приемы сжатия тек– ста, сократи (убери) лишнюю информацию. 1. Сократи текст на одну треть (вдвое, на три четверти…). 2. Сократи микротему, передав её содержание в одном–двух предложениях. 3. Убери в тексте лишнее со своей точки зрения. 4. Составь на основе текста «телеграмму», т.е. выдели и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируй главное в тексте. Сними нумерацию абзацев – микротем. Продумай связь между отдельными абзацами, соедини микротемы в связанный текст. Для объединения (связи) содержания микротем в текст используются лексические и лексико- грамматические средства соединения частей текста: лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические – местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Напиши сжатое изложение Отредактируй текст. Помни: сжатое изложение должно отвечать следующим требованиям: сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; установление смысловой связи между абзацами и предложениями.

Требования к текстам доступность и занимательность; когнитивность; понятность и простота композиции; языковая безупречность; повествовательный характер (могут быть элементы описания или рассуждения); диалогичность (по возможности); наличие второстепенной (несущественной) информации (пространных описаний природы, настроений и чувств героев и т.п.).

Пропедевтические упражнения - Выделение главной информации предложения (простого или сложного). - Выделение предложения, в котором заключена главная (основная) мысль микротекста (абзаца). - Выделение детализирующей, объясняющей части микротекста. - Сокращение предложения, микротекста за счет исключения деталей, подробностей. - Расширение, развертывание предложения, микротекста путем введения деталей, подробностей, объяснений. - Подбор обобщающего слова к ряду слов. - Подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.

Пропедевтические упражнения Можно использовать такие варианты работы: - учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти; - учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух –письмо по памяти; - учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти. Самая удобная форма – миниатюры: изложения- миниатюры и сочинения-миниатюры. Эти небольшие по объёму тексты обладают всеми качествами, которые обычно предъявляются к «обычным» текстам.

Подготовка к сжатому изложению содержательно, правильно, последовательно воспроизводить в письменной форме исходный текст; использовать языковые средства авторского текста; грамотно оформлять текст и с орфографической, и с пунктуационной стороны.

Подготовка к экзаменационному изложению со стороны учителя, осуществляющего ряд тренировочной-обучающих изложений, контрольное и предэкзаменационное; со стороны учащихся, тренирующих память в самостоятельных пересказах текстов, осваивающих стилистику разных авторов, обогащающих свой лексикон.

Рекомендации к написанию 1. Внимательно прочитайте (прослушайте текст), который вам предстоит письменно изложить (можно записывать ключевые слова, отдельные фразы, но не старайтесь записывать дословно во время прослушивания текста). Необходимо проникнуть в суть текста, т.е. понять его основную мысль, следить за логической связью микротем и запомнить их последовательность. 2. Уже при первом прослушивании текста следует обратить внимание на структуру и языковое оформление: как начинается текст, как завершается, какие слова можно считать ключевыми, как используются в тексте выразительные средства (лексический повтор, синонимы и др.)

Рекомендации к написанию 3. Оставляйте просвет (интервалы) между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования (или прослушивания текста второй раз) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. 4. Пишите текст на одной стороне листа (или оставляйте широкие поля), т.к. при редактировании вам может понадобиться вставить слово и даже предложение. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-то условный знак, а на обратной (чистой) стороне или полях под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.

Рекомендации к написанию 5. Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов (по словарю). 6. Постарайтесь определить тему, стиль и тип речи (от этого будет зависеть способ изложения исходного текста); определите микротемы. 7. Если текст-повествование, то помните, что в таком тексте рассказывается о каком-то событии последовательно. Постарайтесь запомнить последовательность событий.

Рекомендации к написанию 8. Если текст-описание, то в начале текста называется описываемый предмет, а затем перечисляются наиболее яркие признаки этого предмета и даётся его оценка. Старайтесь запомнить определённые детали. Составьте предельно краткий план, при повторном чтении распространите его, указывая признаки предмета (деталей).

Рекомендации к написанию 9. Если текст-рассуждение, постарайтесь установить причинно-следственные связи между явлениями, к какому выводу приходит автор. Текст- рассуждение чётко сконструирован и строится по схеме: - тезис (основная мысль); - аргументы (доказательства); - вывод (автор может сам и не делать вывода). Главный вопрос, на который отвечает текст- рассуждение, - ПОЧЕМУ? Аргументы, как правило, содержат ответ на этот вопрос. Постарайтесь запомнить примеры, приводимые автором в качестве аргументов.

Рекомендации к написанию 10. Прослушивая (читая) текст второй раз, уточните, правильно ли запомнили последовательность изложения событий, мыслей; обратите внимание на фактическую сторону: даты, имена, фамилии, время и место действия и др. 11. Записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употреблённые для связи предложений и абзацев текста. Составьте план.

Рекомендации к написанию 12. При редактировании постарайтесь избавиться от тяжеловесных предложений. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две покороче или вообще убрать какие-то слова, оказавшиеся лишними. 13. Медленно перечитайте предложение, в котором проделаны какие-либо изменения, проверьте, - нет ли у вас грамматических ошибок, - не нарушена ли связь слов, - не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или последующей ( так вы избежите одной из самых распространённых ошибок – неоправданного повтора слов).

Рекомендации к написанию 14. Проверьте последовательность изложения содержания: не нарушена ли логика развёртывания темы; нет ли неоправданной перестановки частей (микротем) текста; правильно ли членится текст на абзацы. 15. Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в них знаков препинания.

Рекомендации к написанию 16. Перечитайте ещё раз изложение (сочинение) и аккуратно перепишите. 17.Помните, что эксперт, проверяющий ваше изложение (сочинение), будет руководствоваться критериями, поэтому надо самому хорошо знать эти критерии.

Скрипучая дверь (Е. Пермяк.) В новую избу навесили хорошую Дверь. Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что Дверь легко открывалась и плотно закрывалась, не пропускала зимнюю стужу. Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить. Зато в избе очень много разговаривали о рамах. И как о них можно было не говорить, когда они были плохими. Они с трудом открывались и закрывались. Набухали. Пропускали холод. Рамам уделялось много внимания, и это обозлило завистливую Дверь. - Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли. Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела. Скрипела с таким остервенением, что это стало невыносимым для окружающих. Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили другую. Обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться вовсе не какие-то особенные достоинства, а ее дверные обязанности. Выброшенная же в дровяник Дверь вскоре поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве. (198 слов) Пример 1

В новую избу навесили хорошую Дверь. (Красивую Дверь. И все ее хвалили, потому что) Она легко открывалась и плотно закрывалась, (не пропускала зимнюю стужу), и ее не в чем было упрекнуть. (Вообще Дверь не в чем было упрекнуть, и о ней перестали говорить.)

Зато в избе (очень) много разговаривали о рамах, (И как о них можно было не говорить, когда) потому что они были плохими: набухали, пропускали холод. (Они с трудом открывались и закрывались.)

(Рамам уделялось много внимания,) И это обозлило завистливую Дверь. Она стала кривиться и скрипеть, чтобы ее заметили. (- Вот вы как, - сказала она, - я покажу вам, как не замечать меня, - и стала коробиться, кривиться, скрипеть. Ее подстругивали, выпрямляли, утепляли. Нянчились с ней сколько могли.) Ее петли часто смазывали маслом, а она не унималась, скрипела так (Скрипела с таким остервенением), что это стало невыносимым для окружающих.

Тогда ее сняли с петель и выбросили в дровяник. На ее место навесили (другую) обычную сосновую дверь, которая честно служит в избе до сих пор, зная, что легко открываться и плотно закрываться (вовсе не какие-то особенные достоинства, а) - ее дверные обязанности.

Выброшенная же (в дровяник) Дверь (вскоре) поняла, что вне избы и без избы она ничего собой не представляет. (Ровным счетом ничего. Даже скрипеть не может вне избы. Такова печальная история одной зазнавшейся Двери, которая осталась в одиночестве.)

Полный текст Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными. Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью. Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь. Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, – ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках. Пример 2

Полный текст Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу». Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой. В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (Из журнала) (176 слов )

Вариант сжатого изложения У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными. Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью. Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие. Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод. Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед. Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю. (90 слов)

Приемы сжатия (пример 2) 1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны); 2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).

По очерку Б.Д. Челышева «В поисках пропавших рукописей» Пример 3

Исходный текст Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и еще Куприны: один землемер, другой грузчик, третий рыбак, а еще учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице писателе Куприне. Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем ее многообразии?!

Исходный текст Все было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придает ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, говорил Куприн, встречались люди с самыми неожиданными биографиями фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой».

Исходный текст Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию. Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося « интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.

Исходный текст Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь все записывал Куприн в записную книжку. Придет время и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора. Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги. (343 слова.)

СОВЕТ: ПОСЛЕ ПЕРВОГО СЛУШАНИЯ СОСТАВЬТЕ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН. План: 1. Куприн – писатель и Куприн-рабочий. 2. Любопытный и любознательный. 3. Потребность в знакомстве с простыми людьми 4. Кропотливый труд литератора.

ВЫДЕЛЯЕМ МИКРОТЕМЫ: «Един и многолик». Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нём. Ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы.

РАБОТАЕМ С ПЕРВОЙ МИКРОТЕМОЙ Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и еще Куприны: один землемер, другой грузчик, третий рыбак, а еще учетчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице писателе Куприне..

РАБОТАЕМ СО ВТОРОЙ МИКРОТЕМОЙ Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Не решил ли он изучить все ремесла и «отображать» потом жизнь во всем ее многообразии?! Все было значительно проще: он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди, занятые в нем. Ведь профессия оставляет на человеке свой отпечаток, придает ему своеобразие, делает одного непохожим на другого. «Среди грузчиков в одесском порту, фокусников, воров и уличных музыкантов, говорил Куприн, встречались люди с самыми неожиданными биографиями фантазеры и мечтатели с широкой и нежной душой».

РАБОТАЕМ С ТРЕТЬЕЙ МИКРОТЕМОЙ Любопытно, что Куприна меньше тянуло к людям так называемого «интеллигентного» и канцелярского труда. Он был убежден: ничто не дает такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Непосредственное участие в труде, а не наблюдение со стороны становилось для Куприна уже фактом творчества, той необходимой почвой, которая питала его знания, фантазию. Бурный темперамент не давал писателю подолгу заниматься литературным трудом. Он так же резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней. Даже во время творческого подъема писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося « интересного человека» или писать в таких условиях, в которых иной литератор не составил бы и двух фраз.

РАБОТАЕМ С ЧЕТВЁРТОЙ МИКРОТЕМОЙ Иногда Куприн вдруг прерывал работу, бросал на половине, если убеждался, что не даются ему «точные» слова. Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Меткое слово, услышанное случайно, афоризм, художественная деталь все записывал Куприн в записную книжку. Придет время и все может понадобиться. Книжки хранят сотни таких заметок, кусочков разговора. Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.

ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВАРИАНТ: Он был «един и многолик». «Един», потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны разных профессий. Но всё это рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне. Он был очень любопытным и любознательным человеком. Его любопытство вызывал и новый вид труда, и новые люди. Куприн был убеждён: ничто не даёт такой богатый материал, как близкое знакомство с простым людом. Даже во время творческого подъёма писатель мог бросить рукопись ради случайно встретившегося «интересного человека». Он трудился как мастер-ювелир, отчеканивая фразы. Писатель всё дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги.